ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Федосова Ольга Александровна

Статья о том, какие факторы влияют на выбор профессии старшеклассников общеобразовательных школ и школ II вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty_professionalnogo.docx60.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

«Чтобы люди находили радость в работе, необходимы три условия:

Работа должна быть им по силам;

Она не должна быть изнуряющей;

И ей должен сопутствовать успех».

Дж. Рескин

           Выбор профессии …  За этими словами стоят мечты о будущем, огромный мир профессиональной жизни – жизни взрослого человека.

Каждый год тысячи выпускников сталкиваются с проблемой профессионального выбора. Кто-то сразу находит своё призвание, а у кого-то на это уходят годы. У каждого свой путь в профессию. Найти себя в профессии – задача сложная и длительная.

В мире много важных и нужных профессий. В настоящее время  насчитывается около 50 тысяч профессий, ежегодно появляется около 100 новых профессий, вместе с тем многие профессии либо исчезают, либо изменяются до неузнаваемости. Меняются и требования к умениям и навыкам, которыми должен владеть специалист, поэтому необходимы новые подходы по оказанию помощи подросткам в выборе профессии.

От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье (Климов Е.А., 1996).Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Вопросами организации профориентации, разработками новых методологических подходов профессиональной подготовки занимались Голомшток А.Е., Гуревич К.М., Климов Е.А., Головаха Е.И., Пряжников Н.С. и другие.

Проблема выбора профессии является актуальной для всех старшеклассников, но особую актуальность профориентация приобретает в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и подростками с нарушением слуха. Проблема профессионального самоопределения у них связана не только с собственным выбором профессии, круг которых ограничен по медицинским противопоказаниям, но и с тем своеобразием личностного, интеллектуального и физического развития, которое обусловлено слуховой депривацией.

Непосредственно вопросами трудового воспитания и профориентации подростков с нарушением слуха занимались Выготский Л.С., Гозова А.П., Розанова Т.В., Пенин Г.Н. и другие.

Выбор профессии — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения   (по Е.И. Головахе) - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Выбор профессии может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. (Пряжников Н.С., 2005).

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта  и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой—то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессия (Боровикова С.А.,1991).

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой — характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные  личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. (Леонтьев Д.А., 1992). К сожалению, этот взгляд грешит недооценкой активного начала личности выбирающего.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность (Рескина С.Е.,1986). Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии, как на частный случай социального самоопределения личности. То есть выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой — определяется, прежде всего, социальными характеристиками профессии. Не вызывает сомнения положение о влиянии общества в целом на профессиональное самоопределение его членов, и, конечно же, с профессиональной деятельностью непосредственно связано положение личности в обществе. (Пряжников Н.С., 2005).

К выбору профессии надо подходить,  как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека (Буланова-Топоркова М.В., 2002).  Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте — на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также «в других областях, например в личной жизни» (Головаха Е.И., 1988).

Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения подводит  к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора. Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся следующими. Объективно существующие факторы выбора: профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин (Головаха Е.И., 1988).

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора, объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж. Холланда. Он попытался объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий.

Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистичных, интеллектуальных, социальных, конвенциальных, предприимчивых и артистических. Каждый тип личности характеризуется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий (Воробьев А.Н., 2001).

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Чем выбор профессии принципиально отличается от многих других жизненных выборов? При ответе следует исходить из того, что трудовая деятельность (и, в частности, деятельность профессиональная) – это прежде всего продуктивная деятельность, когда человек не просто что-то потребляет, наблюдает, а сам делает что-то полезное для окружающих. Но в профессии человек стремится также реализовать все лучшее, что у него есть, и именно в ней он создает и для самого себя полноценное счастье, то есть, ориентируясь на других людей (на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность. Выбор профессии – один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Неумение верно оценить себя и свои возможности может дорого стоить. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют и имеют пониженный фон настроения (Вачков И.В., 2007).

Ф. Парсонс выделил три основных фактора успешности выбора профессии: правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений; знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий; умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.

