Картотека игр и упражений по психогимнастике для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Воробьева Ольга Александровна

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко -психогимнастикам как метод практической психокорекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов, и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

Психогимнастика показана  детям с черезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими  расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_psihoginastiki_dlya_detey_4.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы психогинастики для детей 4-5 лет

Кузнечик (для детей 4-5 лет).

        Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

        Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.

Гроза (для детей 4-5 лет).

        За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром.

Ребёнок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становиться страшно.

Выразительные движения: Голова  запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

Медвежата выздоровели (для детей 4-5 лет).

Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришёл доктор Зай. Он вылечил медвежат. Им стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.

Выразительные движения: Положение: сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят улыбка.

Этюды на  тренировку отдельных групп мышц:

«Винт»

      Пятки и носки на месте, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.

         «Кукушонок кланяется»

                    Кукушка кукушонку купила капюшон,

                    Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

     Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

Шалтай – Болтай (для детей 4-5 лет).

        Стихотворение С. Маршака:

Шалтай – Болтай сидел на стене.

  Шалтай – Болтай свалился во сне.

        Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Ласка (для детей 4-5 лет).

        Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает своё расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.

Любящие родители (для детей 4-5 лет).

        Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама – медведица передаёт медвежонка медведю. Теперь папа – медведь качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково. С любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться вправо – влево, на лице улыбка. Можно напевать колыбельную.

 

 Это я! Это моё! (для детей 4-5 лет).

        Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя играющего), «Чьи это игрушки?», «Чьи книги?» и т.д. Мальчик отвечает жестом.

        Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен в грудь: «Я!». Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Моё, принадлежит мне!»

Стрекоза замёрзла (для детей 4-5 лет).

        Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не нанесла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

           Холодно, холодно, ой-ей-ей ей!

            Голодно, голодно, жутко зимой!

                       Мне некуда деться, сугробов не счесть.    

               Пустите погреться и  дайте поесть.

Мимика: приподнятые и сдвинутые брови; стучать зубами.        

Король Боровик не в духе (для детей 4-5 лет).

        Воспитатель читает стихотворение, а ребёнок действует согласно тексту:

   Шёл король Боровик

  Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

 И стучал каблуком.

                    Был король Боровик не в духе:

    Короля кусали мухи.(В. Приходько)

 

«Кукушонок кланяется»

                    Кукушка кукушонку купила капюшон,

                    Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

     Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

 

«Фея сна»

     Дети сидят на полу (на ковре) на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит воспитатель с тоненькой палочкой в руке – фея сна. Фея касается плеча одного из играющий палочкой, тот засыпает(наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит других детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей(все спят, играет тихая музыка).

Психогимнастика для детей 5-6 лет

Что там происходит? (5 – 6 лет)

        Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решалась.

        Выразительные движения: Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

        Поза: Выдвинуть одну ногу вперёд, перенести на неё вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

Страх (5 – 6 лет).

        Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…. Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

        Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.

        Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

Карлсон (5 – 6 лет).

        Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

                                    Мой дом у вас на крыше!

                                     Я каждому знаком!    

                                     И мой пропеллер слышен!

                                     Над вашим чердаком!

        Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

        Выразительные движения: Надуть щёки. Улыбнуться.

Негаданная радость (5 – 6 лет).

        В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

  • Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идём в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения: 1.Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. 2. Смех, потирают руки одну о другую, причём одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

 «Пылесос и пылинки» (5-6 лет)

     Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.  

Я так устал(5 – 6 лет).

        Маленький гном несёт на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал. Я очень устал».

        Выразительные движения: Стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Грязь(5 – 6 лет).

        Мальчик обул новые ботинки и пошёл в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было всё раскопано. На дороге было грязно. Мальчик шёл осторожно, стараясь не напачкать ботинки.

        Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребёнок идёт по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает боле чистое место.

Чуня – задавака (5 – 6 лет).

        Поросёнок Чуня хвастается перед белочкой и ёжиком, что не боится волка:                    

                                       Я стукну Волка в нос,

                                        Ему по уху дам.

                                        Я срежу Волку хвост!

                                        Пусть волк боится сам.

        Выразительные движения: голова повёрнута и откинута назад, брови приподняты, плечи развёрнуты, ноги слегка расставлены, правая рука лежит на бедре, левая рука делает размашистые угрожающие движения.

Чуня просит прощения (5 – 6 лет).

        От хвастунишки поросёнка Чуни ушли его друзья – ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовёт друзей:

                                       Где вы верные друзья? Чуни помогите!

                                       За бахвальство и за смех   вы меня простите.                                    

        Выразительные движения: Первая – вторая строчки: поворачивать голову в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперёд. Третья – четвёртая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела.

Солёный чай (5 – 6 лет).

Бабушка потеряла очки, поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил себе в чашку сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен…

Момент отчаяния (5 – 6 лет).

Ребёнок приехал с родителями в чужой  город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти.

Выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.

Робкий ребёнок (5 – 6 лет).

Ребёнок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им не довольна, а дети вот-вот его обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.

Разное настроение(5 – 6 лет).

        Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка:

  Капризуля мальчик Марк. Не унять его никак.                                        

                        Улыбнётся он на миг, засияет солнца лик.(Н, Померанцева)

Выразительные движения: 1-4 такты – капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочерёдно обеими плечами вперёд и назад. 5-8 такты – хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развёрнуты.

Грязная бумажка (для детей 5 – 6 лет).

На полу лежит грязная бумажка. Её надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив… наконец. Он пересиливает своё отвращение, берёт бумажку кончиками двух пальцев и, отводя руку в сторону, относит её в ведро для мусора.

