Обобщение опыта работы проведения психокоррекционных занятий

Соломенцева Елена Николаевна

В соответствии с предлагаемой программой курса психокоррекционных занятий отводятся часы на обследование детей и комплектование групп. Особое внимание в процессе диагностики уделяется тем детям, у которых нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а именно: выявляются нарушения мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, ослаблены процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, наблюдается недоразвитие осязательного анализатора, характерны затруднения    ориентировки     в        пространстве.
         Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности  применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:

         - развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);

         - зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Обобщение опыта работы

по коррекционному предмету

«Психокоррекционные занятия»

педагога-психолога Соломенцевой Е.Н.

2022 г.

Описание опыта работы

        В соответствии с предлагаемой программой курса психокоррекционных занятий отводятся часы на обследование детей и комплектование групп. Особое внимание в процессе диагностики уделяется тем детям, у которых нарушено чувственное познание мира, минимизирован сенсорный опыт, а именно: выявляются нарушения мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, ослаблены процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, наблюдается недоразвитие осязательного анализатора, характерны затруднения        ориентировки        в        пространстве.
        Диагностика проводится в контексте различных видов деятельности  применительно к сенсорному содержанию по следующим параметрам:

        - развитие моторики и зрительно-моторных координаций (манипуляции с мелкими предметами, разрезание бумаги ножницами, нанизывание бусин на нитку, завинчивание крышки, пальчиковые пробы и др.);

        - зрительно-пространственное восприятие (нахождение образца из предложенных предметов (изображений), определение недостающего предмета или его части, различение направления в пространстве, определение местоположения);

        - слуховое восприятие (различение на слух речевых, неречевых, музыкальных звуков, их воспроизведение);

- восприятие формы, величины, цвета (узнавание и называние основных сенсорных эталонов);

        - пространственно-временные понятия (называние частей суток, дней недели, месяцев; определение длительности временных интервалов, последовательности событий; ориентировка на собственном теле и в пространстве);

        - тактильно-двигательные ощущения (определение на ощупь поверхностей предметов (объектов) различного качества).

         Используемые методические приемы должны быть по возможности краткими, удобными для быстрого выявления сенсорного недоразвития ребенка. Для этого требуются соответствующие дидактические пособия, которые предъявляются ребенку постепенно, по мере необходимости. Обследование должно проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.

         Коррекционные занятия  - это работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

        Структура занятий предусматривает чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др., что способствует сохранению здоровья обучающихся.

         Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними объективно оценивать действительность в пространственных, количественных, качественных и временных отношениях.

         В процессе предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря воспитанников, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее. Наибольший эффект предметно-практическая деятельность приносит в том случае, если одновременно организовывать двигательную активность детей.

         Каждое занятие должно быть направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на занятии, а дополняет ее.

Развитие произвольности психической деятельности

        Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в понимании инструкций, ориентировочной деятельности. Как правило, они не могут самостоятельно оценить протекание собственной деятельности, не замечают очевидных ошибок, не могут осуществить планирование не только контрольных, но исполнительских действий. Произвольность деятельности можно начинать формировать с двигательных и дыхательных упражнений. Занятия нужно проводить в игровой форме.

 

Развитие движений, различных видов праксиса

        Для развития регуляции мышечного тонуса полезны упражнения на мышечное напряжение и расслабление. Для развития зрительно-моторной координации можно использовать упражнения с воздушным шариком, мячами разной величины. Полезно метание в цель, закатывание шарики в лунки, игры в кегли, кольцеброс.

Развитие психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторки рук, а тонкая моторика рук – часть общей моторики.

Сформированность моторики влияет на развитие всех высших психических функций, в т. ч. и на речь. Движения включаются во все виды деятельности и имеют сложную мозговую организацию.

Развитие зрительного восприятия

        Много внимания следует уделить развитию зрительного восприятия. В процессе рассматривания объектов дети учатся находить одинаковые предметы, картинки, выделять общее и особенное, а затем обозначать сходство и различие словом, находить части от целого, целое по данной части. Для усвоения предметных образов полезно использовать упражнения на рисование, развитие зрительного внимания и памяти, наблюдательности, упражнения на соотнесение словесных описаний и предметов.

