Кинотерапия как путь к осознанию ресурсов для воспитания приемного ребенка

Использование такого метода работы с кандидатами в приемные родители как кинотерапия,который помогает найти в себе не только ресурсы, но и оветить на многие нерешенные вопросы и опасения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинотерапия как путь к осознанию ресурсов для воспитания приемного  ребенка

Одним из методов работы с приемными родителями, которым  я пользуюсь в своей работе, ведя «Школу приемных родителей» является кинотерапия. Одним из инструментов для решения проблем  родителя  являются специально подобранные фильмы.

Кинотерапия — современное направление психологического консультирования. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики.

Фильм — это своего рода метафора, в которой можно увидеть отражение определенной жизненной ситуации. Люди по-разному видят происходящее на экране и, в процессе работы в группе, дают друг другу дополнительную информацию, открывая новые грани увиденного.

Кино отображает нашу жизнь, и очень часто в героях, событиях и ситуациях фильмов мы узнаем себя и своих близких.

Метод основан на совместном анализе просмотренного фильма и дальнейшей коррекции собственных проблемных ситуаций, отраженных в его сюжете. Каждая группа посвящена определенной теме, которая представлена в просматриваемом фильме. Например: «обида», «кризис отношений» и т.п.

Цели кинотерапии: эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем.

С помощью кинотерапии участники могут:

  • Решить свою трудную ситуацию и найти в себе больше сил, чтобы выйти из нее.
  • Расширить горизонты восприятия жизни.
  • Увидеть свою внутреннюю силу.
  • Побудить себя к действиям.
  • Пережить горе или утрату.
  • Справиться с неуверенностью и обрести новую перспективу в понимании красоты
  • Исследовать свои личностные особенности и поведенческие паттерны.
  • Переоценить и скорректировать свои действия.
  • Начать свой путь к осознанным изменениям в жизни.

Специальные области применения кинотерапии:

  • кинофильм как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;
  • кинофильм как средство эффективной саморегуляции;
  • кинофильм как вспомогательный метод в психологическом консультировании;
  • кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;
  • кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Формы работы:

мини-лекции, групповые обсуждения, упражнения на отработку навыков, сеансы кинотерапии.

Кинотерапия как метод групповой работы может быть использован как в качестве средства самопознания и раскрытия внутренних резервов личности.

Основные этапы работы кинотерапевтической группы:

  1. Начальный этап: создание доверительной атмосферы в группе.
  2. Задание, концентрирующее внимание на теме.
  3. Просмотр фильма.
  4. Спонтанное обсуждение.
  5. Обобщение результатов обсуждения.
  6. Анализ несоответствий и индивидуальных проекций.
  7. Работа с образами.
  8. Анализ актуальной ситуации.
  9. Заключительный этап: подведение итогов

Рассмотрим их подробнее.

Создание доверительной атмосферы.

Эта процедура может включать в себя:

- представление не знакомых между собой участников;

- совместное обсуждение какого-либо вопроса, связанного или отстраненного от предстоящего фильма;

- формулирование «запроса», планирование целей присутствия и личного результата кинотерапии, постановка ключевых вопросов сеанса;

- обсуждение одной из тем, которую затрагивает фильм

Задание, концентрирующее внимание на теме.

Перед сеансом можно попросить участников обращать внимание на

- эмоциональные и физиологические переживания

- позитивные и негативные образы и характер музыки

- разыгрываемые героями фильма стереотипы поведения

- приемлемые и неприемлемые с точки зрения участников стили поведения героев фильма,

Просмотр фильма.

Стоит позаботиться об удобстве участников в процессе просмотра – свободное расположение стульев в помещении, записать свои впечатления (наличие письменных принадлежностей)

Спонтанное обсуждение.

Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими их эпизодами и образами фильма.

Обобщение результатов обсуждения. Резюмируя, ведущий может выписать на флипчарте общий список тем, затрагиваемых фильмом, и символов, значимых для участников.

Анализ несоответствий.

Внимание участников  обращается на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. Таким образом, через осознание проекций, искажающих восприятие реальности, происходит выявление и осознание участниками связи между личными эмоциональными реакциями и скрытыми потребностями.

