ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ Практическая работа №2

ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ
Практическая работа №2

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ Практическая работа №2 Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

Семинар-коллоквиум – является контролирующим, проводится с целью проверки усвоения данной информации. Вопросы и ответы. Вопросы можно давать в письменном виде . На основе практического занятия №1 необходимо ответить на следующие вопросы: (СМ. дальше)

Слайд 3

РЕКОМЕНДАЦИИ: При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом практического занятия, ответить на заданные вопросы . В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, итоговый. текущий – на практических и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов);

Слайд 4

Вопросы и задания для повторения 1 . Дайте краткую характеристику этапов становления психологии саморазвития человека. 2. Как бы вы определили, в чем ценность саморазвития? Есть ли у вас лично желание развивать себя? Если есть, то что в себе вы хотели бы развивать? 3. Что общего и что различного привносит приставка «само-» в такие понятия, как самоутверждение и самостоятельность? 4. В чем, но вашему мнению, состоит отличие исследования саморазвития в отечественной психологии при реализации различных подходов: культурно-исторического, антропологического, акмеологического и субъектного? 5. Мы определили саморазвитие как специфическую деятельность. В чем, по вашему мнению, состоит эта специфика? 6. Вы, несомненно, в той или иной степени занимаетесь саморазвитием. Попробуйте в своей жизни определить, где закончился один цикл саморазвития и начался другой?

Слайд 5

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ I . Составить доклад по следующим темам: Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории. Основные подходы к изучению саморазвития в зарубежной психологии. Философский подход к изучению саморазвития. Педагогический подход к изучению саморазвития. Психологический подход к изучению саморазвития. Основные подходы к изучению саморазвития в отечественной психологии. Б . Г. Ананьев о саморазвитие личности. Л . С. Выготский о саморазвитие личности. А . Н. Леонтьев о саморазвитие личности. С . Л. Рубинштейн о саморазвитие личности . I. Подготовить презентацию к докладу.

Слайд 6

РЕКОМЕНДАЦИИ: Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения . Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения . Три основных структурных элемента: (В начале доклада докладчик представляется) Введение . На этом этапе докладчик должен сформулировать актуальность, новизну исследований, подчеркнуть важность и цель проведенной работы. Основная часть. В ней рассказывается об использованных методах исследований, проделанной работе, анализируются полученные результаты . Заключение. Формулирует выводы и завершает выступление . (Например, спасибо за внимание) В конце печатного доклада обязательно должен оформлен список использованной литературы.

Слайд 7

РЕКОМЕНДАЦИИ: Вопросы к зачету Понятие о саморазвитии как междисциплинарной категории. Основные подходы к изучению саморазвития в зарубежной психологии. Основные подходы к изучению саморазвития в отечественной психологии. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и этапы его формирования. Основные «вектора» профессионального саморазвития. Проблема саморегуляции личности в профессиональной деятельности. Методические средства для оценки способности к саморазвитию (тесты «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию» В.И. Андреева, «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» В.В. Козлова и Н.П. Фетискина , «Тест готовности к саморазвитию» В. Павлова). Методические средства для оценки потребности в саморазвитии (САМОАЛ Э. Шострем ). Методические средства для оценки ценности саморазвития (анкета Ш. Шварца), «Уровень развития субъектности личности» (М.А. Щукина). Методы изучения саморазвития как особой формы развития и жизненной стратегии: «Интервью с самим собой» (Л.М. Попов), «Шкала авторства жизни» (М.А. Щукина)

Слайд 8

Семинар-коллоквиум на тему « ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Слайд 9

План 1. Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие » 2.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 10

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие » Понятие о развитии. Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризовано саморазвитие, является понятие развития. Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии. Физическое развитие — это количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма. Психическое развитие , в свою очередь, это закономерный процесс становления и изменения психологических свойств и качеств человека. Социальное развитие — освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации. Остановимся на проблеме психического развития. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Не случайно вплоть до XVII—XVIII вв. детство рассматривалась как подготовка к жизни, а ребенок — как уменьшенная копия взрослого, пока незрелая и неразумная.

Слайд 11

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие » Кратко напомнив о том, что собой представляют развитие и психическое развитие человека, поставим основной вопрос: что такое саморазвитие, в чем его суть, чем оно отличается от развития? Если к термину «развитие» подставить «само-», то мы и получим — саморазвитие . Следовательно, в этом «само-» и состоит разгадка феномена саморазвития. Поэтому, прежде чем перейти к содержательной характеристике саморазвития, попытаемся разобраться с этим загадочным термином «само-». «Само-» как категория , «переводящая» развитие в ранг саморазвития. Феномены, обозначенные понятием «само-» (к числу которых относится саморазвитие), все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие современную личность, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, и нести за это ответственность.

Слайд 12

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие» «Само-» вносит в сложносоставные понятия следующие два значения: 1) направленность действия , названного во второй части слова, на себя ; 2) совершение действия непроизвольно, спонтанно, без постороннего вмешательства. Аналогичными свойствами обладают такие семантические единицы, как « авто», « ауто -», «Я-». По этой причине в группу «само-» также включаются такие психологические понятия, как « аутоагрессия », «аутотренинг», «автономность», «автобиографическая память», «Я-концепция» и т.п. Если представить понятия группы «само-» как свернутые предложения, то в развернутой форме они могут быть выражены фразой «я сам делаю нечто но отношению к себе». Например, самопознание означает, что я сам познаю себя; самооценка — сам оцениваю себя; самомотивация — сам мотивирую себя; аутоагрессия — сам проявляю агрессию по отношению к себе и т.д. Причем феномены группы «само-» в большинстве своем могут трактоваться двояко: как процессы и как результаты этих процессов. Например, термины «самооценка», « самоотношение », «самоопределение» и т.п. описывают психическое и в плане протекания активности, и в плане результата этой активности.

Слайд 13

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие» На языке психологии само-высказывания могут быть истолкованы в двух планах: « Я» выступает как источник некоей активности ; эта активность направлена на «себя», т.е. тоже на «Я». Общие атрибутивные черты группы «само-» выражаются во внутрисистемной отнесенности причинности и внутрисистемной направленности активности (совпадение в системе «Я» субъекта и объекта активности). Явления «само-» можно понять, если личность трактовать как целостное и в то же время полиморфное образование, включающее в свою структуру два модуса «Я», выполняющие различные функции: функцию субъекта и функцию объекта . Феномен «само-», описанный выше как «я сам делаю нечто по отношению к себе», становится попятным, если представить, что во внутри- личностном пространстве существуют два модуса «Я» (две субличности ): субъектный модус и объектный модус. Субъектный модус (модус субъекта) — это личность как инициатор и руководитель активности, объектный модус (модус объекта) — это то «Я», которое осуществляет исполнительские функции либо выступает в качестве области приложения субъектной активности. Содержание субъектной активности конкретизируется через то отглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия «само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.). Применительно к саморазвитию термин «само-» означает, что человек по собственной инициативе начинает совершать некоторые действия по преобразованию и изменению себя, своих индивидных и личностных свойств, своего поведения и деятельности, отношения к другим людям и др.

Слайд 14

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие» Определение понятия «саморазвитие ». В психологии не сложилось разделяемых всеми, устойчивых представлений о саморазвитии человека. Саморазвитие представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом: — как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская ); — как жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова ); — как жизненная возможность (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов); — как форма проживания жизни (Е. Б. Старовойтенко ); — как форма развития (М. А. Щукина); — как потребность (А. Маслоу ); — как специфическая деятельность (А. Г. Асеев, Л. Н. Куликова, Н. А. Низовских и другие).

