Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для младших школьников «Ступени творчества»

  Дмитриева Надежда Павловна

Предлагаемая коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Ступени творчества» разработана с целью развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

В программе представлены практические материалы и диагностические методики.

         Предназначена для школьных психологов, педагогов дополнительного образования, учителей и воспитателей, работающих с учащимися младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_4.docx142.46 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Топкинского муниципального района

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

 Принята на заседании                                                   УТВЕРЖДАЮ:

 педагогического совета                                      директор МБУ ДО «ДТДиМ»

 от «13» сентября 2018 г.                                    ____________ Рябикова Е.А.

 Протокол № 1                                                     «___» __________20__ г.                                            

Коррекционно-развивающая

психолого-педагогическая

программа для младших школьников

«Ступени творчества»

г. Топки, 2018

Составитель программы:

Дмитриева Надежда Павловна, педагог-психолог МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», высшая категория

Рецензент: Глебова Татьяна Юрьевна, заведующий отделом МБУ «Центр развития образования»

Предлагаемая коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Ступени творчества» разработана с целью развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

В программе представлены практические материалы и диагностические методики.

        Предназначена для школьных психологов, педагогов дополнительного образования, учителей и воспитателей, работающих с обучающимися младшего школьного возраста.

        Развивающая психолого-педагогическая программа «Ступени творчества» рассмотрена на заседании муниципального методического объединения педагогов-психологов (Протокол № 1 от 26 сентября 2018 г.), утверждена директором МБУ ДО «ДТДиМ» (Приказ №1 от 13 сентября 2018 г.)

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………...3

Тематический план………………………………………………………….9

Содержание программы……………………………………………………10

Сведения о практической апробации программы………………………..12

Список литературы ………………………………………………………...13

Глоссарий …………………………………………………………………..14

Приложения ………………………………………………………………..17

Пояснительная записка

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее…

 Е.П. Торренс

Актуальность программы

Проблема развития воображения является одной из наиболее значимых в педагогике и психологии, так как значение процесса воображения в деятельности человека очень велико. Многие исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, И.М. Розет, К. Тейлор) отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, а также в других видах человеческой деятельности. О.М. Дьяченко, М.Е. Каневская, Н.Н. Палагина делают акцент на важности его исследовании,  в связи с тем, что воображение играет существенную роль в формировании способности к самореализации [11].

Воображение и фантазия - это высшая психическая функция, которая отражает действительность, способность человека создавать новый образ (представление) путем переработки предшествующего опыта. Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления в виде замысла технических изобретений, научных открытий, новых образов искусства, новых жизненных ситуаций [10].

В психологической литературе недостаточно освещена проблема развития воображения у детей младшего школьного возраста, не смотря на то, что в этот период формируются основные психологические новообразования личности и особенности познавательных процессов, в том числе - образное мышление и воображение. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Одной из задач учреждений дополнительного образования – является развитие личности учащихся посредством творческой деятельности. Однако, никакая творческая деятельность невозможна без воображения и фантазии.

Практика показывает, что у 40% учащихся творческих объединений декоративно-прикладного творчества – низкий уровень развития воображения. Воображение младшего школьника характеризуется схематичностью, образы бедны деталями, им не хватает гибкости [15].

В связи с полученными результатами возникла необходимость составления программы, ориентированной на коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень развития воображения.

Настоящая программа построена на теоретических положениях и материалах методик О.М. Дьяченко, Т.А. Барышева, В.А. Шекалова, направлена на развитие воображения, фантазии учащихся младшего школьного возраста и умение реализовать свой творческий потенциал [11].

Особенность данной программы заключаются в том, что в ней выстраивается единая линия занятий, рассчитанных на решение всего комплекса вопросов, которые касаются развития творческого воображения.

Средством педагогического воздействия на развитие творческого воображения младших школьников является система творческих заданий, игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, метод мозгового штурма, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Импровизации  дают представление о том, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей. Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих [17].

Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний [8].

Занятия проходят в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У учащихся появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы.

Работа по программе предполагает тесную связь педагога-психолога с педагогами дополнительного образования (консультирование, взаимопосещение занятий), а также работу с родителями (информирование, консультирование). В Приложении 1 представлены рекомендации родителям и педагогам по развитию творческого воображения младших школьников.

Целью программы является развитие творческого воображения учащихся младшего школьного возраста на основе игровых групповых форм работы.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Формирование базовых понятий из области познавательных процессов (воображение, мышление, фантазия, приемы фантазирования, приемы творческого мышления).
  2. Формирование интереса к творческой деятельности.

Развивающие:

  1. Развитие способности к ассоциированию.
  2. Развитие эстетической эмпатии, художественного воображения и мышления.
  3. Развитие познавательных процессов.

Воспитательные:

  1. Повышение уровня рефлексивности.
  2. Создание мотивации для дальнейшего творчества.

