ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

 Колесникова Наталья Викторовна
•ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
•МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ Презентацию составил: педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1076 Колесникова Н.В.

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 1. Выявление общей осведомленности . Знает ли ребенок имена родителей, братьев и сестер, собственное имя и возраст, страну рождения, страну проживания, адрес.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 2. Исследование слухоречевой памяти. Методика «2 группы по 5 слов», позволяет оценить степень сформированности кратковременной (объем) и долговременной памяти (прочность запоминания), динамику заучивания и некоторые другие параметры памяти (А.В. Семенович, 1998).

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 3. Выявление уровня развития тонкой (мелкой) моторики. Тест Керна-Ирасека, в процессе которого ребенку предлагается скопировать фразу на незнакомом языке и группу точек, выявляет готовность руки к школе (А.Д. Виноградова, 1992).

Слайд 6

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 4. Оценка способности ребенка к пониманию причинно-следственных связей и оценка развития экспрессивной речи производится с помощью рассказа по специально подготовленной сюжетной картинке (одна картинка из набора) (А.В. Семенович, 1998).

Слайд 7

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 5. Оценка степени сформированности понятийного мышления и уровня обобщений, изучения стиля мыслительной деятельности , с использованием наглядного варианта методики «Исключение предмета» («Четвертый лишний) (Н.А. Семаго, 1998). Выявление уровня уровня развития наглядно-образного мышления , с использованием стандартизированной диагностической методики «Схематизация» (Р. И. Бардина).

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 6. Оценка продуктивного внимания и работоспособности проводится с помощью корректурной пробы (модификации методики Озерецкого) (А.Д. Виноградова, 1992).

Слайд 9

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 7. Исследование зрительной памяти. Позволяет оценить объем и прочность запоминания зрительной информации.

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 8. Исследование восприятия на материале «Нелепиц». 9. Исследование латеральных предпочтений.

Слайд 11

Провела обследование и написала заключение Колесникова Наталья. Дата обследования: 9.10.2006 г. ЗАКЛЮЧЕНИЕ А, 6 лет. Родители: Тубо (мать), Низимуддин (отец). Поведение ребенка в процессе обследования Абу легко вступает в контакт с психологом, общителен, подвижен, уверен в себе. Не знает в какой стране и городе живет. Характеристика работоспособности Работоспособность высокая, темп работы высокий. Утомляемость не выявлена. Особенности познавательной сферы Речь. Обследование проводилось на русском языке. Спонтанная речь развита недостаточно, маленький запас слов. Спешит говорить, заикается. Складывается впечатление, что мальчик знает ответ, но ему трудно говорить, высказываться. Он бесшумно что-то проговаривает, но высказать это вслух отказывается. Речевая активность невысокая, однако, ребенок способен самостоятельно составить краткий рассказ по картинкам. Из разговора с мамой ребенка выяснилось, что мальчику бывает трудно говорить из-за «неповоротливости» языка и что он наблюдался по этому поводу у специалистов (каких не ясно, может быть специалистов больницы МАГИ). Сейчас родители ждут восьмилетия мальчика, чтобы понять делать или нет операцию (какую не совсем понятно, может быть «подсечение уздечки»). Возможно, это несколько проясняет ситуацию. Необходимо уточнить какой был поставлен диагноз. Внимание. Внимание неустойчивое. При выполнении корректурной пробы допускает ошибки, символы зачеркивает вразнобой. Память. Объем кратковременной слухоречевой памяти высокий, без ошибок избирательности. Прочность запоминания средняя: Абу вспомнил почти все слова, но допустил ошибки избирательности. Мышление. Задания на обобщение оказались для мальчика не доступны. Объясняя причины немногочисленных выборов, он опирается на латентные признаки, что, возможно, говорит о специфическом стиле мышления. Мальчик не улавливает причинно-следственные связи на наглядных изображениях (рассказ по картинке). Моторика. Копирование по образцу затруднено, недостаточный уровень развития зрительно-мануального (глаз-рука) взаимодействия. Восприятие (на материале «нелепиц»). Мальчик не способен целостно воспринимать противоречивые изображения, замечает только отдельный его фрагмент, игнорируя остальные части рисунка. После наводящих вопросов ребенок в некоторых случаях способен заметить противоречие. Произвольность. Произвольность развита в соответствии с возрастом. Мальчик хорошо понимает инструкцию, пытается выполнить указание взрослого и самостоятельно выполнить инструкцию, но из-за недостаточно развитого зрительно-мануального взаимодействия это затруднено. Хорошо ориентируется в пространстве (право-лево, верх-низ). Исследование латеральных предпочтений Ведущая рука - правая. Ведущая нога - левая. Ведущее ухо - левое. Ведущий глаз - левый. Полученные результаты позволяют выдвинуть предположение о возможном скрытом левшестве у ребенка. Особенности мотивационно-волевой сферы. У А сформированы адекватные представление об учебной деятельности, он говорит о своем желании учиться в школе. Однако мальчик с трудом высиживает урок, часто отвлекается, бегает по классу. Проблемные области Повышенная активность и возбудимость, недостаточный уровень самоконтроля и недостаточное усвоение норм поведения. Таким образом, на первый план выходят: логопедические проблемы ребенка, недостаточная сформированность большинства познавательных процессов, при высокой прочности долговременной памяти и наличии мотивации к обучению в школе. Прогноз: У ребенка могут возникнуть трудности при обучении в подготовительном классе, связанные с необходимостью поспевать за другими детьми (низкий темп деятельности), трудностями высказывания, обобщения, неустойчивостью внимания, недостаточным словарным запасом, невысокой произвольностью и неуверенностью в своих силах, высокой тревожностью. Рекомендации: Необходимы консультации логопеда, психоневролога, дефектолога, а также посещение занятий психолога, направленных на развитие познавательных процессов, самоконтроля. Помимо этого, необходимо расширять кругозор мальчика. Рекомендуется участие в коррекционных программах, направленных на формирование понятийных представлений, способности к обобщению, на развитие целостности восприятия, произвольности, мелкой моторики.

