«Профилактика суицида среди детей»

Матвеева Оксана Владимировна

Суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

        

 «Профилактика суицида среди детей»

Ковров, 2019

Суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение.

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение. 

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Алгоритм работы с обращением ребенка по проблеме суицида

на Детском телефоне доверия

Суицид – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Алгоритм работы с обращением ребенка (подростка) по проблеме суицида подразделяется на 2 вида:

  1. Алгоритм работы консультанта с обращением ребенка по поводу суицидальных мыслей, намерений и плана;
  2.  Алгоритм работы консультанта с обращением ребенка по поводу текущего суицида.

Алгоритм работы консультанта с обращением ребенка

по поводу суицидальных мыслей, намерений и плана

  1. Вступление в разговор, установление доверительных отношений.

Консультант применяет активное слушание.

2) Оценка обстоятельств и распознавание (диагностика) индикаторов риска суицидального поведения.

Консультанту рекомендуется расспросить ребенка (подростка) о причине подавленности и ощущения безнадежности. Можно также задать прямой вопрос ребенку (подростку), есть ли у него мысли о смерти.

Важно выслушать сообщение ребенка, не забывая при этом поддерживать его такими фразами, как: «Я слышу (понимаю), что тебе очень сложно. Это действительно трудная ситуация». Не стоит пытаться утешить ребенка общими словами: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Это может прозвучать как обесценивание его сообщения.

Очень важно дать ребенку возможность высказаться без осуждения и оценивания. Консультанту рекомендуется не впадать в панику при словах ребенка о самоубийстве, не проявлять отрицательных эмоций, быть вежливым и открытым, принимать ребенка (подростка) как личность, оказывать ему поддержку.

Необходимо преодолевать чувство исключительности ситуации, в которой оказался ребенок, признать, что многим (почти всем) иногда приходят мысли о самоубийстве, и это нормально. Позвольте ребенку (подростку) проявлять к себе жалость.

Консультанту рекомендуется обсуждать тему самоубийства – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не стоит бояться говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийство, тогда как избегание этой темы увеличивает чувство отгороженности от других, одиночества в этих мыслях, намерениях и планах.

К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска. При обнаружении этих индикаторов, необходимо проявить бдительность и подробно расспросить ребенка о его мыслях и намерениях.

Возможные индикаторы суицидального риска:

- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- представление о будущем как о бесперспективном, безнадежном: жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится; потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему;

- безразличие к своей судьбе, подавленность, беспомощность, отчаяние;

- переживание горя;

- вина или стыд, ощущение неудачи или поражения;

- множественные проблемы: все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что подросток не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной;

- ощущение себя тяжелым бременем для семьи и родителей («Им будет лучше (легче) без меня»);

- разговоры и размышления о том, что он абсолютно никому не нужен, что, в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия;

- несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;

- желание отомстить своей смертью, размышления о том, как «все пожалеют», когда его не будет.

Возможные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

- невыносимая душевная боль;

- желание прекратить сознание;

- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

- чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- действительная или мнимая утрата любви родителей;

- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

- неразделенное чувство или ревность;

- боязнь позора, насмешек или унижения;

- страх наказания, нежелание извиниться;

- чувство мести, злобы, протеста;

- любовные неудачи, сексуальные проблемы, беременность;

- чья-то угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

3) Оценка степени суицидального риска.

Степень суицидального риска оценивается по 3-х бальной шкале:

угроза суицида «1» – у обратившегося были суицидальные мысли, но он не планирует суицидальных действий;

угроза суицида «2» – у обратившегося есть суицидальные мысли и намерение покончить с собой, но план того, как это сделать, не разработан;

угроза суицида «3» – обратившийся составил план самоубийства, знает, когда и как он приведет его в исполнение.

4) Выбор стратегии консультирования.

Угроза «1» - использовать алгоритм консультирования ребенка с суицидальными мыслями.

Угроза «2» - алгоритм консультирования ребенка с суицидальными намерениями.

Угроза «3» - алгоритм консультирования ребенка с планом суицидальных действий.