Программа реализуется в условиях учреждения дополнительного образования. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительностью 1-2 академических часа, наполняемость групп 10 – 12 человек.

Ожидаемые результаты: учащиеся овладеют знаниями и навыками решения нестандартных творческих задач, познакомятся с основными понятиями - воображение, мышление, фантазия, ассоциация; овладеют способами построения образов воображения, приемами пространственного и системного мышления, фантазирования,  разовьется логическое и творческое мышление, рефлексии чувств.

Анализ результатов работы производится на основе сопоставления проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Это позволит увидеть эффективность коррекционно-развивающей работы, определить, насколько повысился уровень развития воображения.

Критериями эффективности программы служат следующие параметры:

  • средний и высокий уровень развития воображения;
  • беглость воображения;
  • гибкость воображения;
  • оригинальность воображения;
  • разработанность.

Основные этапы работы:

1 этап: Психодиагностическое обследование. Проводится для обучающихся, родителей и воспитателей с целью определения уровня развития воображения с помощью следующих методик (Приложение 2):

  • методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.)[19];
  • тест «Круги» (Столяренко Л. Д.)[20];
  • методика "Дорисовывание фигур" (Дьяченко О.М.) [8];
  • методика "Вербальная фантазия" (Немов Р.С.)[19];
  • методика "Скульптура" (Немов Р.С.)[19].

        2 этап: Групповая работа. На этом этапе осуществляется реализация намеченной программы.

        3 этап: Аналитический этап. На данном этапе оценивается результативность занятий.

Методы и техники, используемые в программе:

  1. Творческая работа;
  2. Деловая игра;
  3. Ассоциация;
  4. Мозговой штурм;
  5. Театрализация;
  6. Интеллектуальная эстафета;
  7. Рефлексия;
  8. Творческие задачи.

Принципы коррекционной работы:

         1. Принцип системности развития психической деятельности.  В силу      системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.        2. Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа строится через организацию соответствующих видов деятельности. Коррекционная работа проводится как тренировка навыков и умений, а в дальнейшем, как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.

Условия проведения занятий:

Условия для занятий с детьми должны быть комфортными. Местом проведения групповых занятий может служить специально оборудованная комната или учебный кабинет. Обязательное условие — отсутствие помех, лишних шумов. Помещение должно быть хорошо проветрено, достаточно свободно, так как на занятиях детям придется много двигаться и перемещаться в пространстве. Необходимо наличие мягких ковриков для проведения различных упражнений.

Структура занятия:

        1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.

        2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.

        3. Основной этап - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.

        4. «Ритуал прощания» с элементами рефлексии - завершает работу и позволяет участникам выйти из ситуации активного взаимодействия.

Тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие  «Знакомство»

1

2.

В стране Вообразилии

1

3.

В мире ассоциаций

1

4.

Фантастические образы

1

5.

Фигурный городок

1

6.

Цветик-семицветик

1

7.

Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот

1

8.

Новая сказка

1

9.

Фантастический рисунок

1

10

Творческая мастерская «Фантазеры»        

1

Всего

10

        

Содержание программы

Тема 1. Знакомство (1 час).

Теория: Знакомство с группой, сплочение детского коллектива; создание положительного эмоционального фона; установление доброжелательных отношений; настрой детей на совместную работу, знакомство с правилами работы в группе; предъявление себя группе; снятие напряжения.

Практика: деловая игра «Комплимент», «Снежный ком», «Белка», «Назовись», «История», «Ритуал приветствия», «Ритуал прощания».

Тема 2. В стране Вообразилии (1 час).

Теория: Понятие воображение, особенности воображения, продукты воображения.

Практика: упражнения «Ритуал приветствия», «Ритуал прощания», «Что такое воображение?», «Фигуры в спутанных линиях», или Картина «Каляки-маляки». Входящая диагностика.

Тема 3. В мире ассоциаций (1 час).

Теория: Понятие ассоциация, ассоциативное мышление.

Практика: упражнения «Ритуал приветствия», «Ритуал прощания», деловая игра «Ассоциация», «Свобода ассоциаций», «Токование пословиц», пиктограмма «Нарисуй слово», «Эстетические предпочтения», «Вернисаж», «Определение понятий».

Тема 4. Фантастические образы (1 час).

Теория: Приемы  воображения – агглютинация, комбинирование, типизация, гиперболизация, акцентирование, схематизация.

Практика: упражнение «Фантастический образ», «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Линии», «Картины из чернильных пятен», «Превращаем буквы в рисунки», «Сходство и различие».

Тема 5. Фигурный городок (1 час).

Теория: Понятие – пространственное мышление.

Приемы пространственного мышления.

Практика: творческая работа «Фигуры», «Кляксография», «Путешествие в фигурный городок», «Мозговой штурм», творческая работа «Коллаж», «Журнальный киоск», театрализация «Сказка».

