Психология саморазвития Практическая работа №1

Психология саморазвития Практическая работа №1

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ Практическая работа №1 Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

Если у человека становится больше интересов и стимулов жить – смыслового наполнения жизни, возможности анализировать, синтезировать – видеть связи событий и явлений, понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, внутренней свободы и независимости, ответственности, взятой на себя добровольно, любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. В. Леви Саморазвитие в контексте современной образовательной парадигмы представляет собой одно из базовых условий компетентностного становления личности. Авторы предлагают критерии, показатели и факторы саморазвития, а также классификацию современных стратегий саморазвития.

Слайд 3

Условия, влияющие на саморазвитие: физиологические (состояние здоровья, общее настроение, степень утомляемости); социокультурные (окружающая среда, друзья, микроклимат в семье, коллективе ); психологические (мотивация, потребности, степень обучаемости, память, творческие способности ); педагогические (наличие грамотного, талантливого наставника, репетитора, педагога, возможность консультироваться ); В зависимости от интеграции данных условий можно описать ряд стратегий саморазвития личности .

Слайд 4

семинар-экскурсия на тему: «Методологические основы изучения саморазвития» – является информационным. Проводится с целью углубления знаний с помощью наглядного показа. Студенты знакомятся с определенными объектами, делается анализ увиденного преподавателем с активным участием студентов.

Слайд 5

РЕКОМЕНДАЦИИ: При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом практического занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки . Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу, интернет-ресурсы .

Слайд 6

РЕКОМЕНДАЦИИ: В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий , промежуточный, итоговый. текущий – на практических и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов); промежуточный – по завершению изучения темы (проверка практических заданий); итоговый – по завершению курса (зачет). При подготовке к зачету рационально используйте время. Сначала ознакомьтесь с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять части. Читайте учебники и научную литературу. Обращайтесь к справочной литературе. При подготовке ответа на вопрос сначала составьте план. Помните, что ваш ответ – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не старайтесь всё выучить наизусть – это невозможно. Старайтесь понять суть, излагайте ее собственными словами. Иллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями. Основным результатом изучения дисциплины «Психология саморазвития » является умение студентов демонстрировать: знание основных понятий курса, особенностей применения различных приемов и способов саморазвития в профессиональной деятельности.

Слайд 7

План Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории Становление предмета психологии саморазвития человека Психология саморазвития человека Проблема саморазвития в отечественной психологии.

Слайд 8

Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории Наиболее крупными областями знания, в которых достигнуты значительные успехи в изучении саморазвития, можно назвать философию , педагогику и психологию . Философский ракурс анализа саморазвития личности связан с познанием его фундаментальных сущностных характеристик. Он направлен на вскрытие наиболее общих закономерностей механизма саморазвития, ставит целью понимание предельных смыслов саморазвития как способа бытия человека. В материалистической диалектике саморазвитие включено в группу предельных философских категорий («акт», «движение», «жизнь», «изменение», «колебание», «развитие», «самодвижение», «эволюция»), обозначающих различные аспекты движения как способа существования, как всеобщего атрибута материи. Подчеркивается , что саморазвитие есть динамическое явление , процессуальная , а не результативная категория.

Слайд 9

Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории Педагогический подход рассматривает саморазвитие личности в пространстве образования. Педагогические исследования направлены на поиск возможностей содействия саморазвитию, разработку технологий влияния на побуждение личности к саморазвитию, вооружение ее средствами саморазвития, комплексную поддержку саморазвития педагогическими методами . В педагогике саморазвитие входит в группу понятий, обозначающих активность личности в обучении и воспитании . В данную группу, наряду с саморазвитием, включены понятия «самообразование», «самовоспитание», «самообучение», «самосовершенствование». При этом самообразование и самовоспитание рассматриваются как средства саморазвития личности.

Слайд 10

Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории В психологии саморазвитие понимается и исследуется как составляющая психологической реальности. Психологические исследования направлены на выявление сущности феномена саморазвития, на постижение его места и функций в целостном процессе жизнедеятельности личности, ставят целью изучение тех психологических образований, которые обусловливают генезис саморазвития как стратегии жизни личности. Понятие «саморазвитие» является частью системы психологических категорий: «развитие», «становление», «социализация», «индивидуализация», «личностный рост», «онтогенез» и др., описывающих психику и личность в динамике. Категория «развитие» при этом является родовой по отношению к категории «саморазвитие», определяя его сущностные черты: направленность на качественные преобразования, закономерность, необратимость. Чем различаются категории «развитие» и «саморазвитие»? В качестве критерия различения этих понятий выступает свойство управляемости развитием со стороны личности, присущее саморазвитию в отличие от развития. Заметим, что понятие саморазвития может в психологии применяться и как синоним стихийного, неуправляемого процесса.