Слайд 15

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие» Такое многообразие подходов вполне оправданно, оно обусловлено сложностью и многогранностью понятия «саморазвитие». В настоящее время все чаще саморазвитие начинает определяться как специфическая деятельность человека, направленная на преобразование самого себя. Приведем примеры некоторых определений, сделанных в русле деятельностной парадигмы. Одними из первых попытались определить суть саморазвития В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев. Авторы пишут, что «саморазвитие — эго фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [ Слободчиков , Исаев, 2000, с. 1471. Согласно Д. А. Леонтьеву [1997], саморазвитие есть деятельность, направленная человеком на самого себя с целью обогащения своих сущностных сил. По мнению Л. Н. Куликова [2001], саморазвитие — это сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее. Если попытаться обобщить данные определения, то можно найти в них много сходных черт. Практически везде подчеркивается, что саморазвитие — это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение таких качеств и характеристик, которых раньше не было. Тем самым подчеркивается значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств. Саморазвитие — это специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств [Низовских, 2007].

Слайд 16

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Профессиональное саморазвитие связано с процессом целеполагания. Показателями профессионального саморазвития личности являются: профессиональные качества (способность обучаться на протяжении всей жизни, работать над профессиональным самосовершенствованием; владение навыками здоровьесбережения и профилактики профессионального выгорания), профессиональные компетенции (обучение на протяжении всей жизни; профессиональная мобильность; инновационный поиск); профессионально-личностные качества (способность саморазвиваться, аккумулировать новые навыки, быть мобильным, адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды).

Слайд 17

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Большую часть своей жизни человек проводит на работе , занимаясь трудовой, профессиональной деятельностью . Здесь осуществляется процесс дальнейшего становления его и как личности, и как профессионала. Поэтому исследование проблем профессионального становления и закономерностей профессионального саморазвития приобретает важнейшее значение в контексте изучения жизненного пути личности. Одним из важнейших требований, предъявляемых современным профессионалам, является необходимость постоянного самосовершенствования, профессионального и личностного роста . В связи с этим представляется весьма актуальным исследование вопроса об особенностях процесса профессионального и личностного саморазвития, его структуре и факторах, влияющих на его протекание. Особенно важным является саморазвитие в период первичной профессионализации , когда происходит формирование профессионально важных качеств специалиста, структуры профессиональных ценностей.

Слайд 18

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Идея саморазвития в образовании Российской Федерации отмечается в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, в Законе РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 года, и в других концептуальных документах. Основная идея проблемы профессионального саморазвития – детерминация развития личности деятельностью , поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней . На основании систематизации подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме профессионального саморазвития можно выделить ряд детерминант данного процесса, к числу которых относятся как биологические предпосылки, так и социальные факторы, а также свойства, определяющие субъективную активность человека . Личностное и профессиональное саморазвитие рассматривается нами как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, детерминируемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение профессионально значимых целей.

Слайд 19

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Немов рассматривает профессиональное саморазвитие как источник делового самосовершенствования , связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по выбранной специальности . По мнению В. А. Сластенина , «профессиональное развитие предполагает интеграцию таких ценностей, как личность и деятельность». Но процесс интеграции может быть непосредственно осуществлен только самим индивидом, значит, можно говорить о профессиональном саморазвитии как условии развития профессионализма в целом. Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы понимаем целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению , сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования. Библиографическое описание статьи для цитирования: Бородин Е. М., Крупнова А. В. Профессиональное саморазвитие студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1016–1020. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54467.htm . Выделяют следующие этапы профессионально-личностного саморазвития студентов: самоопределение . самовыражение устойчивого саморазвития Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития.

Слайд 20

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Вслед за вышеприведенными определениями, можно отметить, что профессиональное саморазвитие рассматривается как процесс профессионализации, связанный с развитием человека, его личностных качеств, жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, для становления профессионального сознания и самосознания . (ВЫ ПРОСЛУШАЛИ ЛЕКЦИЮ СОЛОВЬЕВОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ) Развитие личности также происходит и в процессе овладения профессиональной деятельностью, являющейся важной для субъекта. Становление личности как профессионала возможно лишь в результате единства развития личностного и профессионального . Личный результат профессионального развития человека, безусловно, шире выделяемых форм профессионального опыта - знаний, умений, навыков. Он проявляется в динамике личных характеристик, как «образ Я», личные цели, самооценка, изменение средств мышления и способов деятельности, осознаваемые трудности.

Слайд 21

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ к СТУДЕНТам : Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, проявляющееся в изменении качества профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой его изменения . Профессиональное саморазвитие студентов вуза будет нами рассматриваться как процесс, происходящий в период профессиональной подготовки. Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы будем понимать личностно и профессионально значимый процесс, реализуемый внутри и под влиянием формирования и развития профессиональной деятельности. Рассмотрим становление профессионального саморазвития личности, представленное в трудах, Э.Ф. Зеера , Л.М. Митиной, А.К. Марковой, В.А. Сластенина , и др., опираясь на них, выделим несколько этапов данного процесса:

Слайд 22

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА I этап - адаптационный . Он состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессионально-педагогической направленности, формировании адекватных представлений о профессиональном саморазвитии . II этап - исполнительный (непосредственная профессиональная подготовка). Его цель заключается в приобретении студентами нового способа действия с освоением теоретических и практических основ. Профессиональная подготовка может быть достигнута путем организации специальных практических занятий в рамках учебных дисциплин, проведения спецкурсов по саморазвитию личности студента и профессиональному саморазвитию . III этап – деятельностно-корректировочный . Суть данного этапа - освоение и закрепление на практике новых операционных действий студентов. Данный этап связан с профессионализацией, то есть вхождением в профессию, ее освоением и профессиональным самоопределением [4,5], освоением специфики профессиональной деятельности. Эта цель достигается в процессе самостоятельного решения студентами учебных и практических ситуаций, и во время прохождения практики. На данном этапе происходит оценка нормативно одобряемого способа действия, вырабатывается индивидуальный способ осуществления деятельности, и происходит активизация студента в результате выполнения самостоятельной работы. Поэтапное формирование профессионального саморазвития необходимо для его структуризации, действенности, динамичности. На становление профессионального саморазвития влияет мотивационно-побудительная сторона, которая призвана мотивировать желание студентов саморазвиваться в выбранной профессиональной деятельности. ( Ф . Ф. Фролова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВУЗА )

Слайд 23

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА уровни профессионального развития и саморазвития, его основные формы (самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация)

Слайд 24

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение Что касается диагностики самоутверждения , то на сегодняшний день известна методика Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой « Стратегии самоутверждения личности» (Никитин, Харламенкова , 2000). Опросник включает в себя 36 вопросов. Предлагаются , в частности, следующие жизненные ситуации и соответствующие им варианты поведения: Вам дали большую премию. 1. Очень обрадуетесь. 2. Засомневаетесь, не спутали ли Вас с кем-нибудь. 3. Приятно удивитесь. 4. Выразите недоумение, почему у других премия больше. 5. Примите как должное. Ваш знакомый устроился на интересную работу с высоким окладом. 1. Никак не прореагируете на это событие. 2. Пожалуетесь ему на свою неустроенность. 3. Поздравите по телефону. 4. Выразите свою радость при встрече. 5. Еще раз утвердитесь во мнении, что у него везде знакомства .

Слайд 25

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение Описание методики исследования Опросник состоит из 18 утверждений , касающихся отношения к себе, другим людям, к учебе, любви, дружбе, семье и т.п. Каждое утверждение представлено тремя вариантами ответов . Испытуемому предлагается оценить, какой из вариантов самоотношения и отношения к различным ситуациям подходит ему «больше всего» или «меньше всего». При обработке результатов ответы «меньше всего» оцениваются в 0 баллов , ответы «больше всего» – 2 балла, невыбранные ответы оцениваются в 1 балл . Инструкция . Возможны два варианта проведения исследования (с бланком ответа и без него), каждому из которых соответствует своя инструкция. Методика исследования особенностей самоутверждения ... « Вам предлагается 18 утверждений, касающихся Вашего поведения в различных жизненных ситуациях, и варианты ответов к ним. Оцените, какой из предложенных вариантов ответов подходит Вам «больше всего», а какой «меньше всего». Для этого в бланке ответов напротив номера суждения в графе «больше всего» поставьте букву (А, Б или В) того варианта ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению или поведению, в графе «меньше всего» поставьте букву того варианта ответа, который «меньше всего» соответствует Вашему мнению или поведению. Оставшийся вариант ответа никак не регистрируется». « Вам предлагается 18 утверждений, касающихся Вашего поведения в различных жизненных ситуациях, и варианты ответов к ним. Оцените, в какой степени соответствует Вашему мнению/поведению каждый из предложенных вариантов. Если ответ «верно» описывает Вашу позицию по данному вопросу, то рядом с номером ответа поставьте цифру 2, что означает «да, совершенно верно». Если утверждение совсем не подходит Вам, тогда поставьте цифру 0, что означает «нет, это совсем не так». Напротив оставшегося невыбранного ответа поставьте цифру 1».

