Дети-мигранты

 Колесникова Наталья Викторовна

Функции гостеприимной педагогики:

понять, поддержать и научить

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_migranty.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

 Психологическое сопровождение адаптации детей  мигрантов  в поликультурном  образовательном пространстве.

Из года в год увеличивается приток в Московский регион населения из субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Возникает проблема включения представителей различных этносов в социальную жизнь мегаполиса.

В связи с  миграционными процессами, которые происходят в Москве,  в образовательных учреждениях города увеличивается количество детей из двуязычных семей, не владеющих или плохо владеющих русским языком. Поэтому  ГОУ СОШ № 1076 на протяжении нескольких лет реализует модель интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их культурно-языковую и социопсихологическую адаптацию в  условиях московского мегаполиса.

Целью   психологической  службы нашей  школы  является  создание комфортных условий для успешного обучения и социализации каждого школьника. Поэтому с момента появления в нашем учебном заведении первых языковых классов возникла необходимость психологического сопровождения детей-мигрантов,  обеспечение их эффективной интеграции  в детский коллектив. В нашем Центре   была разработана программа психологического сопровождения детей-мигрантов, задачей которой стало обеспечение их успешной адаптации, сопровождение и поддержка в процессе обучения.

Со второго полугодия 2009 года ГБОУ СОШ №1076 включился в городской эксперимент под эгидой УВК  ООН по делам беженцев РФ и Центром  межнационального образования «Этносфера».

С 2009 года в соответствии с программой интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду психологами школы была разработана «Модель психологического сопровождения адаптации детей из инокультурной среды».

Реализуя  данную программу, мы обеспечиваем психологическое сопровождение на протяжении всего периода обучения.  Большую помощь в адаптации к окружающей культурологической среде получают учащиеся структурного подразделения «Школа русского языка». Мы проводим психологическую диагностику детей мигрантов, разработаны адаптационные занятия, программа по развитию познавательной сферы и  навыков учебной деятельности. Данные мероприятия способствуют психологической подготовке учащихся к обучению в общеобразовательных классах. В общую структуру психологического сопровождения в начальной  школе включены   занятия с  детьми из инокультурной среды. В средней и старшей  школе продолжается работа, направленная на улучшение межкультурного взаимодействия, формирования активной толерантности, снижение конфликтности в поликультурной среде смешанных классов.  Проводятся тренинги этнокультурной компетентности.

Еще одной составляющей психологического сопровождения является участие  школьников  в проектной деятельности. Введение в образовательном учреждении с 2009 года уроков психологии по программе И.В. Дубровиной способствует приобщению детей к психологическим знаниям и  приводит к пониманию психологии человека, признанию ценности человека самого по себе, вне зависимости от национальности, положения, должности, возраста и пр.

В рамках психологического сопровождения мы проводим мероприятия для родителей и учителей,  разрабатываются психологические  рекомендации с целью обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей мигрантов.

«Модель психологического сопровождения адаптации детей из инокультурной среды в поликультурном образовательном пространстве», разработанная психологами ГБОУ СОШ № 1076 имеет чёткую структуру и обеспечивает целостную систему психологического сопровождения интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду.

 С целью отслеживания результативности реализации данной модели проводится  психологический мониторинг эффективности психологического сопровождения детей мигрантов.  Данные  свидетельствуют об эффективности выбранной модели работы.

Опытом нашей работы мы делимся с другими представителями образовательного пространства.  В ГБОУ СОШ №1076 организовываются семинары для педагогов, учащиеся  участвуют в окружных, городских и международных смотрах конкурсах.

 Каждый год в  школе проводится  «Школьный праздник дружбы, сближающий людей и народы», посвященный Всемирному дню толерантности, на котором ребята знакомятся с традициями и обычаями разных стран.

Учащиеся – иностранцы занимаются  в спортивных кружках и секциях, эти  занятия  развивают и двигательную активность, и художественно-эстетический вкус учащихся, и  приобщают их к российской культуре, облегчая их социально-психологическую адаптацию к стране проживания.

 Не секрет, что современная школа превратилась в поликультурное сообщество. Поэтому, перед психологами образовательных учреждений  встаёт вопрос о том, как создать психологические условия для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. Данная «Модель психологического сопровождения адаптации детей из инокультурной среды в поликультурном образовательном пространстве» является одним из вариантов психологического сопровождения учебного процесса в современной школе.