Статья «Подростковый наркотизм: социальный анализ и профилактика»

Целью исследования является социальный анализ и профилактика подростковой наркомании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_narkotizm_sotsialnyy_analiz_i_profilaktika.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Подростковый наркотизм: социальный анализ и профилактика»

Наркотики стали для России настоящим бедствием. Наркомания очень быстро распространяется. В настоящее время не существует ни одного региона, где бы случаи употребления наркотиков не фиксировались. По разным оценкам от 3 до 5 миллионов российских граждан страдают от наркотической зависимости, причем более 60%  молодые люди от 13 до 25 лет.  Проблема наркомании заключается в том, что человек, который употребляет наркотики, никогда не признает себя наркоманом. Этот человек  не обращается за помощью к специалистам, хотя пагубные вещества уже отрицательно действуют на его организм, разрушая психику и здоровье. Ежедневно очень большое количество людей, ради получения новизны ощущений, пробуют наркотики.  Потом,  при появлении у них жизненных трудностей, они снова тянутся к этим препаратам, чтобы, хотя бы временно, уйти от реальности, забыть обо всех своих неудачах. Они не задумываются о том, что в этом случае у них возникает новая проблема – проблема наркомании. Наркомания – это одна из глобальных социальных проблем, которая притягивает  к  себе различные слои населения.

В настоящее время средний возраст человека, в  котором начинается прием наркотиков стремительно «молодеет». Подростковая наркомания – это страшное социальное явление, при котором ломается жизнь молодого, неокрепшего организма. При наличии несформировавшейся психики, подростки легко принимают наркотики, не зная или не задумываясь о последствиях, которые их ожидают в ближайшем будущем. Находясь под воздействием наркотиков, они не понимают, что наркотики губят их жизни. Наркомания порождает подростковую преступность, что является большой проблемой для всего общества. Подростковая наркомания уверенно входит в жизнь молодежи, калеча их и физически, и  морально.  Что  заставляет молодых людей начинать употреблять  наркотики?

Целью нашего исследования является социальный анализ и профилактика подростковой наркомании.

Рассмотрим стадии развития наркомании.

Согласно одной из теорий личности потребителей наркотиков Э.А. Бабаян и А.Н. Сергеева, все люди, которые употребляют наркотики,   условно делятся на 5 групп:

  1. Экспериментаторы. Это  люди, которые однократно попробовали  наркотик для «изучения ощущений», и больше никогда не возвращавшиеся к этому.
  2. Эпизодические потребители. Это люди,  которые прибегают к наркотикам в силу сложившихся обстоятельств, например, ради поддержания компании. По собственной инициативе , они  не стремятся употреблять наркотики.
  3. Систематические потребители. Это люди, принимающие  наркотики по определенной схеме. Например, по дням своего рождения, по случаю достижения значимого результата в работе.
  4. Постоянные потребители. Эта группа постоянно пополняется из первых трех групп, т.к.  зависимость даже  при редком употреблении постепенно возрастает.
  5. Больные наркоманией. Последняя группа – закономерный итог приема наркотиков.

Развитие зависимости от психотропных веществ  проходит через несколько стадий.

1.Социальная стадия.   На этой стадии человек  еще не начал употреблять наркотика, но он вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. В такой ситуации «близости» к наркотику, человек, зачастую, сам внутренне готов начать употребление.   В такой группе всегда есть лидер. Противостоять ему может только подросток или молодой человек, который:

- имеет другого,  «положительного» лидера: это может быть кто-то из родителей, или из других близких людей;

- имеет высокую степень самостоятельности, чувства собственного достоинства, ответственности и самоуважения;

 - имеет интересы, жизненные планы, увлечения;

- имеет модели поведения и навыки конструктивного поведения в конфликтной и трудной социальной ситуации;

- между членами семьи имеет место взаимопонимание.

 2. Психическая зависимость. Даже после нескольких эпизодов, связанных с употреблением наркотиков, у подростков может быстро формироваться психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек хочет вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения или отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций.

 3. Физическая зависимость. При более продолжительном употреблении наркотиков у человека формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ.

4. Необратимая степень зависимости. Степень зависимости может быть настолько сильной, что наркомана уже никто не может спасти.

        Итак, рассмотрим факторы, способствующих возникновению подросткового наркотизма.

