Эссе "Мои ожидания от первого знакомства с психологией – какими они были и оправдались ли они? Что мне в психологии кажется близким и что мне не близко?"

Фомина Ольга Михайловна

моё эссе  по теме "Мои ожидания от первого знакомства с психологией – какими они были и оправдались ли они? Что мне в психологии кажется близким и что мне не близко?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_ozhidaniya_ot_pervogo_znakomstva_s_psihologiey.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мои ожидания от первого знакомства с психологией – какими они были и оправдались ли они? Что мне в психологии кажется близким

 и что мне не близко?

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, а в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей

Я впервые познакомилась с предметом – психология ещё  в школе. В нашей школе её преподавали в десятом и одиннадцатом классах. В то время  меня мало интересовал этот предмет да и преподавание  его заключалось в записывании основных терминов и заполнении тестов, результаты которых, после, разбирали всем классом.

После моей учёбы в школе прошло много лет и вот теперь я познакомилась с психологией вплотную. Точнее начала изучать её изнутри: её происхождение, узнала какое множество есть направлений в психологии, как много областей где она находит своё применение. Моё впечатление от знакомства с этим предметом заключается в том что у меня проснулся интерес к её изучению. Сама психология теперь для меня стала «помощницей» во многих жизненных ситуациях. Если раньше я не знала как вести себя в том или ином случае, то теперь я хотябы  знаю где мне искать ответ на «вопросы», которые задаёт нам жизнь. Мне очень хочется понять поступки людей и их мотивы. В том числе и разобраться в личных отношениях с родственниками и детьми. Ведь на практике оказывается, что мы часто делаем совсем не то, что будет правильно в данной ситуации, поддаваясь эмоциональным порывам. А так хочется «разложить всё по полочкам, внутри себя». Избавиться от «мусора в голове» и продолжать жить  в согласии со своим внутренним миром. Я всё больше убеждаюсь в том, что выбранная мной профессия это то, что я так долго искала и что психология, безусловно, мне пригодится в будущем.

Начав изучать психологию, я узнала о многих великих философах,  которые стоят у истоков психологии. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения

Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Я поняла, как по разному люди смотрели на душу человека. Версию каждого можно считать достойной внимания.

Из прочитанного материала можно выделить основные этапы происхождения и развития психологии.

 I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

 Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Из всего перечисленного меня больше всего интересует детская и социальная психология. Очень важно чтобы ребёнок рос в комфортной для него психологической среде. Ведь его характер и взаимоотношения с окружающими зависят от того в каких условиях он рос и развивался.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности, например: психология труда, рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Также у меня вызывают интерес патопсихология и военная психология. Это обусловлено тем, что среди моих близких и друзей много военнослужащих, многие из них побывали в местах боевых действий. Патопсихология интересна тем что иногда нужно знать какие изменения в психике могут встречаться и как их правильно диагностировать.

Таким образом, для современной психологии характерна значительная разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга.

Мне очень хочется научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. 

Меня очень заинтересовала тема зависимости психики от строения мозга. У меня старший сын левша и эта тема мне показалась очень интересной. Ведь всегда хочется чтобы твой ребёнок не испытывал дискомфорта от того что он отличается чем то от окружающих.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае, продолжается, и конца ей пока не видно.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого – глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – "дух отрицания, дух сомнения".

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Психология в целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

                              Эссе по теме:

Сознание и бессознательное – как они связаны? Роль бессознательного в моей собственной жизни .

 

                                Выполнила Фомина Ольга

       Михайловна

                             Проверил Осин Евгений

       Николаевич

                                                   Оценка

                           

                               

                                     Москва 2010