Приёмы стимуляции речевой активности и речевого общения у детей дошкольного возраста.

Залесская Галина Валерьевна
Приёмы стимуляции речевой активности и речевого общения у детей дошкольного возраста.
 
 
     Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. А количество детей, имеющих речевые проблемы, резко увеличилось.
 
Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. К моменту поступления ребенка в школу, он должен овладеть правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас., (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности). Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии, как правило, имеют отставание в темпах речевого развития и проявление вторичных отклонений в психическом развитии.
Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности и речевого общения:
 
1. Диалог-образец.
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.
 
2. Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.
 
3. Параллельный разговор.
Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.
 
4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
 
5. Распространение.
Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».
 
6. Приговоры.
Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.
 
7. Выбор.
Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
 
8. Поручения.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».
 
9. Опосредованное общение.
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
 
10. Игры с природным материалом.
Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.
 
11. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.
 
12. Замещение.
Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.
 
13. Ролевая игра.
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.
 
14. Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
 
15. Похвала.
Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.     
  
Рекомендации при общении с ребенком:
 
1 Опирайтесь на то, что говорит ваш ребенок. Ученые называют это распространением предложений, и похоже, что этот прием имеет огромное значение для наших детей. Вероятно, это происходит потому, что мы исподволь показываем им, что существуют и другие, более сложные способы изложить то, что они только что сказали. Этот способ также добавляет диалогу информативности, и полученную в его ходе информацию дети могут использовать в следующий раз
 
2 Поддерживайте разговор, а не обрывайте его. Найдите способы вовлечь ребенка в разговор так, чтобы он не прерывался. Задавайте конкретные вопросы, а не общие. Когда вы спрашиваете: «Что сегодня было в садике?», то можете получить в ответ: «Ничего!». Зато когда спрашиваете: «Чем вы сегодня занимались, когда сидели в кружок на ковре?» или «А Дженни сегодня была в школе?», вы открываете возможности для беседы.
 
3 Не бойтесь использовать детскую манеру речи. Родителям часто кажется, что они должны вести «умные» разговоры с детьми. 
 
4 Ограничьте просмотр телепрограмм. Когда речь идет об игрушках и телевизоре, нам тоже необходимо довериться своим инстинктам. Наука говорит нам, что детям нужен активный, адаптивный партнер по разговору, а не пассивные или пусть даже интерактивные игрушки. Телевизор и компьютерные игры — отнюдь не оптимальные устройства для обучения речи. Телевизионные программы не распространяют сказанное маленьким зрителем и не задают вопросов.
 
Таким образом, мы должны помнить, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.