Слайд 26

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение Содержание опросника 1.Что Вы думаете о себе : А ) Я достоин признания и уважения намного больше, чем другие; Б ) Я недостоин признания и уважения; В ) Я достоин такого же признания и уважения, как и многие другие. 2 . Общаясь с другими людьми, думая об их характере, Вы считаете, что : А ) Другие люди значительно лучше меня ; Б ) В других людях больше плохого, чем хорошего; В ) В других людях больше хорошего, чем плохого. 3 . Ваше отношение к материальному благополучию: А ) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы обеспечить свое развитие, познание ; Б ) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы иметь власть над людьми и получать удовольствие; В ) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы обеспечить себе возможность ничего не делать. 4 . Ваше отношение к семейной жизни: А ) Семья необходима для того, чтобы в полной мере удовлетворять мои потребности и желания; Б ) Семья приносит только неприятности и разочарования; В ) Семья необходима для того, чтобы расти и развиваться дальше. 5 . Как Вы относитесь к успеху: А ) Считаю, что нет смысла в том, чтобы добиваться успеха; Б ) Успех необходим для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования; В ) Успех необходим для того, чтобы мною восхищались, завидовали мне . 6. Как Вы относитесь к учебе : А) Учусь, чтобы стать образованным и развитым человеком ; Б) Учусь, потому что заставляют семья ; В ) Главное не учеба, а возможность проявить себя, доказать свою правоту.

Слайд 27

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение 7. Если Вы узнаете, что какие-либо из Ваших привычек, действий вредят Вашему здоровью, то: А) Ничего не будете менять, так как здоровье все равно уже испорчено ; Б ) Измените свое поведение, образ жизни; В ) Ничего не будете менять, так как сами вправе решать, что полезно, а что вредно. 8. Как Вы относитесь к дружбе: А) Лучший друг человека – собака (никогда не предаст); Б ) Лучший друг – это тот, для кого я являюсь авторитетом ; В) Лучший друг – это человек, который меня понимает. 9. Когда Вы планируете чего-то добиться, то: А) Добиваюсь этого любыми средствами ; Б) Учитываю интересы других людей ; В) Лучше ничего не планировать, чтобы потом не разочаровываться. 10. Когда кто-то настроен или действует против Вас, то: А) Сильно расстраиваюсь, не знаю, что делать; Б ) Анализирую, с чем это связано, чтобы потом решить, как действовать; В ) Готов идти на конфликт, чтобы доказать свою правоту. 11. Ваше отношение к любви: А) Быть рядом с любимым человеком – величайшее счастье в жизни; Б ) Любовь приносит одни проблемы (разочарования ); В) Любовь – это хорошо, особенно когда любимый дает все, что нужно. 12. В трудные, кризисные моменты в своей жизни Вы: А) Стараетесь найти приемлемый для Вас и окружающих выход; Б ) Любыми способами стремитесь добиться желаемого, избавиться от неприятных переживаний, снять напряжение ; В ) Думаете, что ничего изменить нельзя, все усилия бесполезны. 13. Какое утверждение больше всего отражает Вашу жизненную позицию: А) Жизнь – сплошные разочарования и неудачи; Б ) В жизни для достижения желаемого приходится идти напролом; В ) Главное в жизни – это реализация своих возможностей и способностей, но не за счет других людей.

