Жукова Наталья Валерьевна

Сайт учителя начальных классов

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Мне интересна работа с детьми

Увлечения: Рукоделие

Регион: Московская область

Населенный пункт: Электросталь

Место работы: СОШ № 22 с УИОП

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zhukova-natalya-valerevna
И это пройдёт.
Соломон

О себе

После 10 лет работы ушла из школы, о чем жалею. Вернулась 3 года назад. Работаю с детьми с огромным удовольствием.

Мой взгляд на мир

Ироничный

Моё портфолио

Ярмарка ремесел

Праздник, приуроченный к встрече Масленицы

Цели: познакомить ребят с различными ремеслами, популярными в России;

            познакомить с традициями празднования Масленицы.

Ход занятия:

  1. Встреча гостей. Зазывалы-скоморохи прыгают, кувыркаются, читают стихи.

Эй, народ честной!
Не спеши, постой!
Эй, честные господа,
Ну-ка слушайте сюда!

Приходи честной народ,
В гости ярмарка зовёт.
На все вкусы и лады –
Вам торговые ряды.

Расступись, честной народ,
Не пыли дорожка,
Сюда ярмарка идёт
Погулять немножко.

Песен русских, да с частушками
Можно много услыхать.
Пареньки поют с девчушками,
Веселее не сыскать.

Эй, танцоры!
Сюда поскорей спешите.
Для всеобщего задора
Танцы ваши покажите!

  1. Гости рассаживаютсяв школьном музейно-выставочном зале «Истоки»
  2. Звучит русская народная песня в исполнении ученицы класса; мелодия «Край родной» - ученик играет на флейте.
  3. Создатель музея рассказываетоб истории создания музея, о собранной коллекции, показывает самые интересные экземпляры.

Участники праздника сидят в интерьере музея, демонстрируя различные ремесла, которыми владеют: вязание, вышивка, бисероплетение, ткачество, лепка. Каждый из них рассказывает об истории возникновения, развитии и современном применении того или иного вида ремесла.

www

Изделия из мелких бус и бисера были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии этот вид народного творчества является неотъемлемой частью культуры.
Свое название бисер получил от арабов — «буера» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг».

Легенда о появлении стеклоделия гласит, что когда-то купцы из Фили кии перевозили из африканской долины Нила по Средиземному морю природную соду и высадились на песчаном берегу на ночлег. Купцы развели костер, чтобы приготовить на нем пищу, но оказалось, что обложить его было нечем. Тогда они придумали использовать для этой цели куски соды. Утром в золе, к своему великому удивлению и радости, купцы нашли твердый сверкающий слиток, прекрасный и чистый, как вода. Так появилось стекло.
Однако до изготовления собственно бисера было еще далеко. Только в I тысячелетии до н. э. с изобретением стеклодувной трубки. Открытие техники выдувания стекла с помощью трубки по одной версии приписывается финикийцам, по другой — египтянам.

Стеклянные украшения, амулеты, посуду часто находят при археологических раскопках в Египте, Греции, Месопотамии, Китае, Индии.
Добавляя в стекломассу медь, марганец, кобальт и другие материалы, древние мастера получали стекло зеленого, пурпурного и голубого цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, пользовались большой популярностью как среди женщин, так и среди мужчин.

Со временем технология изготовления стекла совершенствовалась. Уже в I в. до н. э. умели получать прозрачное, бесцветное и окрашенное стекло.

www

Вязание не требует ни ткацкого станка, ни какого-либо другого крупного оборудования.

 Мы с вами, наверное, так никогда и не узнаем точную дату появления вязания. Можно лишь догадываться о том, что вдохновило древнего человека взять в руки два тонких прутика (а может это был прототип современного крючка?) и сделать первую в истории вязания петлю. К сожалению, древние вязаные образцы не дожили до наших дней. Нам в наследство остались лишь изображения, свидетельствующие о том, что вязание является одним из древнейших видов искусства. Старейшая находка, связанная с вязанием, напоминает носок. Датированы чулки 11-14 в до н.э.

