Ответственный выбор. Ищем школу.
Ответственный выбор (ищем школу).
Цель: Конкретизировать полученную информацию на консультации с учителями о выборе школы.
Каждый год первого сентября армия первоклассников нестройными рядами – кто со скандалами и истериками, кто, наоборот, с энтузиазмом и любопытством – отправляется в школу, учиться. Но куда? Каждый год задолго до первого сентября армия родителей начинает ломать голову, решая проблему выбора школы для ребёнка. Это раньше всё было легко и просто – твоя школа, сынок, та, которая ближе к дому. А теперь? Учебных заведений становится всё больше: государственных и негосударственных школ, гимназий, лицеев, школ-лабораторий, экспериментальных школ, специализированных школ, интернатов, школ-садов, загородных пансионов… Не говоря уже об обучении за границей: от рекламируемых там возможностей для ребёнка у родителей голова может пойти кругом. Обилие и разнообразие начальных учебных заведений, действительно, поначалу ставит заботливых папаш и мамаш в тупик.
Конечно, сложно, да и неправильно выбирать школу, исходя из критериев «хорошая» или «плохая». И какую школу считать хорошей? Ту, в которой хорошие учителя или ту, которая считается «престижной», в которой дети «из хороших семей», или же ту, где преподают и воспитывают по какой-нибудь экзотической системе? Вечный и вряд ли когда-нибудь разрешимый вопрос: какая школа лучше - та, где изучают три иностранных языка и преподают в первом классе этику и философию? Или та, где просто и бесхитростно научат вашего ребёнка уверенно читать, грамотно писать, и где ему будет хорошо и уютно?
Так какая она самая лучшая школа для человечка неполных семи лет? Сегодня можно и нужно найти такую школу, которая давала бы возможность именно вашему ребёнку раскрыться в полной мере. Сделать это, конечно, нелегко, тем более, что очень часто при приёме в школу родители первоклассников сталкиваются с первыми неприятными неожиданностями. Дело в том, что многие школы начали проводить тестирования будущих первоклашек. С одной стороны, казалось бы, именно тесты и собеседования помогают выявить особенности ребёнка и определить, какая школа будет для него наиболее подходящей. Однако на деле всё происходит не так. Зачастую школа просто-напросто объявляет, что происходит набор в элитные первые классы, а те дети, которые по каким-то причинам не произвели впечатления на собеседовании и тестировании, будут обучаться в обычных классах. Ничего себе педагогика – приклеить ребёнку ярлык «второсортного»! А как при этом чувствуют себя родители такого ученика?!
Но, однако, из этого не следует, что нельзя тестировать детей в школе, особенно первоклассников. Можно, но делать это необходимо профессионально. И не для того, чтобы «отсортировать», а для того, чтобы выявить особенности развивающейся личности, обеспечить психолого-педагогическую поддержку на протяжении всего периода обучения. Грамотная диагностика предполагает не процесс «отделения зёрен от плевел», а помощь.
В сегодняшней жизни всем непросто, но особенно страдают дети. По статистике лишь 3% от общего числа новорожденных рождаются абсолютно здоровыми. С соматическими и нервными заболеваниями в школу поступают до 50% учеников. В процессе обучения их число возрастает. Такого не было ещё 15-20 лет назад. Поэтому сегодня очень важно учитывать реальные возможности детей. Сегодня нужно меняться школе, учителям, родителям. Зачастую тестирование в школах не только непрофессионально, но и предъявляет завышенные требования к будущим первоклассникам. Если малыш не умеет до поступления в школу читать, писать или считать, многие так называемые «педагоги» без лишних раздумий отправят его в класс «похуже». А ведь чтение, письмо и счёт – это как раз то, чему обязана учить начальная школа!
Если ваш ребёнок прошёл тестирование и оно выдало, по мнению школы, печальные результаты, забудьте об этих результатах! Если эта школа отказывается принять ребёнка, аргументируя это тем, что он якобы «слабо соображает» или ещё почему-то, - не жалейте о такой школе! Профессиональные психологи, проводя тестирование, обязательно объяснят, что, например, их школа не принесёт пользы ребёнку, так как она ориентирована на развитие интеллекта, а ваш ребёнок видит мир образно. И обязательно порекомендуют нужную школу. Потому что такие школы, где детей не делят по уровню развития или подготовленности к школе, а ищут наиболее подходящую образовательную программу, стараются держаться вместе и знают друг о друге.
Выбирая школу, не полагайтесь на слова знакомых и соседей. Возьмите справочник и выпишите все близлежащие школы, а затем методично и последовательно обойдите их. В хороших школах уже в феврале-марте вы найдёте объявления о Днях открытых дверей, встречах с учителями начальной школы, собеседованиях. Обязательно посетите их! Если школа почему-либо не проводит подобных встреч с родителями, зайдите сами к завучу или к директору школы – ведь вы должны знать, как будут учить вашего ребёнка, комфортно ли ему будет, какие учебные пособия ему могут потребоваться.
