ПРОЕКТ: "Компьютер Времени"

Хадеева Валентина Александровна

Проект «КОМПЬЮТЕР  ВРЕМЕНИ»

Автор: Хадеева Валентина Александровна, учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ №22 города Волгодонска

        Суть проекта

 Проект представляет собой управляемую презентацию, которая даёт представление о компьютере разного времени: вчера, сегодня, завтра, рассматривает вопросы разработки компьютеров разных поколений и показывает, как они выглядели и как будут выглядеть. В проекте представлена интересная информация о достижениях учёных и моё представление о развитии компьютерной науки.

Цель проекта - дать познавательную информацию для учащихся об окружающем нас мире компьютеров, изменить их отношение к техническим средствам работы с информацией, так как скоро придётся отказаться от стандартных устройств вывода и ввода информации.

Содержание проекта

Презентация содержит 18 слайдов, на которых размещены: текст, графика, управляющие элементы. Фон проекта я выбрала специально по теме, изображение времени. При запуске программы пользователь попадает в главное меню, состоящее из ссылок на три основных вопроса, рассматриваемые в проекте (ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА). Для обоснования третьего вопроса я сделала ссылку на текстовый файл, в котором любознательный пользователь может подробно получить информацию о компьютерах завтра. Подсказки и ссылки облегчают поиск необходимой информации и помогают в навигации по документу.

Реализация проекта

Работа выполнена в программе Power Point. В качестве объектов, использованных в среде, можно перечислить: - фотографии и графические объекты, которые акцентируют внимание пользователя (файлы в формате jpg, bmp).

Моя презентация может быть использована как наглядное пособие по информатики, окружающему миру и во внеклассной работе.

(Чтобы сжать свой проект я разбила его на три части, которые представлены перед вами.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kompyuter_vremeni_1.zip1.59 МБ
Package icon kompyuter_vremeni_2.zip2.54 МБ
Package icon kompyuter_vremeni_3.zip2.92 МБ

Подписи к слайдам:

КОМПЬЮТЕР ВЧЕРА
Макет вычислительной машины
ENIVAC
-
I (1955
г.)
ВЧЕРА
ЗАВТРА
СЕГОДНЯ
Поколения ЭВМ
выход
КОМПЬЮТЕР ВРЕМЕНИ
Автор: Хадеева Валентина
МОУ СОШ №22 г.Волгодонск
Период
времени
Элементная
база
Быстро действие
(операций/сек)
Объём
ОП
Устройства ввода/вывода
Программное обеспечение
Примеры
1946 –1955
Электронные лампы
2 – 2 тыс.
2 Кбт
Перфоленты,
перфокарты,
магнитные
ленты
Машинные
коды
БЭСМ-1,
М-1,
Урал-1
1955 –1965
Транзисторы
100 – 150 тыс.
2 – 32
Кбт
Магнитные
барабаны,
магнитные
диски
Языки высокого уровня
БЭСМ-6,
М-222,
IBM
-701
1966 –1979
Интегральные схемы (ИС)
1 млн.
64 Кбт
Многотерми-
нальные
системы
Операционные системы
ЕС-1030,
IBM-360

1980 –1989
Большие интегральные схемы
(БИС)
10 – 100 млн.
2 – 8 Мбт
Сети персональных ЭВМ
Базы, банки данных
Эльбрус,
ILLIAC 4
1990 –…
Сверхбольшие интегральные схемы CБИС
Более 100 млн.
10 Мбт –
Оптические
и лазерные
устройства
Экспертные системы
Blue

Gene
/L
Поколения ЭВМ
а
бак

счёты

арифмометр
Появление ЭВМ диктовалось прежде всего потребностями физических и инженерных наук.
Прогресс идет в основном по пути развития того, что уже изобретено и придумано, - прежде всего за счет повышения мощности и миниатюризации элементной базы самих компьютеров.
КОМПЬЮТЕР ВЧЕРА
меню
КОМПЬЮТЕР ВЧЕРА
Вычислительная машина
DEC PDP-1 1960
г.
КОМПЬЮТЕР ВЧЕРА


Предварительный просмотр:


Живой нейрон –

прототип нейрочипа.