Слайд 28

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение 14. Если Вы находитесь в компании, то чаще всего Вы: А) Участвуете в общем разговоре, проявляете интерес к окружающим; Б ) Молчите, держитесь в стороне; В ) Стараетесь всячески обратить внимание окружающих на себя. 15. Вы относитесь к людям, которые: А) Считают себя хуже других ; Б ) Вынуждены часто ссориться и конфликтовать, чтобы добиться своего; В ) Стремятся быть достойными уважения. 16. Вам нравится: А) Когда Вас никто не беспокоит; Б ) Получать удовлетворение от хорошо выполненной работы; В ) Получать удовольствие от возможности поступать так, как хочешь. 17. Вы хотели бы, чтобы окружающие Вас люди: А) Были умными и интересными ; Б) Поддерживали Вас или хотя бы не обижали; В ) Считались с Вашим мнением, боялись Вас. 18. Вы хотели бы быть похожими на тех: А) Кому завидуют; кого боятся; с чьим мнением считаются; Б ) Кто по-настоящему увлечен каким-то делом и добивается в нем успехов; В ) Кто может жить сам по себе, ничем не быть обязанным другим. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/exp/2011/n2/42046_full.shtml

Слайд 29

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение Бланк ответов Пол :____________Возраст:________________Дата :________

Слайд 30

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение Обработка результатов Ответы испытуемого, обозначенные как «больше всего», оцениваются в 2 балла. Ответы, обозначенные как «меньше всего», оцениваются в 0 баллов. Оставшиеся невыбранными ответы оцениваются в 1 балл. Обработка результатов производится в соответствии с ключом к опроснику, и по сумме полученных баллов определяется преобладающий тип самоутверждения, а также распределение различных типов в общем профиле. «Ключ» для обработки результатов

Слайд 31

уровни профессионального развития и саморазвития: самоутверждение Более высокие показатели по шкале «конструктивное самоутверждение» (КС) свидетельствуют о том, что у испытуемого преобладает конструктивное самоутверждение, следовательно, ему свойственны эмоциональная устойчивость, самостоятельность и компетентность в общении, проявление к другим уважения, интереса, симпатии, принятие, а также ожидание положительного отношения к своей личности со стороны других людей. Такие люди уверены в себе, имеют хорошие навыки самоорганизации, обладают самопониманием и личностной зрелостью . Более высокие показатели по шкале «деструктивное самоутверждение» (ДС) свидетельствуют о том, что у испытуемого преобладает деструктивный тип самоутверждения. В общении такие испытуемые проявляют импульсивность, негативизм, агрессию, отрицание личностной ценности и значимости других людей. Им свойственны бестактность, эмоциональная несдержанность, неадекватный (завышенный или заниженный) уровень самоуважения, ожидание отрицательного отношения к себе со стороны других людей . Более высокие показатели по шкале « отказ от самоутверждения » (ОС) свидетельствуют о преобладании отказа от самоутверждения. Для таких лиц характерны: депрессия, аутоагрессия , отказ от самореализации и саморазвития, низкий уровень достижений, самоуничижение, самоотрицание, пассивно-безразличное поведение. Отказ от самоутверждения наблюдается при отсутствии ясных планов на будущее, при потере смысла жизни .

Слайд 32

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ №3 1. Профессиональное саморазвитие как система, деятельность и процесс. 2. Характеристика личности как саморазвивающиеся системы : саморазвитие, жизнедеятельность, социальная активность , социальная реактивность , уровни социальной активности . 3. Пути определения перспектив саморазвития личности : адаптация, саморазвитие, стагнация. 4. Понятие профессионального саморазвития и самовоспитания . 5. Самовоспитание и саморазвитие как подсистемы системы профессионального саморазвития личности . 6. Составные компоненты профессионального саморазвития как деятельности : цель, мотивы, средства, действия, результат. 7. Самопознание и самооценка в профессиональном саморазвитии . 8. Целеполагание в профессиональном саморазвитии . Методы саморазвития : самоубеждение, самоприказ, аутогенная тренировка , самоконтроль. Стадии процесса саморазвития : самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Слайд 33

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: рекомендации Самостоятельная работа в рамках тематических практических ситуаций может происходить с применением метода проектов . Этот метод позволяет реализовать взаимосвязь теории и практики в учебно-образовательной деятельности, повышает уровень активности учащихся, а также способствует лучшему усвоению знаний и умений. Данный метод положительно влияет на самообразование, саморазвитие, самообучение. Важно заметить, что проект должен быть личностно значимым для студента .