(«Грязная» бумага делается из чистой, которая закрашивается в неопределённый цвет  акварельными красками и затем мнётся.

Если брезгливый ребёнок не решается её поднять, то на следующем занятии он совместно с другими детьми изготовляет «грязную» бумагу сам, то есть сам раскрашивает, мнёт и бросает её на пол. Затем проводится игра.)

Остров плакс (для детей 5 – 6 лет).

        Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

        Во время этюда заучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Добрый мальчик (для детей 5 – 6 лет).

Зима. Маленькая девочка играя со снегом потеряла свою варежку. У неё замёрзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошёл к девочке и надел на её руку свою рукавичку.

Внимательный мальчик (для детей 5 – 6 лет).

        По улице шла женщина с покупками. У неё упал свёрток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял свёрток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

Любящий сын (для детей 5 – 6 лет).

        Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается.  Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.

Психогимнастика для детей 6-7 лет

Любопытный (для детей 6 – 7 лет).

        По улице шёл мужчина и нёс в руке спортивную сумку, из которой что-то выпало. Мальчик это заметил и ему захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шёл большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо - таки вился, вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашёл в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошёл к своему дому.  

Два рыболова (для детей 6 – 7 лет)

        На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведёрки для рыб, да и стояли они неподалёку друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. В его ведёрке плавала всего одна небольшая рыбёшка. Вот и сейчас у него не клюёт, а у соседа дергается поплавок. У неудачливого удильщика на лице всё сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое.

Маленький скульптор (для детей 6 – 7 лет)

        Ребёнок изображает скульптора, а остальные дети глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведёт одного ребёнка на середину группы и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребёнок - глина застывает в заданной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он не доволен своей работой, снова показывает позу и мимику ребёнку - глине.

        В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человека.

Карабас – Барабас.

Ребёнок изображает Карабаса – Барабаса. Он сидит на стуле и смотрит на Буратино, которого вот-вот бросит в огонь.

Выразительные движения: Сидеть на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притопывать, не отрывая носка от пола, корпус тела наклонен вперёд, руками (кулаками) упираться в бёдра, брови сдвинуты.

Мышка – хвастунья.

Одна мышка гуляла в лесу и встретила там Оленёнка с золотыми рожками.

  • Подари мне свои золотые рожки, - попросила у Оленёнка Мышка.
  • Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать, - ответил Оленёнок.
  • Ты жадина! – стала дразнить Оленёнка Мышка.
  • Я не жадный, - ответил Оленёнок и надел на голову Мышки свои золотые рожки.

Мышка обрадовалась и побежала всем показывать какое украшение у неё на голове. Она так торопилась, что даже позабыла поблагодарить Оленёнка.

Когда Мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться перед ними:

  • Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами серыми дружить.

Вдруг из-за куста выпрыгнул Кот. Все простые мышки быстро попрятались в свои норки, а Мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на неё и съел.

Остались лежать на траве только золотые рожки. Пришёл Оленёнок и надел их снова себе на голову.

  • Вот как плохо быть хвастливым, - вздохнул Оленёнок и покачал золотыми рожками.

Скульптурная группа (для детей 6 – 7 лет)

Воспитатель предлагает вспомнить этюд «Маленький скульптор» и говорит, что на этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая будет называться «Волк и заяц». Он ставит двух детей на середину группы и показывает каждому из них позу и мимику: заяц удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот-вот на него набросится. Скульптор обходит вокруг скульптурной группы, поправляет её, если считает это необходимым, отходит в сторону, любуется своё работой. Скульптор устал, он ложится отдохнуть рядом со своей работой. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего, но, как только скульптор начинает шевелится и просыпаться, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах. Скульптор встаёт, снова любуется своей работой. Он и не знает, что волк и заяц оживали.

 

Солёный чай (для детей 6 – 7 лет)

Бабушка потеряла очки, поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил себе в чашку сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен…

Что в углу?

        Из стульев строится кровать. Ребёнок делает вид, что раздевается и ложится в постель, закрывает глаза. Входит дедушка – другой ребёнок. Он делает вид, что снимает халат, потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и, выходя из комнаты, выключает свет. Воспитатель  читает стихотворение А. Кушнир: «Что в углу»:

   Что виднеется в углу

         С черной тенью на полу,

Непонятное, немое,

    Не пойму и сам какое,

     Человек или предмет?

        Ах, скорей зажгите свет!

                                                       Вдруг оно сейчас подскочит,

                                             Утащить меня захочет?

                                                     Вдруг, издав ужасный стон,

                                                  Побежит за мной вдогон?

                                                  Схватит? Стащит одеяло?

                                                             Свет зажгли – мне стыдно стало.

                                      Я ошибся. Виноват

                                            Это – дедушкин халат!

        Затем мальчик открывает глаза – ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно.

        Выразительные движения: беспокойство: надутые щёки, сощуренные глаза, углы рта опущены, отпрянуть назад. Сожаление: брови приподняты и сведены, рот открыт (вытянутое лицо), плечи приподняты.

Попугай.

        Ведущий произносит краткое предложение, например, «Я, иду гулять». Один из участников повторяет предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

Психомышечная тренировка

Комплекс «На берегу моря»

Игра с песком (напряжение и расслабление мышц рук).

     Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.  Уронить бессильно руки вдоль тела(лень двигать тяжелыми руками!). Повторить игру с песком 2 – 3 раза.

Игра с муравьем(на напряжение и расслабление мышц ног).

     На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С Силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются и отдыхают.

     Повторить игру 2 – 3 раза.

«Солнышко и тучка»(на напряжение и расслабление мышц туловища»).

     Солнышко зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце.

     Повторить 2 – 3 раза.