Презентация на тему Социально-педагогическая реабилитация неблагополучных семей

Филонова Евгения Вениаминовна

КРИМИНОГЕННОСТЬ НЕДОСТАТКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ

Неблагополучная ситуация в семье является причиной уходов ребенка из семьи – бегство (бегство – средство  давления на окружающих для того, чтобы быть услышанным; бегство – способ проявления образа жизни; бегство – поиск другой жизни, связанный с психологическими проблемами, что способствует подросткам вступать в контакт с преступным миром).

Кризис нравственности, низкая культура внутрисемейных отношений, рост числа функционально-несостоятельных и деморализованных семей, семейный алкоголизм, как крайняя форма деморализации приводит к формированию отрицательных влияний на подростка.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют  неблагополучными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная реабилитация неблагополучных семей Специалист по социальной работе БУ «Новочебоксарский медицинский центр» Минздрава Чувашии Филонова Евгения Вениаминовна

Слайд 2

Семья, первый инструмент социализации, считается самым важным криминогенным фактором, что показывают наблюдения и исследования, проведенные среди воспитанников социально-реабилитационного Центра г.Новочебоксарска: - для 50% опрошенных семья - пример для подражания негативным образцам; - в 45% случаях родительская власть, карательные методы воспитания вызывают неврологические расстройства у детей; - 49% показывают дефицит родительской любви – подросток испытывает серьезный недостаток эмоционального общения, что связывает его с криминальным окружением; - 18% детей испытывают серьезное эмоциональное отторжение в семье –«ни на что не способен», «уродлив» и т.д.; - у 33% - неудовлетворительные эмоциональные отклонения –двойственность родителей (любовь и невыраженная агрессивность) вызывают чувство сильной тревоги и беззащитности.

Слайд 3

Качество семьи определяется рядом параметров конкретной семьи: 1. Демографический – структура семьи полная или неполная; одно – мало – или многодетная. 2. Социально-культурный образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества, вид семейного воспитания, характер и авторитет родителей. 3. Социально-экономический – имущественной характеристики и занятость родителей на работе. 4. Технико – гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Слайд 4

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм принятых в данном обществе, наблюдаются “по вине” семьи в следующих случаях: 1) родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения; 2) родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие . В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки; 3) родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации; 4) родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка).

Слайд 5

КРИМИНОГЕННОСТЬ НЕДОСТАТКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ Неблагополучная ситуация в семье является причиной уходов ребенка из семьи – бегство (бегство – средство давления на окружающих для того, чтобы быть услышанным; бегство – способ проявления образа жизни; бегство – поиск другой жизни, связанный с психологическими проблемами, что способствует подросткам вступать в контакт с преступным миром). Кризис нравственности, низкая культура внутрисемейных отношений, рост числа функционально-несостоятельных и деморализованных семей, семейный алкоголизм, как крайняя форма деморализации приводит к формированию отрицательных влияний на подростка. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучными.

Слайд 6

Выделяют следующие виды неблагополучных семей: 1) криминогенная семья; 2) аморальная семья; характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией; 3) проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой; 4) неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре; 5) псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Слайд 7

Криминогенная семья - такая, члены которой совершают преступления. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрируется детям, подросткам, образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) криминогенный потенциал.

Слайд 8

Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, наркомания, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формированию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключают возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье. Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6-7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят. Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что наносит детям сильную психологическую травму.

Слайд 9

Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома, “улизнуть” под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Слайд 10

Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникнуть в неполных семьях. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказываться на формировании личности ребенка, подростка. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте. Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые у детей и подростков носят чаще отрицательный характер, порождая у них чувство собственной неполноценности, “ущербности”, зависти, эмоционального голода. Такая ситуация порождает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросивших семью.

Слайд 11

Псевдоблагополучная семья, или, как ее определяют психотерапевты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания.