психологический занимательный тренинг для детей старшего дошкольного возраста "семейный очаг"

Батищева Елена Ярославовна

Психологический занимательный тренинг "Семейный очаг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_semeynyy_ochag.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

Психологический занимательный тренинг для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

«Семейный очаг».

Педагог-психолог

Батищева Е.Я.

                                                               Воспитатель

Добрянцева Е.М.

                                                                   Антонова В.А.

                                     Тюмень, 2019

Цель:Развитие позитивных отношений детей в группе, направленности детей на общение друг с другом, сплочение.

Задачи:

1.Способствовать развитию у детей эмпатии, нравственных качеств.

2. Создавать условия для выражения творческой спонтанности, способности к самовыражению, коммуникативных навыков.

3. Способствовать сплочению детей, снятию психоэмоционального напряжения.

4. Способствовать развитию в детях нравственных ценностей на примере семьи, чувства эмпатии.

Оборудование:

Музыка;

Герои для теневого театра (семья тигров, белок, жирафов, ежонок, барсучок, декорации леса, пальмы)

Ширма для теневого театра

Разноцветные резиночки

Карточки для игры «Домики»

презентация "Семья - сокровище мира!".

Ход занятия

Приветствие педагога-психолога и воспитателя.

До начала занятия каждый ребёнок получает на руку ленточку определённого цвета (для последующего деления на подгруппы).

 (На экране идёт презентация огонь в камине под музыку).

Педагог-психолог:

- Раньше, когда не было электричества, люди собирались вечерами вокруг огня чтобы поделиться, друг с другом тем, как прошёл день, согреть друг друга своим теплом и рассказать удивительные сказочные истории.

И сейчас я предлагаю вам также поделиться друг с другом своим теплом.

Упражнение «тёплые ладошки»

- Подумайте ребята о самых дорогих и любимых вам людях, согрейте своим дыханием и потрите друг о друга свои ладони. О ком вы сейчас подумали?

Предполагаемый ответ детей:

-О маме, папе, бабушке, дедушке, братьях и сёстрах, своих друзьях.

Педагог-психолог:

- А теперь передайте по кругу друг другу тепло своих ладоней.

- Сегодня мы будем говорить о своей семье, наших самых близких, родных людях – мамах, папах, братьях, сёстрах.

Игра разминка «Поменяйтесь местами те,кто...»

Поменяйтесь местами те, кто пришёл в хорошем настроении, - улыбнитесь друг другу, пожмите руки;

- Похлопайте в ладоши те, у кого есть братья;

- Попрыгайте на месте те, у кого есть сёстры;

- Поменяйтесь местами те, у кого день рождения осенью;

- Потопайте на месте те, у кого день рождения зимой;

- Покрутите плечиками те, у кого день рождения весной;

- Помашите ручками те, у кого день рождения летом;

- Поменяйтесь местами и обнимите соседа те, кто любит свою семью.

Сказка Анны Юдиной «Колючки»

Психолог рассказывает, и инсценирует её с помощью теневого тетра.

- А сейчас я предлагаю вам отправиться в покрытый первым снегом городской парк.

Эта поучительная история приключилась как раз в одном из больших и на первый взгляд ничем не примечательном городском парке.

В городском парке в дупле старого, высокого дерева жила дружная беличья семья, мама белка, папа и маленьких бельчонок. И всё было хорошо в этой семье: мама и папа любили друг друга, очень, очень любили своего бельчонка, дупло у них было уютное, тёплое, гуляющие ребята в парке часто угощали беличью семью разными вкусностями. В общем всё чего можно было пожелать для счастливой жизни у этой семьи было. Да вот только стало происходить с их сыном бельчонком что-то странное, ни с того ни с сего он вдруг становился колючим. Колючим?! Спросите вы, - да как же это возможно, ведь белки не ежи, у них не бывает колючек. И правда белки совсем не похожи на ёжиков, шёрстка у них мягкая, густая, пушистая. Поэтому колючки у нашего бельчонка проявлялись не совсем обычно.

Встанет он, бывало, по утру, за окном ласково светит зимнее солнышко, птицы радуются новому дню, а бельчонок, нахмурив брови кричит: «Никакое солнце не ласковое, птицы поют отвратительно! И в обще день совсем не хороший, а плохой!» Или мама напечёт бельчонку вкусных, ароматных, его любимых пирожков с орехами, а он вместо того чтобы поблагодарить её, начинает кукситься и ворчать: «Не вкусные пирожки, не хочу пирожков, дай мне блинов с мёдом!». Мама с папой от этих слов только огорчённо вздыхали, и в сотый раз говорили бельчонку, что так вести себя не следует, но сын их не слушал.Надоели сердитому бельчонку уговоры мамы и папы. И тогда отправился бельчонок бродить по свету. Долго он путешествовал пока не очутился в Африке.

Подвижная игра с элементами танцедвигательной терапии

«Изобрази животное»

- Какие животные ребята населяют Африку? Давайте подвигаемся как эти животные.

