Коррекционно - развивающая программа по сохранению и укреплению психологического здоровья участников образовательного процесса

Рябцева Екатерина Николаевна

       Программа направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса через обучение способам саморегуляции эмоционального состояния, формирование позитивного самовосприятия  и навыков рефлексии в условиях современного образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от 31.08.19 № 17

Утверждено

приказом директора школы

от  01.09.19 № 515

Коррекционно - развивающая программа

по сохранению и укреплению психологического  здоровья

участников образовательного процесса

«Психологическая гостиная»

Педагог - психолог: Рябцева Е.Н.

Когалым,

2019 год

Аннотация программы

       Программа направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса через обучение способам саморегуляции эмоционального состояния, формирование позитивного самовосприятия  и навыков рефлексии в условиях современного образовательного учреждения.

       Данные навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, так и учащимся старших классов для сохранения эмоциональной устойчивости, адекватной самооценки, способности к эффективному установлению различных социальных контактов. Программа нацелена на гармонизацию внутреннего мира, ослабление психической напряженности и повышение эмоциональной устойчивости участников образовательного процесса.

      Актуальность программы связана с возрастанием психических нагрузок на участников образовательного процесса. В связи с этим организация работы по сохранению и укреплению психического здоровья является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога и сохранения психического здоровья учащихся.  По данным Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, хроническими болезнями страдают 75% выпускников школ. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. В. Н. Мясищев писал: «Нервность в детском возрасте, будучи неизлечимой, закрепляется. И человек несёт невротический гнёт или предрасположенность к этой болезни всю жизнь». Оценивая влияние школы на здоровье учащихся, в центр внимания ставится вопрос эмоционального благополучия, т.е. психологического здоровья.

      Данная программа ориентирована на учащихся старших классов, педагогов и родителей. Программу можно использовать для учащихся старших классов имеющих статус ОВЗ, исключая детей с грубыми органическими и интеллектуальными нарушениями.

        Цель программы - сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса через обучение способам саморегуляции эмоционального состояния, формирование позитивного самовосприятия  и навыков рефлексии в условиях современного образовательного учреждения.

        Задачи:

  • обучение педагогов (старшеклассников) способам саморегуляции эмоционального состояния;
  • формирование позитивной "Я - концепции";
  • развитие навыков эффективного установления различных социальных контактов;
  • профилактика возникновения стрессовых ситуаций;
  • формирование мотивации к самопознанию и самосовершенствованию личности;
  • псисихолого - педагогическое сопровождение и просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей и эффективного взаимодействия с подростками.

Форма проведения: психологическая гостиная.

Психологическая гостиная – это модель психолого-педагогического сопровождения, ориентированная на оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

Основные принципы программы:

  • превентивность: овладение необходимыми знаниями в области психологии, коммуникативными умениями (снятие стрессовых состояний, саморегуляция).
  • креативность характеризуется созданием новых ценностей. Умение по иному посмотреть на привычное, умение возразить самому себе – это атрибуты творческого отношения к жизни.
  • контекстность: в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций участник “примеряет” по отношению к себе различные стили общения и разрешения анализируемых жизненных затруднений.
  • полезность формирование знаний и умений, актуальных для практического понимания участниками других людей, самого себя.

     Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности. В структуру программы входят: эмоционально-регулятивный, личностный и социально-адаптивный блоки. Каждое занятие состоит из четырех частей: начало, разогрев, основной этап, рефлексивный круг.

Основные направления деятельности:

  • Психопрофилактика.
  • Психокоррекция.
  • Психопросвещение.
  • Психодиагностика.

     Программа рассчитана на 1 год. Из них 5 месяцев посвящается проведению тренингов и мероприятий с педагогами и учащимися старших классов. Также в программу включается направление по  психолого - педагогическому сопровождению и просвещению родителей.

     Отличительной особенностью программы является разработанная для оптимизации сохранения и укрепления психологического здоровья модель психолого - педагогического сопровождения, ориентированная на оказание психологической поддержки и помощи участникам образовательного процесса. Также особенностью программы является разработанная система тренинговых занятий для учащихся и педагогов, включающая в себя методы тренинга ассертивного поведения. Это личностное качество, которое позволяет человеку, принимать и уважать себя, ценить себя, свое здоровье, эффективно взаимодействовать с другими людьми в социуме.