Формирование представлений о цвете

        Сначала дети знакомятся с красным, жёлтым, синим цветами, затем зелёным, потом чёрным, серым, белым и, наконец, оранжевым и коричневым. После усвоения основных цветов дети знакомятся с их оттенками. При работе над цветом целесообразно соблюдать следующую последовательность: различение цвета, называние, систематизация. Можно использовать игры на классификацию предметов по цвету, занятия с мозайкой, выполнение аппликаций, раскрашивание по образцу, по данной инструкции, игры на запоминание ряда предметов разного цвета и т. д. При знакомстве с оттенками цвета составляются сериационные ряды: от самого светлого к самому тёмному и, наоборот.

Развитие перцептивно-гностических функций

        В процессе коррекционно-развивающей работы, дети с особыми потребностями должны овладеть наиболее употребляемыми в повседневной жизни сенсорными эталонами: цвет, форма, размер, освоить приёмы группировки по данному признаку: сравнения, исключения, установления убывания – увеличения признака, называть признаки. Для развития тактильного и зрительного восприятия необходимо использовать различные игрушки, предметы, выполненные из разного материала геометрические тела, фигуры, конструкторы, строительные кубики, мозаики, предметные и сюжетные картинки, парные картинки, разрезанные картинки, контурные, точечные, штриховые, зашумлённые, вырезанные из разных материалов цифры и буквы, буквенные и цифровые конструкторы, шаблоны и трафареты. Рекомендуется использовать упражнения на рисование: через рисование предметов рождается образ.

        Для развития слухового восприятия используются звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты, слушание музыки, звукоподражания, пение, речеслуховые упражнения.

При работе над развитием восприятия предусматриваются упражнения на совершенствование внимания, зрительной памяти, наглядно-образного мышления.

Формирование представлений о форме

        При восприятии формы большое значение имеет не только зрительный анализатор, но и тактильный. Как и при формировании представлений о цвете рекомендуется соблюдать последовательность: различение, название, систематизация. Для повышения эффективности работы по формированию представлений о форме нужно включать их в различные виды деятельности детей: конструирование, лепка, рисование, аппликация, практические упражнения на классификацию и сравнение.

Формирование представлений о величине

        Работа над представлениями о величине предметов следует начинать с таких признаков, как большой - маленький, длинный – короткий, толстый – тонкий. Дети учатся выделять равные и неравные по величине предметы. Детям сообщаются понятия: размер, длина, ширина, толщина, высота, глубина. Эти понятия отрабатываются при сравнении предметов, отличающихся одним признаком, например: сравниваются разные по длине ленты, выясняется, что одна длинная, другая короткая и отличаются они длиной; две полоски разные по ширине (широкая – узкая); два карандаша разные по толщине (толстый – тонкий); две пирамидки разные по высоте (высокая – низкая); две тарелки (глубокая – мелкая). В дальнейшем отрабатываются приёмы сравнения предметов «на глаз», «на ощупь» по указанному признаку с использованием прилагательных, обозначающих эти признаки. Дети учатся раскладывать из них ряды по убыванию и возрастанию признака. Обязательно используются игры, игрушки (пирамидки, матрёшки, кубики), различные виды продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, раскрашивание, аппликация.

Развитие пространственного восприятия

        Недостаточность пространственного восприятия «на прямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, проявляется в нарушениях графической деятельности, чтения, письма, владения математическими операциями, различными видами мышления (особенно абстрактно-логического), которые являются составляющими всех интеллектуальных операций».

        Несформированность пространственных представлений проявляется:

- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;

- при обучении письму - в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;

- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;

- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Развитие графомоторных функций

        Развитию ритмической организации письма помогают задания такого рода: ставить точки и чертить палочки под счёт, закрутить и раскрутить спирали, рисовать росчерки, писать элементы букв в определённой последовательности. Полезно изображение росчерков, схематически изображающих предметы окружающей действительности, сопровождать ритмичной речью, содержание которой соответствуют выполняемым движениям и изображаемому предмету. (Приложение 8).

Формирование временных представлений

        Временные представления у детей с умственной отсталостью формируются с большим опозданием, часть детей даже после целенаправленного обучения не знает последовательность и продолжительность месяцев в году, не умеет определять время по циферблатным часам, не могут оценить давность и последовательность исторических событий.

        Для усвоения последовательности дней недели можно использовать карточки с названиями дней недели, которые нужно раскладывать, начиная с любого дня недели. Для облегчения узнавания карточки, кроме слова, можно использовать обозначение цветом. Это особенно важно для детей, которые затрудняются в усвоении навыков чтения.

Формирование мышления

        Мышление, как и все высшие психические процессы, формируется в онтогенезе в ходе предметно - практической деятельности и общения ребёнка. Мышление бывает: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Целенаправленная работа над формированием мыслительных операций начинается вместе с совершенствованием сенсорного опыта, который формируется на уровне действий, представлений и при участии речи.

        Работа над анализом и синтезом зрительных, тактильных, вкусовых, обонятельных восприятий для воссоздания образа опирается на наглядно-образное мышление и словесное опосредование. В процессе этой работы организуется обучение составлению высказываний – описаний предметов, используются логических задачи на сравнение предметов по признакам цвета, величины, временной последовательности. Такие задания приведены во всех разделах.

Развитие речевой деятельности

        Для развития речи можно использовать такие методы, как объяснение значения слов, словесное опосредование процессов восприятия, увеличение объёма слов с обобщающим значением в процессе предметной классификации, усвоение невербальных компонентов коммуникации (интонация, ритмика, мелодика, жест) через драматизации, имитации, подражания и т. п., формирование связного высказывания на основе увиденного, сделанного и услышанного с опорой на схематический план, алгоритм, программу.

        Речь используется во всех видах деятельности и на всех этапах её осуществления: при планировании, коррекции собственной деятельности, сличении цели и результата. Основными функциями речи являются общение, мышление и регуляция психической деятельности.

        В конце учебного года педагог анализирует результаты работы, делает выводы о необходимости продолжения коррекционно-развивающих занятий. Основными формами диагностики, которую проводит педагог - психолог, являются контрольные задания, анализ продуктов деятельности учащихся, данные психологического обследования, целью которых является выявление специфических затруднений в формировании учебных навыков.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что занятия по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» способствуют развитию равновесия, графомоторных навыков, сенсорных эталонов, восприятия, а так же направлены на развитие познавательных процессов.

Заключение

        Успешность в обучении создаёт благоприятные условия для личностного развития воспитанников, их психического здоровья, успешной социальной адаптации.

        Благодаря проведению коррекционно-развивающих занятий, удалось преодолеть некоторые недостатки перцептивно-гностической деятельности, зрительно-пространственного восприятия, общей организации деятельности учащихся, несколько повысить уровень их речемыслительной деятельности, графических навыков. Так как критерии оценивания познавательных процессов обучающихся специальных (коррекционных) школ не разработаны, то каждый педагог-психолог самостоятельно разрабатывает их и работа в данном направлении будет продолжена.

В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.

Предложенная структура и содержание психокоррекционных занятий способствует повышению уровня познавательной активности и коммуникативных навыков у обучающихся коррекционной школы, что способствует более успешному усвоению программного материала.

        Данный опыт работы может быть использован педагогами - психологами, учителями деффектологами, учителями-логопедами которые проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими нарушения развития. Для работы с детьми дошкольного возраста для подготовки к школе, а также с детьми, имеющими специфические нарушения психологического развития и нарушения высших психических функций.

Список литературы:

1.Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб.игр и игровых упражнений/Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007 г. - 119 с. - (Специальная психология).

2.Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте  5-6 лет /

3.Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.: Сфера,2008 г.-158 с.

4.КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996 г.

5.Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990 г.

6.Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001 г.

7.Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛМ. 2003 г.

8.Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» «Феникс» 2002 г.

Антропов Ю.А., Гринцов М.И. Некоторые особенности динамики компенсации психических и сенсорных функций при лёгких формах умственной отсталости в пубертатном периоде / Дефектология. 1983 г. №1.  9.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический        подход. СПб.: Питер, 2008        г. 
10.Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997 г. 
11.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996 г.