Тема 6. Цветик-семицветик (1 час).

Теория: Понятие – цвет, смешивание цвета, теплые цвета, холодные цвета, оттенки, цветовой круг.

Практика: упражнение «Цветовой круг», «Нюанс цвета», цветовые сочетания», «Узоры на плоскости».

Тема 7. Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот (1 час).

Теория: Понятие – фантазия, приемы фантазии: увеличение – уменьшение, универсализация, объединение, дробление, внесение, вынесение, оживление, изменение законов природы, копирование или стилизация, изменение цвета.

Практика: игра – беседа, игра «Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот», творческая работа «Превращение», игра «Мозговой штурм», «Исключение свойств».

Тема 8. Новая сказка (1 час).

Теория: Понятие – фантазия, приемы фантазии: увеличение – уменьшение, универсализация, объединение, дробление, внесение, вынесение, оживление, изменение законов природы, копирование или стилизация, изменение цвета.

Практика: «Новая сказка», коллективное рисование своих героев и сказки, «Я дарю тебе…», творческая работа-игра «Ожившая картинка», игра «Как хорошо…», игра с картинками (кукла-снег, облако-дверь, ковер-самолет).

Тема 9. Фантастический рисунок (1 час). 

Творческая работа «Фантастический рисунок», «Машина времени»,

мозговой штурм «Что будет, если», интеллектуальная эстафета: свободное фантазирование, упражнение «Фантастическое растение».

Тема 10. Творческая мастерская «Фантазеры» (1 час).

Закрепление способов и приемов развития воображения, пространственного мышления.

        Сведения о практической апробации программы

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Ступени творчества» апробировалась с 01 октября 2018 года по 15декабря 2018 года. База реализации программы – муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Топкинского района.

Занятия проводились в течение первой и второй четвертей, общая продолжительность –2,5 месяца. Программа была апробирована и реализована в творческом объединении «Дизайн-студия «Фито-стиль».

 Количество  человек в группе 12 – 15.

Результаты отслеживания эффективности программы

В результате проведения коррекционно-развивающей работы с учащимися, совместной деятельности с педагогом и родителями у 49, 4% учащихся наблюдалось повышение уровня развития воображения до высоких показателей, у 40,4% - результаты достигли средних показателей, 10, 2% – показали незначительные изменения. Результаты представлены в Приложении 5.

В основном уровень развития воображения учащихся соответствует среднему и высокому. Учащиеся в своих работах воссоздают более точные и детальные образы, представления событий предыдущих и последующих во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий.

С детьми, уровень развития воображения, которых остался низким, предусмотрено проведение индивидуальных занятий.

Список литературы

1. Абрамова, М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству [текст] / М.А. Абрамова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [текст] / Б.Г. Ананьев. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.

3. Беркинблит, М.Б., Петровский, А.В. Фантазия и реальность [текст]/ М.Б. Беркинблит, А.В. Петровский . – М., 1968 – 128 с.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст]/ Л.С. Выготский . – М., 1967 – 93с.

5. Гольперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»[текст]/ П.Я. Гольперин . – М., 1965 – 51 с.

6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [текст]/ В. В. Давыдов . – М., 1968 – 240 с.

7. Давыдов, В.В., Эльконин, Д.Б., Маркова, А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста [текст] // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.

8. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [текст]  // Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.

9. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [текст]  //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.

  1. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [текст]   / Серия «Мир вашего ребенка» . – Ростов н/Д : Феникс,  2004 . – 416 с. ; цв. илл.

11. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [текст] / Л.С. Коршунова. –  М., 1979 – 99 с.

12. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх[текст] //Восп. И обуч. Детей с нарушениями развития. – 2002. - №3.

13. Мачихина В.Ф. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [текст] /Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. – М., 1981.

14. Полуянов, Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов[текст]/ Ю.А. Полуянов. – Москва-Рига, 2000. – 160 стр.

15. Речицкая, Е.Г., Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников [текст]/ Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. – М., 1999 – 25-44 с.

16. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников[текст]  //Психология младшего школьника. –  М., 1960 – 128-147 с.

17. Самарин, Ю.А. Воспитание воображения школьника [текст]/ Ю.А. Самарин. – Л., 1947 – 80 с.

18. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития[текст]/ Е.С. Слепович. – М.: Педагогика, 1990.

19. Добровольский, Ю.А., Иванова, О.А., Токарева, А.А.  Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/.– Дата обращения: 04.12.2019.

20. Мальцева, М.Н.Психологический аспект педагогической практики студентов[электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studopedia.su/.-Дата обращения: 04.12.2019.

Глоссарий

        Агглютинация  (от лат. agglutinare — приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств — например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет[10].

Акцентирование — подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета[10].

