Мир живописи для дошкольников

Зинаида Ивановна Насонова


В программе детского сада важное место отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства. Возможности изобразительного искусства огромны. Необходимо понять и отобрать те картины, которые для ребёнка наиболее эмоционально значимы, а затем определить методы и приёмы работы с ними. Если вы заметите, что у детей появился интерес к изобразительному искусству, желание знакомиться с новыми картинами, значит, вам удалось, добиться нужного результата.

Восприятие картины - это познание художественного образа, возникающего в голове зрителя, которое может приближаться к образу, созданному художником. На целостное восприятие художественного образа влияют умения детей воспринимать и оценивать действительность, понимать образ при помощи взрослых, фантазировать, рассказывать, объяснять увиденное. Приобщение ребёнка к духовным ценностям формирует уровень культуры, воспитывает нравственные качества личности. Связное и последовательное изложение тесно связано с логическим мышлением и является одним из важных показателей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Направление нашего детского сада - художественно-эстетическое воспитание. Работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду», мы решили глубже остановиться на знакомстве с произведениями живописи, например: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан(«Золотая осень», «Март»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), В. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри») и др. и с художниками-иллюстраторами детской книги ( И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Коношевич, Е. Чарушин и др.). Так как искусство – не только средство познания действительности, но и источник воспитания, развития чувств, впечатлений. При восприятии художественного образа происходит его осмысление, осознание, после чего ребёнок передаёт свои впечатления в высказывании.

В своей работе помимо основной программы мы используем методическую разработку А.А. Грибовской «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», где подобраны интересные конспекты занятий по видам, жанрам, по возрастному принципу.

На основе разработки А.А. Грибовской мы выделили следующие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:


  • Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.

  • Различать виды и жанры изобразительного искусства.

  • Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.

  • Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.

  • Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.


В течение многих лет в детском саду собирали и создали художественный фонд – подбирали произведения изобразительного искусства: фотографии, иллюстрации, произведения графики, живописи (репродукции картин и картины), а так же дополнительный материал просмотр слайдов с применением ИКТ. На основе этих материалов по ознакомлению с живописью и иллюстраторами были созданы перспективные планы, чтобы работа проводилась последовательно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя знания детей.

В перспективном плане на год учитывали разные формы работы:

- посещение мини- музея

- занятия по ознакомлению детей с искусством

- занятия по рисованию

- кружковая работа, викторины

Устраивали выставки репродукций картин и книг художников- иллюстраторов перед занятиями или после занятий, на которых знакомили детей с данным видом искусства. Выставки постепенно обновляли новыми произведениями. На выставках проводили индивидуальную работу с отдельными детьми, с небольшими подгруппами, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как они воспринимают произведения искусства. Родителям предлагали продолжить работу с ребёнком дома.

Выставки организовываем как в группе, так и в определённом месте: приёмные групп, музыкальный зал с мини- музеем.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста проводим не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации). Занятия проводятся в группе, в музыкальном зале, в мини-музеях. Дополнительно ведём кружковую работу два раза в неделю во вторую половину дня. Занятия посвящаем одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.) или на определённую тему подбираем разные виды искусства (образ детей в живописи, в изображениях художников – иллюстраторов, графике).

В первой части занятия, рассматривая произведения искусства, детей учим выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Например: какого цвета снег, небо и как это передаёт художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т. д.

Во второй части занятия дети выполняют задание по рисованию на тему, которая соответствовала содержанию занятия.

Мы пытаемся каждое занятие сделать средством художественного развития, привлекая изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как это событие описали поэты, писатели.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатый или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить, если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают психологи, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

 

Комментарии

Сайт методиста ТЦ Сфера - Глушкова Ирина Геннадьевна

Детские работы - просто шедевры творчества!!!!!!!!!!