Слайд 34

ТРЕНИНГ

Слайд 35

Основная литература Милорадова , Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры / Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. - Электрон. текстовые данные. - М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. - 109c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54678.html Мактамкулова , Г.А. Психология профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: курс лекций / Мактамкулова Г.А., Бунькова И.П. - Электрон. текстовые данные. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2018. - 66c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83187.html БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ 1 . Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - https://elibrary.ru/defaultx.asp 2.Библиотеки , издательства, периодические издания, литературные публикации [Электронный ресурс] - http:// www.auditorium.ru 3 . Российское образование [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www.edu.ru 4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] - http://school-collection.edu.ru/catalog/ 5 . Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] - http://www.fcior.edu.ru

Слайд 36

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Литература Литература 1. Абульханова-Славская , К . А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская . - М.: Мысль, 1991. 2. Анцыферова, Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М.: Паука, 1981. — С. 3—19. 3. Анцыферова, Л. И. Методологические проблемы психологии развития / Принцип развития в психологии. — М., 1977. 4. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Проблема возраста/Л. С. Выготский. — Собр. соч.: в 6 т. — Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—385. 5. Деркач , А. А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе / А. А. Деркач , Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2009. — № 2. — С. 222-235. 6. Калинина, Н. В. Саморазвитие как актуализированная ценность современного педагогического образования / Н. В. Калинина // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. — 2014. — № 20. — С. 56—59. 7. Куликова, Л. II. Проблемы саморазвития личности / Л. IТ. Куликова. — 2-е изд., испр . и доп. — Благовещенск : Издательство БГПУ, 2001. — 342 с. 8. Кодесс , П. Б. Жизненная стратегия студентов — работать или учиться? / П. Б. Кодесс // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». — 2012. — Т. III. — С. 96. 9. Леонтьеву Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — С. 156—176. 10. Маслоу , А. Мотивация и личность / А. Маслоу . — СПб.: Евразия, 1999. 11. Маслоу , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу . — М.: Смысл, 1999. 12. Низовских, Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантический анализ жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности / Н. А. Низовских. — М.: Смысл, 2007. 13. Пономарева, О. Я. Проблема личности в условиях компетентностной парадигмы образования (на материале интернационального исследования) / О. Я. Пономарева // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». — 2012. — Т. 1. — С. 322—323. 14. Постникова, М. И. Психология отношений между поколениями в современной России : автореф . дисс .... д-ра психол. наук. — СПб., 2011. 15. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / иод ред. Л. А. Головей ., 2016.-413 с. 16. Ситаров , В. А. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) / В. А. Ситаров , В. Г. Маралов//Знание. Понимание. Умение. — 2015. -М> 4. -С. 164-176. 17. Слободчиков , В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб, пособие для вузов / В. И. Слободчиков , Е. И. Исаев. — М.: Школьная Пресса, 2000. 18. Толстых, Н. Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? // Психологическая паука и образование. — 2012. — № 4. — С. 70—78. 19. Цукерман , Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман , Б. М. Мастеров. — М.: Интерпракс , 1995. — 288 с. 20. Швейцер , А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеут - верждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 328-350. 21. Щукина, М. А. Психология саморазвития личности / М. А. Щукина. — СПб.: Изд-во С.- Петерб . ун-та, 2015 . Соколова И.Ю., Гиль Л.Б... От самопознания к самореализации и здоровьесбережению . Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов (электронный вариант). Томск: ТПУ, 2010. 100 с. ТЕСТ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ (В. ПАВЛОВ)