ФОП ДО и современные реалии дошкольной педагогики

Никитина Алиса Борисовна
ФОП ДО и современные реалии дошкольной педагогики
С сентября 2023 года все дошкольное образовательное сообщество
переходит работать на основе ФОП. Большинство коллег это пугает, равно, 
как все новое. Однако не так страшен ФОП, как его малюют, поскольку изменить
программу сада, группы, добавить в перечень несколько нормативных документов,
несколько неудобно, кропотливо и долго. но вполне достижимо.
меня, как практикующего педагога смущают несколько моментов, которые надо
будет реализовать на практике, а именно:
1. Огромное многообразие деятельности, в условиях жестких рамок СанПина,
которые ни при каких условиях никто не снимает с сотрудников ДОУ.
2. Вариативнойсть деятельности. Если верить. уважаемым лекторам ЛОИРО,
то педагог должен предложить несколько вариантов видов деятельности по 
одной теме. Допустим по теме "Домашние животные", предложим детям
изобразить красками кошку. Предложить несколько вариантов рисунка кошки 
в старшей,подготовительной группе это интересно, как детям, так и педагогу, 
в младшей и средней - педагог рискует сбить детей в столку, поскольку
в силу возрастных особенностей, детям трудно сфокусировать внимание
на одном из нескольких образов, удерживать его во время все  работы.
Аналогичная ситуация возникает, когда воспитатель предлагает не только
рисунок, но и аппликацию, как бумажную, так и пластилиновую, добавив к 
этому природный и бросовый материал. Я неуверена. что современный ребенок,
с крайне неустойчивым вниманием, сможет довести работу до конца, не потерявшись
в многообразии материалов и техник, даже в возрасте 6-7 лет.
3. Формирование позиции ребенка "Я задумал, я сделал", в контексте
самостоятельности и независимости. В этой позиции есть два уязвимых места:
во-первых, не оговоривается важный момент - несение ответсвенности за сделанное,
поскольку, как бы педагог не направлял деятельность ребенка в положительное
русло, запретный плод всегда сладок. Авторы ФОП, отсылают этот пассаж, к
системе Монтессори, однако, умалчивают про вторую часть фразы: 
"Я задумал, я сделал, в рамках правил, которые вокруг меня существуют";
во-вторых, позиция родителей. Общественного запроса на самостоятльность 
детей нет, поскольку большинству родителям зависимые от них дети удобны.
4.Работа с родителями описана крайне слабо, поскольку нет закона, который 
обязывал бы оного или его законного представителя повышать свою компетентность
в области воспитания и образования ребенка. Что нам предлагает ФОП:
Информирование – это информация без оценки (например, календарь прививок).
Просвещение – советы без опоры на адресность.
Консультирование – ответ на запрос родителей.
Такими методами работали воспитатели 40 лет назад.
Однако будем надеяться, что в скором времени выйдут необходимые поправки и дополнения
к ФОП