Вязание постоянно развивалось и совершенствовалось, на вязаные вещи всегда были очень дорогими. На них всегда был большой спрос.


 Вообще вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера с помощью узора из цветных нитей – существует очень давно. Уже в Древнем мире было известно множество способов и видов вышивки. В основном она символизировала определенные верования того или иного народа, являлась своеобразным талисманом от темных сил и злых духов. Также, например, в Древнем Египте, определенная вышивка означала социальное положение человека: самая красивая, разноцветная, богатая вышивка делалась на одежде только у особ царского рода, фараонов; у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала.

Разумеется, вышивка была распространена не только в Египте, но и, например, в Древней Греции, где была найдена домашняя утварь, на которой изображены женщины, вышивающие на пяльцах. Сохранились до наших дней и древнекитайские изделия из шелка, на которых искусно вышито золотыми и серебряными нитями.

У славянских народов изначально вышивка имела религиозный характер, была так называемым оберегом от зла. Недаром вышивка находилась на крае рукавов, воротнике, подоле, то есть в тех местах, где тело открыто. Совсем другие, определенные узоры предназначались для праздничных, ритуальных и свадебных нарядов. Вышитые изделия дарили ребенку при рождении, считалось, что они охраняют его от нечистой силы.

Позднее вышивку стали использовать не только как символы божества, обереги, но и как украшение одежды и предметов быта – занавесок, скатертей, постельного белья,головных уборов, рубах, полотенец и так далее. Женщины умели вышивать самые разнообразные узоры: от геометрических фигур до различных сцен из повседневной жизни.

www

Стараясь усовершенствовать свое  умение плести человек искал более длинные нити, что бы в результате получить более прочное и привлекательное изделие. В результате поисков человек уяснил, что некоторые растения позволяют получить более длинные нити, к примеру, крапива или конопля, а еще шерсть некоторых животных. Именно таким образом еще в давние времена зародилось ткачество. Долгое время человеку приходилось ткать нити вручную, а со временем появилось веретено с пряслицем.

С тех времен ткачество значительно изменилось. Были выработаны новые способы, появились более улучшенные инструменты, человек усвоил, как создавать огромные полотна ткани и ковры из шерсти. В 1949 году исследователи представили миру шерстяной ковер, древнее которого на земле нет. Он был найден в горах Алтая.

www

Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса, бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глинабывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы.

Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глинасначала использовалась для покрытия плетеных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды, которая лепилась таким образом: глину раскатывали в лепешку и загибали края.

Технику обжига открыли также случайно: промокшая корзина была оставлена у огня для просушки, а в итоге обрела совершенно новые качества, которые позволили хранить в ней жидкость. Благодаря этому случаю, глину начали использовать в быту все чаще, изготавливая из нее сосуды для приготовления и хранения пищи. После изобретения гончарного круга глиняные сосуды обрели более аккуратные и красивые формы, а из цельных кусков глины лепили ритуальные статуэтки.

  1. Учитель рассказываето плетении на коклюшках, демонстрирует изделия.

www

Кружево — это текстильное изделие с орнаментальным оформлением, оптический эффект которого вызван просвечиванием фона сквозь разреженные участки между плотными орнаментальными рисунками. В России кружевоплетением занимались женщины всех сословий.  Оно всегда служило выражением народного творчества. В изяществе его линий и декоративности узоров живет неувядаемая прелесть исконно русского народного искусства.

Русские кружева отличаются большим разнообразием по замыслу,  материалу и исполнению. Все исследователи русского кружева отмечают, что в исторических документах упоминание о нем впервые встречается в 13 веке в Ипатьевской летописи. Кружево – окантовка, окружавшая изделия из кости, металла, меха, кожи, холста – писалось через букву «и» – «круживо». Но с течением времени в русском народном ремесле кружевом стали называть шитую или плетеную на коклюшках прозрачную ткань, обработанную узором и представляющую собой узкую или широкую полосу с зубцами или без. Затем его развитие и видоизменение можно проследить  во все последующие века. Кружева украшали платья царей и цариц, великих князей и княгинь, бояр, купцов и прочих сословий.

