«Работа педагога-психолога детского телефона доверия с подростками занимающимися самоповреждением»

Матвеева Оксана Владимировна

На сегодняшний день саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение детей и подростков достигло таких масштабов, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) декларирует его в качестве одной из главных проблем здоровья человечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Отделение экстренной психологической помощи по телефону

Выступление на тему:

 «Работа педагога-психолога детского телефона доверия с подростками занимающимися самоповреждением»

Подготовила:

педагог-психолог

отделения экстренной

психологической

помощи по телефону

Матвеева О.В.

Ковров

           На сегодняшний день саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение детей и подростков достигло таких масштабов, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) декларирует его в качестве одной из главных проблем здоровья человечества.  

         На подростков оказывают влияние многие стрессовые факторы, такие как проблемы в школе со сверстниками, учебой, оценками, учителями, проблемы в семье, беспокойство за будущее. Однако вместо того, чтобы конструктивно утилизировать эмоциональное напряжение с помощью спорта, хобби или просто в процессе общения, некоторые подростки начинают реализовывать отрицательные эмоции по типу аутоагрессии (самоповреждения).

     Общие принципы работы психолога с клиентами склонными  к самоповреждениям  заключаются в том, чтобы уменьшить их  интенсивность и частоту, предотвратить хронизацию и установить безопасные, жизнеспособные эмоциональные паттерны. Важным элементом терапии является работа с эмоциями подростка.

     Необходимо научить его справляться с ними без нанесения себе повреждений. Для этого важно научить подростка прогнозировать такое поведение и, при появлении определенных предикторов, использовать альтернативные варианты действий, например, поговорить с кем-то, записать мысли или послушать успокаивающую музыку. Терапия может быть дополнена методами визуализации и релаксации.

      Большое значение в рамках коррекционной работы имеет психолого-педагогические беседы с семьей. Семья должна быть проинформирована о различных формах самоповреждения и разнице между аутоагрессивным и суицидальным поведением, о необходимости адекватно реагировать на поведение подростка и не подкреплять его стремление к самоповреждениям.    

      Семье необходима как  социально-педагогическая, так и образовательная поддержка, направленная на стабилизацию внутрисемейного фона, особенно при возникновении конфликтных ситуаций. Подростки  и родители  так же могут получить советы и поддержку в группах самопомощи, в соответствующих форумах в Интернете, а так же позвонив на Детский телефон доверия.

       Психологическая помощь, оказываемая на ДТД имеет три особенности: во-первых, человек, обращающийся в службу, часто находится в состоянии эмоционального напряжения, возбуждения; во-вторых, контакт с абонентом носит только вербальный характер; в-третьих, разговор с клиентом может оказаться единственным. Эти три особенности диктуют свои методы и приемы работы.

При обращениях такого рода специалисты Детского телефона доверия руководствуются следующими основными принципами консультирования:

  • безусловное принятие абонента,
  • эмоциональный контакт,
  • поддержка,
  • активное слушание.

У подростка при общении с консультантом появляется чувство уверенности в том, что его не оттолкнут, выслушают, поймут, примут, и его проблема будет разрешена, и с помощью консультанта он выйдет из сложившейся ситуации, сложной для него.

При консультировании  по ТД клиента склонного к СП необходимо использовать различные техники, которые помогают более глубоко рассмотреть проблемы, убедиться в правильности понимания ситуации:

  • перефразирование,
  • отражение чувства,
  • резюмирование,
  • проблемные вопросы,
  • постановка гипотез.

Задачи педагога- психолога при работе с клиентом склонным к СП

1. Эмоционально поддержать подростка.

2. Признать его чувства, дать возможность их отреагировать.

3. Сконцентрировать внимание подростка на его сильных сторонах личности.

4.Обсудить и заключить «контракт» о не нанесении себе вреда.

5. Рекомендовать консультацию у психотерапевта (психиатра).

6. Постараться наладить с подростком постоянные контакты.

 

Для успешного проведения собственно психокоррекционной работы чаще всего в работе ДТ используются следующие приемы.

        Структурирование ситуации. Осуществляется консультантом с помощью соответствующих ситуации вопросов. Правильно задавая вопрос, мы формируем в сознании абонента объективную и последовательную картину проблемной ситуации в ее развитии. Консультант задает следующие вопросы: «Как давно существует проблема?», «Какие чувства испытывает абонент в связи с этой ситуацией?», «Какие существуют условия, усугубляющие эту проблему?».

        Преодоление исключительности ситуации. Используется в случае, когда обратившийся считает, что критическая ситуация  складывается у него в силу его личностных недостатков и ошибочных действий. Психолог должен тактично подчеркнуть, что аналогичные ситуации встречаются в жизни достаточно часто. Этим приемом следует пользоваться очень осторожно, так как он может нарушить общение, когда абонент ждет одобрения, поддержки от нас, а мы вместо этого говорим: «Ваша ситуация не исключительна и банальна».

        Включение ситуации в контекст жизненного пути. Психотравмирующие события часто воспринимаются человеком как неожиданные, внезапные и потому непреодолимые. Раскрывая последовательность развития ситуации, консультант показывает ее связь с предшествующими событиями и, тем самым, открывает возможность ее изменения.

        Снятие остроты ситуации. Абоненты ТД часто считают, что критические обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях сотрудник ТД подчеркивает, что у обратившегося есть время на обдумывание и на принятие решения.

        Терапия успехами и достижениями. Часто применяется для людей, неуверенных в себе, застенчивых, с низкой самооценкой. Рассказывая о себе, клиент сообщает и о своих трудностях, которые ему приходилось преодолевать. Психолог тактично подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о себе как личности, способной к преодолению трудностей, что повышает самооценку абонента.

        Формулировка ситуации. Нередко, сообщив всю значимую информацию, абонент испытывает трудности в ее осмыслении, интеллектуальном овладении. Тогда консультант должен высказать точную формулировку переживаемой абонентом ситуации. Этот прием эффективен в острых кризисных ситуациях. Он помогает рационализировать происходящее, интеллектуально им овладеть и реалистически принять. Кроме того, он создает у обратившегося на ТД представление, что какой бы трудной ни была его проблема, она может быть понята другими людьми. Тем самым у человека уменьшаются кризисные переживания одиночества и беспомощности.

        Поиск источника эмоций. Позвонившему предлагается установить непосредственные причины своего эмоционального состояния («Что именно в этой ситуации так Вас ранит?»). Этот прием помогает абоненту осознать связь между поступками значимого другого и собственными эмоциями.

        Интерпретация. Если абонент в процессе беседы не нашел пути разрешения ситуации, психолог может помочь ему, высказывая гипотезы о возможных способах ее решения.

        Планирование. Психолог побуждает клиента к вербальному оформлению планов предстоящей деятельности.

        Вербализация чувств консультанта. Этот прием дает абоненту возможность получить обратную связь, понять, как психолог относится к его сообщению, и что чувствует, разговаривая с ним. Консультанту этот прием помогает быть более искренним, открытым, непринужденным. Примеры: «Я почувствовала радость от того, что Вы нашли решение», «Я растеряна, не знаю, что и сказать вам», «Вы меня огорчили своим сообщением», «Я чувствую удовлетворение от разговора с вами».

        Удержание паузы. Целенаправленное молчание предоставляет абоненту возможность проявить инициативу, стимулирует вербализацию разрабатываемых им планов поведения. Молчание снижает темп беседы, дает клиенту время для рассмотрения альтернатив, для принятия решения, уменьшает аффективное напряжение.

        Привлечение ресурсов.

Консультант помогает подростку обнаружить свои внутренние и внешние ресурсы. Например, найти в прошлом успешное преодоление затруднительных ситуаций, и на основе прошлого положительного опыта почувствовать в себе силы. Или найти тех людей в своем окружении, к которым он мог бы обратиться за помощью.

Для того, чтобы ребенок был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, консультанты помогают ему сформировать позитивное представление о себе, укрепить личностную самооценку. Так у подростка возникает вера в себя, в свои силы и возможности.

    Специалисты телефона доверия принимают участие в психопрофилактической работе с целью предупреждения саморазрушающего поведения среди детей и подростков, посредством участия в создании единой информационно-профилактической среды, направленной на повышение социальной и эмоциональной компетентности педагогов, подростков и их родителей, на обучение способам разрешения конфликтов, профилактики стрессов, на повышение ресурсов жизнестойкости.

В работе ТД используются следующие формы психопрофилактической работы.

Организация социальной среды.

Информирование

Это информационно-организационное воздействие на общество в целом путем формирования негативного общественного мнения по отношению к саморазрушающему поведению. Создание социальной среды, ориентированной на ценности здорового образа жизни, разработка и распространение соответствующей социальной рекламы. Работа может быть направлена на семью, школу, класс или конкретную личность.

  Наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме  лекций, бесед, информационных стендов, распространения специальной литературы, буклетов, или видео-фильмов.

        Таким образом, нанесение самоповреждений у подростков – это способ справиться с избытком негативных эмоций и снять напряжение от внешнего давления.

       Большая часть подростков хотела бы прекратить это, но не знает, как сделать это самостоятельно. Именно поэтому так важна психотерапевтическая работа с подростками и психолого-педагогическая работа с их семьями.

      Чтобы оказать квалифицированную помощь, в работе с клиентами склонными к самоповреждению, консультант ТД должен владеть и умело использовать в своей работе разнообразные способы и приемы психологической помощи. Только сочетание различных методов может привести к наибольшему эффекту