ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С СДВГ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Селиванова Елена Викторовна

В статье обсуждаются характерные особенности детей с СДВГ в учебных ситуациях, психологическое сопровождение и коррекция проявлений СДВГ у детей, а также предлагается интегративный подход к развитию эмоциональной сферы как компонента произвольной регуляции деятельности в процессе оказания коррекционной психологической помощи ребенку, основанный на нарративном подходе, арт-терапии и играх по развитию эмоционального и нтеллекта, предложенных Ю.Б.Гиппенрейтер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С СДВГ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из наиболее распространенных неврологических заболеваний у детей в настоящее время (до 15% детей младшего школьного возраста ) [1, с.5]. Дети с этим расстройством учатся в массовой школе, чаще всего по общеобразовательной программе, но имеющиеся у них особенности познавательной, эмоциональной сфер и поведения оказывают отрицательное влияние  на учебную успешность и коммуникативную сферу. Также они получают много негативного внимания со стороны педагогов и других детей. Наиболее ярко синдром гиперактивности проявляется в 6-7 лет, поэтому имеющееся у ребенка расстройство педагоги замечают обычно в начале обучения в первом классе.

Не останавливаясь подробно на медицинской классификации, необходимо кратко перечислить характерные  особенности детей с СДВГ и их проявление в учебных ситуациях:

  • дефицит внимания (не слушает на уроке, рассеян, теряет вещи, легко отвлекается на различные внешние раздражители, много "беспечных ошибок")
  • гиперактивность (беспокойные и неуместные движения, ерзанье на месте, хождение по классу на уроке, шумность)
  • импульсивность (часто "выпаливает" ответы, не подумав, не способен ждать, часто прерывает или вмешивается, слишком много разговаривает [1, с.8].

За время практической деятельности в должности школьного психолога мне неоднократно приходилось сталкиваться с обращениями родителей и педагогов по поводу поведения и сложностей в учебной деятельности детей с СДВГ. Эти дети нуждаются в комплексе лечебных, коррекционных и педагогических воздействий, а также особого подхода со стороны родителей, так как не учет особенностей ребенка ведет у утяжелению его состояния.

Психологическое сопровождение гиперактивного ребенка я веду по следующим направлениям:

  1. Информационная и консультативная помощь педагогу, рекомендации по индивидуализированной помощи, способам подачи учебного материала, профилактике трудностей и межличностных конфликтов. При этом использую нейропсихологический подход, как один из наиболее эффективных в практике работы с гиперактивным ребенком.
  2. Консультативная помощь родителям, направленная на нормализацию детско-родительских отношений  (ребенок с СДВГ обычно воспринимается в семье как непослушный, неуправляемый, разгильдяй и т.п.), а также на выработку полезного для развития и здоровья ребенка режима дня, учебных занятий и физической активности. Часто требуется разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка, непреднамеренности его негативного поведения, а также проводится беседа о необходимости консультаций у медицинских специалистов.
  3. Коррекционная психологическая помощь ребенку зависит от конкретных особенностей проявления СДВГ, программа составляется на основе наблюдения, сбора анамнеза и психологической диагностики познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной сфер. Обычно я также включаю в программу блоки развития произвольной регуляции поведения, а также нейропсихологические упражнения на развитие межполушарных и внутриполушарных связей.

      Важным аспектом повышения адаптивного потенциала ребенка является, на мой взгляд, и развитие способности к эмоциональной саморегуляции.  Гиперактивные  дети имеют свои особенности и в личностном развитии, они резко реагируют на замечания, запреты или обиды, проявляют непослушание. При этом сам ребенок может знать о таких своих особенностях и страдать от них. Для развития эмоциональной саморегуляции детей с СДВГ я использую следующую схему:

  1. Развитие эмоционального интеллекта. Каждое занятие посвящено определенной эмоции. В программе обычно 10-12 занятий. В качестве наглядного материала использую карточки из комплекта психологических игр "Развиваем эмоциональный интеллект" Ю.Б. Гиппенрейтер. С ребенком обсуждаются вербальные и невербальные проявления эмоций, ситуации их проявления, а также обращаемся к его личному опыту эмоциональных переживаний. Затем ребенок изображает эмоцию с помощью красок или других изобразительных средств. На этом этапе ребенок учится дифференцировать свои эмоции, а также делится собственными переживаниями, что позволяет отреагировать негативный опыт (в случае с негативными чувствами) и найти ресурсные состояния (в случае с позитивными чувствами). Также эта техника позволяет перейти к обсуждению имеющихся у ребенка проблем саморегуляции.
  2. Когда удается подойти к признанию наличия сложностей в поведении у ребенка (часто дети сами активно о них говорят), в дальнейшей работе с проблемой использую нарративные техники экстернализации и называния проблемы. Это позволяет снять негативные чувства, связанные с проблемой (вины, гнева и т.п.) и придумать средства борьбы с ней. На этом этапе я также использую элементы арт-терапии: ребенок изображает проблему, а затем ее видоизменяет либо вносит в изображение другие полезные для преодоления проблемы поправки. На следующих занятиях обязательно происходит обсуждение того, как ребенку удается справляться с проблемой и что ему помогает.

Если от техник первого пункта схемы мы ожидаем долгосрочного и накопительного эффекта, который будет проявляться в общем эмоциональном развитии ребенка, то применение нарративных техник позволяет увидеть результат почти сразу - ребенок присваивает инструмент саморегуляции, который может использовать при повторном проявлении проблемы, и, как показывает практика, наступает улучшение поведения ребенка.

 Как и во всех случаях психотерапевтических занятий с детьми, наилучший результат  достигается при участии родителей в этих занятиях или хотя бы при их заинтересованности и понимании происходящего с ребенком.

Проблема адекватной помощи детям с СДВГ -  это по-прежнему нерешенная до конца задача ученых и специалистов-практиков, но это не должно стать препятствием для оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи страдающему ребенку.

Список литературы

Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию/А.В.Цветков.- Москва: Спорт и культура - 2000, 2012. - 104 с.