Русское народное плетение на коклюшках отличали характерные узоры, приемы плетения. Сделанные из холста и вышитые  бытовые предметы – ручники, настольники – законченные льняным счетным кружевом, говорят о возникновении этих первобытных узоров в той же среде, где родились холст и льняная нитка. Русское народное кружево изо льна существовало и развивалось в крестьянском быту еще тогда, когда в России употреблялось много металлического кружева, своего и иностранного, когда наряду с русским нитяным кружевом в быт вместе с западной одеждой  в 18 веке вошли нитяные кружева западноевропейского типа.

 

www

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!



ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

       www

 

  1. В конце занятия гости и участники праздника приглашаются за столы.

Угощаем чаем и блинами. Звучат народные песни в исполнении ансамбля «Золотое кольцо»

 

 

 

 

Литературное занятие в 1 классе «Читаем, рисуем и играем сказку»

Цели и задачи: - развивать интерес ребенка к чтению;

                        - познакомить детей с работой художников-оформителей ;

                        - познакомить детей с творчеством Е.Д. Поленовой;

                        - развивать интерес ребенка к искусству театра.

Ход занятия:

  1. Показ слайдов«Сказки, предания и легенды в картинах русских художников»

Из глубины тысячелетий предки передали каждому из нас наследство воистину бесценное - сказки, предания, былины, легенды.

  1. Сказочная викторина.

 Как звали кота, который с большим энтузиазмом укреплял фермерское хозяйство? (Матроскин)

 Как звали кошку, которую Фрекен Бок принесла в клетке в дом Малыша? (Матильда)

 Как звали кота, который вместе со своей хитрой сообщницей занимался мелким мошенничеством? (Базилио)

 Как звали кота, который призывал окружающих жить в мире и согласии? (Леопольд)

 Назовите знаменитого мужчину, который был в самом расцвете сил? (Карлсон)

 Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

 Как зовут самого высокого милиционера города Москвы? (Дядя Степа)

 Как звали ручную крысу старухи Шапокляк? (Лариска)

 Как звали друга крокодила Гены? (Чебурашка)

 Любимое лакомство Вини Пуха? (Мед)

Кто из героев русских народных сказок сказал...?

«Сивка-Бурка! Вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой».(Иванушка – дурачок. Сказка «СИВКА – БУРКА»)

«Слышим, слышим, да не матушкин это голосок.» (Козлята. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»)

«Несет меня лиса за темные леса,за быстрые реки ,за высокие горы...» Петушок. Сказка «Петушок – золотой гребешок»)

"Лягушка, лягушка, отдай мне стрелу".(Иван – царевич. Сказка «Царевна – лягушка»).

 «Битый небитого везет».(Лиса. Сказка «Лиса и волк»).

Сяду на пенек, съем пирожок».(Медведь. Сказка «Маша и медведь»).

 

 

  1. Елена Дмитриевна Поленова– одна из первых русских художниц - иллюстраторов.

 

Сказочный мир Елены Поленовой

 

Знаете ли вы, ребята, кто был одним из первых иллюстраторов сказок в России? С чьим именем связано создание детской книги? Это прекрасная художница Елена Дмитриевна ПОЛЕНОВА (1850—1898), человек редкой душевной чистоты и таланта. С молодых лет она приобщилась к искусству, училась у П. П. Чистякова, И. Н. Крамского, у своего брата, всем вам хорошо известного художника В. Д. Поленова. Народное творчество и ремесла были ее любовью. Именно Елена Дмитриевна возродила почти забытое искусство резьбы по дереву. А каким она была певцом среднерусской природы, историческим живописцем!

 

В библиотеке музея-заповедника «Абрамцево» хранится серия детских книжек, иллюстрированных художницей Еленой Дмитриевной Поленовой. Возникает ощущение, что они дошли до нас из далеких времен - поблекшие тона бумаги, приглушенный колорит иллюстраций, буквы, выписанные с разным нажимом. Сказки Поленовой особенные. Это не литературно обработанные тексты, а народные, крестьянские сказы. В одном из ее писем упоминается бабушка Федосья - мастерица придумывать веселые небыли. Они очень нравились самой художнице. С ее именем связано создание русской детской книги.