Итак, первое, на что следует обратить внимание родителям будущего первоклассника при посещении школы. Разузнайте как следует, на сколько лет рассчитано начальное обучение в этой школе (есть школы, где в начальных классах дети проводят три года, а есть и такие, где четыре: второй вариант предпочтительнее для ребят, которым сложно будет за три года пройти программу четырёх лет), сколько дней в неделю ребёнок будет учиться – 5 или 6 (если у вас будет возможность выбирать, остановитесь на пятидневке – ребёнок лучше чувствует себя при укороченной учебной неделе да и видеться вы с ним будете больше).
По словам специалистов, главный критерий качества школы – это получение ребёнком необходимой суммы знаний при переходе в пятый и десятый классы и далее при подготовке в вуз. Дело в том, что любая школьная программа разбита на три этапа. Связано это со многими объективными причинами, в частности, - с психологическими кризисами детского возраста. Приверженцы государственных школ с классической системой образования часто пугают родителей тем, что многие специализированные школы не выполняют эти стандарты, и поэтому некоторые дети остаются на второй год или вынуждены переучиваться. Поэтому родителям надо совершенно чётко запомнить, что проблема выбора встанет перед ними трижды – не только при поступлении в школу, но и при переходе в пятый, а затем и в десятый классы. В эти моменты кардинально меняется школьная программа, меняются цели и задачи обучения, меняется характер ребёнка, и даже решение не переходить в другую школу – это тоже выбор.
Сегодня существуют две системы образования. Это связано с тем, что осуществляется постепенный переход от десятилетнего образования к одиннадцатилетнему, а затем и к двенадцатилетнему. Система 1-3 - это система, когда формально ребёнок учится по 11-летней программе, а фактически проводит в школе 10 лет, потому что из 3-го класса поступает сразу в 5-й класс. Система 1-4 - это система, когда ребёнок учится полные 11 лет. По какой бы системе ребёнок ни учился, к моменту поступления в 5-й класс он должен получить совершенно одинаковую сумму знаний. При системе 1-3 нагрузка на ребёнка больше, а во многих школах при этой системе больше уроков.
Второе, о чём нужно знать родителям будущих первоклассников. Прежде, чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который предположительно будет обучать вашего ребёнка. В начальной школе с ребёнком практически всеми предметами занимается один педагог. Поэтому очень важно, кто будет учителем начальных классов. Другими словами, определяя ребёнка в первый класс, стоит искать не столько школу, сколько учителя. Именно от личности первого учителя, его доброты, опыта и мастерства будет во многом зависеть дальнейшая школьная судьба вашего ребёнка. К тому времени, когда определятся его наклонности, вы сможете подобрать, может быть, другую школу, наиболее полно соответствующую потребностям сына или дочки. В начальной же школе важно получить прочные знания, которые позволят ребёнку в последующем успешно осваивать более сложный материал.
Третье. Обратите серьёзное внимание на построение школьной программы. В этом смысле неважно, какую школу вы выберите для своего ребёнка – общеобразовательную среднюю, лицей или гимназию. В первой половине дня школьники должны проходить предметы по государственной программе. Все дополнительные занятия выносятся на вторую половину дня.
Четвёртое. Уточните, есть ли в школе «продлёнка». К группе продлённого дня родители относятся по-разному. Для одних это возможность оставить ребёнка под присмотром, пока родители на работе. Для других пап и мам это совершенно ненужная трата времени, поскольку они большую часть дня проводят дома и сами могут помочь ребёнку справиться с домашними заданиями. Однако следует помнить, что «продлёнка» - это очень важный элемент в воспитании школьников. Всё дополнительное развитие выносится на это время. Первоклассники, как правило, не могут самостоятельно делать уроки. Кроме того, имеющиеся в школе кружки, факультативы, секции сыграют гораздо большую роль, чем педагогические изыски основного курса.
Пятое. Узнайте, по какой педагогической системе будут учить вашего ребёнка? Это очень важный момент, поскольку разнообразие учебных заведений не исчерпывается формой собственности. То есть, решить вопрос – отдать ребёнка учиться в государственную или частную школу, обычную или специальную – это ещё не всё. У директора или завуча школы стоит поинтересоваться, по какой системе будут учить вашего первоклашку.
На сегодняшний день у нас в стране применяются помимо традиционной педагогической системы и несколько нетрадиционных систем. Поскольку внедрение новых взглядов на обучение идёт сейчас полным ходом, то родителям необходимо чёткое представление о том, что же это за системы. В следующей статье мы расскажем подробнее о наиболее популярных нетрадиционных методах обучения (системе Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Вальдорфской педагогике, системе Ховарда и др.).
И ещё несколько наших советов. Не затягивайте с выбором школы. Постарайтесь определиться с будущим учебным заведением для вашего ребёнка заранее, чтобы успеть в случае неудачи попытаться поступить в другое, не самое плохое из них. Имейте в виду, что школа микрорайона, в котором вы живёте, не имеет права отказать вашему ребёнку в приёме (за исключением того случая, когда ему ещё нет полных 7 лет на момент поступления, а в школе отсутствуют «нулевые» классы, и в случае медицинских противопоказаний). Не откладывайте знакомство со школой до августа, так как это затрудняет работу школьной администрации и всегда производит плохое впечатление. Подавая документы, имейте в виду, что родители имеют право присутствовать при собеседовании учителя или психолога с ребёнком.