Слайд 11

Становление предмета психологии саморазвития человека Обратимся к анализу становления предмета психологии саморазвития в отечественной психологии. Здесь можно выделить три этапа. Этап I. 1920—1960-е гг. Складываются представления о личности как об активном начале, о субъекте развития. Саморазвитие используется как категория, акцентирующая активность личности в процессе развития, но специально не рассматривается (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие). Этап II. 1970—1980-е гг. Вопросы саморазвития начинают осознаваться как проблемы самовоспитания (А. А. Бодалев , Ю. М. Орлов), самосознания (И. И. Чеснокова ), самодетерминации (А. Г. Асеев), жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская ). В работах этих авторов закладываются теоретические основы изучения саморазвития как самобытного феномена, складывается категориальный аппарат, обозначается проблемное иоле исследований. Авторами поднимаются проблемы дифференциации развития и саморазвития, выделения критериев саморазвития, освещаются отдельные аспекты психических механизмов обеспечения саморазвития. Этап III. 1990—2000-е гг. Саморазвитие выходит на новый уровень теоретического осмысления и становится предметом систематического эмпирического изучения. Проблематике саморазвития посвящаются специальные научные публикации (К. Я. Вазина , 1994; Г. К. Чернявская, 1994; Б. А. Мастеров, 1997; Г. А. Цукерман , 1997; А. А. Реан , 2000; Л. Н. Куликова, 2001; Г. В. Черняева, 2005, 2007; И. А. Шаршов, 2005; А. А. Деркач , 2006; Ю. В. Мокерова , 2006; Е. Н. Ларина, 2007 и другие). В этот период проводятся научные конференции, защищаются диссертации, в том числе на соискание степени доктора психологических наук. Начинают читаться специальные курсы в высших учебных заведениях, создаются учебные и учебно-методические комплексы и пособия (Г. А. Цукерман , 1995; Н. Р. Битянова , 1998; Л. Н. Куликова, 2005; В. Г. Маралов, 2002; И. А. Шар- шов, 2004; А. Ю. Фаррахова , 2007 и другие). Этап IV. С 2010 г. по настоящее время. Психология саморазвития окончательно оформляется как самостоятельное направление в современной психологии. Исследования по проблематике саморазвития приобретают концептуально законченный вид, сопровождаются солидными эмпирическими исследованиями (Н. А. Низовских, 2008; С. А. Мишорова , 2009; М. А. Щукина, 2009, 2015; А. В. Сивцова, 2010; Н. Н. Поддьяков , 2013; М. А. Фризен , 2013; Яремчук, Новгородова , 2015 и другие).

Слайд 12

Становление предмета психологии саморазвития человека Аналогичная динамика разработки проблематики саморазвития обнаруживается при анализе зарубежных публикаций. Идея доминирующего фактора личности в определении развития представлена в концепциях А. Адлера, К. Хорни , А. Маслоу , К. Роджерса , Э. Фромма , В. Франкла , Р. Мэя , А. Бандуры, Э. Деси , Р. Райана и других. Однако в зарубежной психологии в течение длительного времени саморазвитие не являлось предметом специальных исследований, а служило для обозначения активности личности в процессах самосознания (Дж. М. Болдуин , У. Джеймс, Ж. Пиаже), самоидентичности (Г. Гантрип , X. Кохут , Э. Эриксон), самопонимания (Дж. Келли, Г. Олпорт ) и пр . Специальные эмпирические и теоретические исследования саморазвития как самобытного явления начались за рубежом около 1980-х гг. в связи с подъемом интереса к изучению целеполагания и саморегуляции (по: Bauer , 2009 ). С тех пор интерес к проблематике саморазвития стремительно растет: если за период 1970—1989 гг. было опубликовано 18 статей с подобной тематикой, то начиная с 1990 г. — 132 статьи (по базе данных SCOPUS). Чтобы подчеркнуть отличие саморазвития как направляемого самой личностью процесса самоизменения от саморазвития как спонтанного самодвижения, в англоязычной психологической литературе стал использоваться термин Intentional self-development ( ISD ) — преднамеренное саморазвитие (J. Bauer , R. F. Baumeister , J. Brandt stadter , C. Carver , W. Greve , K. Rothermund , M. Scheier , K. D. Vohs , D. Wentura и другие).