        Исследования, посвященные подростковой наркомании, показали, что выделение конкретных причин наркотизации подростков и старшеклассников является невозможным. Распространение наркомании связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, не является определяющей. Если обобщить причины, перечисляемые разными авторами в отечественной и зарубежной научной литературе по проблемам наркомании, получится список, который, однако, не будет исчерпывающим.

1. Подражание взрослым, специфика социализации и поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере.

2. Стресс, внушаемость, любопытство. Педагогическая запущенность. Последствия травм.

3. Экономические причины, несовершенство законодательства, традиции употребления легальных наркотиков ( кофе, табак, пиво, алкогольные напитки).

4. Семейные проблемы, наследственность, психопатологии, неполная семья, деструктивная семья, ригидная семья и т.д.

5. Особенности характера, такие как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность.

6. Личностные особенности, потребность в признании, психологическая защита, стиль поведения и т.д.

        Существует множество исследований, изучающих факторы и причины наркотизации. Наиболее полный их перечень, на мой взгляд, обобщен в работе самарских психологов (К.Лисецкий, С.Березин, Н.Самыгина, Е.Литягина и др.), которые классифицировали все названные различными авторами причины по нескольким основаниям, получив, таким образом,  совокупность факторов, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Классификация получила следующий вид:

Факторы наркотизации

Объективные:

Субъективные:

макропричины

индивидуально-биологические

микропричины

индивидуально- психологические

        Рассмотрим каждую группу факторов.

         Объективные факторы. Их наличие не зависит от индивида, это объективно существующие условия, влиять на которые человек практически не может. К объективным факторам относят социально-экономическое состояние общества, традиции, реклама, климат в семье и школе и т.д. Макропричины – это условия, существующие в обществе в целом, а микропричины – это условия внутри той социальной группы, в которой находится субъект.

Объективные макропричины.

        Экономическое/ социальное неблагополучие. Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которые имеют мало престижный род занятий или являются безработными, больше подвержены риску быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.

        С другой стороны, также высок  шанс наркотизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях родителями и детьми , создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка.

        Неблагоприятное окружение и общественная  необустроенность. Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности.

        Доступность алкоголя и наркотиков. На вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, кафе, продуктовых магазинов, парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков и алкоголя.

        Объективные микропричины.

Частые перемены места жительства. Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что нередко обуславливает появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков.

Семейная предрасположенность. Дети, рождённые  или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены  большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль играют как генетические факторы, так и влияние не- посредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновивши их подвергаются в четыре раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в ,,неалкогольных”семьях.

 Не умелость и не последовательность в воспитании. В семьях, в которых родители не устанавливают чётких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными сами себе и где дисциплинарная практика

чрезмерно сурова и не последовательно, подростки подвергаются большему риску совершения право нарушений и употребления наркотиков.

Протест и риск в подростковом возрасте. Подростковый возраст известен как период обострения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм, принципов и стереотипов поведения. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманом, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление наркотиков. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоциональном насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употребление наркотиков и право нарушениях.

Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками. Общение

со сверстниками, употребляющие наркотики, является одним из наиболее  надёжных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, не зависимо от того, имеют место или нет другие факторы риска.

Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе. Начиная с четвёртого пятого и шестого классов не удачи в учёбе усиливают риск  злоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений. С распространённостью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое  на выполнение  домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна  и которые не стремятся продолжать обучение в ней,  имеют больше шансов пристраститься к наркотикам в подростковом возрасте.

Субъективные факторы.

К индивидуально-биологическим относятся наследственность в отношении психических заболеваний и алкоголизма, тяжёлые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве. Большое значение для формирования девиантного поведения оказывают органические поражения головного мозга. Перечисленные нарушения являются скорее предпосылками, т.е. обусловливают индивидуально-психологические и личностно-психологические причины. В частности, органические поражения головного мозга влияют на психоэмоциональное состояние, снижают способность индивида переносить физические и психологические нагрузки, противостоять стрессу и негативным влияниям окружающей среды.

        Индивидуально-психологические причины – это особенности когнитивной, эмоционально-волевой сферы, обусловливающие возникновение и развитие девиаций. Примером здесь могут быть низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, тревожность, импульсивность, возбудимость, несформированность мотивационной сферы. Зарубежные исследователи в качестве мотивов употребления подростками и молодежью психоактивных веществ приводят: влияние приятеля, желание уйти от жизненных проблем, потребность в изменении своего состояния. Э.Фромм рассматривает употребление наркотиков как частный случай культа потребительства среди молодежи, следовательно, мотивом приобщения к наркотикам служит стремление «потреблять счастье» как товар.

        Личностно-психологические причины – это особенности личности, яркая выраженность которых может усиливать действие других факторов.

Ряд авторов отмечает, что степень риска возникновения наркомании зависит от акцентуаций характера подростков и юношей. С.П.Генайло установил, что наркомания формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному

удовлетворению своих претензий в сочетании со способностью к длительной, целенаправленной деятельности, раздражительностью, склонностью к избыточному фантазированию, демонстративному проявлению чувств, подражанию, лжи.

Многие зарубежные ученые утверждают, что значительная часть лиц, употребляющая психоактивные вещества и находящаяся в лечебных заведениях, имеет личностные проблемы. Обнаружены нарушения психической активности, эмоционального функционирования, снижение самооценки, способностей к совладанию со стрессом и саморегуляции, низкие показатели интеллекта и распространенность личностных расстройств.

Ряд авторов отмечает низкий общеобразовательный и культурный уровень, недостаточное развитие духовных аспектов личностей наркоманов.

Виды профилактики. Ее цели и задачи.
Выделяют три вида профилактики наркомании: первичная профилактика имеет целью предупреждение приобщения к употреблению ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни. Мишенью профилактики являются все дети и подростки, их семьи; вторичная профилактика касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, предотвратить формирование хронического заболевания.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующие восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманией относятся к третичной профилактике

В условиях массовой школы можно заниматься только первичной профилактикой наркозависимости.

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде, согласно концепции профилактики, разработанной Министерством образования РФ (КАПР) (11), являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной популяции;

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркологических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками ОУ.

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его

жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Модели профилактической работы.

В литературе описан ряд моделей профилактической работы:
медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;

образовательная модель направлена на предоставление детям и молодежи полной информации о проблеме наркомании и на обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;

психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Для работы с подростками эффективнее использовать групповые методы. Участвуя в групповых формах, подросток учится: устанавливать доверительные отношения со сверстниками, преодолевать конфликты, жизненные трудности безопасными путями, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, раскрывать свои индивидуальные и творческие возможности, действовать в критических ситуациях, сотрудничать, работая в коллективе.

Групповые методы помогают детскому коллективу:  создать зону эмоционального комфорта,  установить доверительную, дружелюбную атмосферу, найти каждому свое место в группе сверстников.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно: когда он имеет возможность одновременно с получением

информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, а сам процесс становится легче и интереснее.

Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Чем активнее форма передачи информации, чем активнее вовлечены в этот процесс слушатели, чем больше каналов восприятия задействовано в процессе обучения, тем выше уровень усвоения знании, приобретения навыков, овладения умениями, формирования отношении, установок, мотивов к деятельности.

Интерактивные формы универсальны в профилактической работе, как с детьми, так и с родителями и педагогами.

Лекция наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Лекция позволяет обеспечить целостность и логичность изложения, сжато дать информацию о проблеме. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации; невозможно развить какой-либо новый навык, умение. Необходимо помнить, что из услышанного усваивается только 5 % информации.

Беседа предполагает, что ведущий задает участникам вопросы, а не просто излагает информацию. Таким образом, свой рассказ ведущий строит на встроеноответном методе: вопрос ведущего - ответ слушателей - комментарии и корректировка ведущего. Это позволяет сделать процесс информирования преемственным опирающимся на имеющиеся знания слушателей, но изучаемому вопросу. Кроме того, комментарии ведущего позволяют удерживать внимание слушателей, тем самым процент усвоения информации при использовании этого метода повышается.

Чтение - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Можно прочитать о том, как преодолевать стресс, но не суметь этим методом воспользоваться. Необходимую на занятии информацию лучше размещать на карточках для индивидуальной или групповой работы.

Аудиовизуальные средства. Люди любят смотреть кино, слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание интересного материала - замечательный способ для эмоционального переживания информации. Чтобы повысить степень усвоения, нужно обязательно подготовить вопросы, обсудить просмотренный фильм. Видеоматериалы (фильмы, мультфильмы) программы «Здоровое будущее детей» используются как стимул для дискуссий и упражнений.

Использование наглядных пособий. Применение наглядных пособий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. Наглядные пособия для занятий могут быть самого разного рода: диаграммы, слайды, макеты, модели, раздаточный материал, буклеты, плакаты.

«Фокус-группа» - это форма рассчитана на работу с группами. Она дает возможность исследовать мнения, настроения, установки участников, степень понимания проблемы и пути ее решения.

Результаты таких исследований важны для ведущего. Но в такой же мере они важны и для самих участников, потому что позволяют им прояснить свои мнения и суждения, их причины, а также понять других.

Дискуссия - эта форма рассчитана на работу с группами (учащиеся одного класса). Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.

Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и свое мнение они меняют более легко. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

Дискуссия подразумевает руководство ведущего, принятие правил и следование определенным шагам.

Мозговой штурм - это форма группового мышления и эффективный способ решения проблем. Может проводиться и в малых, и в больших группах. Этот метод хорош тем, что помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий. Если дискуссия отвечает на вопросы: Что происходит? Почему? Зачем?, то мозговой штурм дает возможность ответить па вопросы: Что именно делать? Как? Когда? Кто?

Цель - выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.

Люди поддерживают те проекты и решения, в которые вложили собственные идеи, творчество и воодушевление.

Ролевые игры представляют собой небольшие, произвольного характера сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, в которых участники играют роль какого-то персонажа. Люди меньше смущаются, когда нужно высказаться по тем или иным вопросам или выразить свои чувства от лица выдуманного героя.

Полезная сторона ролевой игры - тренировка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Например, неплохо попробовать обыграть вариант покупки презервативов в аптеке или ситуацию, когда компания «друзей» уговаривает попробовать наркотик. Подготовка молодых людей к встрече с подобными ситуациями в жизни позволит им заранее обрести ряд навыков, помочь ответить отказом на реально опасное предложение.  

Направления профилактики возникновения наркозависимости в семье.

  1. Здоровые взаимоотношения в семье. Это основное. Доверие, принятие, уважение, поддержка – это то, что дает каждому члену семьи опору и возможность устоять в сложных жизненных ситуациях.
  2. Воспитание лидерских качеств. Это дает возможность противостоять влиянию и отстаивать собственную позицию.
  3. Заинтересованная занятость подростка: спорт, хобби, общение по интересам. Когда человеку интересно и без наркотиков, когда он самореализуется и достигает определенных результатов, он повышает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает ненужным прием наркотиков для избежания тревожности, неуверенности  или ухода от проблем. К тому же заинтересованный, движущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не защищается от нее опьянением.
  4. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи.        Влияние сверстников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интересное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные ценности уличного окружения. А мнение семьи влияет на выбор друзей  не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».
  5. Внимание к окружению подростка. Личное знакомство с друзьями, знание условий их жизни, интересов, событий. Это  возможно осуществить только при условии взаимного доверия членов семьи. Высказывания в адрес приятелей. Употребляющих наркотики не должны быть уничижающими их личность, но мнение об их действиях должны быть категоричными.
  6. Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструктивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Неблагополучное психологическое состояние может накапливаться подспудно, если
  7. проблемы и конфликты, которые возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться. В таком случае желание разрядки может привести к употреблению наркотических веществ.
  8. Однозначное и четко выраженное отрицательное отношение к наркотикам со стороны членов семьи. Это мнение должно проявляться в каждом случае, когда заходит речь об употреблении наркотиков и косвенно при обсуждении жизненных ситуаций, фильмов.
  9. Правдивая информация о губительных последствиях наркотиков. Информация должна быть правдивой до конца. Поэтому нельзя избежать разговоров о том удовольствии, которое получает принимающий наркотики. Но также ясно должна быть показана и цена за это удовольствие.

Заключение.