У ребенка (подростка) могут быть одновременно и мысли, и намерения или планы. Определяющим в оценке степени риска является не совокупность мыслей, намерений и плана, а то, насколько «продвинулся» ребенок (подросток) в отношении совершения суицидальных действий. Если у него бывают только мысли – дистанция максимальна. Но необходимо помнить, что некоторые дети (подростки) могут быстро пройти эту «дорогу».

Поэтому окончательно оценить степень риска возможно только после выяснения того, как ребенок реагирует на тот тип ситуаций, при которых у него возникают мысли, намерения или желание выполнить свой план суицида, а также того, насколько часто такие ситуации возникают в его жизни. Если «суицидальная» реакция касается многих ситуаций, то риск выше.

5) Кризисное консультирование с целью предупреждения суицидальных действий.

5.1. Консультирование ребенка с суицидальными мыслями.

1. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти.

2. Выяснить отношение ребенка к мыслям о смерти.

3. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка (подростка).

4. Объяснить, что это нормально для человека – думать о смерти.

5. Узнать, связаны ли мыли о смерти с проблемной ситуацией в жизни ребенка (подростка). Если «да», то расспросить, с какой именно.

Важно дать ребенку (подростку) ощущение, что его слышат и верят ему. При прояснении ситуации консультанту рекомендуется помочь ребенку проговорить мысли о смерти, выяснить отношения ребенка к этим мыслям, к возможным страхам или к подозрению себя в «ненормальности». В результате такой работы у ребенка уменьшается острота переживаний и боли, он избавляется от сомнений и страха по поводу «ненормальности» себя, своих мыслей и чувств. Важно дать ребенку время для того, чтобы выговориться.

5.2. Консультирование ребенка с суицидальными намерениями.

1. Расспросить ребенка (подростка) о его намерениях совершить суицид.

2. Выяснить, какими средствами он намерен лишить себя жизни.

3. Узнать о причине таких намерений.

4. Проговорить, какие чувства ребенку (подростку) так трудно выносить, что он думает о суициде; помочь высказать их.

Проясняя, какими средствами ребенок (подросток) намерен лишить себя жизни, можно задать вопрос: «Как ты думаешь это сделать?». В случае наличия суицидальных намерений обычно нужно выяснить, есть ли чувство одиночества у звонящего, и проработать его.

5.3. Консультирование ребенка с планом суицидальных действий.

1. Расспросить ребенка о подробностях задуманного плана. Спросить о том, как, когда, какими средствами задумано совершение суицида, приготовлены ли орудия и средства. Выяснить, что ребенок думает о последствиях – кто будет горевать, а кто нет.

2. Постараться удалить орудие самоубийства от ребенка (подростка), если они есть. Пусть они будут вне поля его зрения. Консультанту рекомендуется узнать, можно ли убрать их на время, совсем уничтожить или самому ребенку перейти в другое место. При этом не прерывать контакт с ребенком, пока он это делает.

3. Обсудить с ребенком (подростком) его чувства и переживания по поводу плана суицидальных действий. Важно задать ребенку следующий вопрос: «Когда ты обдумываешь план, что ты чувствуешь?».

4. Способствовать проговариванию ребенком (подростком) всего плана суицидальных действий в подробностях, шаг за шагом. После этого необходимо спросить ребенка о его чувствах: «А какое настроение у тебя сейчас, когда ты рассказал о своем плане?». Очень важно поддержать ребенка и разделить его чувства.

5. Узнать, какие проблемные ситуации в жизни ребенка (подростка) привели его к планированию. Можно задать вопрос: «В каких ситуациях ты об этом думаешь?» или «Что происходит в твоей жизни, когда ты об этом думаешь?».

6) Поиск внутренних ресурсов ребенка и ресурсов в его ближайшем окружении.

1. Исследовать область ресурсов ребенка (подростка).

2. Найти доброжелательных взрослых в окружении ребенка (подростка), заинтересованных в его благополучии.

Начать поиск ресурсов для помощи ребенку можно с вопроса о том, хотел бы он поискать вместе с консультантом альтернативы суициду, возможности иного выхода из ситуации. Далее с помощью расспрашивания нужно исследовать область ресурсов ребенка (подростка).

Если при поиске доброжелательных взрослых в окружении ребенка, заинтересованных в его благополучии, обнаружится, что единственный такой взрослый – консультант, то важно заверить ребенка (подростка) в своей личной заинтересованности в продолжении его жизни и договориться об обращении ребенка к консультанту в службу Детского телефона доверия всякий раз, когда он почувствует желание или необходимость поговорить о своих делах.

Понять область ресурсов ребенка (подростка) помогает исследование следующих тем:

- каковы адаптивные механизмы проживания им кризиса (как он обычно справляется с кризисом);

- испытывал ли звонящий подобную боль в прошлом, если «да», то это позитивный ресурс (у него есть опыт переживания сильной душевной боли);

- каковы способы сублимации позвонившего (поет, рисует, предается воспоминаниям, фотографирует, танцует, пишет стихи, играет в футбол);

- каково отношение к помощи, умеет ли он принимать помощь, есть ли люди, к которым он обращается в сложных ситуациях;

- верит ли ребенок (подросток) в Бога и каковы его представления о жизни и смерти (ресурс религиозности);

- выяснить, есть ли в его окружении человек, с которым он может поделиться своими мыслями, обсудить сложившуюся ситуацию, найти поддержку.

Важно спокойно объяснить ребенку (подростку), что так иногда бывает, что человек перестает справляться со своими проблемами. Обычно так бывает при сильном стрессе, депрессии, нехватке помощи извне. Человек чувствует себя усталым, истощенным, беспомощным. В этом случае обязательно нужно обращаться за внешней поддержкой, например в службу Детского телефона доверия или к другим специалистам, но не оставаться одному. Деликатно и ненавязчиво дайте понять ребенку, что иметь проблемы – это сложно, но во многих случаях при получении поддержки со временем они оказываются преодолимыми, и острота переживаний уходит.

7) Планирование конструктивных действий.

Обсудить совместно с ребенком возможный план последовательных действий по преодолению или выходу из трудной ситуации.

8) Проигрывание возможных выходов из трудной ситуации.

1. Попросить ребенка (подростка) представить и подробно рассказать, как он будет осуществлять выработанный план действий.

2. Скорректировать план при возникновении каких-либо сложностей, проявившихся во время проигрывания.

9) Поддержка.

1. Похвалить ребенка (подростка) за мужество и способность держаться в трудный период времени.

2. Найти в личности собеседника другие позитивные качества, которые обнаружились во время разговора, и похвалить за них.

Консультанту следует помнить, что если нет возможности отговорить ребенка (подростка) от совершения суицида, то необходимо долго с ним разговаривать, что само по себе утомит его. Человек может находиться в состоянии острого эмоционального напряжения только ограниченное время, после чего наступает эмоциональное истощение, и он откладывает суицидальную попытку.

10) Завершение разговора.

1. Договориться о том, чтобы ребенок (подросток) через определенный срок снова позвонил в службу Детского телефона доверия, чтобы рассказать о том, как он реализует план, какие встретил трудности, что хочет изменить.

2. При необходимости предоставить информацию о других психологических или социальных службах.

Алгоритм работы консультанта с обращением ребенка

по поводу текущего суицида

1) Вступление в разговор, установление контакта.

Цель – создание атмосферы, располагающей к разговору о суициде, получение информации о текущем суициде.

1. Выслушать сообщение ребенка (подростка).

2. Дать возможность высказаться.

3. Использовать активное слушание.

В результате ребенок (подросток) понимает, что поступил правильно, позвонив в службу Детского телефона доверия, что здесь его готовы выслушать и помочь ему.

2) Определение степени опасности для жизни ребенка (подростка).

Цель – определить, предпринята попытка самоубийства, или ребенок (подросток) только собирается ее предпринять; есть ли основания и возможность для того, чтобы вызвать МЧС, полицию или медицинскую помощь.