Слайд 13

Психология саморазвития человека Психология саморазвития человека — новое направление в современной психологии, занимающееся изучением процессов самоизменения, самопреобразования , активного строительства человеком самого себя на всех уровнях своей организации (физическом, социальном, личностном, духовном ). Предметом психологии саморазвития являются закономерности становления и функционирования человека (личности) как субъекта собственного развития. Саморазвитие рассматривается как особая форма развития, при которой на первый план выдвигаются самодетерминированность и самоуправляемость качественных индивидных и личностных преобразований, достигающих полноты своего осуществления . Если цель психологии развития — постичь закономерности психического развития человека, то цель психологии саморазвития — понять, описать и объяснить, каким образом человек может произвольно (намеренно) изменять себя, т.е. управлять своим развитием.

Слайд 14

Психология саморазвития человека Можно выделить три основные исследовательские ситуации, где термин «саморазвитие» является необходимо востребованным. Во всех трех ситуациях понятие «саморазвитие» необходимо для описания особого типа развития, базирующегося на управляемости собственными преобразованиями со стороны личности . Первая ситуация. При рассмотрении процесса развития личности исследователь понимает его как эффект результирующего воздействия трех основных факторов: генетического, социального и фактора, получившего в психологии название «Я-влияние». При этом признается, что удельный вес каждого из факторов может меняться от ситуации к ситуации. В тех случаях, когда доминирующее воздействие на развитие оказывает фактор Я-влияния, исследователь утверждает, что наблюдает эффект не столько развития, сколько саморазвития . Вторая ситуация. При анализе феноменов проектирования личностью своего жизненного пути, когда человек выбирает некий образ (подражательный или сконструированный), отвечающий его собственному представлению о том, как он хотел бы выстроить свою жизнь, каким он хотел бы стать в будущем. Если при этом имеет место планирование состояния своего желаемого «Я», своего будущего «Я» и последовательная его реализация в жизни, то исследователи употребляют термин «саморазвитие» для описания осознанного продвижения в избранном направлении . Третья ситуация. При описании случаев, когда в ходе достижения тех или иных жизненных целей человек сталкивается с несоответствием своих возможностей вызовам жизни. Если человек начинает осознанно изменять себя для повышения своей функциональности, то исследователи снова говорят о саморазвитии личности .

Слайд 15

Психология саморазвития человека Основными в психологии саморазвития человека являются три группы задач. Первая группа задач связана с исследованием саморазвития как динамического процесса самоосуществления человека. Изучаются цели и мотивы саморазвития, его формы и механизмы, способы и средства. Особое место занимает задача изучения личности как инстанции саморазвития . Вторая группа задач связана с исследованием факторов, детерминирующих процесс саморазвития человека, в том числе факторов, определяющих его особенности на разных этапах онтогенеза . Третья группа задач ориентирована на выявление оптимальных условий осуществления саморазвития, разработку конкретных технологий саморазвития, которые может использовать человек, а также на конструирование технологий психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности, оказания помощи и поддержки в процессах ее самопостроения .

Слайд 16

Проблема саморазвития в отечественной психологии. К настоящему времени в отечественной психологии сложился ряд подходов к пониманию саморазвития: культурно-исторический , антропологический, акмеологический и субъектный. Поскольку отдельные аспекты саморазвития рассматриваются в данном учебнике с опорой на исследования в основном отечественных ученых, остановимся здесь только на основных положениях указанных подходов в отношении психологической природы саморазвития.

Слайд 17

Проблема саморазвития в отечественной психологии В наследии автора культурно-исторической концепции Л. С. Выготского саморазвитие выступает прежде всего в качестве методологического принципа, позволяющего раскрыть сущность развития как самостановления , самодвижения вопреки доминировавшим у предшественников представлениям о преобладании в детерминации развития биологического или социального фактора либо их конвергенции . В рамках культурно-исторической парадигмы через категорию культуры раскрывается сущность саморазвития как культуросообразного процесса самоизменения, осуществляемого с помощью специфически человеческих высших психических функций и обладающего атрибутами произвольности, социальности, опосредствованности , осознанности (А. Г. Асмолов , Л. И. Божович , В. А. Иванников, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и другие ). Механизм онтогенетического перехода от развития к саморазвитию раскрывается как история перехода от позиции агента культуры к целенаправленному творчеству и самотворению личности. Демонстрируется роль личности как организующего, управляющего, направляющего функционального органа, обеспечивающего самодетерминированный характер саморазвития. В саморазвитии личности имеет место сложная диалектика предпосылок и результатов ее становления. С одной стороны, «только человек как личность может поставить себе задачу измениться» [Иванников, 20121. С другой стороны, культуросообразно трактуемая личность может состояться, родиться, «выделаться» только в результате саморазвития — сознательной работы над собой (Л. И. Божович ).