Воображение — способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта[10].

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях[10].

Противопоставление — это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным[10].

Творческое воображение - предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности[10].

Творческоемышление – этомышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям[10].

Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах[10].

Фанта́зия (греч.φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять[10].

Приложения

Приложение 1

Рекомендации родителям по развитию воображения

  • Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
  • Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
  • Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
  • Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой).
  • Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.
  • Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.
  • Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.
  • Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.
  • Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.

Рекомендации педагогам по развитию воображения  

  • развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно с раннего возраста;
  • необходимо расширять сенсорный опыт детей;
  • при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности ребенка;
  • развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;
  • обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;
  • наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление;
  • развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;
  • предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;
  • способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

Приложение 2

Психодиагностические методики

   Методика  «Нарисуй что-нибудь»

(Р.С. Немов)

Цель: выявление творческого развития у детей.

Суть метода: ребенку дается лист бумаги, цветные карандаши и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное, интересное. На выполнение задания отводится 4 минуты.

Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Обработка результатов: 8-10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто достаточно оригинальное, с фантазией, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом не является новым, но несет себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 1-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке просматривается фантазия и не очень, хорошо проработаны детали. Выводы об уровне развития: 8.10 высокий 5-7 средний 1-4 низкий. Анализируя работы

Методика изучение творческого воображения тест «Круги»

(Л. Д. Столяренко)

Цель: изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: «На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков».

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека («Природа»);

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства («Быт»);

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности («Наука и техника»);

г) предметы, используемые в спортивных занятиях («Спорт»);

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

- конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности:

- конкретные рисунки, изображающие предметы;

- обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

3) по степени эмоциональности:

- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

- эмоционально окрашенные, юмористические («Я дарю вам солнце», «Автобус в час «пик»).

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

Выводы: На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.

Методика "Вербальная фантазия"

(Р.С. Немов)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Скорость.0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно. Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого -то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.

Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов.1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя. Если образы, использованные ребенком в его рассказе, мало интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу — 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой , представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика "Скульптура"

                                                     (Р. С. Немов)

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущей методике, от 0 до 10 баллов.

- 0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

- 2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например, шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

- 4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

- 6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

- 8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

- 10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Приложение 3

Игры и упражнения на развитие воображения

Название

Цель

Ход игры

Упражнения для ритуала приветствия

1.

«Я рада вас видеть»

Создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте каждый скажет об этоми соприкоснемся ладонями следующим образом: обращающийся произносит фразу "Я рад тебя видеть...(имя)!" и протягивает руки ладонями вверх; принимающий обращение кладет свои руки ладонями вниз на ладони обратившегося.

2

«Поздоровайся с помощью рук»

Установление контакта, развитие способности ощущать близость, тепло другого

Ребята, я предлагаю всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров

3

«Цветные ладони»

Создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу

Участники группы хаотично передвигаются по кабинету. У ведущего три «ладони» (синяя, красная, желтая), вырезанные из цветного картона.

«Ребята, сейчас я подниму «ладонь» определенного цвета. Каждый из вас должен поздороваться со всеми участниками группы. Здороваться надо разными способами. Красная ладонь – надо пожать руку. Синяя ладонь – дотронуться до плеча партнера. Желтая ладонь – поздороваться «спинками»». Упражнение выполняется молча.

4

«Передай другому»

Создание атмосферы доверия, положительного эмоционального фона

Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны

Игры на развитие ассоциативного мышления

Деловая игра «Ассоциация»

Развитие ассоциативного мышления, тренировка образного мышления.

Выбирается водящий, он выходит за дверь. В это время оставшиеся загадывают того, о ком пойдет речь. Входящий входит. Он должен отгадать, кого из присутствующих загадали участники. Для этого он задает присутствующим вопросы, например, «Если бы этот человек был растением, то каким? Учащиеся должны отвечать по своему усмотрению, с каким растением для них ассоциируется заданный человек. Вопросы водящего могут быть самыми разными: с каким зверем, временем года, цветом, видами спорта и т.п. ассоциируется этот человек.

Рефлексия – после того как водящий отгадал кого из присутствующих загадали, рассказывает по каким признакам, он догадался об этом. Обсуждение, чем помогла игра каждому,  кто, что вынес из этой игры в плане представлений о себе, об одногруппниках.

2.

Упражнение «Эстетические предпочтения»

Определить индивидуальные особенности эстетических суждений, оценок и предпочитаемую область изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.), художественное направление (реалистическая живопись, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, кубизм, абстракция и др.), жанр (пейзаж, портрет, исторические и батальные сюжеты, бытовые сцены).

Учащимся предлагается выбрать из пяти картин те, которые нравятся, и написать свое суждение о них.

Придумать название картинам, аргументировать ответ.

3.