Компьютеры сегодня могут практически все, нейрокомпьютеры – многое. Чаще всего их «всемогущество» зависит от четкого следования алгоритму, иногда от правильной адаптации программы к поступающим данным, а порой – от возможности на собственном опыте обучаться выполнению поставленных задач. Причем в последнем случае даже разработчики компьютерных программ не всегда понимают причины подобной сообразительности.

Успехи традиционного подхода, когда человек четко задает машине определенную задачу, поистине огромны и вполне устраивают пользователей, стремящихся получить конкретный результат. Однако далеко не все жизненные задачи удается решить путем жесткого программирования действий электронной машины, поэтому одной из важнейших на сегодня задач для кибернетики является создание    интеллектуальных систем, способных к самообучению и не нуждающихся в услугах квалифицированных программистов. Разработчики таких обучаемых компьютеров вполне резонно решили воспользоваться методом копирования принципов работы человеческого мозга, и, судя по достигнутым результатам, некоторые из этих умных машин уже приблизились к имитации того, как Homo Sapiens думает и анализирует.

Человеческий мозг состоит «всего» из нескольких десятков миллиардов нейронов и нескольких сотен миллиардов связей между ними, причем время реагирования отдельно взятого нейрона измеряется сотыми долями секунды. С высоты «понимания» современных суперкомпьютеров, осуществляющих в секунду десятки триллионов операций, это непозволительно мало. Ведь даже обычный процессор Intel Pentium 4 содержит около 200 миллионов транзисторов, а подключаемая к нему оперативная память имеет объем до 4 Гбайт, и при этом на простейшую логическую или арифметическую операцию он тратит меньше одной миллиардной доли секунды. Современные нейросети по своей мощности пока достаточно скромны – они достигли только уровня нервной системы улитки или дождевого червя. Однако даже простейшие нейрочипы, содержащие по 64 нейрона со 128 входами каждый, гораздо быстрее решают задачи распознавания электронных изображений, чем их традиционные собратья, снабженные миллионами транзисторов.

Основным элементом любого нейрокомпьютера является электронный аналог живого нейрона. Биологический нейрон имеет несколько нервных отростков – дендритов, принимающих нервные импульсы, и один-единственный отросток – аксон, способный передавать импульс возбуждения дальше. Аксон, разветвляясь, контактирует с дендритами других нейронов, соединяясь с ними через специальные образования  синапсы, которые влияют на силу передаваемого следующим нейронам импульса.

Импульсы, поступившие к нейрону по нескольким дендритам, суммируются с учетом не только их силы, но и длительности. Если общий импульс превышает пороговый уровень, то нейрон возбуждается и формирует собственный импульс, передаваемый далее по аксону.

Причем пропускная способность синапсов может изменяться  со временем, а значит,  модифицируется поведение и соответствующего нейрона, и всей нейронной сети в целом.

Примерно так же работают и электронные нейроны, только роль импульса возбуждения в этом случае выполняет электрическое напряжение, а возбудимость нейрона моделируется некой функцией, зависящей от суммы входных сигналов. Причем сигналы-напряжения, пришедшие по разным проводам-дендритам, перед суммированием умножаются на разные коэффициенты. Естественно, что в процессе обучения и настройки нейросети изменяют именно те коэффициенты, с которыми происходит суммирование сигналов. Коэффициенты, с которыми складываются сигналы, – это как раз и есть та долговременная память, в которой хранится алгоритм работы обученной нейросети. К электрическому аксону подключаются входы нейронов следующего уровня сети, и таким образом реализуется требуемый параллельный вычислитель, способный распознавать и классифицировать поступающие на вход сигналы.

Основное свойство как природных, так и искусственных нейросетей – это возможность изменения силы взаимосвязи между нейронами. Структура нервной системы нашего мозга и нейрокомпьютера остается практически неизменной на протяжении всего жизненного цикла, и изменениям в процессе обучения и адаптации подвергаются только пропускная способность синапсов и весовые коэффициенты, с которыми складываются сигналы в электронном аналоге мозга.

