Статья о работе с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Бычковас Лариса Викторовна

Представленный материал освещает нестандартный подход к организации двигательной активности с детьми в период адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2018_infiz.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации двигательной активности

детей раннего возраста в период адаптации

к условиям дошкольного учреждения.

                             Одна из базовых потребностей ребенка дошкольника -  потребность в движении. Особенно важно уделять пристальное внимание удовлетворению потребности в двигательной активности детям раннего возраста. Ребенок, активно двигающийся в течение времени бодрствования, отличается жизнерадостностью, стрессоустойчив, восприимчив к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

                            Особую актуальность в дошкольном учреждении приобретает организация двигательной активности детей раннего возраста, впервые пришедших в общественную среду. Каждый из «новобранцев» до прихода в детский сад пребывал в семейной среде, с ее сугубо индивидуальными ритмами и правилами.  На развитие движений ребенка в семье имел влияние ряд факторов

- состояние здоровья ребенка

- собственно темперамент ребенка

- организация двигательного режима в семье

- отношение к двигательной активности ребенка со стороны родителей

                           Малышам предстоит пройти большой путь в дошкольном учреждении, что затронет различные аспекты развития каждого ребенка: физический, эмоционально-личностный, морально-культурный.  Именно в период адаптации важно заложить в сознание ребенка основные социальные понятия о согласованных действиях, синхронизации движений, умении подстроиться под общий ритм действий. Это обеспечит в дальнейшем хорошую социализацию ребенка, эффективное взаимодействие со сверстниками и наставниками, успешность в образовательной и профессиональной среде.

                          Воспитатели дошкольного учреждения, принимая детей, знакомятся с воспитанниками и их родителями, собирают сведения о семейных условиях воспитания, педагог-психолог сопровождает всех участников образовательного процесса в непростой период адаптации, консультируя одних, поддерживая других. На начальных этапах адаптационного периода выявляются все нюансы жизненных ритмов детей, индивидуальные особенности и привычки, типы темперамента, отношение к двигательной активности. О последнем хочется сказать особо.  

                      Как уже указывалось выше, активные движения ребенка в раннем возрасте положительно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие.   Команде педагогов предстоит решить ряд предварительных задач для достижения положительных результатов в физическом развитии детского коллектива.  Среди множества индивидуальных особенностей каждого ребенка следует выделить склонность к определенному двигательному режиму. Итак, в каждой группе найдутся дети с повышенным, нормальным и сниженным двигательным режимом. Учитывая эти особенности детей, мы наблюдали за ними в течение всего периода адаптации и пришли к следующему выводу:

- наиболее легкая адаптация протекает у детей с повышенным и нормальным двигательным режимом

- высокий % проблемных в плане адаптации детей - это дети со сниженным или нормальным двигательным режимом    

                             Несомненно, мы учитывали, что дети с нормальной двигательной активностью на первых этапах адаптации могли находиться в стрессовом состоянии и вели себя по-особенному: кто-то беспрестанно двигался, кто-то, наоборот, сидел целыми днями.

По результатам наблюдений за адаптацией детей с различными двигательными режимами в течение трех лет мы выявили следующее

- тип темперамента безусловно влияет на двигательный режим ребенка

- подбор соответствующих двигательному режиму ребенка игр и физических упражнений способствует эмоционально экологичному процессу адаптации

- поэтапное, постепенное введение упражнений, игр по двигательной синхронизации во время организации групповой двигательной активности облегчает процесс адаптации.

                          Скоординированные усилия команды воспитателей, сопровождение психологической службы и консультирование педагогов инструктором по физической культуре позволили нам создать оптимальную модель организации двигательной активности детей раннего возраста, которая включает:

- дифференцированную циклограмму двигательной активности для детей

- картотеки игр с дифференцированным двигательным режимом

- фиксацию наблюдений за динамикой двигательной активности ребенка в течение процесса адаптации.

                        В результате работы по организации дифференцированного двигательного режима для детей в период адаптации мы вышли на оптимальный уровень легкой адаптации в группе детей раннего возраста.  Наши дети, такие разные, пришедшие в группу неумелыми, скованными, порой с устойчивыми негативными двигательными ритуалами, появившимися навязчивыми движениями к концу раннего возраста стали эмоционально позитивными, с удовольствием принимающими различные двигательные задачи, умеющими синхронизировать свои движения с движениями сверстников. А главное – наши дети с энтузиазмом перенимают от взрослого новые двигательные приемы, что позволяет создать оптимальный двигательный режим для всего детского сообщества.

1.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации 

детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М., Айрис- пресс, 2006.-112с.

2.Кочетова И. П. «Физическое воспитание детей раннего возраста», 

Методическое пособие для воспитателей и родителей, Изд. 2-е, издательство: 

«Просвещение», 2008. – 164 с.

3.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, 

детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: 

Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. 203-205.

4.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и 

развития ребенка. - М.: "Академия", 2001. – 216 с.

5.Смиронова Э.О. Воспитание детей раннего возраста / 

Э.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. -М.: Просвещение