Слайд 18

Проблема саморазвития в отечественной психологии В антропологической психологии , разрабатываемой школой Б. Г. Ананьева, человек предстает организатором, управляющим своим личностным и профессиональным развитием . В то же время подчеркивается, что направленная на развитие внутренняя активность личности имеет определенные ограничения. В объективном плане свобода самоопределения личности ограничена конкретными социально-историческими условиями, в субъективном плане — выбором самой личности, ее позицией по отношению к собственной жизни (Н. А. Логинова ). Представители этого направления отмечают, что роль личности в собственном развитии постепенно увеличивается: А) в процессе жизненного пути осуществляется переход личности из объектной в субъектную позицию: такой переход должен быть подготовлен, поддержан в процессе воспитания, но становится субъектом жизненного пути личность только в результате собственной деятельности в процессе достижения зрелости (Л. А. Головей ); Б) с повышением уровня организации человека возрастает влияние собственной активности на развитие: если на уровне индивида развитие определяется генетической программой, на уровне субъекта деятельности и личности развитие становится полидетерминированным социальными и субъективными факторами, на уровне индивидуальности преобладает фактор самодетерминации (Е. Ф. Рыбалко). Таким образом, в зависимости от уровня функционирования сложной системы «человек» саморазвитие раскрывается в различных ракурсах. При описании человека как индивида понятие саморазвития подчеркивает спонтанность онтогенетического развития, его самодвижущую природу. Для человека как субъекта разнообразных видов деятельности (прежде всего, согласно концепции Б. Г. Ананьева, — познания, общения, труда и игры) саморазвитие означает направленность на восполнение ресурсов и развитие потенций, которые становятся залогом его жизненной эффективности и профессиональной компетентности. В масштабе жизненного пути личности как субъекта и объекта общественных отношений саморазвитие приобретает характер созидания «Я» во всем многообразии его феноменальных проявлений (личность как сконструированное «лицо для себя» и «личина» для Других; жизненная биография; мифы о личности и жизни; личностные вклады в Других и т.д.). Саморазвитие является для личности способом качественного самоизменения в направлении к альтернативному, желаемому, выбираемому будущему состоянию «Я», которое может быть оценено как позитивное или негативное, но обязательно индивидуально неповторимое. Для человека как становящейся и отстаивающей себя индивидуальности саморазвитие становится формой самодвижения, обеспечивающей реализацию стратегии жизнетворчества и осуществляемой благодаря субъектному самоуправлению с необходимым выходом в рефлексивный режим функционирования сознания. Самотворение становится непрекращающимся процессом, постоянно возобновляемой жизненной задачей. На данном уровне самодетерминированность и само- управляемость осуществляемых человеком качественных преобразований достигают полноты реализации.

Слайд 19

Проблема саморазвития в отечественной психологии В акмеологии под саморазвитием понимается центральная характеристика личности « акме » (А. А. Бодалев ), компонент личностной зрелости (А. А. Реан ), тенденция к самораскрытию, саморазвертыванию творческого потенциала человека. Целью акмеологических исследований является раскрытие потенциала саморазвития личности в направлении личностного и профессионального роста для достижения вершин самореализации и достижений. Саморазвитие, согласно акмеологическим концепциям, является не самоцелью, а средством достижения жизненно важных целей человека. Саморазвитие не обязательно является определенной деятельностью, но совершается тогда, когда оно встроено в какую-либо иную деятельность, значимую для человека . В частности, А. А. Бодалевым раскрываются основные новообразования личности, которые являются показателями успешного саморазвития: изменения в мотивационной сфере человека, в которой сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности; возрастание умения на уровне интеллекта планировать и затем осуществлять на практике именно те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей; появление большей способности мобилизовать себя на преодоление объективных трудностей, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями; более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. В процессуальном плане саморазвитие личности отличает подчиненность целям и воле самой личности. Оно предстает как сознательный процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний, целенаправленное многоаспектное самоизменение , служащее цели максимального духовно-нравственного и деятельностно -практического самообогащения, саморазвертывания и самоосуществления, личностно-профессионального развития (А. А. Деркач , Е. В. Селезнева ).