Упражнение «Портрет»

Развитие эмоциональных предпочтений, эстетической эмпатии, импрессивной эмоциональности, способности к предикативной эмпатии.

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать о детях, изображенных на картинах. Параллельно задаются вопросы: «О чем думают эти дети?», «Какие они по характеру?», «Какое у  них настроение?», «Что будет дальше?». Репродукции предъявляются последовательно.

4.

Упражнение  «Свобода ассоциаций»

Развитие способности к ассоциированию, визуальной креативности, способности к преобразованиям, гипотетичности и вариативности мышления.

Учащимся предлагаются рисунки, которые можно истолковать неоднозначно. Ребятам необходимо дать рисунку несколько интерпретаций и записать свои истолкования рядом с рисунком.

Рефлексия – обсуждение ответов.

5.

Упражнение «Определение понятий»

Развитие творческого ассоциативного мышления.

Учащимся предлагается дать определение следующим понятиям (Что такое…?): радуга, погода, зло, горе, совесть, вечность, философ, тревожность и др.).

6.

Упражнение «Толкование пословиц»

Развитие творческого ассоциативного мышления, умение оперировать метафорическим смыслом текста

Детям предлагается отвлеченный смысл пословиц, которым необходимо дать толкование.

Вербальный материал

Куй железо, пока горячо.

Не в свои сани не садись.

Нет дыма без огня.

Не все золото, что блестит.

Лес рубят – щепки летят.

Шила в мешке не утаишь.

В тихом омуте черти водятся.

Любишь кататься – люби  и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Не все коту масленица.

Цыплят по осени считают.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Не красива изба углами, а красна пирогами.

Тише едешь – дальше будешь.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Как аукнется, так и откликнется.

Мал золотник, да дорог.

Один в поле не воин.

Два сапога – пара.

Язык мой – враг мой.  

Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

Один с сошкой – семеро с ложкой.

Комар носа не подточит.        

Пятое колесо в телеге.

Дальше лес – больше дров.

Как гром среди ясного неба.

Денег куры не клюют.

Душа ушла в пятки.

Бросить тень на плетень.

Рад бы в рай, да грехи не пускают.

Волков боятся – в лес не ходить.

Упражнения на овладение способами построения образов воображения

1.

Упражнение «Пиктограмма»

Развитие  процессов символизации, способности к перекодированию стимула, содержания образов воображения

Учащимся предлагается нарисовать картинку к каждому слову, которое написано на обороте листа, так как они его представляют и  чтобы все поняли. В работе использовать цветные карандаши или фломастеры.

2.

Упражнение «Фантастический образ»

Развитие способов построения образов воображения – агглютинации.

Детям предлагаются различные элементы реальных и фантастических изображений. Задача – построить из них фантастический образ. Затем назвать его и описать, каким свойствами обладает созданный образ, где он живет, что с ним происходит

3.

Упражнение «Нарисуй картинку»

Развитие  изобразительного творческого мышления, построение образа на основе графического стимула.

Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ.

С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.

Постарайтесь придумать такую картину, которую никто бы не смог придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из нее как можно более интересную и увлекательную историю.

Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.

Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более сложную и интересную историю.

4.

Упражнение «Закончи рисунок»

Развитие  изобразительного творческого мышления, построение образа на основе графического стимула.

На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получаются интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересные названия для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки

5.

Упражнение «Фигуры в спутанных линиях» или картина «Каляки-маляки»

Развитие способности комбинировать и перестраивать элементы изображения, стимуляция спонтанности и раскованности детей в процессе творчества.

Положите пред собой лист бумаги и возьмите цветные карандаши. Можно взять несколько карандашей в одну руку, а можно – обеими руками и рисовать одновременно. В течение следующих 5 мин. вам следует начертить как можно больше линий разной формы: прямые, волнистые, округлые. Займите ими весь лист. Рисуйте так, как захотите, ведь картина называется «Каляка-маляка».

Теперь отложите карандаши и вглядитесь внимательно в полученный рисунок. В этих линиях спрятались изображения каких-то людей, животных или предметов. Найдите как можно больше «спрятавшихся» изображений в вашем рисунке, обведите их по контуру карандашом или ручкой и подпишите название.

Рефлексия:  что было для вас в задании самым легким/трудным? Легко ли вы находили разные изображения? Изменилось ли настроение после рисования? Если да, то как?

В конце занятия каждый желающий может показать свой рисунок группе и рассказать о нем.

6.

Упражнение «Линии»

Развитие  изобразительного творческого мышления, построение образа на основе графического стимула.

Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой  пары линий. Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий – где угодно.

Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав ей название.

7.

Упражнение «Сходство и различие»

Развитие  зрительного внимания и анализа, комбинаторных способностей.