Очень важно, чтобы человек выбирал профессию, которая соответствовала его интересам и способностям, приносила удовлетворение от работы и приносила пользу обществу.

При выборе профессии человек должен руководствоваться следующими принципами:

 - принцип сознательности.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. Осознание необходимости выбора в первую очередь тех профессий, которые нужны, народному хозяйству, в данный момент наибольшей степени, служит одним из показателей развитости сознания человека.

- принцип соответствия.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

- принцип активности.  

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

- принцип развития.

Этот принцип отражает  необходимость  развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии: мышление, память, внимание, а также трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость и т.д.

Среди различных вариантов выбора профессии выделяют следующие:

 -  выбор профессии соответственно семейной традиции;

 -  выбор профессии по случаю, наугад;

 -  выбор профессии по призванию;

 -  выбор профессии по расчету.

Приемлемым считается лишь четвертый вариант - осознанный, самостоятельный выбор профессии в результате решения задачи, требующей учета следующих факторов:

- потребностей рынка труда;

- условий избираемой деятельности, сознательного учета ее трудностей;

- требований профессии и своих возможностей по их удовлетворению, а также оценки предполагаемых форм вознаграждения в труде;

- оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессиональной школы как средства овладения профессиональным мастерством.

Как бы то ни было, любому из нас следует помнить, что, делая свой выбор и в жизни, и в профессии, мы должны хотя бы самим себе ответить, по каким причинам этот выбор сделан. И лучше, если это будет серьезное, взвешенное решение, а не расплывчато-легкомысленное: «захотелось», «все пошли, и я пошел» или «так сложилось…». Если мы осознали свои мотивы, нам легче будет и признать свою ошибку. А значит – и исправить ее. Все-таки изменить свое решение, отказаться от него и сделать новый выбор – лучше, чем тянуть профессиональную лямку с ощущением неправильного выбора. А для того, чтобы ошибки при выборе профессии не произошло, чтобы даже вероятность такой ошибки была минимальной, нужно постараться осознать свои мотивы (Вачков И.В., 2007).

Мотив - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера (Аркадьев А.А., 2008).

Как уже отмечалось, ситуация выбора профессии характеризуется двусторонностью: с одной стороны — мир профессий, обладающий широчайшим спектром различных характеристик, с другой — субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями.

В ряду основных факторов выбора профессии можно выделить субъективные и объективные. К субъективным факторам относятся интересы: познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности, способности как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности, темперамент, характер. Объективные факторы включают в себя: уровень подготовки (школьная успеваемость), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое внимание уделяется таким факторам, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Кроме того, в последнее время ряд авторов подчеркивает значение общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции (Боровикова С.А.,1991). Это качество определяется как умение без систематического контроля, помощи и стимуляции самостоятельно работать, оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач  (Прыгин Г.С., 2009). Эта группа людей  отличается обоснованностью выбора профессии, выбором конкретной сферы труда, осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, осознанием последствий выбора профессии,  при выборе профессии они в меньшей степени подвержена влиянию случайных факторов. Существует и другая группа, которая отличается малой самостоятельностью, подвержена влиянию случайных факторов, выбор профессии у них часто необоснован.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, степенью развития контрольно-оценочной сферы, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних. Поэтому, группа, которая делает осознанный выбор, отличается более адекватным представлением о мире профессий, которое получает из достаточно компетентных источников (специальная литература, беседы с профессионалами и т. д.).  В то время как полярная группа ориентируется на средства массовой информации, советы знакомых, следствием чего является искаженное представление о выбираемой профессии.

Таким образом, отмеченный нами фактор представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального выбора. Он обусловливает:

- способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;

- способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;

- способность выделить главное для себя при выборе профессии, т. е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Наиболее изученным и всеми признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы, которые развиваются в учебной деятельности и характеризуются высокой динамикой, частой сменой, так „как связаны с активным поиском личностью своего «Я». На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии, к типу профессий и затем профессиональные интересы, направленные на определенный вид трудовой деятельности и отличающиеся высокой устойчивостью (Рескина Е.С., 1986). Профессиональные интересы требуют проверки в конкретной деятельности, что на практике часто затруднено. Поэтому степень выраженности профессиональных интересов и  их направленность могут быть искажены отсутствием практического выхода. Следовательно, при изучении профессиональных интересов субъекта выбора профессии встает проблема адекватности оценки и самооценки этого ведущего фактора выбора профессии.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Готовность к выбору профессии - это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. 

