Влияние игротерапии и изотерапии на преодоление агрессивных проявлений в поведении детей с ОВЗ

Митина Валентина Михайловна

В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике и психологии очень активно используется такой подход, как терапия искусством. Этот подход является инновационным и здоровьесберегающим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_izoterapii_i_igroterapii.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние изотерапии и игротерапии  на преодоление агрессивных проявлений в поведении у детей с ОВЗ

В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике и психологии очень активно используется такой подход, как терапия искусством. Этот подход является инновационным и здоровьесберегающим. Международная классификация подразделяет терапию искусством на 4 вида: арттерапия, танцевальная терапия, музыкальная терапия и драматерапия [6].

Арттерапия – совокупность методов психологического воздействия, которые осуществляются в контексте изобразительной деятельности и используется с целью коррекции лиц с различными  психическими и эмоциональными расстройствами. Отечественные авторы, затрагивающие в трудах тему арттерапии рассматривают ее как систему здоровьесберегающих воздействий или же как одну из форм психотерапии, основанной на занятиях изобразительным творчеством [8].

Впервые термин «арттерапия» начали  использовать в Англии в  1940 гг.. С помощью термина арттерапия обозначали различные формы клинической практики. На современном этапе развития науки арттерапия представляет собой междисциплинарным подходом, который соединяет в себе различные области знаний таких как, психология, педагогика, медицина и другие. Художественная практика является основой арттерапии, так как вовремя арттерапевтических сеансов клиента вовлекают в непосредственную изобразительную деятельность. Коррекцию посредством изобразительной деятельности (рисование, летка) называют изотерапия. Изотерапия – самый  распространенный вид арттерапии [8].

Изотерапия – педагогическое направление арттерапии –– имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации. При помощи изотерапии происходит забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности [7].

Большой практический смысл имеет использование техник изотерапии в образовании. В процессе изотерапии у  ее участников происходит множество позитивных изменений: углубляется самопознание, самопринятие. Происходит гармонизация личности и личностный рост. С помощью изотерапии психолог может вырабатывать рефлексию, анализ своего поведения, своих мыслей и чувств у клиента. Также изотерапия применяется с целью улучшить общую атмосферу коллектива, расширения связей, все это происходит через переживание сильных эмоций [8].

Различные специалисты (психологи, медики, философы, художники, педагоги) изучают влияние изотерапии на эмоциональное состояние человека. Отечественные и зарубежные учёные (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.) доказали, что изотерапия положительно влияет на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы людей.

Создание условий для выхода агрессии социально-приемлемым путем – главная задача коррекции агрессивных проявлений в поведении с помощью изотерапии. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение [1].

Не меньшей популярностью и эффективностью, в коррекции агрессивного поведения, пользуется игротерапия. Игротерапия – метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами [12].

 О том, что различные психологические проблемы поддаются коррекции через игру психологи говорили еще в начале прошлого века.  С помощью игротерапии решаются такие проблемы как, отставание в интеллектуальном развитии, ограничение физических возможностей, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Высокая эффективность игровой терапии связана с тем, что время игр у детей преобладает положительный фон настроения, что благоприятно влияет на коррекцию эмоционально-волевых нарушений [9].

Играть для детей так же естественно, как и дышать. Дети всегда готовы начать новую игру. Они могут придумать её самостоятельно или же принять сюжет, подсказанный взрослым, но развивать его по своим правилам и траекториям. Психологи и педагоги утверждают, что игра это не только отличный досугом, но и эффективный способ обучения детей с ОВЗ. У ребенка с ОВЗ игровая деятельность может доминировать вплоть до середины младшего школьного возраста, а у детей с интеллектуальными нарушениями и до окончания начальной школы. [5].

Ежедневно ребенок сталкивается с многочисленными стрессами, у него возникают конфликты со сверстниками и взрослыми. Зачастую дети не понимают, что находятся в состоянии стресса и тревоги.  