Слайд 20

Проблема саморазвития в отечественной психологии Субъектный подход сложился вокруг понимания человека как активного деятельного существа, способного к свободе и творчеству. Его эвристический потенциал, впервые раскрытый в трудах С. Л. Рубинштейна , оказался особенно востребованным в настоящее время, ибо именно этот подход позволяет создать психологический портрет личности в современной социальной ситуации. Неопределенность, неустойчивость социальных условий, требования конкурентоспособности, эффективности, инновационности труда ставят перед человеком новые задачи самопроектирования и самостроительства . Отмечается, что благодаря своей субъект-объектной сущности человек может являться одновременно и творцом и творением, производя самообусловленные изменения в себе как личности и субъекте деятельности. Ориентиром становится образ жизнестойкой, лабильной личности, структурным стержнем которой являются свойства, выражаемые понятиями группы «само-»: самоутверждение, самоопределение, самоуправление и др. Суть субъектного подхода применительно к саморазвитию состоит в том, что саморазвитие рассматривается как одно из свойств субъекта (Л. С. Глухашок , В. Т. Кудрявцев, С. А. Мишорова и другие). А процесс развития человека в целом понимается как процесс активного самостроительства своей личности и жизни, процесс непрерывного жизнетворчества (А. В. Брушлинский , Е. И. Исаев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков , Г. А. Цукерман и другие). Доминирующей является позиция, согласно которой в процессе жизненного нуги развитие постепенно переходит в саморазвитие за счет становления самосознания и самоуправления, личность из объекта становится субъектом развития. Подчеркивается решающее значение в названных преобразованиях фактора собственных усилий и зрелости жизненной позиции самой личности (К. А. Абульханова-Славская , Е. А. Сергиенко и другие). В предельном своем варианте введенный С. Л. Рубинштейном принцип «внешнее через внутреннее» предполагает, что психическое развитие человека подчиняется действию факторов генетической и социальной природы в той мере, в какой он сам принимает решение о воздействии каждого из них. Сторонники субъектного подхода полагают, что наиболее полное раскрытие понятие развития получает через указание на его самодетерминированный , субъектный характер, а субъектная сущность развития, в свою очередь, адекватнее всего выражается через категорию саморазвития. Именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как субъект творения своего «Я» и своего жизненного пути. Итак, мы осуществили краткий экскурс в проблему саморазвития в философии и различных науках. Различные области знания находят в саморазвитии свой предмет для изучения с последующим использованием в практических целях. Если философов занимают наиболее общие вопросы сущности саморазвития как живых, так и неживых систем, его смысл и назначение, педагогов — проблемы создания условий для саморазвития, то внимание психологов сосредоточено на выявлении внутренних детерминант и механизмов данного процесса. В ходе дальнейшего изложения мы на этих пробл емах остановимся более подробно.

Слайд 21

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ I . Составить доклад по следующим темам: Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории. Основные подходы к изучению саморазвития в зарубежной психологии. Философский подход к изучению саморазвития. Педагогический подход к изучению саморазвития. Психологический подход к изучению саморазвития. Основные подходы к изучению саморазвития в отечественной психологии. Б . Г. Ананьев о саморазвитие личности. Л . С. Выготский о саморазвитие личности. А . Н. Леонтьев о саморазвитие личности. С . Л. Рубинштейн о саморазвитие личности . I. Подготовить презентацию к докладу.

Слайд 22

РЕКОМЕНДАЦИИ: Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения . Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения . Три основных структурных элемента: (В начале доклада докладчик представляется) Введение . На этом этапе докладчик должен сформулировать актуальность, новизну исследований, подчеркнуть важность и цель проведенной работы. Основная часть. В ней рассказывается об использованных методах исследований, проделанной работе, анализируются полученные результаты . Заключение. Формулирует выводы и завершает выступление . (Например, спасибо за внимание) В конце печатного доклада обязательно должен оформлен список использованной литературы.