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей (Буланова-Топоркова  М.В., 2002).   Самооценка выступает внутренним регулятором и в значительной мере определяет уровень притязаний личности, в том числе, и на уровень профессиональных притязаний. Решение о выборе профессии всегда отражает то, на что личность претендует (уровень притязаний), и как она оценивает свои способности и возможности. Завышенные самооценка и соответствующий уровень притязаний приводят к выбору, который не соответствует имеющимся возможностям, заниженные – инициируют отказ от применения активных видов профориентационной деятельности и стратегий выбора. Рядом авторов отмечено, что уровень притязаний у подростков часто завышен. Это обусловлено неадекватностью самооценки способностей и плохой информированностью о требованиях избираемой профессии (Ильин Е.П., 2011). Неадекватность самооценки способностей часто связана со школьной успеваемостью, так как школьные оценки не всегда правильно отражают действительные способности человека в той или иной области. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной как завышенной, так и заниженной самооценки и, следовательно, неадекватного уровня притязаний при выборе профессии.

Проблема самооценки и в целом уровня развития контрольно-оценочной сферы субъекта выбора профессии представляет большой интерес. Особенно важно это потому, что момент выбора профессии в основном приходится на 15—17 лет, когда структура контрольно-оценочной сферы, и в частности самооценки, претерпевает глубокие изменения. К концу подросткового возраста повышаются адекватность самооценки и ее самостоятельность, изменяется эталон самооценки. Самооценка приобретает устойчивость и становится одним из важных факторов развития личности. Изучение самооценки в деятельности свидетельствует о том, что эта характеристика является одним из важнейших механизмов эффективного осуществления процесса саморегуляции деятельности. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, так как часто обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Самооценка закладывается в детстве, как и большинство способностей. Если человек занимается любимой работой, которую делает хорошо, его самооценка растет по праву.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не соответствует их способностям и возможностям (Прилепская Т.Н., 1989).Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка.

Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии (Буланова-Топоркова М.В., 2002). 

Психологические особенности мотивов выбора профессии

старшеклассниками

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Самостоятельный выбор профессии - это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности - в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками, формируются ценностные ориентации, установки.

Центральным новообразованием ранней юности становится личностное и профессиональное самоопределение.

Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

В этот относительно короткий срок необходимо создать, жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии, который во многом определит его будущую жизнь. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию (Кураев Г.А., 2002).

У большинства старшеклассников уже отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Один любит умственный труд, другой — физический, третий — общение с людьми, четвертый — общественную работу, пятый -  увлекается всем поочередно, а шестой — ко всему одинаково равнодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим — желание приносить кому-то пользу, третьим — чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым — желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций и т. д. Разумеется, это не всегда заметно. (Кон И. С., 1982.)

Старшеклассники отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.

Чтобы выбор был более эффективен, подростки должны  адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии, изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о ней, выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировывать индивидуальную иерархию факторов.

По степени сформированности выбора выпускников школы можно разделить на определившихся, колеблющихся, неустойчивых и пассивных.

Многие старшеклассники  могут сами выбрать профессию, не прибегая к посторонней помощи. Остальные нуждаются в помощи профориентационной службы, причем форма помощи должна быть разной. Одним требуется достоверная информация о мире профессий, другие хотят получить сведения о своих индивидуальных особенностях (часто просто хотят получить подтверждение уже известного), многим нужно лишь аргументированное подтверждение их выбора.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора,

требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Чтобы минимизировать родительское влияние в процессе самоопределения, необходимо развить у старшеклассника потребность, в самопознании. Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда. В

настоящее время, в связи с изменениями, происходящими в обществе, проблема усиливается. Появляются новые профессии, о которых школьники практически не имеют представления, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы еѐ выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. 

На процесс выбора профессии оказывает влияние уровень притязаний, основывающийся на уровне самооценки. В подростковом возрасте немногие старшеклассников могут правильно оценить себя, большинство из них нуждаются при этом в совете старших. Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать.

Самооценка и уровень притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании профессиональной карьеры. Это планка, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя свое будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их.

Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания (осознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.) нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя человек), трудно выбрать работу по душе.

Выбор профессии – личное дело каждого человека. За принятое решение каждый сам несёт ответственность. Задача взрослых состоит лишь в том, чтобы помочь старшеклассникам получить достоверную информацию об их профессиональных интересах и склонностях, о специфике профессии, о возможности её получения и спросе на неё на рынке труда.

Особенности профессионального выбора старшеклассников

с нарушением слуха

В условиях рыночной экономики, использования новых форм хозяйствования специальные школы для детей с нарушением слуха должны обеспечить воспитанникам знание основ производства, техники и технологии, профессиональную мобильность и конкурентоспособность на рынке труда, сформировать у них психологическую готовность к трудовой деятельности и адекватную мотивацию выбора жизненного пути.  В этих условиях особенно актуально правильно выбрать профессию, то есть требования профессии к человеку должны совпадать с его психологическими особенностями. Правильному выбору мешает дефицит знаний о самих профессиях, неумение оценить собственные способности, интересы, склонности и соотнести их с конкретной профессией (Матвеев В.Ф., 2004).

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Особенно актуальна она для  выпускников с нарушением слуха.  Глухим и слабослышащим детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями.

Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий, поэтому необходимо  облегчить таким детям их профессиональный выбор, помочь учащимся разобраться в том, какие профессии и специальности соответствуют их внутренним целям и реальным возможностям. Ведь именно в профессии они смогут реализоваться и адаптироваться в самостоятельной жизни (Зыкова Т.С., 2012).

Специальная школа и родители детей с нарушением слуха рано начинают психологически готовить их к выбору профессии. У старшеклассников формируется определенное отношение ко многим известным им профессиям, вместе с тем они начинают серьезно задумываться о возможности для себя заниматься тем или иным видом труда (Пенин Г.Н., 2006).

И хотя дефекты слуха накладывают своеобразный отпечаток на профессиональное самоопределение слабослышащего старшеклассника, их профессиональные интересы значительно шире тех возможностей, которые представляет им существующая система профессионального образования. У учащихся заметна тенденция к получению современных промышленных специальностей и профессий, связанных с интеллектуальными видами труда. Повышенный в последнее время уровень общего образования слабослышащих детей предоставляет им такую возможность. Однако учащиеся, даже старших классов не располагают в достаточной мере сведениями о характере и содержании существующих специальностей и о тех областях народного хозяйства, где они могут трудиться. Вместе с тем относительно часто профессиональные притязания слабослышащих не соответствуют их возможностям. Несмотря на то, что с годами обучения у детей с нарушением слуха начинают звучать мотивы, свидетельствующие о понимании общественной значимости выбранной ими специальности, и сами интересы делаются более устойчивыми, это еще не дает оснований для утверждения о сформированности их профессиональных интересов (Матвеев В.Ф., 2004).

Интересы, склонности, возможности молодёжи с нарушением слуха, получающей сейчас более высокое образование, часто не удовлетворяются при выборе специальностей из числа тех, по которым организована в настоящее время подготовка лиц с нарушением слуха. Вместе с тем недостаточная осведомлённость слабослышащих подростков о специализации существующих для них учебных заведений и их неумение оценить собственные возможности приводят к необоснованным профессиональным стремлениям (Чистякова С.И., 2003).

Степень выраженности слухового дефекта принципиально влияет на построение профессиональных планов. С одной стороны,  старшеклассники с нарушением слуха в большей степени фиксированы на своем слуховом дефекте, и видят в нем основную причину, которая вообще не дает им возможности заниматься профессиональной деятельностью. С другой стороны, зачастую не слышащие и слабослышащие учащиеся относятся к своему дефекту некритически. Уровень притязаний школьников с нарушением слуха не всегда адекватен их возможностям. Иногда учащиеся с нарушением слуха выбирают для себя виды труда, недоступные им вследствие потери слуха. Юноши и девушки с нарушением слуха зачастую не имеют чётких, конкретных представлений о тех профессиональных отраслях, где они могут трудиться, т.к.  им не известны те возможности, которыми они располагают и  они не знакомы с противопоказаниями для лиц с недостатками слуха (Прилепская Т.Н., 1989).

Одна из проблем при выборе профессии – недостаточная осведомленность учащихся с нарушениями слуха о мире профессий – связана с трудностями получения информации. И если с возрастом осведомленность подростков с нарушением слуха повышается, тем не менее, их профессиональные интересы и склонности часто не удовлетворяются при выборе специальностей из числа тех, по которым организована в настоящее время подготовка лиц с нарушением слуха (Пенин Г.Н., 2006).

Профессиональные интересы учащихся с нарушением слуха, по утверждению Д.Ю. Алексеевских, гораздо шире тех возможностей, которые представляет им существующая система профессионального образования. У учащихся заметна тенденция к получению современных промышленных специальностей, и современный уровень общего образования не слышащих обеспечивает им такую возможность. Однако учащиеся с нарушением слуха не располагают достаточными сведениями о характере и содержании существующих видов труда и секторах экономики страны, в которых они могут трудиться. Поэтому нередко профессиональные притязания не слышащих не соответствуют их возможностям, профессиональные интересы неустойчивы, и не многие выпускники специальных (коррекционных) школ для детей с нарушенным слухом делают окончательный профессиональный выбор. Ограниченное число профессий, предлагаемых для обучения не слышащих, обусловлено в основном тремя причинами: возможностью выполнять некоторые виды работ, перспективами последующего трудоустройства и возможностью организовать обучение по ряду специальностей (Алексеевских Д.Ю., 2004).

Основными условиями, определяющими непригодность для не слышащих некоторых видов труда, являются медицинские противопоказания (в число противопоказаний следует отнести и нарушения вестибулярной системы), необходимость в систематическом речевом общении и выполнение работ, связанных со слуховым контролем (Гозова А.П.,1979).

При исключении такого рода профессий количество специальностей, которым могут обучаться не слышащие, все же остается значительным, во много раз превышающим число тех профессий, по которым до сих пор традиционно проводится подготовка лиц с нарушенным слухом. Изучение опыта профессиональной подготовки и последующей трудовой деятельности лиц с нарушенным слухом  свидетельствует о значительных возможностях не слышащей молодежи в освоении различных специальностей.

Как показывает практика, нарушение слуха не является препятствием для получения высшего образования. Хотя доля дипломированных специалистов с нарушениями слуха достаточно невелика, накоплен опыт по организации обучения глухих и слабослышащих студентов в ведущих ВУЗах страны (МГТУ им. Н.Э Баумана, Московский педагогический государственный университет, Новосибирский технический, Челябинский, Владимирский госуниверситеты, Академия управления ТИСБИ в Казани, НОУ институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга).

Однако в большинстве своем вузы не хотят брать на себя ответственность за таких студентов, не желают тратиться на особое оборудование для аудиторий, обучать специальным методикам своих педагогов. Хотя, Конституция РФ гарантирует всем россиянам равные права на образование.

Сегодня особенно остро встает вопрос о профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями здоровья, об улучшении качества работы по профориентации обучающихся с нарушением слуха с тем, чтобы они могли быть востребованы в новых социально-экономических условиях.

Профориентационная работа с учащимися с нарушенным слухом должна быть направлена главным образом на достижение результатов, благоприятствующих формированию личности подростка и его социальной реабилитации.

Система обучения должна быть устроена таким образом, чтобы за годы, проведенные в образовательном учреждении : школе, колледже, вузе,  студенты с нарушением  слуха  не только получили профессию и стали конкурентоспособными в достаточно жестких условиях рынка труда, но и могли работать в среде людей, которые будут предъявлять к ним требования как к специалистам в определенной области (Матвеев В.Ф.,2004).

Таким образом, вопрос о необходимости создания в образовательном учреждении таких социально-психологических условий, чтобы процесс обучения способствовал социальной адаптации и социализации учащихся с нарушением слуха является актуальным. В большей степени этому способствует грамотно налаженная профессиональная ориентация, учитывающая как особенности психофизического развития учащихся с нарушениями слуха, их способности и интересы, так и потребности современного рынка труда.

Важным направлением в компенсации нарушения слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующей как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям. Л.С.Выготский считал, что труд есть основной стержень, вокруг которого организуется и строится жизнь общества.  Трудовое воспитание есть лучший путь в жизнь; оно есть залог активного участия в жизни с самых первых лет и поэтому обеспечивает для глухонемого ребенка все, что с этим связано, - общение, речь, сознание.

В становлении трудовой деятельности людей с нарушением слуха выделяются специфические особенности, обусловленные структурой дефекта, возрастными закономерностями развития познавательных процессов и личностных образований.

Замедленное развитие у детей и подростков с нарушением слуха мыслительных операций, в частности таких, как анализ и синтез, абстракция, обусловливает у них трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее получить результат, т.е. достичь цели. Но им не хватает сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, проанализировать причины трудностей. Иногда подростки и юноши в стремлении быстро получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. Полученный неудовлетворительный продукт оказывается для них неожиданным.   При этом возникает отрицательное эмоциональное состояние, неудовлетворенность, которая  при повторных неудачах распространяются на всю трудовую деятельность. У подростков с нарушением слуха часто не наблюдается осознания обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих обязательных признаков трудовой деятельности необходимо усиление положительного отношения к труду, создание соответствующей мотивации, заинтересованности в достижении определенных показателей, в стремлении стать хорошим специалистом (Богданова Т.Г., 2002).

Большие проблемы связаны, особенно на начальных этапах трудовой жизни людей, имеющих нарушение слуха, с осознанием межличностных производственных отношений. Они обусловлены замедленным формированием межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия. У подростков недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в рабочей обстановке, недостаточно дифференцируют личные и деловые отношения, руководствуются не столько отношением к себе, сколько своим отношением к другому. Эти ошибки межличностного восприятия часто связаны с неадекватно завышенной самооценкой, которая характерна для них даже в период ранней юности. На межличностные отношения могут отрицательно влиять недифференцированные и неустойчивые трудовые интересы, недостаточно сформировавшиеся личностные качества. Одни и те же личностные качества приобретают либо положительный, либо отрицательный характер в зависимости от отношения к трудовой деятельности, от ее мотивации: в одних случаях эмоциональная возбудимость может привести к бодрости, большей активности в процессе труда; в других, например при неуспехе или неадекватно понятых межличностных отношениях, — к повышенной раздражительности, агрессивности ( Прилепская Т.Н., 1989).

Особенности в развитии двигательной сферы, характерные для лиц с нарушением слуха, влияют на ограничение круга профессий, которым их можно обучать.  К этим особенностям относятся такие, как:  недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, относительно низкий уровень пространственной ориентировки, замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений, замедленный темп деятельности в целом, относительная замедленность овладения двигательными навыками. Некоторые из этих особенностей обусловлены степенью потери слуха: по данным Т. В. Розановой, нарушения равновесия, связанные с поражением вестибулярного аппарата, встречаются гораздо чаще у лиц с приобретенной, а не с врожденной глухотой. При врожденной глухоте нарушение вестибулярного аппарата наблюдается примерно у одной трети людей. Приобретенная же глухота сопровождается нарушением деятельности вестибулярного аппарата примерно в двух третях случаев. Между степенью сохранности слуха и ощущениями равновесия наблюдается прямая зависимость: чем меньше нарушен слух, тем в меньшей степени затронута и деятельность вестибулярного аппарата (Розанова Т.В., 1971).

Анализ психологических особенностей развития лиц с нарушением слуха позволил А. П. Гозовой выделить принципиальные подходы в ограничении рекомендованных профессий. Для людей, имеющих нарушения слуха, непригодны профессии, где:

- необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры);

- используется акустическая сигнализация опасности;

- работа ведется на высоте;

- требуется постоянный речевой контакт с окружающими.