Современные дети заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они более инициативны, сообразительны, отличаются раскованностью. Но на ряду с этим детей с отклонениями в поведении встречается все больше. Так например одному ребенку совсем незнакомо состояние покоя и сосредоточенности, а другой, наоборот, может часами играть в одиночестве, тихо говорит, избегает контактов со сверстниками  и взрослыми   [5].

Игротерапия рассматривается современной наукой как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения детей с ОВЗ, поскольку  с помощью игры детям проще озвучивать свои чувства, мысли, эмоции. Все свои переживания и полученный опыт они могут прожить в игре [3].

Целю использования игры в коррекции, является возможность ребенку «прожить» в игровой ситуации волнующие его проблемы, при этом не меняя и не переделывая ребенка  [11].

Задачи игровой терапии:

1) Помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках;

2)  Развитие способности понимать себя и других;

3)  Формирование саморегуляции;

4)  Выработать способность к рефлексии;

5)  Развитие чувства контроля;

6) Формирование адекватной самооценки;

8) Создание условий для формирования у детей уверенности в себе [4].

Основные задачи психолога, ведущего игровые заняти:

  1. Принятие каждого ребенка;
  2. Эмоциональное сопереживание ребенку;
  3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме;
  4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения [11].

Принципы осуществления игротерапии:

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок -хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

 3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя [11].

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии [2].

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка с ОВЗ, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания [9].

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма поведения с наблюдаемой агрессией, как игры-потасовки. Эти игры особенно встречаются у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов. Однако, по всеобщему признанию, такое поведение едва ли можно признать агрессивным [10].

Во-первых, такая возня детей - это всего лишь форма игры, и как всякая игровая активность называется добровольным и приносит детям удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой, то часто можно увидеть улыбку на лицах детей (чего не скажешь о людях , действительно, повергающихся насилию. Кроме того, если бы ребенку это было неприятно и приносило страдание, он скорее бы стремился избежать общение с агрессором, а не затевал с ним «кучу-малу».

Во-вторых, игры – потасовки обеспечивают развитие у детей определенных, позитивных функций. Например, двигательных способностей, навыков сотрудничества, умение совместно решать проблемы.

В-третьих, хотя игры –потасовки и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированны стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Это изредка случается по неострожности, из-за недостаточного моторного контроля.

В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр-потасовок, так как в большинстве случаев другие дети, начинают избегать его или не принимать в игру [10].

Психологическую основу игр составляет желание повеселиться, разрядиться  и удовлетворить те потребности, которые блокированы в реальной жизни. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления  окружающей  действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения [10].

Таким образом, использование игротерапиии и изотерапии в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ОВЗ является одними из более доступных и целесообразных методов.

Список использованной литературы

  1. Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания. Сборник статей. Островитянин, 2008.  –147 с.
  2. Грабенко, Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. –50 с.
  3. Джинотт, Х. Групповая игротерапия с детьми / Х. Джинотт. – М. : Эксмо, 2001. – 272 с.
  4. Зеленцова-Пешкова, Н. В. Игротерапия для дошкольников /        Н. В. Зеленцова-Пешкова. – Ростов н/ Д. : «феникс», 2014. – 156 с.
  5. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – М. : – 1997. –191 с.
  6. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе  / М. В. Киселева. – СПб. : Речь, 2007. — 160 с.
  7. Копытин, А. И. Арт-терапия. Хрестоматия / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2002. – 368 с.
  8. Левченок, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / И. Ю. Левченок. – М. : Академия,  2001. – 248 с.
  9. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : пер. с англ / Г. Л. Лэндрет. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 230 с.
  10. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей /         А. А. Романов. – М. : "ПлеЙТ", 2004. –48 с.
  11. Спиваковская,  А. С. Психотерапия: игра, семья, детство /            А. С. Спиваковская. – М. : 1999. – 304 с.
  12. Cсловарь справочник  [Электронный ресурс]: // [Режим доступа] http://defectology.academic.ru/