Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

 Колесникова Наталья Викторовна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspress-oprosnik.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon ekspress-oprosnik.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

             

Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег   отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

I.

1.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

6

5

4

3

2

1

2.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

6

5

4

3

2

1

3.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

6

5

4

3

2

1

4.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

1

2

3

4

5

6

5.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

1

2

3

4

5

6

6.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

6

5

4

3

2

1

7.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

1

2

3

4

5

6

Итого:

II.

8.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

1

2

3

4

5

6

9.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

6

5

4

3

2

1

10.

С неопрятными людьми неприятно общаться

6

5

4

3

2

1

11.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

6

5

4

3

2

1

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

6

5

4

3

2

1

13.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

6

5

4

3

2

1

14.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

1

2

3

4

5

6

15.

Любые религиозные течения имеют право на существование

1

2

3

4

5

6

Итого:

III.

16.

Если друг предал, надо отомстить ему

1

2

3

4

5

6

17.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6

5

4

3

2

1

18.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

1

2

3

4

5

6

19.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

6

5

4

3

2

1

20.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

6

5

4

3

2

1

21.

Беспорядок меня очень раздражает

6

5

4

3

2

1

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

1

2

3

4

5

6

Итого:

Общий итог:

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).  

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

  1. Этническая толерантность

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия

До 19  баллов– низкий уровень

20 – 31  – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

II.         Социальная толерантность

Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам

                До 22 баллов – низкий уровень

                23 – 36 – средний уровень

                37 и более баллов – высокий уровень

III.         Толерантность как черта личности

Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19  баллов– низкий уровень

20 – 31  – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень



Предварительный просмотр:

 Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

             

Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег   отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

I.

1.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

6

5

4

3

2

1

2.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

6

5

4

3

2

1

3.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

6

5

4

3

2

1

4.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

1

2

3

4

5

6

5.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

1

2

3

4

5

6

6.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

6

5

4

3

2

1

7.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

1

2

3

4

5

6

Итого:

II.

8.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

1

2

3

4

5

6

9.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

6

5

4

3

2

1

10.

С неопрятными людьми неприятно общаться

6

5

4

3

2

1

11.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

6

5

4

3

2

1

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

6

5

4

3

2

1

13.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

6

5

4

3

2

1

14.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

1

2

3

4

5

6

15.

Любые религиозные течения имеют право на существование

1

2

3

4

5

6

Итого:

III.

16.

Если друг предал, надо отомстить ему

1

2

3

4

5

6

17.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6

5

4

3

2

1

18.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

1

2

3

4

5

6

19.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

6

5

4

3

2

1

20.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

6

5

4

3

2

1

21.

Беспорядок меня очень раздражает

6

5

4

3

2

1

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

1

2

3

4

5

6

Итого:

Общий итог:

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).  

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

  1. Этническая толерантность

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия

До 19  баллов– низкий уровень

20 – 31  – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

II.         Социальная толерантность

Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам

                До 22 баллов – низкий уровень

                23 – 36 – средний уровень

                37 и более баллов – высокий уровень

III.         Толерантность как черта личности

Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19  баллов– низкий уровень

20 – 31  – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень