Виды и формы, основные функции рефлексии. Учебная рефлексия.

Тараканова Людмила Вячеславовна

Основная цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, результаты этой деятельности. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность даёт возможность осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_refleksii.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и формы, основные функции рефлексии.

Учебная рефлексия.

Введение.

Одним из условий формирования регулятивного универсального учебного действия является рефлексия (от латинского «отражение») - умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии и её результатов. В учебном процессе в настоящее время основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но и процессу осознания обучающихся своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания.

Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность даёт возможность осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение.

Принцип активности и сознательности является один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, осознавая цель учения, его необходимость, каждое его действие должно быть осознанным и понятным. Уже в предшкольной подготовке необходимо начинать обучение детей рефлексивной деятельности и активно продолжить в период школьного обучения.

Основная цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, результаты этой деятельности. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Виды рефлексии.

Существуют разные виды рефлексии. Их можно подразделить по целям, задачам и способам ее организации, в зависимости от объекта рефлексирования:

  • Личностна - самоанализ и изучение собственного «Я», достижение самосознания;
  • коммуникативная - анализ отношений с другими людьми;
  • кооперативная - осмысление совместной деятельности для достижения общей цели;
  • интеллектуальная - на знания, умения и навыки человека, сферы и способы их применения;
  • социальная рефлексия - состояние человека через то, как его воспринимают другие люди;
  • профессиональная - анализ движения по карьерной лестнице;
  • учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
  • научная - осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
  • экзистенциональная, обдумывание смысла жизни;
  •  саногенная - контроль эмоционального состояния личности.

В педагогической практике применяется учебная рефлексия, примером которой может стать любое школьное занятие в соответствии с ФГОС: ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения Учебная рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание, включение ученика в активную познавательную деятельность. В результате применения данного вида рефлексии, обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важным требованием является формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Данный вид рефлексии обязательно проводится учителем в процессе изучения учебного материала в символической, устной или письменной форме; содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, оценку эмоций либо анализ, для чего нужна ученику данная информация.

Рефлексия может осуществляться на любом его этапе, должна быть направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Обучаемый должен уйти с урока с зафиксированным результатом, выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Исходя из функций рефлексии можно выделить такие виды рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния (описание своих эмоций, настроения);
  • Рефлексия содержания учебного материала.
  • Рефлексия деятельности своей деятельности.

Педагогу при выборе вида рефлексии необходимо учитывать цель, задачи, содержание деятельности обучаемых и степень трудности учебного материала, тип урока, способы и методы обучения; возрастные и психологические, индивидуальные особенности детей.

Использовать рефлексию возможно по - разному:

- элементы рефлексии на отдельных этапах урока;

- рефлексия в конце каждого урока;

- темы курса;

- постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Учитель, при взаимодействии с учащимся, может использовать один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел - не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может проводиться индивидуально, парами, группами, то духовная проводится только в письменной форме письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Так же имеем место рефлексия, которую называют личностной, результатом которой является исследование субъектом самого себя, переосмысление себя.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения урока может проводиться в начале урока или занятия для установления эмоционального контакта с детьми. Этот вид рефлексии используется так же при подведении итога занятия. Педагог может использовать картины, музыку, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Для оптимизации учебного процесса применяется такой вид, как рефлексия деятельности. С её помощью обучающиеся осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). Данный вид рефлексии используется на этапе актуализации знаний, умений, навыков; продуктивен в конце урока, так ка позволяет оценить активность учеников на всех этапах учебной деятельности.

Формы рефлексии.

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах: индивидуальном, групповом, коллективном.

Исходя из этого, рефлексивная деятельность, как любая другая, может организована в индивидуальной и групповой форме:

а) индивидуальная - формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

При разработке рефлексивной методики на каждом этапе урока учителю необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся и состав класса; особенности предмета, тему и тип урока; сложность изучаемого материала; психологические особенности детей. необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

Педагог, чтобы показать учащимся, как они работали в группе, оценить уровень их коммуникации, проанализировать не только результат, но и процесс учебной деятельности на уроке может использовать алгоритм:

1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? (Делало её более эффективной; тормозило выполнение задания; не позволило точно выполнить задачу; испортило отношения в группе?).

2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (Обмен информацией; взаимодействие; взаимопонимание; были равномерно задействованы все уровни?).

3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (Недостаток информации; недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.); трудности в общении

4.Какой стиль общения преобладал в работе? (Ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания?)

5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (В группе сохранилось единство и партнерские отношения; единство группы в ходе работы было нарушено?).

6.Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? (Лидер, выдвинувшийся в ходе работы; нежелание наладить контакт большинства участников группы; непонимание задачи, поставленной для совместной работы; сама задача оказалась неинтересной, трудной?).

Групповая рефлексия подразумевает процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось достичь поставленной рабочей цели; сформировать хорошие групповые отношения. Цель групповой рефлексии - повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы; увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.

При организации коллективно-учебной деятельности рефлексивная контрольно-оценочная деятельность в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания

Последовательность действий педагога в ходе групповой рефлексии: еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель; вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли); действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели: решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.

В процессе применения индивидуальной формы рефлексии педагог должен помнить тот фактор, что обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Очень важно, чтобы рефлексирующий эту деятельность не только осмысливал, но и совершал.

Индивидуальная форма рефлексии проводится с обучаемым в непосредственном общении педагога, с учётом возрастных, психологических особенностей, без огласки для остальных участников образовательного процесса с конкретным подбором рефлексивных приёмов, симулирующих к дальнейшей эффективной деятельности и формирования правильной самооценки.

Обязательные этапы методики организации рефлексии учащегося на уроке включает следующие: постановка предметной деятельности; восстановление последовательности выполненных действий; изучение составленной последовательности действий; формулировка полученных результатов; проверка гипотез в дальнейшей деятельности. В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени.

Функции рефлексии.

В процессе педагогического взаимодействия учебная рефлексия является первостепенным условием для оптимизации развития и саморазвития всех участников данного процесса.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств; в констатации уровня развития участников педагогического процесса;
  • проектировочную - предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности; предполагает проектирование и моделирование; тесное взаимодействие участников педагогического процесса;
  • организаторскую - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия; способствующую организации наиболее эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учеников;
  • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и обучаемого; одно из важнейших условий общения педагога и воспитанников; задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
  • смыслотворческую - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационную - определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Реализация данных функций способствует повышению уровня развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, помогает определить эффективность самой учебной рефлексивной деятельности.

Заключение.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Понятие рефлексии в педагогику начало активно входить только последние десятилетия. Педагогическая деятельность, по сути, имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, в процессе организации деятельности учащихся, педагог стремится увидеть себя и свои действия глазами воспитанников, учитывать в работе их взгляды и внутренний мир. Организуя взаимодействие с ребенком, педагог ставит себе оценку как участнику этого взаимодействия и диалога. Б.З. Вульфов отметил, что человек не может успешно развиваться, если он не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнедеятельность». Таким образом, в ходе выполнения учебной деятельности должны создаваться условия, стимулирующие осмысление и переосмысление своего опыта, иными словами стимулирующие рефлексию своей учебной деятельности. Важно, что и учитель, и школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.

Рефлексия – универсальный способ мышления, который оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, отвечая на вопросы:

  • Как?
  • Зачем?
  • Что мне это дало?
  • В чем смыл того, что я делал для меня и для других?
  • Имеет ли это отношение ко мне?
  • Что мне с этим делать дальше?

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности.

Организация рефлексивной деятельности - подготовка в сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Надо отметить, что процесс рефлексии должен иметь многогранный характер, при котором оценка проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Учебная рефлексия представляет собой взаимодеятельность учащихся и учителя, позволяющую совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Литература

1. Власов С.А. Аксиология современной российской системы образования// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. №1. С.87-93

2. Голубева Н.М. Современные научные подходы к пониманию феномена рефлексии// Современные проблемы науки и образования.-2014.-№5. [Электронный журнал].

3. Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития// Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н И. Лобачевского.- №6 (1). С. 35-40.

4.Электронные ресурсы:

1. https://lechusdoma.ru/refleksija/

2.https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/refleksiya_v_pedagogike/