Для того чтобы воображение работало, ему необходима помощь внимания, которое нужно уметь концентрировать. Задание, которое вам предстоит выполнить, поможет развить это качество. У вас на листе нарисована 21пара фигурок, среди них есть пары, состоящие из одинаковых кривых. При этом правая сторона одной из фигурок в паре является левой стороной фигурки, и наоборот. Ваша задача – как можно быстрее найти эти одинаковые пары фигурок и дорисовать так, чтобы получилось интересное изображение.

Рефлексия: понравилось ли тебе работать над заданием? Что было самым трудным, что – самым легким? Удалось ли найти все пары одинаковых фигур? Легко ли было быть внимательным все это время?

Игровые  упражнения развития пространственного и системного мышления

1.

Упражнение «Картины из чернильных пятен»

Развитие целостного восприятия, пространственного мышления, способности комбинировать и перестраивать элементы изображения.

Участники знакомятся с техникой создания рисунков «Монотипия по сухому». Ребятам предлагается взять листок бумаги, согнуть его пополам, выбрать  краску одного или несколько цветов и капнуть несколько раз в произвольном порядке так, как захочется, на одну из сторон листа, желательно, чтобы краска попала и на сгиб листа. Краски должно быть достаточно для красивого отпечатка. Затем лист сгибают пополам и проглаживают от центра к краям равномерно по всей поверхности и разворачивают, сушат.

Участники знакомятся с техникой «Монотипия по мокрому» и изготавливают картинки в этой технике.

Затем ребятам предлагается выбрать понравившуюся технику и создать еще одну картинку.

Участники рассматривают свои работы, на что похоже изображение каждой картинки, что в них можно увидеть.  Это может быть животное, одно или несколько, человек или группа людей. Детям предлагается дорисовать недостающие детали  к изображению  и подписать их.

Рефлексия: в какой технике вам больше всего понравилось работать? Почему? Что оказалось самым трудным? Самым легким? Какие идеи  особенно понравились? Какой собственной идеей вы довольны больше всего? Какое настроение было во время работы? Изменилось ли оно?

2.

Упражнение «Фигуры»

Развитие пространственного мышления, фантазии

Учащимся предлагается дорисовать образы, под каждым образом подписать название. Обсуждение идей.

3.

Игра-импровизация «Сказка»

Развитие системного мышления, творческого самовыражения

Участники выбирают и перевоплощаются в сказочного героя. Первый ребенок начинает сказку, рассказывая о своем герое: кто он, какой, что умеет делать, где живет и т.д. (описывая признаки и свойства). Ведущий помогает дополнить сюжет спонтанными и неожиданными ситуациями или приключениями. Далее выступает следующий сказочный герой, который встречается при необычных обстоятельствах с предыдущим героем и может стать его другом, если назовет их общие свойства и качества. Сказка продолжается, пока не примут участие все дети. Затем придумывается конец. Что произошло, чем закончилась сказка

4.

Упражнение «Мозговой штурм»

Развитие   пространственного мышления, фантазии

Ребята представляют, что смотрят на мир в квадратных, круглых, овальных, треугольных и т.д. очках. Фантазируют и называют различные предметы и объекты. Выполняют аппликацию выбранного образа или образов из геометрических фигур. Моделирование картинки из фигур.

5.

Упражнение «Роспись»

Познакомить с разными видами русско-народной росписи, развивать пространственное мышление, воспитывать любовь к народному творчеству.

Участники рассматривают орнаменты, узоры городецкой, дымковской, хохломской, гжельской росписи. Ребятам предлагается расписать бумажную тарелку понравившейся росписью, затем придумать свою роспись, отличающуюся от других.

Рефлексия – в какой технике вам больше всего понравилось работать? Почему? Что оказалось самым трудным? Самым легким? Какие идеи  особенно понравились? Какой собственной идеей вы довольны больше всего? Какое настроение было во время работы? Изменилось ли оно?

Игры и упражнение на знакомство с типовыми приемами фантазирования

1.

Упражнение «Игра-беседа»

Познакомить с приемом фантазирования уменьшение-увеличение

Ведущий говорит одному из участников: «Вот тебе волшебная палочка, она может уменьшать или увеличивать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?».

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

- Если деревья в лесу уменьшаются до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если  ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

- Что будет, если у нас удлинится на время нос?

Предложите участникам сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.

- Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?

Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами:

- Какого тогда ты будешь размера?

- Согласитесь, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, вы опаздываете в школу: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет.

Рефлексия – что было трудным для вас при выполнении задания, что легким? Какое было настроение до выполнения задания, каким стало после?

Игры «Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот»

Цель: познакомить с приемом фантазирования уменьшение-увеличение.

Дети знакомятся со сказочными персонажами: Волшебник меняет свойства и признаки всех объектов и персонажей наоборот. Например, Волшебник Размера уменьшил Волка и увеличил Зайца. Что произойдет в новой сказке? Волшебник Наоборот превратил Кощея Бессмертного в доброго, а Василису – в злую Непрекрасную. Дети фантазируют и предлагают различные версии развития сказочных событий.

