Рабочая программа для работы с детьми имеющими отклонения в психофизическом развитиии и эмоциональной сфере

Молоткова Татьяна Александровна

Рабочая программа  для работы с детьми имеющими отклонения в психофизическом развитиии и эмоциональной сфере

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_2.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ПУРОВСКОГО  РАЙОНА

«Согласовано»                                                                                                       «Утверждаю»

РуководительМС                                                                   Директор МБОУ «СОШ №1»

Донцова Л.А.  _________                                                      им.Ярослава Василенко п.Пурпе                                                                  

Протокол №____ от «________»                                           Гноевая Л.И___________ 

        «_______» _____г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии  и эмоциональной сфере

 

C:\Users\user\Desktop\images.jpg

Составитель:  Молоткова

Татьяна Александровна

педагог-психолог

п.Пурпе

Пояснительная записка

Актуальность
   Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции  в норме   регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность.  Но даже нормально развивающиеся дети част находятся под  влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Требуется достаточно  времени и сил для того, чтобы малыш научился осознавать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Такое умение позволит малышу произвольно контролировать свое поведение и будет способствовать  положительной коммунакции с  окружающими.

   У детей с особенностями психофизического развития часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции этих детей примитивны, слабо развиты, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. Они не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих по внешним эмоциональным проявлениям и правильно реагировать на них.  У таких детей часто наблюдаются немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются агрессивность, возбудимость, нарушения  самооценки.

   При аутизме у детей наблюдается  преимущественное искажение эмоционально – волевой сферы. Детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность,  уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Основной проблемой становится трудность организации и положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет повышенную «эмоциональную  холодность». Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка, поэтому в работе нужно адекватно оценивать его реальный  «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше реального биологического возраста. У малыша  отсутствует  адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их проявлениям (мимике, жестам, движениям). Специалистами (К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг и др.) подчеркивается необходимость ранней коррекционной  помощи детям с аутизмом, одной из составляющих которой является формирование эмоционально – личностной сферы ребенка,  проводимое систематически, терпеливо и постепенно.

   Степень выраженности  искажений эмоционального развития детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, может быть различной. Но это в любом случае  это сказывается на поведении ребенка и на умении регулировать его, а в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Л. Рубинштеин, «эмоции не развиваются сами по себе, …основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их исправить. Это большая по своему жизненному значению проблема».    

Данная программа составлена на основе пособия, «Азбуки эмоций» Ковалец И.В. «Азбука эмоций» отражает наше видение работы  по коррекции эмоциональной сферы детей с отклонениями в психофизическом и эмоциональном развитии. В  данной работе необходимо вызывать и закреплять у ребенка положительные эмоции. Для этого  первоначально предлагаем ему усвоить положительную эмоцию «Радость»,  следующая задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с отрицательными эмоциями (печаль, гнев, страх и др.). Важно научить ребенка  понимать их, правильно и спокойно реагировать. В результате отрицательные эмоции  не исключаются, а постепенно вытесняются, заменяясь положительными. Таким образом, ребенок научается  справляться с неприятными ситуациями. Вся работа по коррекции эмоциональной сферы строится с учетом интересов и потребностей ребенка.

Цель программы: Помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать , понимать свои эмоции, развивать умения  управлять своими чувствами, организовывать свое поведение.

Задачи:

  1. Учить замечать эмоциональные состояния других детей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на  картинке);
  2. учить декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
  3. учить анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
  4. учить воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха;
  5. учить управлять своими эмоциями;

Структура и содержание программы:

   В программе представлены фундаментальные эмоции. К ним относятся эмоции:  радость, печаль злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина и состояние  спокойствие. Умение ребенка правильно пользоваться этим состоянием может быть приравнено к навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную устойчивость. Каждую эмоцию иллюстрируют ситуации их жизни людей, животных, а также явлений природы, что позволяет ребенку лучше познавать окружающую действительность.

Разделы расположены в определенной последовательности: от более простых и понятных к более трудно «читаемым» эмоциям. учитывая интересы ребенка, этот порядок можно изменить. Но начинать работу надо с эмоции «Радость». При изучении других эмоций, всегда возвращаться к «Радости»,   заканчивая занятие в хорошем настроении.  На каждой странице расположены задания для ребенка по изучаемой  теме. Задания усложняются постепенно, от простых («покажи н рисунке детей, которые радуются») к более сложным («объясни, какое настроение у детей» по серии сюжетных картинок.  Такое расположение материала позволяет изучать разделы не последовательно, а параллельно, т.е. можно изучать сразу несколько эмоций (при желании ребенка)

Основные методы и приемы обучения:

  • Внимательно рассматривать с ребенком рисунки, изображенные на странице, обращать  его внимание на лица персонажей, на мотивацию их поступков и настроений. Предлагать ребенку повторять названия эмоциональных проявлений и изображать их мимикой, жестами и движениями.
  • Стихотворение на изучаемой странице читать полностью несколько раз подряд. Обращать  внимание ребенка не только на событийную сторону  сюжета, но и на эмоциональное состояние героев произведения.
  • Помогать ребенку определять,  настроение стихотворения: веселое, грустное, спокойное,  сердитое и др.
  • При закреплении изучаемого стихотворения читая его, делать паузы, давая таким образом ребенку возможность вставить слово или целую строку.
  • Задавать эмоциональный тон своей речи, которую подхватывает ребенок. Интонация при этом соответствует содержанию прочитанного.
  • Поощрять инициативу и творчество ребенка, не останавливайте, если ему захочется сделать задание по – своему.
  • Побуждайте ребенка определять  в обыденной жизни свое эмоциональное состояние и рассказывать о своих переживаниях, например: «Мне нравиться, я рад и т.д.»
  • Играть  вместе с ребенком в предлагаемые  в «Приложении» игры, так вы сможете заменить изменения в настроении, поведении и общем  эмоциональном развитии ребенка

Целеваяаудитория:
   Данная программа  по развитию  эмоциональной сферы рекомендуется для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих  отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.  Также может быть использована    в абилитационной работе с аутичными детьми в возрасте от шести лет (2-4 группы РДА по классификации О.С.Никольской), продолжающими обучение по индивидуальным программам.

Режим занятий:  занятия проводятся  1 раз в неделю по 25-30 минут. Данная программа рассчитана на 16 занятий.  

Ожидаемый  результат:

Усваивая с помощью взрослых, предлагаемые в программе эмоциональные реакции, ребенок научиться правильно применять их в определенных ситуациях. Тем самым он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. Возможно, со временем изменятся в лучшую сторону и отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром.

Тематический план занятий

Раздел

Кол-во

часов

Задачи решаемые на занятиях

Автор

1

Радость

2

Познакомить с эмоцией радости, веселья, особенностях ее мимического выражения, накопление позитивных эмоций, повышение уверенности в своих возможностях, способствование самопринятию, отрабатывать умение управления своим телом.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 6-19

2

Печаль

2

Уточнение знаний об эмоции грусти, стимуляция позитивных эмоциональных проявлений, развитие повышение уверенности в своих возможностях, накопление позитивных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 20 -33

3

Спокойствие

2

Познакомить с эмоцией спокойствия, способствовать раскрепощению, развитию эмпатии, снятие мышечных и эмоциональных зажимов

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 34-45

4

Злость

2

Обогащение представлений об эмоции злости, развитие контроля за своими действиями, предоставление возможности почувствовать разницу ощущений напряжения и расслабления, упражнения в анализе своего эмоционального состояния, причин его вызывающих.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 46-59

5

Удивление

2

Обогащение знаний об эмоции удивления, особенностях ее мимического выражения, наработка опыта управления мимическими мышцами, выработка умения управления своим телом.

Ковалец И.В. «Азбука эмоций»,

с. 60-73

Автор игрового и стихотворного материала: 

Петрова Л.И.

6

Страх

2

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 74-89

7

Интерес

2

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 90-103

8

Стыд. Вина

2

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 104-114

Список литературы:

  1. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М., Владос, 2004.
  2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет. - Яр., Академия развития, 2000.
  3. Мамайчук И.И. и Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно практическое руководство. - СПб, Речь, 2004
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. - М., Аркти, 1999.
  5. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Под ред. И.Н. Агафоновой. - СПб, 2006.

Календарно - тематическое планирование

Раздел

Содержание занятий

Игры и этюды

Задачи решаемые на занятиях

Автор

1

Радость

Занятие 1

Занятие 2

игра

«театр»

этюд

«радость»

«подарок»

«угощение»

Познакомить с эмоцией радости, веселья, особенностях ее мимического выражения, накопление позитивных эмоций, повышение уверенности в своих возможностях, способствование самопринятию, отрабатывать умение управления своим телом

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 6-19

2

Печаль

Занятие 1

Занятие 2

этюд

«до встречи!»

Уточнение знаний об эмоции грусти, стимуляция позитивных эмоциональных проявлений, развитие повышение уверенности в своих возможностях, накопление позитивных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 20 -33

3

Спокойствие

Занятие 1

Занятие 2

игра

«час покоя и час веселья»

этюд

«тишина»

Познакомить с эмоцией спокойствия, способствовать раскрепощению, развитию эмпатии, снятие мышечных и эмоциональных зажимов

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 34-45

4

Злость

Занятие 1

Занятие 2

игра

«прогоняем злость»

«сражение»

Обогащение представлений об эмоции злости, развитие контроля за своими действиями, предоставление возможности почувствовать разницу ощущений напряжения и расслабления, упражнения в анализе своего эмоционального состояния, причин его вызывающих

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 46-59

5

Удивление

Занятие 1

Занятие 2

игра

«отдыхалка»
составление пиктограммы
удивления

(ковролин)

Обогащение знаний об эмоции удивления, особенностях ее мимического выражения, наработка опыта управления мимическими мышцами, выработка умения управления своим телом

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 60-73

Автор игрового и стихотворного материала:  Петрова Л.И.

6

Страх

Занятие 1

Занятие 2

игра

«Ванька– встанька»

Знакомство с испуганным
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 74-89

7

Интерес

Занятие 1

Занятие 2

этюд

 «жучка принюхивается»,

«Машенька прислушивается,

«бабочка»

Знакомство с веселым
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 90-103

8

Стыд, Вина

Занятие 1

Занятие 2

Знакомство с веселым
гномом, отработка мимики радости

Ковалец И.В. «Азбука эмоций», с. 104-114