В исследованиях Гозовой А.П. и ее последователей,  представлены основные фазы профориентации для людей с нарушением  слуха — знание психологических и личностных особенностей претендентов на профессию; изучение требований профессий, которые предполагалось рекомендовать людям с нарушениями слуха; и, наконец, сопоставление данных, полученных при изучении указанных факторов, и принятие решения о возможности рекомендации данной профессии людям с нарушением слуха. Благодаря этой работе «узкий круг бесполезных ремесел» (Л.С.Выготский) был расширен и качественно изменен. В него вошли и продолжают вводиться профессии, соответствующие новому этапу развития производства, — новые специальности в электротехнической, радиотехнической промышленности, металлообработке, строительстве, полиграфии, бытовом обслуживании, использовании компьютеров в разных сферах и т.д.

Для успешного овладения данными профессиями необходимо в процессе трудового обучения решить несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, обеспечить достаточный уровень умственного развития, высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, что даст возможность приобрести достаточную техническую грамотность, позволяющую пользоваться чертежами, схемами, читать соответствующую техническую документацию. От этого в значительной степени зависит самостоятельность человека в трудовой деятельности. Во-вторых, сформировать у подростков с нарушением  слуха политехнические способы действий, т.е. умение планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов и их устройства; знание принципов работы измерительных инструментов и умение ими пользоваться. Формирование политехнических, а не узко профильных способов действий позволит быстрее сформировать конкретные навыки, достичь оптимального сочетания внешних и внутренних средств трудовой деятельности и на основе этого — более высокого уровня обобщения. В-третьих, в процессе трудового обучения необходимо добиваться такой степени сформированности трудовых навыков, которая обеспечит выполнение деятельности со скоростью, принятой на производстве. В-четвертых, необходимо формировать у детей и подростков с нарушенным слухом психологическую готовность к труду (Пенин Г.Н.,1992).

Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, должна иметь нравственную основу, социальную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного результата, на производительный труд. Характер ориентации зависит от возраста детей: с возрастом происходит ее усложнение. На всех возрастных этапах должны быть обеспечены возможности для выделения и осознания нравственной основы и значимости получаемых результатов труда, способов достижения заданных или поставленных целей трудовой деятельности. Необходима четкая организация трудовой деятельности, ее следует осуществлять в специальных кабинетах труда, оснащенных современным оборудованием. Объекты труда выбираются в соответствии с интересами детей, их значение должно быть понятно детям. Конструкторская и технологическая сложность работ должна постепенно возрастать. Труд школьников с нарушением слуха следует стимулировать оценкой, критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты трудового процесса — качество выполненной работы, полученный результат, правильность выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления взаимопомощи и т.д. Предпочтительной формой организации труда на всех этапах трудового обучения является бригадная форма — наиболее эффективная в плане, как формирования межличностных отношений, так и воспитания.

Таким образом, задачи трудового обучения детей с нарушением слуха направлены на планомерное формирование всех обязательных признаков полноценной трудовой деятельности. (Богданова Т.Г., 2002).

При выборе профессии не слышащими старшеклассниками, подчеркивается особая серьезность в совершении ими ошибки при выборе специальности, так как для лиц с нарушением слуха ситуация усугубляется тем, что в нашей стране  не развита сеть профессиональной переподготовки и повышения квалификации для лиц с нарушением слуха (Еремина О.П., 2005).

Слабослышащий  более приспособлен к познанию мира и к активному участию в жизни. За исключением некоторых расстройств в равновесии, человек с нарушением  слуха сохраняет почти все возможности физических реакций, какие есть у здорового человека, поэтому у слабослышащего сохраняется вся полнота возможностей физического развития, приобретения навыков и трудовых умений. Все виды трудовой деятельности могут быть доступны ему, кроме очень немногих областей, связанных непосредственно со звуком.  «При правильном подходе здесь открывается широчайшая дверь в жизнь, возможность участвовать в совместном труде с нормальным человеком, возможность высших форм сотрудничества». (Выготский Л.С., 2008).

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток не слышащих студентов. Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Одна из задач специальной школы - помочь  учащимся с нарушенным слухом  выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди учащихся с нарушением слуха. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии (Корвякова Л.П., 2012).

Также существенное внимание должно быть уделено изучению жизненных планов и устремлению самих учащихся, особенно формированию у них представлений, базирующихся на правильном понимании требований сегодняшнего дня и своего места в социальной жизни и трудовой деятельности на современном этапе развития нашей страны.

Потенциальные возможности детей с нарушением слуха позволяет им успешно осваивать большое количество специальностей, особенно в условиях организации рациональных форм предъявления им профессиональной информации (Михаленкова И.А., 2006).

Список литературы

  1. Алексеевских Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях клубной работы. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 2004. – 258с.
  2. Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся. Минск: Современная школа, 2008. – 272с.
  3. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ Под ред. Н.В.Афанасьевой. СПб.: Речь, 2008. – 366с.
  4. Богданова Т.Г. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология) / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М.: Академия, 2002. –320с.
  5. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1995. №3. С.98-107
  6. Бондарев В.П. Выбор профессии. М: Педагогика, 1989. – 126с.
  7.  Боровикова С.А.,  Водолазская Т.П., Дмитриева М.А., Л.Н. Корнеева Л.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.  - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.
  8. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: МОДЭК, 2007. – 464с.
  9. Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений по Холланду. М.: Когито-Центр, 2001 – 20с.
  10. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. М.: Директ-Медиа, 2008. – 804с.
  11. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.  Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  12. Гозова А.П.  Профессиональное обучение глухих. М.:Педагогика, 1975. – 216с.
  13. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М.:Педагогика, 1979. – 216с.
  14.  Грецов А. Г. Выбираем профессию. СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
  15.  Дуброва  Т.И. Организация уровневой дифференциации профессионального обучения // Дефектология. 2011. №3. С. 86 - 93.
  16. Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс -  Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
  17.  Зыкова Т. С. Профессиональное образование подростков с нарушением слуха: советуются специалисты // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 2. С. 3–6.
  18.  Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011. – 310с.
  19.  Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК,  1996. -  400с.
  20.  Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. -  304с.
  21.  Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
  22.  Корвякова Л. П. Актуальные проблемы профессионального образования подростков с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 2. С.7–11.
  23.  Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Ростов н/Д.: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
  24.  Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М., Смысл, 1992. – 173 с.
  25.  Матвеев В. Ф. Трудовое обучение школьников с нарушениями слуха в современных условиях // Дефектология. 2004. № 4. С. 31–34.
  26.  Махаева О. А. Я выбираю профессию : комплекс. программа актив. проф. самоопределения школьников / О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева. М.: Перспектива, 2005. – 52 с.
  27.  Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб.: Речь, 2006. -  96с.
  28.  Никитина М.М., Пенин Г.Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха: Учебно-метод. пособие. СПб.: 1992.- 112с.
  29.  Осухова Н.Г. Поверить в себя: особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.// Журнал «Школьный психолог», 2003.  № 4.  С. 6 –7.
  30.  Педагогика и психология высшей школы/ под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544с.
  31.  Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Каро, 2006. – 496с.
  32.  Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева/ Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.
  33.  Психология глухих детей/ред. И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова. М.: Педагогика, 1971. – 446с.
  34.  Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология , 1989. № 5. с.26-32.
  35.  Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: Вако, 2005. - 288 с.
  36.   Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. – М.: Академия, 2008. – 319 с.
  37.  Прыгин Г.С. Монолог самостоятельности. М.: 2009. – 405с.
  38.  Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2005. -  208 с.
  39. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения. Автореферат канд. дис. Л., 1986. – 126с.
  40. Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.  - 94с.
  41.  Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
  42. Чистякова С.И. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. М.:АПК и ПРО, 2003.-102С
  43.  Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  44.  Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О. - Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. РнД.: Феникс, 2006. – 176 с.
  45.  Шипицына Л.М.  Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. СПб.: Речь, 2009. -  203с.
  46.  Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2007. – 625с.
  47. Яньшин  П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.— СПб.: Питер, 2004.