АООП по коррекции эмоционально-волевой сферы "Я смогу"

Соломенцева Елена Николаевна

Задачи:

Образовательные:

- способствовать  развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью  совместной  деятельности;

- научить детей отражать психоэмоциональное состояние средствами ИЗО деятельности;

- совершенствование навыков и умений практического общения,  используя  вербальные  и невербальные средства;

- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Коррекционные:

- коррекция психоэмоциональной сферы.

Воспитательные:

- воспитывать в детях аккуратность в работе с песком, усидчивость;

- воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aoop_po_korrektsii_emotsionalnovolevoy_sfery_ya_smogu.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

индивидуальных психокорреционных занятий по коррекции психоэмоциональной сферы и личностному развитию

«Я смогу»

                                                   

                                                         

                                                         

I.Пояснительная записка

        1.1.Цель - психокоррекция эмоционально-личностной сферы  школьника,         испытывающего тревожные состояния.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать  развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью  совместной  деятельности;

- научить детей отражать психоэмоциональное состояние средствами ИЗО деятельности;

- совершенствование навыков и умений практического общения,  используя  вербальные  и невербальные средства;

- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Коррекционные:

- коррекция психоэмоциональной сферы.

Воспитательные:

- воспитывать в детях аккуратность в работе с песком, усидчивость;

- воспитывать внимательность к выполнению заданий.

2.Общая характеристика учебного предмета

        Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию         различных событий жизни как позитивных, так и негативных. Не исключены и         такие, как травматические события или ситуации, после которых личностные         психологические ресурсы человека исчерпываются и ему необходима помощь.

        Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических         компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов,         коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.         

Традиционные технологии:

-         объяснительно-иллюстративные.

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

-         педагогика сотрудничества,

-         проблемное обучение,

-         гуманно-личностная,

-         информационно-коммуникационные,

-         здоровьсберегающие технологии.

Методы:

1.Арт-терапевтические методы

4. Рисунки на песке. 

3. Метод психокоррекционного воздействия. 

4.Психопрофилактика

3. Место  коррекционного курса в учебном плане

        Настоящая программа  рассчитана на 1 год обучения и предназначена для психокоррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями  младшего и старшего возраста (11 – 16 лет), испытывающих тревожные         состояния, с нарушениями эмоционально-личностной сферы.

4.Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса 

        Критерии эффективности:

1.Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов школьников.

2.Нормализация психоэмоционального настроения, снижение уровня тревожности.

3. Наличие навыков принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

        В процессе обучения у  обучающихся  формируются следующие жизненные умения:

1.Воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов и ориентироваться в нем;

2.Адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;

3.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

4.Слушать и понимать речь других;

5.Оформлять свои мысли в устной форме (уметь  задавать вопросы собеседнику, отвечать на вопросы), используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

5. Содержание коррекционного курса

        Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в         зависимости от темы занятия.

        Часть 1. Вводная

    Настрой   ребенка на совместную работу, устанавливание эмоционального контакта между  детьми или с одним ребенком.                     

Часть 2. Основная   

        На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

            Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

 Часть 3. Завершающая.

Итог от совместной работы.

Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Время проведения – 15-20 минут  

и предполагают использование следующих форм:

- беседа

- дидактическая игра

- ролевая игра

- творчество

- игры с песком

Адресат: обучающиеся с проблемами поведения, школьники «Группы риска».

6. Тематическое планирование

Направление работы

 п/п

Тематическое содержание

Кол-во часов

1 четверть - 9 часов

Диагностический блок

1

Встреча с воспитанником, психотерапевтическая беседа, согласование рамок работы, определение путей помощи ребёнку. Тест Лускановой

2

2

Тест Филипса

1

3

Тест «Дерево», «Домики»

2

4

Цветовой тест Люшера, диагностика эмоционального состояния)

1

2 четверть – 15 часов

Коррекционный блок

1

Занятие  «Смена времен года».

Цель: первичное снятие симптомов ПТСР, активизация ресурсов психики.

2

                

2

«Моя вообразилия»

4

3

Занятие  «Растение»

Цель: активизация ресурсов психики

2

4

«Наше настроение»

2

5

«Грустное деревце»

2

7

«Мы путешественники»

2

8

Тест «Дерево», «Домики»

1

3 четверть – 19 часов

1

«Мы ищем клад»

2

2

«9 маленьких мандал». (2 часа)

Цель: так как при травматических событиях имеет место развитие алексетимии, то необходима работа с чувствами и эмоциями

2

3

«Рисуем ладошки».

Цель: активизация ресурсов психики

2

4

«Настроение»

2

5

«Я прекрасный цветок, растущий к солнцу».

Цель: активизация ресурсов психики

2

6

«Маска-талисман».

Цель: способствовать отреагированию страхов;

снятие психоэмоционального и физического напряжения и восстановление сил, обучение    приемам саморегуляции, через арт-терапевтические средства

2

8

«Линия жизни».
Цель: снятие психоэмоциональног напряжения и восстановление сил, обучение    приемам саморегуляции, через арт-терапевтические средства

2

9

«Гирлянда».
Цель: активизация ресурсов психики.

2

10

Тест Филипса

2

11

Психотерапевтическая беседа «Твои права и обязанности»

1

4 четверть – 14 часов

Блок оценки коррекционных воздействий

1

Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране” [3] (мониторинг адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации)

2

2

Терапевтическая беседа с подростком, подведение итогов, оценка подростком своего самочувствия и жизненной активности, проговаривание о возможности возвращения к индивидуальной работе, если подросток почувствует в этом необходимость

2

3

«Моё защищённое место».

Цель: активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире)

2

4

Цветовой тест Люшера, диагностика эмоционального состояния).

2

5

Диагностика школьной мотивации (анкета Лускановой)

1

6

«Мое настроение»

1

7

Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций. Встреча с родителями. Дача рекомендаций по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы

2

7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности коррекционного курса: для проведения занятий используется специально организованная предметно-пространственная среда:

-        оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксациии др.);

-         разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии, песок, мелкие фигурки.).

2.  Литература:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

2.Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.

3.Обухов Я. Л. Образ – рисунок – символ // Журнал практического психолога. 1996. №4. С. 44-54.

4.Шевелёва Е. В. Песочная терапия в практике психолога ПМПС школы. // Мектептегi психология – Психология в школе. 2009 – №3. – С.41-43

5.Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.