Изучение   крестьянского  быта и работа над иллюстрациями к сказкам - наиболее важные сферы творчества Елены Дмитриевны. Она считала, что «между ними существует положительное сродство, то и другое (сказки и деревянные резные вещи) основано главным образом на том, что я зачерпнула из народного творчества».

Есть у Поленовой неопубликованная сказка «О Маше и Ване». Ее сочинила, или пересказала, мать художницы. Иллюстрации и обрамляющий их узор русской вышивки выполнены от руки на 24 листах. В нашем воображении встает вечерний полумрак уютной старинной детской, где каждый эпизод рассказа переживется детьми. Но и в изданиях, отпечатанных типографским способом, предназначенных для широкого круга читателей, художница сохраняет столь драгоценное ощущение рукотворности. Кажется, что книга любовно сделана только для тебя, а не для многих людей.

Действие происходит не в сказочном царстве, а в русской деревне, на фоне природы. Художница часто писала пейзажи, небольшие по размерам, лиричные,  в них особая открытость душевная проникновенность. В природе художницу интересовали обжитые уголки. Чаще сего ее работы исполнены в «лягушачьей» перспективе. Это мир леса, увиденный снизу вверх - словно ребенком, для которого он чуть-чуть таинствен, и в нем легко   может   родиться   сказка.

Цветы-купальницы разрослись как неведомые заросли, где недолго и заблудиться. Основное в пейзажах Поленовой - внимание к «мелочам», к «неглавным» обитателям леса: травам, цветам, грибам, насекомым. Они и становятся героями эскизов Поленовой.

Одна из ее любимых сказок «Война грибов». Ее она слышала от бабушки в раннем детстве, когда они проезжали по лесу в дорожной карете. Поленова писала, что постаралась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб - это существо совсем живое и очень привлекательное». Действие художница переносит в хорошо ей знакомую абрамцевскую рощу. Образы грибов разнообразны и причудливы: здесь и «грузди - ребятушки дружны», «рыжички - богатые мужички», «белянки - столбовые дворянки», «волнушки - монастырские служки» и, наконец, «царь - грибной боровик, всем грибам полковник». Они даны на заставке книжки в таком виде, в каком попадают в лукошко грибнику и при этом незаметно оборачиваются фантастично разодетым, сказочным народцем. Художница словно приоткрывает таинственную завесу в этот малый мир. Пейзаж, терема и хоромы в древнерусском стиле не то изображены в уменьшенном масштабе, не то грибы и теремки вырастают до огромных размеров.

Ее герои согреты симпатией и теплотой. Хорошо зная деревенский быт, художница любовалась им в иллюстрациях - «ищем вдохновения и образцов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предметы их обихода». В сказке «Избушка на курьих ножках» интерьер избы дан очень достоверно. Зловещая дочка Бабы Яги (сказка «Сынко-Филипко»)    щеголяет   в расшитой русской рубахе, ее ступа расписана цветами. А вот Филипко приближается к острову, откуда зовет его Баба Яга, и в лодке - огромный красочный берестяной туесок.

Художница писала: «Завтра мы в той же художественной компании собираемся на Грибной рынок. Я набираюсь русского духа для сказок. Очень интересный этот Грибной рынок, кое-что зачертила и накупила курьезных глиняных животных, думаю, что некоторые из них пригодятся для сказок». Звери в иллюстрациях Поленовой походили на игрушечные; а игрушки - первое окружение ребенка - это подобие большого мира. Игрушечные животные всегда безопасны и добродушны. У детства свой непреложный закон, где добро сильнее зла.

Душевная теплота художницы отозвалась в творчестве. У нее был замысел написать картину «Детская» и создать образ русской няни. Через всю ее жизнь проходит преклонение перед домашним очагом.