Условные и безусловные рефлексы есть не что иное, как устойчивые связи, возникающие между рецепторами и нейронами в процессе исполнения той или иной команды. Но если взять, к примеру, такое естественное для человека действие, как отдергивание руки от горячего предмета, то в этом случае все связи возникли еще до появления его на свет и обучения не требуется. А такой навык, как езда на велосипеде, приобретается только в результате тренировок. Научившись же, человек ездит на нем «автоматически» и лишь в критической ситуации включает мозг, пытаясь восстановить равновесие или избежать возникшей опасности.

Примерно так же работают и нейросети, учась узнавать буквы и звуки, отличать танки от вертолетов, предугадывать падение цен на нефть и тому подобное. При всей схожести принципов работы процесс обучения электронного мозга еще более непредсказуем, чем биологического. Во всяком случае, на сегодня никто не сможет дать гарантии того, что та или иная нейросеть «научится» решать поставленную задачу за определенный период времени. Более того, вполне возможно, что обучение может быть принципиально невозможным. Опять же, как и у людей: один, сколько ни бейся, никогда не заиграет на скрипке, а другой, как ни старайся, никогда не научится плавать. Одна из возможных причин подобной несостоятельности – недостаточное «богатство» определенных видов нейронов и типов связей между ними. Другая причина может крыться в изначально неверном подходе к методике и средствам обучения, иначе говоря, в неправильном выборе алгоритма процесса тренировки.

Что же касается «интеллектуальных способностей» нейронных сетей, то перед ними часто ставят заведомо нерешаемые, некорректные задачи, направленные на выявление взаимосвязей между предметами или событиями, не сопоставимыми ни по каким параметрам. Рекламные лозунги, декларирующие то, что нейрокомпьютеры умеют обрабатывать искаженную или частично поврежденную информацию, отчасти правдивы, но в определенных пределах.

Одной из основных и весьма привлекательных особенностей нейросетей является параллельность обработки поступающей информации. Входной сигнал после некоторой его фрагментации и разделения на существенные составляющие сразу поступает на входы всех нейронов, и та часть сети, которая опознает сигнал как некий объект выдает выходной сигнал, сообщая о типе обнаруженного объекта. Остальные выходные нейроны при этом остаются в состоянии покоя, поскольку знакомых им объектов не наблюдается.

Распознавание образов – это, возможно, самый популярный тип задач, решаемых сегодня с помощью нейросетей. Их использует даже служба ГАИ, следя посредством телекамер и нейрокомпьютеров за движением всевозможного транспорта и пешеходов.

Второй по популярности является такая разновидность заданий, как предсказание и прогнозы развития различных, не описываемых аналитически зависимостей и событий – успешная предсказательная «деятельность» нейросетей сегодня доказана и математически, и практически. Так, достоверно известно, что многослойная нейросеть может достаточно точно описывать и сколь угодно сложные функциональные зависимости, и задачи краткосрочного прогноза – например, результаты выборов и ситуации на фондовом рынке.

Как известно науке бионике, человек издавна пытался позаимствовать у природы полезные для себя идеи. Одной из наиболее ярких математических проблем, решенных только в конце XX века, стала так называемая «проблема останова». Причем ответ на вопрос, можно ли сделать абсолютно устойчивую вычислительную машину, оказался отрицательным. Увы, но машина всегда может «зависнуть» или зациклиться, не сумев вовремя остановиться, выполняя недопустимую программу. Для всех без исключения вычислительных машин крайне важно, чтобы они могли работать непрерывно, не зависая на пустом переписывании бит, а также на ненужных действиях по умножению и сложению. Математикам очень хотелось доказать, что существует универсальный алгоритм, позволяющий ЭВМ избежать разного рода казусов, возникающих при запуске незнакомых программ и обработке некорректных данных.