Слайд 23

РЕКОМЕНДАЦИИ: Презентация - информационный документ , созданный на компьютере, планшете или телефоне Для большинства своих презентаций вы можете применять структуру доклада: 1. Введение (вступительное слово, плавная «подводка» к сути) 2. Обозначение проблемы (или актуальные, наболевшие вопросы) 3. Решение проблемы (основная и самая большая часть презентации) 4. Заключение

Слайд 24

РЕКОМЕНДАЦИИ: Вопросы к зачету Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории. Основные подходы к изучению саморазвития в зарубежной психологии. Основные подходы к изучению саморазвития в отечественной психологии. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и этапы его формирования. Основные «вектора» профессионального саморазвития. Проблема саморегуляции личности в профессиональной деятельности. Методические средства для оценки способности к саморазвитию (тесты «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию» В.И. Андреева, «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» В.В. Козлова и Н.П. Фетискина , «Тест готовности к саморазвитию» В. Павлова). Методические средства для оценки потребности в саморазвитии (САМОАЛ Э. Шострем ). Методические средства для оценки ценности саморазвития (анкета Ш. Шварца), «Уровень развития субъектности личности» (М.А. Щукина). Методы изучения саморазвития как особой формы развития и жизненной стратегии: «Интервью с самим собой» (Л.М. Попов), «Шкала авторства жизни» (М.А. Щукина)

Слайд 25

Основная литература 1. Выготский Л.С. В 92 Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо , 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии ) // http:// yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann.htm 2. Щукина, М. А. Психология саморазвития личности / М. А. Щукина. — СПб.: Изд-во С.- Петерб . ун-та, 2015. Соколова И.Ю., Гиль Л.Б... От самопознания к самореализации и здоровьесбережению . Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов (электронный вариант). Томск: ТПУ, 2010. 100 с. 3 . М . А. Щукина САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ // ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12. 2009. Вып . 1. Ч. I 4. Маралов В. Г. М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. 15ВК 5-7695-0877-9 // https ://www.klex.ru/g9f

Слайд 26

Дополнительная литература 1. Абульханова-Славская , К . А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская . - М.: Мысль, 1991. 2. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М.: Паука, 1981. — С. 3—19. 3. Анцыферова, Л. И. Методологические проблемы психологии развития / Принцип развития в психологии. — М., 1977. 4. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Проблема возраста/Л. С. Выготский. — Собр. соч.: в 6 т. — Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—385. 5. Деркач , А. А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе / А. А. Деркач , Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2009. — № 2. — С. 222-235. 6. Калинина, Н. В. Саморазвитие как актуализированная ценность современного педагогического образования / Н. В. Калинина // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. — 2014. — № 20. — С. 56—59. 7. Куликова, Л. II. Проблемы саморазвития личности / Л. IТ. Куликова. — 2-е изд., испр . и доп. — Благовещенск : Издательство БГПУ, 2001. — 342 с. 8. Кодесс , П. Б. Жизненная стратегия студентов — работать или учиться? / П. Б. Кодесс // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». — 2012. — Т. III. — С. 96. 9. Леонтьеву Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — С. 156—176. 10. Маслоу , А. Мотивация и личность / А. Маслоу . — СПб.: Евразия, 1999. 11. Маслоу , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу . — М.: Смысл, 1999. 12. Низовских, Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантический анализ жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности / Н. А. Низовских. — М.: Смысл, 2007. 13. Пономарева, О. Я. Проблема личности в условиях компетентностной парадигмы образования (на материале интернационального исследования) / О. Я. Пономарева // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». — 2012. — Т. 1. — С. 322—323. 14. Постникова, М. И. Психология отношений между поколениями в современной России : автореф . дисс .... д-ра психол. наук. — СПб., 2011. 15. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / иод ред. Л. А. Головей ., 2016.-413 с. 16. Ситаров , В. А. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) / В. А. Ситаров , В. Г. Маралов//Знание. Понимание. Умение. — 2015. -М> 4. -С. 164-176. 17. Слободчиков , В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб, пособие для вузов / В. И. Слободчиков , Е. И. Исаев. — М.: Школьная Пресса, 2000. 18. Толстых, Н. Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? // Психологическая паука и образование. — 2012. — № 4. — С. 70—78. 19. Цукерман , Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман , Б. М. Мастеров. — М.: Интерпракс , 1995. — 288 с. 20. Швейцер , А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеут - верждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 328-350. 21. Щукина, М. А. Психология саморазвития личности / М. А. Щукина. — СПб.: Изд-во С.- Петерб . ун-та, 2015. Соколова И.Ю., Гиль Л.Б... От самопознания к самореализации и здоровьесбережению . Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов (электронный вариант). Томск: ТПУ, 2010. 100 с. ТЕСТ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ (В. ПАВЛОВ)