Сказочный мир иллюстраций привел Поленову к мысли воссоздать театрализованный, полусказочный быт и в жизни. При содействии Е. Г. Мамонтовой, жены основателя Абрамцевского художественного кружка, организуется мастерская для обучения крестьянских детей столярному ремеслу. Главное ее назначение - возрождение народного промысла с сохранением приемов резьбы, обеспечение крестьян твердым заработком. Мебель, созданная по эскизам Поленовой, продавалась в Москве в специальном магазине и имела большой успех. В одном из ее писем читаем: «Наши вещи... идут хорошо, я полагаю исключительно благодаря новизне, оригинальности и стильности модели».

Для создания предметов быта Поленова изучала малоизвестные памятники. Предпринимались целые походы в соседние деревни. Много зарисовок сделала она и во время поездок по  России. Эскизы мебели создавались в большом количестве, чаще  всего - подвесных шкафчиков, вешалок, полочек. И ни один не повторяет другого.

Резьбу художница часто раскрашивала или покрывала позолотой, стараясь сделать изделия нарядными. Уточняла размеры, указывала, что гвоздики должны быть золочеными, а дерево - темно-мореным дубом. В шкафах было много удобных выдвижных ящичков, иногда закрывающихся на крохотные, словно из игрушечной мебели, задвижки. И в мебели Поленовой, как и в ее иллюстрациях и станковых работах, мы видим то же любование «мелочами».

В русской резьбе, вдохновившей художницу, широко встречаются мотивы, навеянные впечатлениями природы: цветы, плоды, животные, птицы. В своих орнаментах она чаще всего воспроизводит формы полевых цветов: чертополоха, одуванчика, ромашки. Располагает их в ритмической последовательности, стилизует - развертывает на плоскости таким образом, чтобы получился красивый узор. Во всем виден элемент веселой игры, фантазии. Художница не просто разрисовывала мебель цветами, а создавала образ - «шкапчик-луг», «шкапчик-сад». Так же, как в сказке «Война грибов», где гриб - это воин, так и шкаф Поленовой оборачивается то лугом, то садом, то избой. Будничный предмет начинает соотноситься со сказочным миром, где сияет солнце, светит месяц со звездами, а кот сидит на печурке и тут же сова с совятами. Вещи, созданные художницей, заставляют вспомнить русскую старину, торжественную обрядность древнего жизненного уклада. Про одну из работ критик В. Стасов писал, что «это сочинил какой-то неизвестный древний мастер нашей Руси».

В последние годы жизни художница исполнила множество набросков орнаментов. Они были использованы в дальнейшей ее работе над прикладными вещами. Изображения фантастических растений мало похожи на настоящие. Ей часто снились их причудливые сочетания, и, проснувшись, она спешила занести сновидения на бумагу.

В позднем творчестве соединились между собой два искусства: живопись и музыка. Художница обладала «цветным слухом», и много орнаментов родилось во время исполнения музыки. Та словно воплощалась в хрупкие растительные формы.

Абрамцево, где работала Поленова, значило для нее очень много. Атмосфера мамонтовского театра, насыщенная артистизмом и кипучей энергией актеров и художников, вдохновила на создание костюмов для постановок. А любовь к русской истории, чему поклонялись обитатели Абрамцева, проходит через всю ее жизнь. Одновременно с художником М. Нестеровым она начала работать над эскизом к картине «Отрок Варфоломей». Ей принадлежат замысел полотна о юности Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиевской лавры, видного общественного деятеля Руси; картины «Борис и Глеб»; полотна, связанные с началом Невской битвы. Она исполнила такие историко-бытовые холсты, как «Иконописная мастерская XVI века», «Боярский двор». Интерес к истории своего народа вызвал изучение древнерусской архитектуры, ремесел - всего того, что составляет фундамент русской культуры.

В прекрасных акварельных работах Елены Дмитриевны Поленовой, в иллюстрациях, изделиях прикладного искусства, многообразных занятиях - уходе за ранеными в госпитале, в просветительской и художественной деятельности видна ее талантливость, цельный характер, верный высокому общественному призванию.

 

 

Выставка книг, проиллюстрированных Е.Д. Поленовой.

 

  1. Выступление кукольного театрас постановкой сказки «Колобок».

Использован сценарий Олеси Емельяновой.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы