Конспект практического занятия "Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе"

Комарова Татьяна Викторовна

 Занятие в рамках методического объединения педагогов-психологов "Социально-психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов" для воспитателей стационарных групп центра.

Цель занятия: обучение методикам работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций.<?xml:namespace prefix = o /??>

Задачи:

 

1.     развивать навыки управления межличностными конфликтами;

2.     развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском коллективе;

3.     формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

4.     формировать навыки выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания

социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних

«Возвращение»

Конспект

практического занятия

с воспитателями

«Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе»

(в рамках методического объединения педагогов – психологов и узких специалистов Центра: «Система сопровождения профессиональной деятельности специалистов Центра)

Исполнитель:

педагог – психолог  Комарова Т.В.


        Цель занятия: обучение методикам работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

  1. развивать навыки управления межличностными конфликтами;
  2. развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском коллективе;
  3. формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
  4. формировать навыки выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.

1. Стартовый шеринг. Время: 3 минуты.

«Наше сегодняшнее занятие посвящено конфликтам в детском коллективе. В ходе занятия мы с вами определимся с понятием «конфликт», будем формировать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском коллективе, формировать навыки управления межличностными конфликтами, развивать способы и стратегии эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

2. Упражнение «Я сегодня вот такая»

Цель: сплочение группы.

Время: 5 минут.

Ход упражнения:

Участники встают в круг. Каждый должен представиться, подумать и выразить при помощи позы, жестов, мимики то состояние, в котором он находится на данный момент, остальные участники повторяют его позу. Затем участник произносит слова: «Я сегодня вот такая» и показывает свое состояние при помощи позы. Затем участники группы повторяют фразу: «Это Татьяна, Татьяна сегодня вот такая» и воспроизводят ту позу, повторяют жесты, выражение лица участника.   Упражнение выполняется в левую  сторону от ведущего.

3. Упражнение «Гусеница»

Цель: демонстрация модели конфликтной ситуации.

Время: 10 – 15 минут.

Ход упражнения:

Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.

На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.

Обсуждение:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?
  2. Что хотелось сделать?
  3. Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?

4. Упражнение «Дискуссия»

Цель: исследование понятия «конфликт»

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

Участники делятся на две микрогруппы (раздаются пронумерованные карточки). В ходе работы в малой группе участники должны предложить определение понятия «конфликт между детьми в группе», предложить по 1-ой конфликтной ситуации и предложить ее решение.

Далее участники объединяются для обсуждения наработок.

В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликт определяется как отсутствие согласия между детьми.

Вопрос для обсуждения: из – за чего возникают конфликты в детском коллективе?

Существуют различные причины конфликтов.

  1. неприязнь детей друг к другу;
  2. пытаются занять лидирующею позицию в группе;
  3. не поделили игрушку;
  4. соперничество;
  5. разница в возрасте и др.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:

1.    Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей. Сказать детям, что вы поссорились, поспорили.

2.    Выявить круг вопросов. Выяснить из – за чего возник конфликт.

3.    Успокойте детей, по возможности. Предложите обсудить конфликтную ситуацию через какое – то время (оговорить через какое время конкретно).

4.    К этому времени подготовить свои варианты решения.

5. Приступись к разговору, выслушивая детей по очереди.

Ознакомить детей с правилами разрешения конфликтов для детей.

Вопрос для обсуждения: Давайте сформулируем правила разрешения конфликтов для детей.

Правила разрешения конфликтов для детей:

  1. Говорить спокойно.
  2. Говорить по очереди.
  3. Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
  4. Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель — целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена мнениями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на достижения соглашения сторон конфликта.

К навыкам управления конфликтом, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений — конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

1.    При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2.    Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение.

3.    Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

4.    Профессиональная позиция воспитателя (педагога) — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.

5.    Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

1)    уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2)    сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;

3)    компромисс— взаимные уступки обоих сторон;

4)    эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);

5) сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;

6)    силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

        Вопрос для обсуждения: Какой исход на ваш взгляд является наиболее предпочтительным?

Предлагаются следующие принципы, которые позволяют успешно разрешить конфликт:

•      в решении проблемы учитывать нужды каждого;

•      использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему или задачу — в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

Навыки, которые необходимо сформировать у детей, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:

•      развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

•      оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

•      высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

•      нейтрализовать борьбу за власть;

•      учить детей управлять эмоциями;

•      формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

•      вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Информационный лист.

Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций:

  1. Прервать конфликт.
  2. Избавиться от «зрителей».
  3. Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.
  4. Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.
  5. Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.
  6. Оценить обстановку, выяснить, что произошло;
  7. Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для ребенка, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

5. Упражнение «Топтыжка»

Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

«Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я  наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине.  Марина говорит: « Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д.

Объяснения могут быть  любыми, но не должны повторяться.

Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Рефлексия.

Это упражнение поможет научиться не обижаться и не держать зла на людей нечаянно причинивших вам боль или создавших вам неудобства, дискомфорт.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Так бывает и в детском коллективе

Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль.  Необходимо, по возможности, готовить себя к таким ситуациям.

Очень важно развивать у детей навыки контроля чувств.

6. Упражнение «Веревочки»

Цель: иллюстрировать позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Время: 10 – 15 минут.

Инструкция: 

Разделитесь на А и Б (происходит деление на пары). Сейчас вы встанете в пары А с Б, возьмитесь за концы карандаша и тяните карандаш каждый в свою сторону.

Но прежде, чем вы начнете выполнять упражнение, каждый получит секретную инструкцию. Прочитайте ее, но никому не показывайте.

Тренер раздает листочки с дополнительными инструкциями.

Для «А»: «Ваш партнер хочет склонить вас на свою сторону. Вы с этим не согласны».

Для «Б»: «Вы должны постараться вытащить партнера из «болота». Старайтесь изо всех сил, а то он утонет».

По сигналу тренера пары начинают выполнять упражнение.

Обсуждение:

  1. Каждый назовите свою инструкцию (тайную)?
  2. Что вы чувствовали когда выполняли упражнение?
  3. Добились ли вы результата?
  4. Какой был бы результат, если бы инструкция была известна.

Это упражнение иллюстрирует позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Очень часто в конфликтных ситуациях между воспитателем и воспитанником строятся отношения, противодействия друг другу.

        Позиция участников группы «А» иллюстрирует детскую позицию в конфликте, каждый «тащит одеяло на себя», но есть и другие способы добиться цели, договориться, уступить. Детская позиция: «Если я хочу, то мне нужно этого добиться любой ценой. «Вынь, да положь».

Позиция участников группы «Б» иллюстрирует позицию воспитателя, который пытается вытащить детей из конфликта. Он пытается найти способ удовлетворить их желания, достичь цели, но дети об этом не знают.

        Вывод: Нужно, чтобы детям было понятно, его они хотят друг от друга, и что у других детей тоже есть свои интересы. Воспитателю нужно донести до детей, что он им старается помочь детям достигнуть интересы и направить все усилия, чтобы найти способ для достижения цели. Если воспитанник понимает, что воспитатель хочет ему помочь, а воспитанник сам отвечает за свои поступки.

        Помочь – это значит дать возможность ребенку самому решить свои проблемы.

7.Заключительный шеринг.

Раздать информационный лист.


 

Комментарии

Лазарева Ольга Геннадьевна

Хороший конспект по заявленной проблеме. Предлагаю не останавливаться на достигнутом. Рассмотреть вопросы конфликтов воспитателей и воспитанников.