Тренинг "Наша дружная семья"

Водяницкая Татьяна Николаевна

Тренинг "Наша дружная семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_rod.i_det.nasha_druzhnaya_semya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»

                                                                                    Педагог – психолог  Водяницкая Т.Н.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны от самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем и на сколько семья благополучна. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, чувство защищенности и стимулирование его развития. Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. Семья, как направляющая сила и образец для подражания, играет огромную роль в становлении личности. Ведь семья – это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных ценностях.

Изменения, происходящие в экономической, политической сфере, социальная напряженность привели к ухудшению психического здоровья семьи. Родители утратили психологическую связь с детьми, поэтому лишились возможности узнавать и понимать истинные причины нервно-психических заболеваний, нервных срывов, неуспеваемости в школе, отклоняющегося от нормы поведения своих детей.

Вместе с тем хорошо известно: ребенок полностью зависит от семьи. В ней происходит удовлетворение важнейших потребностей в защищенности, доверии, любви. Возможность удовлетворения этих потребностей является необходимым условием его эмоционального благополучия, процесса развития.

Важнейшим условием положительного самоощущения является безусловное принятие ребенка родителями и их сотрудничества с ними. Отрицательные состояния – это нередко результат отвержения матерью или отцом.

Цель тренинга – гармонизация детско – родительских взаимоотношений.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

1. Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

2. Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

3. Научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения;

4. Формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Продолжительность:  40 минут

Участники: дети старшего дошкольного возраста с родителями.

Методы работы, используемые в тренинге:

• игровая терапия,

• телесно-ориентированная терапия,

• арт-терапия.

Материалы:

1. Бейджики по количеству родителей и детей;

2. Фломастеры;

3. Альбомный лист А 4 по количеству детско-родительских пар;

4. Карандаши цветные и простые;

5. Ластик;

6. Шарфики по количеству детско-родительских пар;

7. Магнитофон;

8. Запись колыбельной песни.

Ход тренинга.

1. «Оформление бэйджиков»

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

2. Упражнение “Яйцо”

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.

Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.

Ведущий. Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.

3. «Наши имена»

Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку) .

Примечание: это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.

 4. Упражнение “Связующая нить”

Цель: формировать чувство близости с другими людьми.

Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.

Вот какая у нас “дружная семейка”. Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.

5. Упражнение «Найди своих родителей»

Инструкция: ребенку завязываются шарфом глаза. Родители садятся на стулья в ряд. Ребенок, обходя ряд, на ощупь должен найти своего родителя. Играют все участники. Можно предложить родителям с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

6. Упражнение «В магазине зеркал»

Психолог: «В магазине много зеркал. Туда вошёл человек с обезьянкой на плече. Она увидела свои отражения в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения».

Всем участникам нужно побывать в роли «обезьянки» и в роли «зеркала».

 7. Игра “В тридевятом царстве”

Цель: установить взаимопонимание между взрослым и ребенком.

Участникам предлагается нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, изображая героев и запомнившиеся события. Предварительно родителям дается “шпаргалка” с инструкциями для совместной самостоятельной работы над рисунком.

Инструкция для родителей

Какая ваша любимая сказка? (Пусть выберет ребенок.) Кто в ней главный герой? Какие еще персонажи живут в сказке? Вспомните наиболее понравившийся ребенку эпизод. Нарисуйте его вместе с ребенком. После того как рисунок закончен, попросите ребенка пометить на рисунке, где бы он хотел оказаться, если бы это было возможно. Предложите ребенку описать свои действия в сказке:

• Что бы ты там делал?

• Как бы к тебе отнесся главный герой? А другие персонажи?

• Что бы ты ответил главному герою, если бы он спросил тебя…

• А что бы ты сделал на месте главного героя?

• Что бы ты чувствовал на месте главного героя?

• Что бы ты хотел изменить в сказке?

Во время презентации рисунков родители рассказывают о действиях своего ребенка в сказке, стараясь точно передать полученную информацию. Ребенок должен оценить: все ли верно в рассказе.

8. Упражнение «Любящие родители»

Родителям предлагается роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – родители исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка) .

Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала родитель нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Они гладят ребенка по телу, начиная от головы, далее гладят руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево. Затем роли меняются. Родители становятся «детьми», а дети – «родителями».

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

9. Рефлексия.