«Мой герб»: психологический час в 7 – 8 классах

Цыбулина Татьяна Николаевна

Целью психологического часа является поиск опоры в трудных жизненных ситуациях; формирование самосознания. В ходе занятия участники создают собственный герб, который может послужить в дальнейшем одним из способов находить опору в жизни. Работа на занятии способствует формироватнию позитивного взгляда на жизнь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_gerb_psihologicheskiy_chas.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой герб»:

психологический час в 7 – 8 классах

Цель: поиск опоры в трудных жизненных ситуациях; формирование самосознания.

Задачи:

  1. Создать собственный герб
  2. Развивать умение во всех ситуациях находить опору в жизни
  3. Формировать позитивный взгляд на жизнь.

Оснащение: цветные карандаши, мелки или фломастеры, шаблон герба, листы формата А4 на каждого участника, (можно также использовать журналы, фотографии, цветную бумагу, клей или двухсторонний скотч, мелкие предметы: бусы, ракушки, ленточки или банты); мягкий кубик или мягкая подушечка; помещение, где есть пространство для работы в круге и столы для работы.

Занятие начинается с упражнения «Здороваются все, у кого…» (упражнение проводится в круге; цель: создание настроя на активную работу, тренинг взаимодействия).

Перед упражнением ведущий стоит в круге и говорит:

«Сейчас мы с вами будем здороваться, но не совсем обычным способом. Я назову признак, например, «Поздоровайтесь те, у кого сегодня черная обувь». Все, у кого есть такой признак, встают со стульев и меняются местами. Прежде чем занять стул, необходимо поздороваться с хозяином стула за руку».

Пока участники здороваются, ведущий старается занять свободный стул. Далее водит тот, кто остался без места.

Первая часть – теоретическая. 

Для того чтобы познакомиться поближе, я предлагаю вам закончить следующие предложения (используется мягкая подушечка или мягкий кубик):

  • Мне грустно, когда…
  • Мне страшно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Когда на меня кричат, я …
  • Самое печальное для меня …
  • Мне скучно, если …
  • Я не доверяю людям, которые …
  • Я не люблю, когда…
  • Я чувствую неуверенность, если…

Рефлексия упражнения. Какие чувства вы испытали, завершая эти предложения? (ответы участников: «сразу стало грустно», «тревожно как-то», «почувствовала неуверенность»).

Ведущий: Действительно, каждый из нас переживал в своей жизни  различные чувства: неуверенность, страх, переживание неудачи.

Наверное, случалось и так, что вы были огорчены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. Каждому человеку в этот момент хочется иметь поддержку и защиту.

С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня  мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

Ведущий или кто-нибудь из участников сообщает информацию об истории герба.

Вопрос учащимся: «Когда появились первые гербы?» (ответ: в средние века).

Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки герба видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными предшественниками герба были родовые и семейные знаки собственности («знамена», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у тюрков и монголов и т. п.).

Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в III тысячелетии до н. э. существовал герб шумерских государств — орёл с львиной головой; известны также гербы: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Древней Греции были гербы: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). Гербы дворянских родов появились в Средние века в западной Европе. Первым родовым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который, согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.

Во второй половине XV века крестоносцы в Европе для обозначения своего положения в обществе также стали использовать специальные эмблемы.

Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывались яркими красками (эмалями), украшались деталями. Основой герба служит щит – это защита, помощник в трудную минуту.

Практическая работа «Мой герб»

Сегодня каждый из нас сделает для себя герб.

Для этого мы подготовили листы (А 4). Герб мы разделим на 5 частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй – место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей – самое большое свое достижение.

В четвертой – имена тех людей, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков, разных предметов, ваших фотографий, вырезок из журналов.

А в пятой части напишите три слова, которые вы хотели бы услышать о себе. Конечно, тот макет, который мы предлагаем, не истина в последней инстанции, дома вы можете составить свой герб.

Участникам дается время на создание герба – 15 минут.

Затем проводится презентация. По желанию дети рассказывают о том, что у них получилось.

Подростки могут не захотеть рассказывать о своем гербе. Тогда можно задавать наводящие вопросы:

Как вы думаете, для чего мы это делали? (ответы детей: «чтобы повысить самооценку», «почувствовать уверенность в себе» и др.)

Во время работы над гербом вам было легко или трудно? (ответы детей: «было трудно написать, что я хочу услышать о себе», «никаких затруднений не было»).

Есть ли такие умения, о которых ваши одноклассники не знают? («есть»).

Могли бы вы рассказать о своих умениях? (большинство ответили, что нет)

Какое место для вас самое приятное? (ответы: дом, лес)

Есть ли среди людей, которым вы доверяете, родители? (большая часть класса подняли руку), друзья? (многие участники подтвердили это); учителя, тренеры? (подняли руку два человека).

Ведущий делает основной вывод:

Каждому из нас надо помнить, что герб, который мы составили, поможет нам: 

  • Когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться.
  • Когда одиноко, подумать о тех людях, к которым можно прийти и поделиться своими мыслями и чувствами.
  • Стать более уверенными, вспомнив свои достижения.
  • Мысленно представить себе место, в котором вам уютно и хорошо, можно отдохнуть и успокоиться.
  • Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа нужно вспомнить и произнести три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

Рефлексия

  1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
  2. Что вам понравилось и что не понравилось?
  3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах (ответы: «поможет работа над собой», «общение с друзьями», «душевный разговор с родителями», «любимое занятие»).

Использованная литература:

  1. Где и когда появился самый первый герб в мире? [Электронный ресурс] // https://otvet.mail.ru/question/99513520
  2. Николаева Н. Жизнь по собственному выбору// Школьный психолог. – 2006. - № 15 . – С.8 – 9.