Важно прояснить следующие вопросы:

- угрожает ли ребенку (подростку) физическая опасность?

- предпринята ли уже попытка самоубийства?

- какие суицидальные действия совершил ребенок (подросток)?

- сколько времени прошло?

- каково физическое состояние ребенка (подростка) в настоящий момент?

3) Получение от ребенка сведений о его местонахождении, состоянии, контактных данных.

Цель – составление консультантом плана оказания помощи ребенку (подростку); создание предпосылок для принятия срочных мер по спасению ребенка (подростка); укрепление желания выжить у ребенка (подростка).

1. Узнать телефон и постараться определить местонахождение ребенка (подростка), чтобы не потерять его, если он вдруг повесит трубку.

2. Узнать, есть ли кто-то еще рядом, кто мог бы помочь: друг, сосед, родственник.

3. В случае, если ребенок (подросток) дает номер телефона кого-либо из взрослых, позвонить ему, чтобы он вызвал помощь.

Узнать у ребенка (подростка) о его местонахождении может быть очень сложно, нужно проявить мягкость. Если он отказывается сообщить нужные сведения, стоит прекратить на время попытки и вернуться к ним позже. Рекомендуется улучшить доверительные отношения между консультантом и абонентом, а затем снова попытаться убедить собеседника получить помощь. В большинстве случаев, если ребенок звонит в службу телефона доверия, уже начав попытку суицида, то он не хочет умирать и звонком просит о помощи.

4) Вызов помощи при удержании ребенка (подростка) на связи.

Цель – передача с согласия ребенка (подростка) информации о текущем суициде в соответствующие службы.

1. В случае если ребенок (подросток) уже предпринял действия суицидального характера, и никто не может ему помочь, консультант звонит в службу МЧС (полицию, скорую помощь).

2. В случае невозможности консультанту самому вызвать помощь, необходимо немедленно известить руководителя о текущем суициде для вызова служб спасения.

3. В случае, если ребенок (подросток) находится в помещении, предложить ему заранее открыть входную дверь и вернуться к телефону.

Уговорив ребенка (подростка) оставаться на линии, консультанту рекомендуется позвонить и вызвать помощь по другому телефону. Полезно бывает, чтобы ребенок (подросток) сам все слышал и понимал, что помощь скоро придет. Потом рекомендуется продолжать разговор, пока соответствующие службы не приедут на помощь.

Предлагать ребенку (подростку) самому оказать себе медицинскую помощь может оказаться опасным для него. Это связано с тем, что консультант не видит ребенка (подростка) и не может оценить тяжесть его состояния.

5) Продолжение разговора с ребенком (подростком), предпринявшим попытку суицида, пока не придет помощь.

Цель – ребенок может воспользоваться помощью тех, кто рядом или совершить посильные действия, устраняющие опасность.

1. Необходимо удерживать ребенка (подростка) на линии в связи с тем, чтобы он дольше оставался в сознании, позвал тех, кто рядом, чувствовал поддержку консультанта и то, что он не один.

2. Проконтролировать действия ребенка (подростка) по оказанию себе посильной помощи (перевязать раны, закрыть газ и проветрить комнату, отойти от подоконника, вызвать рвотный рефлекс или больше пить).

3. Продолжать активное слушание.

6) Завершение разговора.

Когда пришла помощь, узнать у ребенка (подростка), как он себя чувствует, ободрить его и попросить позвонить после того, как он получит помощь и отдохнет.

Достичь с ребенком (подростком) договоренности о том, что он перезвонит через определенный срок и расскажет, как у него дальше сложатся дела.

Общие рекомендации родителям, что можно сделать для того, чтобы помочь:

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности.

2. Примите суицидента как личность с серьезными намерениями. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это станет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной? Kaк вы думаете, почему у вас появились эти чувства? Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?». Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...». Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?». Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать вопрос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?». Существует уникальная возможность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать?

9. Вселяйте надежду. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Но как бы то ни было, надежда должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана». Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?». Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и заканчивая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный
контракт
— попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Надежным источником помощи являются семейные врачи. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.