2.

Упражнение «Превращение»

Познакомить с приемом фантазирования уменьшение-увеличение

Участники придумывают любой объект и превращают его в другой с помощью изменения его размера.

3.

Упражнение «Новая сказка»

Познакомить с приемом фантазирования использование предметов необычным способом.

Участники выбирают героев сказок и исключить у них какое-либо свойство (например, Баба-Яга без избушки  на курьих ножках или Кот без сапог). Дети сочиняют новую сказку по цепочке, придумывая сюжет и действия героев.

Ребята рисуют своих героев, придуманной сказки.

4.

Упражнение «Я дарю тебе…»

Познакомить с приемом фантазирования одушевление

Участники передают по цепочке друг другу игрушку, мяч со словами «Я дарю тебе….» предлагается придумать нестандартный оригинальный подарок «Можно подарить целый мир».

5.

Упражнение «Ожившая картинка»

Познакомить с приемом фантазирования одушевление

Ведущий предлагает детям представить, что они получили дар, оживления всего что нарисовано. Что бы вы оживили? Придумайте историю. Рассказывание «ожившей» истории.

6.

 «Игра с картинками»

Познакомить с приемом фантазирования поиск общих признаков у случайных объектов.

Ребятам предлагается сравнить пары картинок, например, кукла-снег, облако-дверь, солнце-тигр и т.д., и найти общие признаки.

7.

Упражнение «Исключение свойств»

Познакомить с приемом фантазирования исключение свойств

Ребятам, предлагается исключить некоторые важные свойства у сказочных персонажей, перечислить  свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключить и посмотреть, что получилось (человек не спит, не чувствует боли).

8.

Упражнение «Живая неживая природа»

Познакомить с приемом фантазирования придание объектам живой и неживой природы необычных свойств.

Детям предлагается выбрать несколько произвольных объектов живой и/ или неживой природы, сформулировать их свойства, качества, особенности или черты характера. Придумайте новые свойства, наделите этими свойствами человека.

9.

Упражнение «Фантастический рисунок»

Познакомить с приемом фантазирования придание объектам живой и неживой природы необычных свойств.

Ребятам предлагается нарисовать человека или животного и наделить их необычными свойствами.

Приложение 4

Занятие № 7

Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот

Цель: познакомить с приемами фантазирования: уменьшение-увеличение, использование предметов необычным способом, одушевление.

Приветствие

Цель: Формировать доверительный стиль общения в процессе налаживания контактов. Создавать позитивные эмоциональные установки на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или
«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.
На занятие отводится 10-15 минут. По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Разминка «Карлики и великаны»

Цель: Снять напряжённости, создать позитивную обстановку, подготовить к совместной работе.

Участники стоят в кругу. На команду: «Великаны!» - все стоят, а на команду: «Карлики!» - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны!», встает на команду «Карлики!».

Упражнение «Игра-беседа»

Цель: познакомить с приемом фантазирования уменьшение-увеличение.

Ведущий говорит одному из участников: «Вот тебе волшебная палочка, она может уменьшать или увеличивать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?».

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

- Если деревья в лесу уменьшаются до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если  ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

- Что будет, если у нас удлинится на время нос?

Предложите участникам сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.

- Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз?

Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами:

- Какого тогда ты будешь размера?

- Согласитесь, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, вы опаздываете в школу: увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормальной длины. Или другой случай. Надо перейти через реку, а моста поблизости нет.

Рефлексия – что было трудным для вас при выполнении задания, что легким? Какое было настроение до выполнения задания, каким стало после?

Игры «Встреча с Волшебниками Размера и Наоборот»

Цель: познакомить с приемом фантазирования уменьшение-увеличение.

Дети знакомятся со сказочными персонажами: Волшебник меняет свойства и признаки всех объектов и персонажей наоборот. Например, Волшебник Размера уменьшил Волка и увеличил Зайца. Что произойдет в новой сказке? Волшебник Наоборот превратил Кощея Бессмертного в доброго, а Василису – в злую Непрекрасную. Дети фантазируют и предлагают различные версии развития сказочных событий.

Упражнение «Превращение»

Цель: познакомить с приемом фантазирования уменьшение-увеличение.

Участники придумывают любой объект и превращают его в другой с помощью изменения его размера.

Игра «Мозговой штурм»

Цель: познакомить с приемом фантазирования использование предметов необычным способом.

Детям предлагается выбрать несколько предметов, например, газета, ключ, часы, карандаш. Далее по цепочке передают их друг другу и называют, как можно необычным способом использовать их.

Упражнение «Новая сказка»

Цель: познакомить с приемом фантазирования использование предметов необычным способом.

