Выступление на городском семинаре "Организации психологической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Мурзова Олеся Евгеньевна

Выступление педагога - психолога ГБОУ № 696 (детский сад-начальная школа) Приморского района

О.Е. Мурзовой

на Городском семинаре

«Развитие единого здоровьесберегающего пространства в рамках преемственности между детским садом и школой»

30 марта 2022г

Организации психологической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность темы

Цели и задачи психологической работы с родителями

Принципы работы

Направления работы

Методы работы

Список литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Травмирующее событие в семье, в связи с рождением «особого ребенка» Непринятие особенностей ребенка Принятие особенностей ребенка Организация психологической поддержки семьи Помимо основных направлений: Работа с негативными иррациональными установками Коррекция неконструктивных форм взаимодействия в семье, в том числе по средствам семейной терапии Выстраивание здоровой иерархии в семье Включение родителей в систему взаимодействия «школа-семья» Основные направления психологической поддержки: Повышение психологической грамотности родителей, расширение спектра приемов взаимодействия Профилактика эмоционального выгорания, в т. ч. по средствам внешних ресурсов (ППМС Центров, Центров семьи…) Оптимизация детско-родительских отношений, в т. ч. за счет совместной деятельности… Формы работы: Индивидуальные (консультации, беседы, совместные занятия) Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, семейные клубы) Информирование (информационные стенды, сайт)


Предварительный просмотр:

Выступление педагога - психолога ГБОУ № 696 (детский сад-начальная школа) Приморского района

О.Е. Мурзовой

на Городском семинаре

«Развитие единого здоровьесберегающего пространства в рамках преемственности между детским садом и школой»

30 марта 2022г

Организации психологической поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность темы

Цели и задачи психологической работы с родителями

Принцыпы работы

Направления работы

Методы работы

Список литературы

Зачастую, рождения ребенка с отклонениями от нормы, является серьезным испытанием для всех родителей… Успех преодоления трудностей в развитии и успешной адаптации к социуму во многом зависит от принятия семьей новой ситуации.

Родители «особого ребенка» одиноки в своих переживаниях — они видят, что у знакомых, родственников, друзей и пр. здоровые дети, а они вынуждены сталкиваться с проблемами, к которым они оказались не готовы. Да, и можно ли быть к этому готовым? Процесс принятия «необычного» ребенка, проходит у большинства людей через одни и те же стадии, фазы. Длительность проживания этих стадий может занять от нескольких часов до нескольких лет

Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

    Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

     Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

    Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Направления воспитательной работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей
  3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений    психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  5. Оптимизация детско-родительских отношений

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Индивидуальные формы работы.

- Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

- Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

- Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

- Общие родительские собрания.

* Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

* Решение организационных вопросов;

* Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

- Групповые родительские собрания.

*Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

* Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

* Решение текущих организационных вопросов.

- «День открытых дверей».

- Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

- Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

* Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

* Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

- Проведение совместных праздников и разного рода активность, с привлечением родителей.

* Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

    В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

-  Формы наглядного информационного обеспечения.

* Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ.

- Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.  

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

    Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

    В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

        Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Литература

1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь//Вестник практической психологии образования-2008.- №4(17), октябрь-декабрь-С.81-86.

2. Горшкова, Т.В. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование и воспитание. 2016. №5.

3. Крушная Н.А. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст]: методические рекомендации /Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. унта, 2016. – 36 с.

4. Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. М.: Владос, 2008. 223 с. 5.

 Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Москва, 2014. – С. 197-215.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты. Дошкольное образование.

 7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).