Семинар-практикум педагога-психолога детского сада для педагогов: «Что нужно знать педагогу об адаптации детей»

Сафаралиева Разият Айнудиновна

Цель:

- знакомство педагогического состава с психологическими аспектами адаптации детей к условиям детского сада, повышение психологической компетентности по проблемам воспитания и взаимодействия с детьми, которые ходят о период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Семинар-практикум

педагога-психолога детского сада для педагогов:

«Что нужно знать педагогу об адаптации детей»

                                                                                                            Подготовила педагог-психолог

Сафаралиева Разият Айнудиновна

Цель:

- знакомство педагогического состава с психологическими аспектами адаптации детей к условиям детского сада, повышение психологической компетентности по проблемам воспитания и взаимодействия с детьми, которые ходят о период адаптации.

Ход семинара - практикума

Вступление

Эту встречу сегодня я посвящаю проблеме адаптации детей к условиям детского сада. Надеюсь, что вопросы, которые мы будем рассматривать, помогут нам лучше разобраться в причинах возникновения проблем адаптационного периода.

Приветствие

Любое наше общение мы всегда начинаем именно с приветствия, сегодня мы поприветствуйте друг друга комплиментом.

Обсуждение правил работы:

- Быть активным.

- Не перебивать.

- Быть открытым, доброжелательным.

- Не критиковать (каждый имеет право на свою точку зрения).

Что такое адаптация ребенка в ДОУ

Адаптация - это процесс привыкания организма к новым условиям.

Выделяют психологическую и физиологическую адаптации: физиологическая - оптимальный возраст для начала посещения ребенком детского сада; психологическая - готовность малыша к расставанию с матерью, до принятия нового окружения.

У маленького ребенка еще нет опыта взаимодействия со сверстниками, и взрослый для него является образцом для подражания, партнером по игре. Взрослые для ребенка - это внимание, и, самое главное, - защита, комфорт, стабильность.

Чем сильнее эмоциональная связь ребенка с матерью, тем труднее проходит период адаптации. И для такого малыша ребенка воспитатель должен хотя бы частично попробовать заменить маму и быть в тесном сотрудничестве с ней. Настоящее искусство воспитания начинается с человека, который находится рядом с ребенком.

Практическое задание

Упражнение «Я иду в детский сад»

Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.

Психолог: Закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку…, а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»

- Что в этом случае ожидает родитель? Чего хочется родителю? (внимания к ребенку, улыбки, поддержки, общения, контакта с малышом и тд.)

- Что необходимо в это время сделать воспитателю? (улыбнуться, заинтересовать малыща, проявить доброжелательность, заботу, терпение и тд.)

- Какими качествами должен обладать воспитатель в период адаптации ребенка к детскому саду? (обсуждение вариантов ответа педагогов)

                                                         Ступени адаптации

Адаптация у всех детей происходит по-разному, это зависит от многих факторов.

Существует 4 вида адаптации:

Легкая - эту группу входят дети, для которых процесс адаптации проходит легко, безболезненно. Такие дети:

- самостоятельные;

- коммуникабельные;

- уравновешенные;

- заинтересованные (общением, играми и т.п.).

2. Средняя – в эту группу входят малыши, которые проходят процесс адаптации тяжелее и медленнее. Такие дети:

- малоинициативны;

- менее самостоятельны;

- немного могут делать сами, но в основном зависят от взрослого;

- имеют недостаточно развитые навыки игры и общения.

3. Тяжелая – это дети, которые трудно адаптируются к новым условиям дети:

- несамостоятельные;

- неконтактные;

- которые быстро утомляются;

- с несформированными игровыми навыками;

- которые часто сталкиваются с проявлениями авторитаризма, жестокости, или, наоборот, если в семье царит слишком либеральный стиль. У детей наблюдается страх, недоверие или игнорирование взрослых. Сон, аппетит у таких малышей плохой или вообще отсутствует, они часто болеют.

4. Дети, которым нежелательно посещать детский сад в данный период.

Дети домашние, не могут привыкнуть к условиям детского сада. Таких детей от 2 до 4 %. Тут должна проходить комплексная работа воспитателя - педагога-психолога – родителя.

Критический возраст для адаптации

Исходя из собственного опыта, своих наблюдений, как вы считаете, в каком возрасте ребенок лучше адаптируется к новым условиям проживания?

Какой оптимальный возраст для начала посещения ребенком детского сада?

Однозначно на это вопрос ответить невозможно. Некоторые психологи наилучшим считают возраст 1 год 7 месяцев. Связь с матерью довольно тесная (если в семье царит любовь и гармония), ребенка приучают к общению со сверстниками, и к навыкам самообслуживания. Как следствие - ребенок сможет быстро влиться в коллектив детского сада. Некоторые психологи считают наилучшим возраст от 3 до 4 лет. Как лучше ребенку на самом деле, могут знать только родители.

            Причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению 

  Особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);

  Отсутствие тренировки его нервной системы;

  Состояние здоровья  (дети физически здоровые, т.е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»;

  Отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками);

  Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);

 Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. От резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

  Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;

  Ребенок не умеет общаться с другими детьми;

  Ребенок  настороженно относится к чужим взрослым;

  Не умеет занять себя на некоторое время игрой.

                                    Влияние педагога на течение адаптации

Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс

максимально безболезненным. Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?

Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:

 Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.

 Называть ребенка ласковым именем, как дома.

 Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.

 Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).

 При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание),

петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать

любимую игрушку.

 Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с

прикосновением).

 Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом

детского сада и сверстниками.

 Использование игр на сближение детей друг с другом.

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра. Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Детям кажется, что его мама ушла и это навсегда, так как дети живут сегодняшним моментом. Для того, чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребёнка на деятельность, которая приносит ему удовольствие, то есть на игру. Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).

Эмоциональное общение во время игр происходит через проигрывание совместных действий, сопровождаемых улыбкой, направленные на установление тактильного контакта, снятию эмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. Поэтому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия. А создать положительный эмоциональный настрой можно с помощью игр, общения, тактильный контакт ( взять малыша за ручку).

В завершение: обсуждение интересующих вопросов воспитателя.

Спасибо за внимание!