Тренинг эмоционального выгорания "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Балаева Татьяна Александровна

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания «Здоровый педагог – здоровый ребенок» направлено на создание  условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Данное занятие решает ряд задач снижение уровня эмоционального выгорания педагогов; повышение уровня сплоченности педагогического коллектива; формирование позитивного отношения к себе, к жизни; повышение мотивации к профессиональной деятельности; формирование навыков эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса; обучение способам саморегуляции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_emotsionalnomu_vygoraniyu.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад №11 г. Павлово

«Здоровый педагог – здоровый ребенок!»

Профилактика эмоционального выгорания.

                                                           Подготовила:

 педагог-психолог

Балаева Т.А

                                                   

2020 г.

Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания «Здоровый педагог – здоровый ребенок!»

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности

Задачи:

  1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
  2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
  3. Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.
  4. Повышение мотивации к профессиональной деятельности.
  5. Формирование навыков эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
  6. Обучение способам саморегуляции.

Форма проведения:  круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнений.

     Ход занятия

Здравствуйте, коллеги! Наша встреча посвящена профилактике эмоционального выгорания и укреплению психологического здоровья.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как оставаться здоровым и работать с радостью. 

 Выполним упражнения, которые помогут снять эмоциональное напряжение. 

А начнем мы с упражнения «Имя», которое поможет вам настроиться на работу и активизирует ваше внимание.

Сейчас каждый из вас придумает прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и его имя.

Далее по очереди вы будете называть свои имена и прилагательные.

Причем каждый следующий участник будет повторять все, что сказали коллеги до него.

Например, первый участник говорит: «Оксана, обаятельная». Второй участник повторяет слова первого и называет свое имя и прилагательное, вот так: «Оксана, обаятельная. Валерия , верная». Третий участник, прежде чем назвать свое имя, повторяет слова первых двух, и так далее.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с детьми, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.

Презентация

Игра «Поменяйтесь местами…»

Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто:

-работает всю жизнь в одном учреждении;

-любит свою работу;

-любит яблоки;

-кто сейчас готовится к аттестации

-работает педагогом более 10 лет;

-кто любит детей

-мечтал быть педагогом с детства;

-кто пришёл в юбке и др.

-кто сейчас учится

-кто работает первый год

Таким образом, участники «перетасовываются».

Когда человек здоров, у него достаточно энергии, адекватная самооценка. У него естественным образом запускаются процессы регуляции организма, они способствуют тому, что человек достигает комфортного состояния и устраняет неприятные эмоции. Они запускаются, когда человек смеется, улыбается, размышляет о хорошем, выполняет специфические движения типа потягивания, расслабляет мышцы, наблюдает за пейзажем за окном, вдыхает свежий воздух.

При саморегуляции человек сознательно использует приемы, чтобы регулировать свое состояние.

Есть несколько способов запустить процессы саморегуляции. Одни связаны с управлением дыхания и влияют на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Другие способы связаны непосредственно с управлением тонусом мышц. Они помогают снять мышечное напряжение и быстро восстановить силы.

Упражнение Дыхание по йоге «4+4+4»

Давайте выполним простое дыхательное упражнение, которое помогает снять эмоциональное напряжение. Сядьте свободно. Закройте глаза и послушайте свое дыхание. Теперь дышите по схеме «4+4+4»: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре секунды на выдох. (педагоги выполняют упражнение). Вы спокойны. Улыбнитесь.

 Упражнение «Снять неприятные ощущения через напряжение»

Сейчас мы будем напрягать части тела и расслаблять их. Вместе с напряжением от нас будут уходить отрицательные состояния. Начнем с рук. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. (педагоги выполняют упражнение)

Теперь перейдем к плечам – важно научиться их расслаблять, ведь негативные чувства «живут на загривке». Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите три раза, повращайте шеей.

Сядьте прямо и удобно. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти. (педагоги выполняют упражнение)

Для того, чтобы выровнять психологическое состояние, нам необходимо гармонизировать свой внутренний мир. У каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например: обида, страх, гнев, зависть, сомнения, страхи, неуверенность. Всё это – ментальный мусор.

Ментальный мусор – это установки и убеждения, которые нас тормозят. Не дают радоваться здесь и сейчас. То, что мешает сдвинуться с места. То, что приводит к тому, что одинаковые ситуации, раз за разом повторяются в нашей жизни. Которые препятствуют успеху, счастью и радости в жизни.

Упражнение «Избавляемся мусора»

Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства«я обижаюсь на…»«я сержусь на…»«я опасаюсь…» и т. д.

Выкидывайте на помойку сомнения, страхи, неуверенность и прочий хлам.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как  «скорую помощь» для восстановления сил.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен:

  • обведите свою левую руку на листе бумаги;
  • на ладошке напишите свое имя;
  • потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое - нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с "комплиментами".

Упражнение «Медитация»

 «В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня».

«Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).

Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).

Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).

Сделайте глубокий вдох (пауза).

Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).

Включается магнитофонная запись.

Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.

Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей. (звучит спокойная музыка, педагоги закрывают глаза.)

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Спасибо за работу! Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!