Тренинг«Взаимодействие с коллективом» с элементами сказкотерапии.

Водяницкая Татьяна Николаевна

Тренинг«Взаимодействие с коллективом» с элементами сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening-skazkoterapiya.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар -Тренинг   «Взаимодействие с коллективом» с элементами сказкотерапии.

17.05.2016 год.                                                                                          Педагог-психолог: Водяницкая Т.Н.

Цель: Сплочение коллектива.

Задачи: 1.Развитие творческих созидательных способностей.

2.Знакомство с новыми способами и методами работы  детьми.

3.Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

Необходимые материалы: Свеча, костюмы и аксессуары, фломастеры, краски, листы бумаги, кисти, непроливайки.

                                                    Ход тренинга

Психолог: Уважаемые коллеги, сегодня  у нас необычный тренинг. Мне потребуется ваша помощь, фантазия, воображение. Я не сомневаюсь, что все это у вас есть. Если у человека богатая фантазия и воображение, он может сформировать свой образ будущего, т.е. вашу жизненную программу. Очень важно, чтобы этот образ был позитивным, как в сказке, потому что признак настоящей сказки-хороший конец. Сегодня  мы познакомимся со сказкотерапией-это один из методов в практической психологии для поддержания в трудную минуту.

Любите ли вы сказки? Верите ли в чудеса? Кто-то из вас верит в чудеса, кто-то нет. Но сегодня   мы отправимся в путешествие по волшебному миру. Я приглашаю вас в круг ,к волшебной свече.(педагоги  садятся на стулья по кругу, в центре стол со свечой. Зажечь свечу.)

Ратуал входа в сказочное пространство:

(Звучит спокойная музыка) Сядьте удобнее, расслабьтесь, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом мысленно, без слов. Смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы погружаемся в сказочный мир, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы оказались в волшебном мире.

Упражнение 1.Представление сказки.

Психолог: Итак, мы на волшебной поляне. Обычно, для того, чтобы рассказать и послушать истории, мы собираемся вместе. Мы педагоги живем очень близко со сказкой. Давайте на время вспомним свое беззаботное детство и сказку, которая нам больше запомнилась. Что именно вам нравилось в ней? Пожалуйста, кто начнет… (Участники  по кругу представляют свои любимые сказки.)

Упражнение 2.Имидж-терапия.»Превращение на волшебной поляне» (знакомство с методами творческого самопознания)

Психолог: Многие люди, желающие изменить свое внутреннее содержание, начинают с изменения внешности. Сейчас вы попробуйте измениться, перевоплотиться в сказочный образ. Выберите из предложенных аксессуаров и костюмов понравившиеся, »соберите» свой образ сказочного героя. Пожалуйста, подходите, примеряйте. Почувствуйте своего героя, продумайте стиль поведения. Кто готов собирайтесь в круг. Очень хочется узнать, кто посетил нашу волшебную полянку. Представьтесь, расскажите о себе…(Идет представление сказочных героев) По необходимости задать наводящие вопросы, например:

Как тебя зовут? Что тебя может огорчить? Что порадовать? Сколько тебе лет? Откуда ты прибыл? Что ты делаешь на волшебной поляне? Счастлив ли ты? Какие у тебя планы на будущее? И т.д.

Психолог:  Было очень приятно  познакомиться со всеми вами! Сейчас поляна оживет, и вы будете общаться друг с другом, желательно, чтобы вы познакомились с каждым на волшебной поляне. Подходите к кому хотите, говорите о чем хотите, можете петь, танцевать, но не забывайте про свой образ, про ваш характер.(Свободное общение под легкую музыку)

Психолог: Итак, общение завершается, приглашаю всех в круг. Расскажите: С кем было легко общаться?  Есть ли те с которыми не удалось поговорить?  Если хотите, можете спросить сейчас? С кем бы хотели продолжить общение на волшебной поляне? Что вы могли дать волшебной стране?

Спасибо всем сказочным героям. Сейчас  мы выйдем из сказочных образов. Произнесите фразу: « Я не (имя персонажа), я- (собственное имя) Вышедший из образа может снять наряд.

Сейчас  вы почувствовали, как меняя образ, вы меняете характер, стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа, переодевание может помочь вам в работе с детьми. Если нужно успокоить капризного ребенка можно предстать перед ним в образе короля, королевы, которым все должны подчиняться, выполнять их указы. Бывают такие моменты, когда вы раздражительны, нервозны и чтобы не передавать свое раздражение-негатив на непослушного ребенка, можно, как бы спрятаться за образ  отрицательного героя из сказки, например, Бабы-яги, кикиморы. Ведь если ребенка поругает Баба-яга, он обидится на нее, а образ воспитателя останется в его памяти добрым, заботливым  и любящим его. Отсюда следует, что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому, они помогают друг другу, предотвращая серьезные конфликты. Постарайтесь, найдите такого же ребенка в себе, и вы попадете в волшебную страну веселых игр и развлечений, доставляющих вам и вашим детям новые впечатления, здоровье и радость.

Упражнение 3 Создание своей сказочной страны.

Психолог: А теперь, я предлагаю вам создать свою сказочную страну. Для этого можно использовать краски, фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это  страна, где вам будет хорошо и у вас все будет получаться. (Работа  под музыку за столами)  Кто готов ,сдайте работы мне.(После того как все сдали, воспитатели становятся в круг)  Теперь я буду показывать сказочную страну а вы, по кругу, говорите свои ассоциации: на что похоже, что напоминает, кто живет в этой сказочной стране, какие чувства вызывает у вас эта картина? При этом не давайте оценок и советов, говорите только то, что чувствуете.

Упражнение 4 Релаксация-«Теплый как солнце» ( Развитие  восприимчивости всех органов чувств)

Закройте глаза и представьте себе, что сегодня чудесный день, а над нами плывет серое облачко, положите на облако все свои горести, заботы, болезни. Дайте вашим заботам просто улететь с ним.(пауза)

Представьте, что небо над нами ярко-голубое, легкие лучи солнца согревают нас .(Пауза)

Мы чувствуем себя защищенными- так мирно и спокойно вокруг.(Пауза)

Сегодня вы такие же замечательные и теплые как солнце.

При вдохе наше тело наполняется солнечным светом- от головы до кончиков пальцев ног.

При выдохе чувства, которые не нужны нам сейчас, покидают нас. Мы вдыхаем золотой свет, выдыхаем неприятные чувства.

Не спеша возвращаемся назад, сюда в этот зал.

Вдохните глубоко и легко-выдохните. Можно открыть  глаза.

Ритуал выхода:

Упражнение на концентрацию внимания:

Сядьте удобнее, возьмитесь за руки, смотрите на свечу, сделайте  глубокий вдох-выдох. Мы в реальном мире. Все хорошее, что было сегодня, мы возьмем с собой, и пусть оно помогает нам, задуем свечу.

Сегодня мы увидели, как с помощью сказкотерапии, можно сближать людей, находить контакты между собой, расслабляться. Я желаю нам всем беречь свое здоровье, нервы, и обязательно найти свои методы расслабления и снятия напряжения.