Употребление наркотиков – это одна из наиболее серьезных проблем в нашей стране. Особенно острой она стала в наше время из-за того, что к употреблению наркотиков привлекается все больше и больше молодых людей. Особую опасность представляет употребление наркотиков подростками в возрасте до 14 лет. Обычно первый прием наркотика происходит в компании, где бывалые товарищи предлагают попробовать наркотик. Отказ принять первую дозу вызывает насмешки товарищей, и подавляя в себе инстинкт самосохранения подросток принимает наркотик. Как показывает практика, после первого приема практически невозможно самостоятельно отказаться от приема наркотиков. Все наркотические препараты обладают свойством "привыкания". Приняв первую дозу наркотика организм в дальнейшем начинает требовать следующую. Порою принятие первой дозы вызывает трагические последствия, так как организм человека по-разному реагирует на наркотические средства. У подростков с еще незрелой нервной системой очень часто наблюдается нарушение психики. Они не в силах контролировать свои  действия и поступки, что часто приводит к трагическим последствиям. В среде наркоманов бытует правило - как можно больше вовлечь в свою компанию новых членов. Первую дозу они обычно предлагают бесплатно. "Бесплатные" дозы продолжаются до тех пор, пока человек станет наркозависимым, а для этого нужно совсем немного времени, иногда бывает достаточно 1-2 доз. После этого уже приходится платить, сполна покрывая "бесплатные" дозы. Это так называемая пирамида наркомании.  Употребление наркотиков вызывает в организме человека необратимые изменения, происходит разрушение психики. У человека употребляющего наркотики полностью разрушаются моральные устои. Для того чтобы получить очередную дозу они готовы совершить любое преступление. Наркодилеры сознательно стараются приучить к употреблению наркотиков новых потребителей, так как они на этом неплохо зарабатывают. Особое внимание они уделяют подросткам из состоятельных семей, так как кошельки их родителей приносят им приличный доход. Постоянное употребление наркотиков приводит к пагубным результатам. Наркоманов постоянно преследуют различного вида болезни. Одно из самых серьезных заболеваний - это шизофрения. Человека употребляющего наркотик начинают преследовать различного вида фобии. В состоянии психоза у него появляются беспричинные страхи, ему кажется, что ему угрожают, даже самых близких людей он принимает за врагов. Поэтому нередко в среде наркоманов случаются беспричинные драки, иногда приводящие к смертельным исходам. Постоянное употребление наркотических средств приводит к полной деградации личности. Наркоманы быстро стареют. Различного вида болезни внутренних органов, а также головного мозга, приводят к быстрому старению организма. Редко какой наркоман доживает до 40 лет. Государство ведет постоянную борьбу с наркоманией. В Законах Украины предусмотрена уголовная и административная ответственность за употребление, изготовление, хранение и распространение наркотических средств. Ответственность наступает с 14-летнего возраста. За правонарушения, связанные с наркотическими средствами, которые совершили несовершеннолетние подростки в возрасте до 16 лет, несут их родители или их опекуны. Поэтому надо постоянно помнить о той угрозе, какую несут с собой наркотические препараты. Наркомания это зло, с которым надо вести постоянную борьбу.

В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.


Словарь терминов.

Наркомания - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.

Наркотики - это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть.

Психоактивые вещества (ПАВ) - это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для человека действием, то они могут вызвать зависимость от них.

Наркотическая зависимость от психоактивного вещества - это сложный феномен, включающий психическую и физическую зависимости.

Психическая зависимость - это болезненное стремление (психическое влечение) принимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта.

Признаками психической зависимости являются: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, а также нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов, но нет тяжелого физического дискомфорта.

Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании

Физическая зависимость характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявление синдрома лишения, то есть абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства.

Суть физической зависимости заключается в том, что постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или, наоборот, обильная потливость). Это явление называется абстинентным синдромом. Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.

Профилактика - это системе комплексных, государственных и общественных, социально - экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании.

Литература

  1. Емельянова Е.В.  Развитие против наркотиков - альтернативный  вектор, Саратов, 2007;
  2. Худенко Е.Д., Поташова И.И., Кальянов И.В.  Программа психо профилактической работы с несовершеннолетними, не употребляющими наркотики, но вовлеченными в «жизнь улиц», Москва, 2008;
  3. Емельянова Е.В., Кабанова А.П., Сизенко А.В., Сорокина Т.Н.  Рука поддержки, Саратов, 2007;
  4. Макеева А.Г. Не допустить беды, Москва «Просвещение» 2003;
  5. Тихомиров С.М. Внешние признаки потребления наркотиков и токсиконтов (пособие для родителей и учителей). СПб., 1998.
  1. Березин С.В. Лисецкий К.С. Сибирякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001
  2. Личко А.Е.  Подростковая наркомания, Москва, 1983

Интернет ресурсы

wwwnashaucheba.ru/v52059/Беляева Г.П. Маликова Н.А.

wwwpandia. ru/text/77/105/243.php

antinikotin. ru/load/2-1-0-20