Слайд 12

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 1. Пальчиковая гимнастика. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский) развивают мозг ребенка стимулируют развитие речи творческие способности, фантазию помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела развитие координации развивается внимательность и способность сосредотачиваться

Слайд 13

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 2. «Диалогическое рассказывание историй» (ДРИ) Преимущества подхода: Он применим в сочетании с широким спектром терапевтических подходов (от психодинамического до когнитивно-поведенческого). Он основан на системе коммуникации, доступной практически всем детям вне зависимости от культурных традиций. Достаточно эффективен и направлен на решение «первоочередных» проблем ребенка, что важно при кратковременной терапии или когда она может внезапно прерваться. Негативные последствия резкого прерывания минимизируются законченностью каждой сессии, представляющей самостоятельный психотерапевтический процесс.

Слайд 14

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 3. Релаксационные методы Активная нервно-мышечная релаксация Эдмунда Якобсона. Дыхательные техники. Визуально-кинестетические техники. Аутогенная тренировка Иоганна Шульца.

Слайд 15

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 4. Арт-терапия (рисование, лепка из глины и пластилина, создание коллажей и т.п.)

Слайд 16

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 5. Ролевые игры Ролевая гимнастика (ролевые действия и ролевые образы) Психодрама Ролевые ситуации

Слайд 17

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 6. Терапевтическая метафора метафорический конфликт метафорический кризис поиск и нахождение ресурсов внутри себя торжество и праздник

Слайд 18

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 7. Психогимнастические игры принятие своего имени принятие своих качеств характера принятие своего прошлого, настоящего, будущего принятие своих прав и обязанностей

Слайд 19

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 8. Игры и задания, направленные на развитие познавательной сферы. 9. Коммуникативные игры. - игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства - игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения - игры, обучающие умению сотрудничать

Слайд 20

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ 10. «Креативная» или «спонтанная» драма (Дж. Аллан).

Слайд 21

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 1. Мой мир – это мои друзья. Зан. 1: Я среди друзей Зан. 2: Я нужен своим друзьям Зан. 3: Я нужен своим друзьям (продолжение) Зан. 4: Мы – команда Зан. 5: Дружба Зан. 6: Настоящий друг Зан. 7: Ссора Зан. 8: Как договориться Тематический план:

Слайд 22

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 2. Мой мир – это школа. Зан. 1: Что такое школа? Зан. 2: Школьные трудности Зан. 3: Школьные трудности (продолжение) Зан. 4: Школа «Наоборот» Зан. 5: Зачем учиться Зан. 6: Ошибаться? – Можно! Зан. 7: Я и мой учитель

Слайд 23

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 3. Мой мир - это моя культура. Зан. 1: « Не такой как все» Зан. 2: В чужой стране Зан. 3: Иностранец Зан. 4: Я принимаю «других» Зан. 5: Разноцветный мир Зан. 6: Разноцветный мир (окончание) Зан. 7: Страны и границы

Слайд 24

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 4. Мой мир – это мои чувства. Зан. 1: Чувства – что это? Зан. 2: Мой страх Зан. 3: Очень страшно! Зан. 4: Бояться можно Зан. 5: Властелины страха Зан. 6: Злость Зан. 7: Обида Зан. 8: Грусть Зан. 9: Радость

Слайд 25

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 5. Мой мир – это моя боль. Зан. 1: Прошлое Зан. 2: Потеря Зан. 3: Разговор с потерей Зан. 4: Линия времени

Слайд 26

МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЬИ МИГРАНТОВ 6. Какой я? Мое будущее!? Зан. 1: Я – хороший! Зан. 2: Какой Я Зан. 3: Какой Я (окончание) Зан. 4: Я в будущем Зан. 5: Я в будущем (продолжение) Зан. 6: Будущее – сейчас?!