Дети под музыку двигаются как носороги, жирафы, мартышки.

Посмотрел бельчонок по сторонам прекрасной Африки, и увидел… (на слайде появляются семьи разных животных Африки).

Грустно стало бельчонку, одиноко, и пошёл он дальше… Долго бродил по свету пока не очутился наш герой в яркой и солнечной Индии.

- Ребята а как вы думаете кто может жить в Индии?

- Давайте подвигаемся под музыку как тигры, слоны, удавы.

(на слайде появляются семьи разных животных Индии).

- Совсем загрустил наш бельчонок, затосковал по родному дому, где его всегда ждали тепло, уют, любимые мама, папа и вкусные мамины пирожки.

- Давайте вместе с бельчонком споём его любимую песенку про дом.

«Я хочу построить дом» логоритмическая игра под муз. Железновой

Поспешил со всех ног бельчонок домой. Первыми на встречу ему попались его друзья ежонок и барсучок. Они как раз играли в весёлую игру «домики» и позвали бельчонка присоединиться к ним.

Подвижная игра «Домики»

- Давайте и мы присоединимся к ним. Дети распределяются на несколько групп: 1 стена, 2 стена.

Четыреребёнка образуют «стены», взявшись за руки (соединив ладони) два поднявруки над головой – «крышу». По команде ведущего меняются между собой «стены» соседних домиков или «крыши» соседних домиков.

- Понравилась ли вам ребята игра, которую бельчонку предложили барсучок и ежонок?

- А вот бельчонку игра не понравилась, и он, сделав сердитую гримасу закричал друзьям, что игры у них дурацкий, и сами они скучные и играть он с ними больше не будет.

- Но ты ведь так хорошо играл с нами раньше, удивились ежонок и барсучок.

— Это я делал через силу, огрызнулся бельчонок и побежал дальше. Но не сделал он и двух прыжков, как зацепился за веточку своим длинным пушистым рыжим хвостом и больно упал. Раздосадованный, от обиды и злости бельчонок стал колотить свой собственный хвост приговаривая: «плохой хвост, дурацкий, всегда-то ты мне мешаешь только!». Устав наказывать свой собственный хвост бельчонок осмотрелся по сторонам и увидел прямо перед собой настоящее чудо! Куст шиповника с не опавшими по-прежнему ярко розовыми цветами! И тут же плохое настроение, раздражение и досада бельчонка на свой хвост и друзей, прошла, ему стало вдруг очень стыдно за своё поведение, он понял, что многих обижал последнее время, друзей, маму, и даже свой собственный хвост. И тогда бельчонок решил нарвать маме этих красивых цветов, чтобы обрадовать её и попросить прощения. Только он запустил в куст шиповника свою лапку, как тут же закричал от боли, маленькие колючки крепко впились в него и не отпускали. «Помогите! На помощь! Мама! Папа!барсучок, ежонок!» - кричал напуганный бельчонок. Помогать ему бросились все и мама, папа и друзья. Бельчонку было очень больно и стыдно.

- Мамочка, какой злой нехороший куст, ведь я только хотел нарвать для тебя цветочков - сказал бельчонок.

- Шиповник, только защищал свои цветочки, а вот ты кололся просто так! – ответила мама.

- Кололся, удивился бельчонок, но ведь у меня нет колючек, я не ёжик!

- Иногда, - ответила мама, слова и поступки могут уколоть гораздо больнее, чем самые острые колючки.

Вопросы по сказке:

- Понравилась ли вам сказка?

- Как вы поняли, почему бельчонок вдруг стал колючим?

- Говорили ли вы когда-нибудь обидные, колючие слова кому-то?

- Чем это можно исправить?

Каждого человека можно сравнить с прекрасным цветком. Кто-то имеет колючки, а кто-то их лишён.  Розы, например, тоже красивые цветы и у них есть шипы, представьте себе, что было бы если бы розы были полностью усеяны только одними шипами. Они бы потеряли свою красоту, не смогли вы выполнить своё предназначение и никого бы не обрадовали своим видом.  Также и человек если он изо дня в день покрывает себя плохими поступками, горькими, обидными словами, ходит злой и сердитый на всех, он закрывает от окружающих свою красоту, и люди не могут уже разглядеть из-за всего этого, что это хороший человек.

В сказке у бельчонка была дружная и любящая семья, и именно своей любовью мама и папа помогли бельчонку исправиться.

Презентации (рисунки, коллажи) детей о своей семье.

Вся группа детей делиться на 4-5 подгрупп.

- А сейчас каждый в своей подгруппе расскажите друг другу по очереди о своих семьях, папах, мамах, традициях в своих семьях.

- Детский сад тоже можно сравнить с домом, а группу с семьёй, ведь здесь мы проводим вместе так много времени учимся многим полезным вещам.

После строительства дома делается "семейная фотография" группы на память.  

Прощание «горка ладошек»

Дети по очереди кладут свои ладони на ладони соседа образуют «горку ладошек» и хором говорят «до свидания!».