Презентация " Инклюзивное образование в ДОУ"

Воробьева Ольга Александровна

 С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

 И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Инклюзивное образование в ДОУ» « Предоставьте каждому человеку все те права , которыми бы вы хотели обладать сами». Роберт Ингерсолли Подготовил: педагог-психолог Воробьева Ольга Александровна г. Калининград 2019г

Слайд 2

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Актуальность

Слайд 3

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования . Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе . Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку. Проблема

Слайд 4

« Инклюзия " в переводе с англ. языка inclusive -означает " включенность», с франц. я зыка inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом - включенное образование, термин , используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ Что такое «Инклюзия» ? Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий

Слайд 5

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия - ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми «Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Слайд 6

Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие! Дети живут вместе в обычной группе детского сада Специалисты помогают детям. Обычные группы изменяются. Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные. Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Равные возможности для каждого! Мир без границ!

Слайд 7

Законодательная база в области инклюзивного образования : Международные правовые акты: Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями -1994 год; Даккарская рамочная концепция действий по развитию образования – 2000 год; Конвенция ООН о правах инвалидов – 2006 год. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов », принятая 09 декабря 1975г Российское законодательство: Конституция Российской Федерации . « Конвенция о правах ребенка». Декларации прав ребенка Закон РФ « Об образовании» (в редакции ФЗ от 13 января 1996 года N 12-ФЗ с изменениями на 24 апреля 2008 года) Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р; Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ Приказы Министерства образования и науки РФ: от 14 .08.2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников образования»; от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО » Программа «Доступная среда для инвалидов», Концепция непрерывного образования. Письма Министерства образования и науки РФ: от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»; от 16.01.2001 № 03-51ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; от 18.04.2008 № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами ». Рекомендации Мин. образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2009, № АФ-150/06

Слайд 8

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования : С пецифические задачи : квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников; интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности ; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ Цели и задачи - система задач трех уровней : коррекционный - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ; профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ; Развивающий - оптимизация , стимулирование, обогащение содержания развития . И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ .

Слайд 9

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

Слайд 10

Основные проблемы инклюзивного образования в России Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих финансовое , юридическое обеспечение образовательного процесса слабое методическое обеспечение ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную специальную помощь инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при попадании ребенка с ОВЗ в новые группы состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в ДОУ. кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ; не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия ;

Слайд 11

Педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию . Преимущества инклюзивного образования : Социального характера: развитие самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность. Психологического характера: исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности Ме дицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме; исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

Слайд 12

1 Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги, родители(проблема в развитии ) 2 Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог , логопед, психолог), специалисты , воспитатели 3. Реализация рекомендаций комиссии 4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми. Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - б еседа и анкетирование родителей, д иагностика развития ребенка ,н аблюдение за поведением в группе Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы .

Слайд 13

ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включал следующие базовые направления : смена ведущих мотивов деятельности, развитие эмоционально-делового и предметного общения, развитие и активизация общих движений, развитие предметных действий и предметной деятельности, развитие наглядно-действенного мышления, интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, овладение различными навыками в процессе подражания, становление представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности закрепление навыков самообслуживания Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

Слайд 14

индивидуальные занятия со специалистами активные действия в специально организованной среде - свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми прием пищи дневной сон фронтальные занятия детско-родительские группы праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня . Формы инклюзивного образования

Слайд 15

Все воспитанники равны в детском сообществе. Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня. У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников. Сотрудники , вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников. Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника. Семьи , «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса. Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности Правила инклюзивного образовательного учреждения

Слайд 16

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? …. Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

Слайд 17

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей , расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса ; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Вывод

Слайд 18

Литература : Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995. Бариевв В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003 Бациев В., Диенштейн В. , Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 2009 Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский . – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец , Е.Н. Кутеповой . М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Арти, 2008. Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005 Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2011 Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» 04.02.2010 Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва . Центр «Школьная книга».2010

Слайд 19

СПАСИБО за внимание!