Работа с образами.

Здесь могут быть использованы упражнения, направленные на:

- детальное исследование значимых символов фильма;

- работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;

- дискуссии на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию;

- работа с выявленными установками;

- экспериментирование с индивидуальными сценариями и ролевыми выборами.

Анализ актуальной ситуации.

Ведущий помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои актуальные потребности, скрытые за значимыми символами.

Заключительный этап.

Перед расставанием участникам можно предложить:

- подвести итоги сеанса и сделать полезные для себя выводы;

- принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению выявленных и осознанных потребностей;

- выполнить домашнее задание (сделать дневниковую запись, провести наблюдения или изменения в рабочей ситуации, нарисовать по следам кинотерапии рисунок или сделать коллаж, укрепляющий принятую новую позитивную установку)

В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни.

В рамках данной техники  возможен и групповой формат работы. Как следует из названия, этот формат работы основывается на групповом просмотре фильмов, и завершающем его так же групповом обсуждении. Он часто практикуется в моей  работе.

Различные уровни анализа фильма:

  • интерпретация сюжета, погружение в метафору, совместное эстетическое переживание;
  • работа с символами и их возможными смыслами;
  • проекция как основной механизм восприятия киноматериала;
  • спонтанное обсуждение.

Возможные вопросы обсуждения (анализ фильма)

Поделитесь своими впечатлениями от фильма.

Что с Вами происходило в момент просмотра? Какие чувства Вы переживаете сейчас?

Какие ассоциации приходят в связи с фильмом?

Что нового узнали о мире, людях и о себе?

Если бы вы имели возможность стать активным участником фильма, какую роль вы сыграли бы? (из существующих или вымышленных вами же дополнительных)

Что означает для вас выбор именно этой роли? Какая ключевая идея вашей жизни стоит за этим выбором?

А как в жизни? Насколько тот выбор, который вы произвели сейчас, соответствует осознанным стратегиям, которыми вы руководствуетесь в реальной жизни? Насколько этот выбор вы считаете эффективным для себя? Хочется ли что-нибудь изменить?

О чем этот фильм был для Вас?

Какой символ показался Вам наиболее значимым? От имени выбранного вами символа сделайте краткий анонс фильма («Про что было кино?»)

Если бы Вы были режиссером, что бы вы изменили в подаче основной идеи фильма?

Если бы вы были сценаристом, какое продолжение сценария вы могли бы придумать?

В первую очередь кинотерапия интересна тем, что с ее помощью любой из нас через просмотр фильма может получить для себя какие-то немаловажные ресурсы. Кинотерапия позволяет родителю найти и в дальнейшем использовать новый способ поведения в той или иной проблемной ситуации, посмотреть на проблему с другой точки зрения, разглядеть в своем положении много положительных моментов, которые ранее он не замечал и т.п. Взгляд со стороны и получение опыта всегда очень важны и полезны, том более, когда процесс их приобретения также приятен и интересен, как просмотр кинофильма.

Не существует фильма – плацебо. Фильма универсального в психологическом  плане, который способен лечить любые проблемы. Но для решения определенного вида проблем очень полезно просмотреть и обсудить определенные фильмы.

Но не надо забывать про еще один немаловажный аспект.

Чаще всего кинотерапия более эффективна в комплексе с другими методами работы.

Культура и искусство — достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности приемного родителя.

Используемые мультфильмы в работе с приемными родителями:

«Аисты»

«Варежка»

«Волк и теленок»

«Комаров»

«Лягушонок ищет папу»

«Мама для мамонтенка»

«Чуча»

Список рекомендуемых видеоматериалов:

«Моя дочь»,1956г. Одесская киностудия

«чужие дети», 1958г. Киностудия «Грузия-фильм»

«Евдокия», 1961г.Киностудия им. М. Горького

«Странные взрослые», 1974г. Киносттудия «Ленфильм»

«Дети на другом берегу»,1996г. Студия «Кварт-О»

«Итальянец», 2005г. Киностудия «Ленфильм»

«Доброе утро», 1995г. Украина Киностудия КГИТИ