 

Пояснительная записка

       Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов и учащихся является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого - педагогических проблем, актуальных для профессионального развития современного педагога и личностного развития старшеклассников. 

Сохранение и укрепление психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы школьного психолога. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов.

  Необходимость разработки и апробации программ по сохранению и укреплению психологического здоровья участников образовательного процесса поддерживается федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273, соответствует ориентирам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стратегическим ориентирам развития образования в ХМАО - Югре. Так одним из современных ориентиров образования является создание условий для полноценного развития участников образовательных отношений, а уровень психологического здоровья данных субъектов является показателем эффективности образования.

    Современные исследователи данного вопроса  (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, Г.В. Зелевский, Н.В. Козлов) рассматривает психологическое здоровье как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека. Это состояние человека, когда его душевное здоровье сочетается с личностным.  И здесь особенно актуален поиск ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций, повышение собственной эффективности.

     Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В качестве универсальных критериев психологического здоровья выделяют параметры предложенные О.В. Хухлаевой:

  • наличие позитивного образа "Я";
  • высокий уровень развития рефлексии, знания своих личностных качеств;
  • стремление улучшить качество основных видов деятельности;
  • сформированность основных возрастных новообразований;
  • адаптированность к социуму.

     Также установлено существование положительной взаимосвязи между ассертивностью и психологическим здоровьем человека.  Ассертивность – то личностное качество, которое позволяет человеку, принимать и уважать себя, ценить себя, свое здоровье, эффективно взаимодействовать с другими людьми в социуме. Для укрепления и сохранения психологического здоровья личности, также необходимо формировать структурные компоненты ассертивного поведения (целеустремленность, уверенность в себе, эмоциональную стабильность, рефлективность).

    Особенно актуален этот вопрос для учащихся старших классов, т.к. данный возрастной период является сенситивным для формирования "Я - концепции", происходит самоопределение личности (поиск жизненного и профессионального пути, становление мировоззрения), которое сопряжено с внутренними переживаниями. Кроме этого, окружающие (родители, педагоги) предъявляют повышенные требования к личности старшеклассника.

    Все, что связано с межличностными отношениями, является максимально значимым и эмоционально нагруженным. Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками, способствует дезадаптированности в социальной сфере и может приводить к формированию отклоняющихся форм поведения, таких как изоляция, аддикция. Эта проблема способствует фрустрации и депрессивным состояниям, приводит к нарушениям психологического здровья школьников.

    Также отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогов и проблемами развития детей в условиях образовательной среды. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Педагогическая профессия - напряжённый труд и учитель сам нуждается в психологической помощи и поддержке. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями: непредвиденные конфликты с учащимися, игнорирование требования учителя, перегруженность поручениями и др. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

     Всё это показывает, что в настоящее время проблема укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся и педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем.

Описание целей и задач программы      

Цель программы - обучение способам регуляции эмоционального состояния, формирование позитивного самовосприятия и навыков рефлексии у педагогов и учащихся старших классов в условиях современного образовательного учреждения.

        Задачи:

  • обучение педагогов (старшеклассников) способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • формирование позитивного самоотношения и благоприятного психологического микроклимата;
  • профилактика стрессовых ситуаций;
  • формирование мотивации к самопознанию и самосовершенствованию личности.

Форма проведения: психологическая гостиная.

Идея психологической гостиной: психологически здоровый педагог обучает и воспитывает психологически здорового ребенка.

Психологическая гостиная – это модель психолого-педагогического сопровождения, ориентированная на оказание психологической помощи. Модель психологической гостиной (Приложение №1).

Для оптимизации психологического здоровья учащихся и педагогов мною была разработана модель психолого-педагогического сопровождения, ориентированная на оказание психологической помощи и составлена система тренинговых занятий. Данная система включает в себя:

  • Ролевые игры.
  • Психогимнастические упражнения.
  • Проективные методики.
  • Арт - терапевтические техники.
  • Релаксационные методики.

   Отличительной особенностью данной программы является то, что в ходе тренинговых занятий используются инновационные методы и формы работы (метафорические ассоциативные карты, пескотерапия, изотерапия, фототерапия).