Участники выбирают героев сказок и исключить у них какое-либо свойство (например, Баба-Яга без избушки  на курьих ножках или Кот без сапог). Дети сочиняют новую сказку по цепочке, придумывая сюжет и действия героев.

Ребята рисуют своих героев, придуманной сказки.

Упражнение «Я дарю тебе…»

Цель: познакомить с приемом фантазирования одушевление.

Участники передают по цепочке друг другу игрушку, мяч со словами «Я дарю тебе….» предлагается придумать нестандартный оригинальный подарок «Можно подарить целый мир».

Упражнение «Ожившая картинка»

        Цель: познакомить с приемом фантазирования одушевление.

Ведущий предлагает детям представить, что они получили дар, оживления всего что нарисовано. Что бы вы оживили? Придумайте историю. Рассказывание «ожившей» истории.

Анализ занятия:

– Понравилось ли тебе занятие?
– Что нового ты узнал?

– Легко ли тебе было выполнять упражнения?  

Ритуал прощания

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".

Приложение 5

Анализ эффективности программы

Результаты исследования по методике  «Нарисуй что-нибудь»

(Р.С. Немов)  

Таблица 1

Участники программы

Количество баллов при первичной диагностике

Уровень развития изобразительных аспектов воображения при первичной диагностике

Количество баллов при контрольной диагностике

Уровень развития изобразительных аспектов воображения при контрольной диагностике

А. (м) 8 лет

2

Очень низкий

5

Средний

Т. (д) 9 лет

9

Высокий

10

Очень высокий

М. (д) 9 лет

4

Низкий

6

Средний

Е. (м) 8 лет

7

Средний

8

Высокий

Г. (д) 10 лет

5

Средний

7

Средний

Н. (м) 9 лет

8

Высокий

9

Высокий

С. (м) 8 лет

3

Низкий

5

Средний

К. (д) 9 лет

6

Средний

8

Высокий

Я. (м) 8лет

9

Высокий

9

Высокий

З. (м) 9 лет

2

Очень низкий

4

Низкий

Диаграмма 1

Сравнительные показатели по результатам обследования детей

 

Результаты исследования по методике "Вербальная фантазия"

(Р.С. Немов)

Таблица 2

Участники программы

Количество баллов при первичной диагностике

Уровень развития творческого воображения при первичной диагностике

Количество баллов при контрольной диагностике

Уровень развития творческого воображения при контрольной диагностике

А. (м) 8 лет

2

Низкий

4

Средний

Т. (д) 9 лет

8

Высокий

9

Высокий

М. (д) 9 лет

3

Низкий

6

Средний

Е. (м) 8 лет

6

Средний

7

Средний

Г. (д) 10 лет

4

Средний

7

Средний

Н. (м) 9 лет

7

Высокий

9

Высокий

С. (м) 8 лет

3

Низкий

4

Средний

К. (д) 9 лет

6

Средний

8

Высокий

Я. (м) 8лет

8

Высокий

9

Высокий

З. (м) 9 лет

2

Низкий

3

Низкий

Диаграмма 2

Сравнительные показатели по результатам обследования детей

Результаты исследования по методике "Скульптура"

                                                     (Р. С. Немов)

Таблица 3

Участники программы

Количество баллов при первичной диагностике

Уровень развития фантазии при первичной диагностике

Количество баллов при контрольной диагностике

Уровень развития фантазии при контрольной диагностике

А. (м) 8 лет

1

Низкий

3

Средний

Т. (д) 9 лет

7

Средний

9

Высокий

М. (д) 9 лет

0

 Низкий

6

Средний

Е. (м) 8 лет

3

Средний

8

Средний

Г. (д) 10 лет

5

Средний

7

Средний

Н. (м) 9 лет

7

Высокий

9

Высокий

С. (м) 8 лет

1

Низкий

5

Средний

К. (д) 9 лет

6

Средний

7

Средний  

Я. (м) 8лет

8

Средний

9

Высокий

З. (м) 9 лет

1

Низкий

2

Низкий

 

Диаграмма 3

Сравнительные показатели по результатам обследования детей

Таблица 4

Сводная таблица по результатам исследования

уровня развития воображения детей

Участники программы

Уровень развития воображения

при первичной диагностике

Уровень развития воображения

при контрольной диагностике

А. (м) 8 лет

Низкий

Средний

Т. (д) 9 лет

Высокий

Высокий

М. (д) 9 лет

Низкий

Средний

Е. (м) 8 лет

Средний

Средний

Г. (д) 10 лет

Средний

Средний

Н. (м) 9 лет

Высокий

Высокий

С. (м) 8 лет

Низкий

Средний

К. (д) 9 лет

Средний

Высокий

Я. (м) 8лет

Средний

Высокий

З. (м) 9 лет

Низкий

Средний

Диаграмма 4

Показатели эффективности программы «Ступени творчества»