Но оказалось, что такого надежного алгоритма в принципе не существует, поскольку на любое действие существует противодействие. Как бы ни была умна машина, зная то, как она проверяет корректность команд и инструкций, всегда можно сочинить такую программу, на которой компьютер «собьется» и не сможет остановиться, принимая решение о том, что целесообразнее – приступать к выполнению программы или нет. Так что сегодня с математической точностью доказано, что любая классическая ЭВМ (в том числе и та, на которой набирался и печатался этот текст) может легко «зависнуть» и «сойти с ума», если заставить ее сделать нечто из ряда вон выходящее. Причем если разнообразные вирусы вполне сознательно парализуют работу индивидуальных компьютеров глобальной сети, то стандартное зависание хорошо знакомой операционной системы Windows, как правило, просто следствие некорректной работы с программами.

Аналогичные процессы происходят и с нейрокомпьютерами, они тоже «болеют» этой болезнью, да и сам термин «сойти с ума» имеет биологическое происхождение. Правда, применительно к нейросетям обычно употребляют другой медицинский термин – «паралич системы». Так что нейросети бывают не только обученными, но и переобученными, когда они полностью перестают ориентироваться в предлагаемой информации. То же самое, как известно, может происходить и с людьми. В кибернетике чудес не бывает, и нейросеть, работающая «вахтером», то есть специализирующаяся на различении изображений взрослых мужчин и женщин, почти наверняка даст сбой, если ей для опознания предложат фотографии детей. Известный афоризм, утверждающий, что «правильно поставленный вопрос есть половина ответа», имеет самое непосредственное отношение и к нейрокомпьютерам.

Если традиционные электронные калькуляторы при нехватке данных или некорректно поставленных граничных условиях не станут решать задачу, то нейросети могут просто не заметить того, что у них оторвалась пара глаз. Они продолжат анализировать искаженную информацию, будучи «уверенными» в том, что предъявляемые объекты просто не входят в круг интересов хозяина и поэтому их нужно игнорировать. Понятно, что контроль целостности и работоспособности всей системы – это отдельная задача, и решать ее нужно с помощью другой нейросети, но принципиальное отсутствие критики в отношении к входным данным заставляет разработчиков четко оговаривать тот круг объектов и задач, с которыми может работать их система.

Специализация нейросети достигается на этапе обучения, когда тем или иным способом формируются значения весовых коэффициентов, определяющих силу связей между различными нейронами. Именно структура взаимосвязей оказывает решающее значение на принятие решения конкретным нейроном и всей сетью в целом. Подбор правильного методического материала – одна из главных проблем широкого внедрения нейрокомпьютеров. Очень часто нейросети моделируют на обычных компьютерах без применения специальных нейрочипов. Причем такие чисто программные нейрокомпьютеры неплохо работают, легко распознавая иероглифы, рукописный текст и внятную членораздельную речь. Правда, с распознаванием слитного письма дела пока обстоят довольно плохо, зато буквы, написанные раздельно или в специальных квадратиках, сегодня распознают даже миниатюрные ручные компьютеры размером с ладонь.



Подписи к слайдам:

ВЧЕРА
ЗАВТРА
СЕГОДНЯ
КОМПЬЮТЕР ЗАВТРА
выход
КОМПЬЮТЕР ВРЕМЕНИ
Автор: Хадеева Валентина
МОУ СОШ №22 г.Волгодонск
Phantom Desktop позволяет
"чувствовать" информацию.
КОМПЬЮТЕР ЗАВТРА
Поддержка новых технологий (цифровой, 3Д);
Совместимость с приложениями, устройствами
;
Дополнительный уровень защиты;
Умение «чувствовать» информацию;
Увеличение количества путей обмена
информацией;
Эффективный интерфейс пользователя
и программ.
Компьютеры нового поколения, должны быть ориентированы на решение задач искусственного интеллекта, основной задачи компьютерной науки – хранения, обработки и передачи информации.
Есть компьютеры с неклассической архитектурой – нейрокомпьютеры.
В них моделируется работа нейронов, из которых состоит мозг человека.
КОМПЬЮТЕР ЗАВТРА
меню
КОМПЬЮТЕР ЗАВТРА