Целевая группа: программа рассчитана на разновозрастную группу педагогов и учащихся старших классов 10 - 11 класс (15 - 17 лет). Оптимальным количеством участников является 10-12 человек, данное число участников позволяет создать и сохранить атмосферу доверия и открытости, способствует сплочению группы, проявлению активности и получению продуктивной обратной связи. Также в программу включается направление по психологическому сопровождению родителей. Для решения этой задачи в программе разработан специальный информационный блок, включающий семинары - практикумы, круглый стол и тренинг для родителей. Также проводятся индивидуальные и групповые консультаций по итогам диагностики учащихся и другим актуальным для родителей вопросам. Родители принимают участие в анкетировании, по итогам проведения занятий практического блока для них разрабатывают рекомендации.

Формы и режим занятий

Встречи в психологической гостиной проходят 2 раза в месяц в соответствии с тематическим планом (внеурочное время), продолжительность  45- 60 минут. В «группу общения» набираются по желанию. Важным условием для успешной работы группы является принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в своих собственных изменениях. Желательно участие каждого во всем цикле занятий.

Место проведения: учебный класс, просторное помещение, аудитория (малый спортивный зал).

Продолжительность:  1 учебный год (2023 -2024год).

Научные, методологические и методические основания программы

  • Теоретический материал и практический опыт работ Савченко М. Ю., Фопеля К. Используются приемы, которые являются авторскими модификациями методик известных авторов: Вачковой И.В., Хухлаевой  О.В., Дубровиной И.В., Копытина А.И.
  • «Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся15-17лет»,  Н.Н. Толстых.
  •  «Программа психологического сопровождения подростков» (10-11 классы),  Александровская Э.М.
  • «Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками», И.В. Дубровина.
  • Научные подходы к определению содержания понятия «ассертивность», структуры ассертивности С. Бишоп, В. Каппони, И.В. Григорьевская, Т. Новак, Ю.В.
  • «Возможности коррекционного воздействия в области формирования ассертивности и ассертивного поведения» М. Дж. Смит, И.В. Лебедева, В.Г. Ромек и др.
  • Теория социального научения А Бандуры.
  • Педагогические концепции А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Л. Рубинштейна.
  • Теория ассертивности А. Солтера.
  • Методологический подход Р.М.Грановской, И.М.Никольской.
  • Идеи становления личности с позиции формирования здорового образа жизни (Ю.В. Репин, Р.Б.Стеркина).
  • Концепция преодоления Р.Лазаруса , теория стресса Г.Селье.
  • Концепция психопластики Е.А. Левановой.

Основные принципы программы

  • превентивность: овладение необходимыми знаниями в области психологии, коммуникативными умениями (снятие стрессовых состояний, саморегуляция). Одним из результатов реализации этого принципа может быть формирование способности руководить своими поступками в соответствии с намеченными целями;
  • креативность характеризуется созданием новых ценностей. Умение по иному посмотреть на привычное, умение возразить самому себе – это атрибуты творческого отношения к жизни.
  • контекстность: в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций участник “примеряет” по отношению к себе различные стили общения и разрешения анализируемых жизненных затруднений. В этом формате создаются основы для становления гибких форм в конфликтных ситуациях, лучшего понимания себя и собственных проблем;
  • полезность формирование знаний и умений, актуальных для практического понимания участниками других людей, самого себя, для самовоспитания, самоуправления деятельностью и самоопределения в целом.

Правила работы в группе

        Для реализации основных принципов программы перед участниками выдвигаются конкретные правила работы в группе на каждой встрече.

  • Правило «здесь и сейчас»: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент;
  • Правило круга: во время работы участники должны видеть друг друга. Каждый участник должен находиться в равном положении относительно любого другого участника;
  • Правило инициативы участников: на встречах обсуждается любая тема, соответствующая внутреннему запросу присутствующих;
  • Правило включенности: на встречах нет супервизоров, наблюдателей, оценщиков;
  • Правило эмоциональной открытости: если участник что-то думает или чувствует «здесь и сейчас», то ему надо сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта;
  • Правило «СТОП»: каждый имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы;
  • Не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет – это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека; а во-вторых, совет – это ограничение свободы личности, которое может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика;
  • Правило личного вклада: чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него будет возможностей для личностного роста;
  • Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на встречах, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами;

При организации и проведении занятий необходимо руководствоваться следующими этическими нормами:

  • Участие во всех упражнениях - добровольное.
  • Участникам занятий предоставляется полная информация о способах и целях тренинга.

Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

Структура занятий:

      В структуру программы входит три основных блока: эмоционально-регулятивный, личностный и социально-адаптивный.

Каждое занятие состоит из четырех частей: начало, разогрев, основной этап, рефлексивный круг.

На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которыми он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Это помогает принять свои чувства и включиться в новую работу. На этом же этапе ведущий может использовать различные ритуалы начала занятия.

Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность. На этой стадии ведущий также предлагает упражнения, мотивирующие проживание, изучение темы занятия.

Основной этап предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1 - 2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.

На этапе рефлексии участники могут выразить накопившееся напряжение. С помощью разных вопросов ведущего подростки осознают опыт, полученный в ходе занятия:

  • Что больше всего запомнилось?
  • Какие чувства вы испытываете в конце занятия?
  • Что из обсуждавшегося стоит запомнить/может пригодиться в жизни?

Основные направления деятельности:

- Психопрофилактика: групповая и индивидуальная работа – тренинги, психологические игры, креативная деятельность, релаксация.

- Психопросвещение: консультации, семинары, “круглые столы”, наглядная информация. Повышение уровня психологической культуры участников программы.

- Психодиагностика: изучение индивидуальных особенностей личности, стрессоустойчивости, самооценки. Разработка рекомендаций по итогам диагностики.

Ожидаемые результаты:

Промежуточные:

  1. Снижение уровня тревожности;
  2. Изменение и стабилизация эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций;
  3. Повышение активности и мотивации участников;
  4. Конструктивное общение и взаимодействие в группе.

Итоговые:

  • формирование навыков саморегуляции  психоэмоционального состояния;
  • формирование позитивного самоотношения;
  •  улучшение психологического микроклимата в ученическом и педагогическом коллективах;
  • повышение самооценки у учащихся и педагогов;
  • формирование мотивации к саморазвитию личности.

     В результате участия в тренинге ассертивности повышается уверенность в себе, развивается способность принимать, ценить и уважать себя, свое здоровье, эффективно взаимодействовать с другими людьми в социуме.

Основные формы проведения:

  • Игровые (творческого, подражательно - поискового характера, релаксационные).
  • Обучающие (саморегуряция, аутотренинг).
  • Творческие (арт-терапия: рисуночные методики, коллаж, расстановки, метафорические ассоциативные карты, игра-терапия, пескотерапия).
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  • Беседы, дискуссии.

Деловые игры и упражнения помогают снять психическую напряженность, усиливают чувство собственной значимости, развивают навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.

Игровые формы работы стабилизируют самооценку, устраняют чувство одиночества, развивают способности к осознаванию и отреагированию важнейших чувств, связанных с изменением взаимоотношений в семье, коллективе, обществе. Кроме того, игра развивает: вербальную активность — умения сформулировать мысль и использовать ее в качестве диалога; невербальные средства общения — коммуникации без слов, при помощи «прочтения» мимики, жестов, пространственного расположения партнеров друг относительно друга и т. п.

Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения. Арт-терапия даёт возможность работать с внутренними состояниями, мыслями человека без озвучивания. Арт-терапия – это корректная мягкая работа, она безопасна и экологична. Поэтому её можно применять в работе с педагогичским коллективом.

Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность.

Релаксационные методики снимают эмоциональное напряжение, способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате — позитивному самовосприятию.

Аутотренинг способствует самовнушению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие. Важная часть в комплексе общей работы — чаепитие за общим столом. После затронутых на встрече тем и эмоциональных процессов этот организационный момент будет способствовать продолжению живого контакта и еще большему сближению участников группы. Чтобы участники не унесли с собой негативные или неотработанные сильные переживания, встреча завершается кругом единения.

Критерием эффективности программы будут являться результаты входной и итоговой диагностики (стабилизация эмоционального состояния участников, снижение уровня тревожности, фрустрации, повышение самооценки); позитивная мотивация к самопознанию и развитию; отзывы участников о проведенных встречах; созданный продукт (коллажи, выставки тематических фотографий, рисунков).

Материально-техническое обеспечение

Аппаратное обеспечение:

Персональный компьютер класса Pentium-III.

Мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:

Операционная система Windows XP.

Основные блоки реализации программы:

  • Диагностический (2 месяца). Входная диагностика, промежуточная, итоговая.
  • Практический (5 месяцев). На этом этапе проводится работа с педагогами и старшеклассниками, родителями (семинары, тренинги и консультации). С помощью наблюдения, осуществляется контроль за динамикой работы.
  • Блок контроля (2 месяца). Проведение итоговой диагностики с целью выявления изменений в эмоциональной сфере старшеклассников и педагогов. Проводятся заключительные семинары и консультации с родителями.

Программа «Психологическая гостиная» может быть реализована на базе любого образовательного учреждения как коррекционный и профилактический комплекс работы с педагогами и учащимися.

Календарно- тематическое планирование 

Форма работы

Планируемые мероприятия

Участники мероприятий

Сроки

Диагностический блок

1.Тест Люшера.

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

2.Тест «Человек под дождем».

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

3.Диагностика самооценки Дембо - Рубинштейн

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

4.Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

учащиеся 10 - 11 классов,

сентябрь- октябрь

5.Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

6.Копинг-тест Лазаруса

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

7.Самооценка психических сотояний (по Г.Айзенку)

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

8.Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

педагоги

сентябрь- октябрь

9.Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).

педагоги

сентябрь- октябрь

10.Анкетирование родителей по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.

родители

сентябрь- март

Практический блок

Психологическая гостиная для учащихся старших классов:

  • "Презентация психологической гостиной. Кто Я?"
  • "Мои эмоции".
  • "Мои желания и чувства".
  • "Мои копинг - стратегии".
  • "Мой портрет в лучах солнца".
  • "Мы разные...."
  • "Я - глазами других людей".
  • "Эффективные модели общения".
  • "Прошлое, настоящее".
  • "Мое будущее. Заключительное занятие".

учащиеся 10 - 11 классов

ноябрь - март

Индивидуальные и групповые консультации.

сентябрь - апрель

Психологическая гостиная для педагогов:

  • "Огонь, мерцающий в сосуде".
  • "Мои копинг - стратегии".
  • "Из сундука прошлого".
  • "Картина будущего".
  • "Полярная звезда".
  • Семинар - практикум "Способы психологической защиты".
  • Круглый стол для педагогов "Трудный класс".
  • Семинар - практикум "Техники саморегуляции эмоционального состояния".
  • Семинар "Профилактика и управление стрессом".
  • "Моя вершина".

педагоги

ноябрь - март

Индивидуальные и групповые консультации.

педагоги

сентябрь - апрель

 Психологическая гостиная для родителей:

  • Семинар-практикум "Возрастные психофизические особенности юношества".
  • Круглый стол "Профилактика конфликтов в детско -родительских отношениях".
  • Тренинг "Роль семьи в воспитании личности подростка".

родители учащихся 10-11 классов

октябрь - апрель

Индивидуальные и групповые консультации.

родители учащихся 10-11 классов

сентябрь - апрель

Блок контроля

(итоговй, промужуточный)

Тест Люшера.

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

апрель - май

Диагностика самооценки Дембо - Рубинштейн.

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

апрель - май

Самооценка психических сотояний (по Г.Айзенку).

учащиеся 10 - 11 классов

апрель - май

Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).

педагоги

апрель - май

Анкетирование родителей

родители учащихся 10-11 классов

апрель - май

Диагностический блок: приложение №2.

Практический блок: приложение №3.

Блок контроля: приложение №4 (промежуточные результаты).


Список используемой литературы:

1.Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе: Метод, рекомендации по организации групповой работы. - М., 2000.

2.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками СПб.,2007.

3.Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991.

4.Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1993.

5.Гущина Т.Н. Я и мои ценности. Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников-АРКТИ,2008.

6.Иванов Н.Я., Личко А.Е. Диагностика характера подростков. - М., 1994.

7.Марковская И. Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

8.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - М., 1997.

9.Микляева А.В.Я – подросток. Программа уроков психологии. - СПб.,2006.

10. Микляева А.В.Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.:Речь,2006.

11.Немов Р.С. Практическая психология - М., 1998.

12. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – М.: Речь, 2003. – 248 с.

13. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

14. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. – М., 2011.

15. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения. – М., 2007.

16. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

17. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуац

18.Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов-на –Дону. 2007. – 208с.