Эксперимент по организации обучения по индивидуальным учебным планам.

Муравьева Наталия Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eksperimenta_IUP.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании методического совета МОУ «Лицей № 4»

протокол № ________

от «___» __________ 2009г.

Согласовано

Начальник отдела образования Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

_____________Н.П.Рукан

Утверждено

На научно-методическом совете комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»

протокол ___________

от «____» ___________ 2009г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лицей № 4» Волжского района г.Саратова

Программа эксперимента

«Организация образовательного процесса на старшей ступени обучения по индивидуальным учебным планам»

Саратов 2009

Пояснительная записка

Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный уровни), нового федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312, предполагает, что региональные и муниципальные органы управления образованием, каждое образовательное учреждение будут проектировать свои модели организации профильного обучения старшеклассников. В различных моделях профильного обучения может реализовываться индивидуальный учебный план.

Сущность понятия «индивидуальный учебный план», принципы организации профильного обучения с предоставлением выбора на основе индивидуального учебного плана, этапы составления учебного плана общеобразовательного учреждения и школьного расписания, основанного на ИУП обучающихся представлены в «Рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 20.04.04. № 14-51-102/13).

Таким образом, нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам в МОУ «Лицей № 4» являются:

  • федеральный Закон «Об образовании», который указывает, что «…Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения …. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);
  • концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования;
  • федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);
  • устав  МОУ «Лицей №4».

Актуальность данного эксперимента  обусловлена необходимостью реализации различных образовательных потребностей обучающихся, их семей, учреждений высшего профессионального образования и общеобразовательных учреждений различных видов. Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом. Во многих странах (Великобритания, США, страны Скандинавии) в общеобразовательных учреждениях общепринятой является практика предоставления школьнику права самостоятельного формирования ИУП, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана.

Объект исследования  - процесс обучения на III ступени обучения в МОУ «Лицей № 4».

Предмет  исследования – организация профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов.

Цель эксперимента -   разработать модель организации профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:

  • теоретически обосновать содержание компонентов модели организации профильного обучения старшеклассников на основе ИУП;
  • разработать и апробировать этапы реализации модели;
  • спроектировать критериально-диагностический аппарат определения качества обучения в условиях реализации модели профильного обучения на основе ИУП.

Гипотеза эксперимента – организация профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов будет эффективной, если

- на основе теоретико-методологического анализа исследованы сущность и содержание профильного обучения и способов его реализации;

- разработана и внедрена научно-обоснованная модель, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов;

- разработан критериально-диагностический аппарат определения качества обучения, позволяющий отслеживать динамику исследуемого процесса на различных этапах проведения эксперимента.

Этапы и описание эксперимента – в эксперименте принимают участие обучающиеся 10 классов лицея № 4. В ходе эксперимента предполагается

  • обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; соответствовать образовательным стандартам; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;
  • способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;
  • стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;
  • соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;

 

Этапы и описание эксперимента

Подготовительный этап.

Цель подготовительного этапа - создание условий, необходимых для организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся.

Основные направления деятельности:

-  подбор, изучение федеральных, региональных документов по теме, имеющейся методической литературы, формирование нормативно-правовой базы по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся

-  анализ педагогических, программно-методических, материально-технических ресурсов школы,

-  разработка и утверждение программы деятельности,

-  проведение информационной работы среди педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей), мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения,

-  разработка и экспертиза учебно-программной документации,

-  проведение входной диагностики, изучение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей),

-  разработка формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению, составление ИУП обучающимися,

-  планирование контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся.

Деятельность по введению профильного обучения на основе ИУП обучающихся начинается с изучения имеющихся по данному вопросу нормативных документов федерального, регионального уровней. Нормативно-правовая база по организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся также должна включать локальные акты лицея, программу деятельности, разработанные администрацией лицея с учетом особенностей образовательного учреждения. В связи с этим, на подготовительном этапе нами было разработано Положение об организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся, в котором регламентирована деятельность в данном направлении.

Одновременно был проведен анализ ресурсов лицея: кадровых, программно-методических, материально-технических. После определения модели администрация разработала программу деятельности по данному направлению. Программа была рассмотрена методическим советом лицея и утверждена директором.

Одновременно с созданием нормативно – правовой базы лицея по эксперименту проводилась информационная работа среди педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей). Цель данных мероприятий – не только ознакомление с новой формой обучения, но и мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения. В коллективе учителей вопрос о введении профильного обучения на основе ИУП обучающихся рассматривался на методическом совете, на заседаниях школьных методических объединений учителей, был проведен педагогический совет по теме «Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». Для учащихся и их родителей (законных представителей) организованы классные собрания, индивидуальные консультации.

Важное направление в рамках подготовительного этапа – формирование учебного плана школы на основе индивидуального учебного плана каждого из обучающихся. Нужно сказать, что организация обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного плана для этой параллели. Сначала на основе образовательных запросов учащихся определяется общий набор учебных предметов базового и профильного уровня, а также элективных учебных предметов, т.е. составляется предварительный вариант учебного плана для параллели. Затем формируются индивидуальные учебные планы обучающихся на основе выбора каждого ученика, а их совокупность определяет учебный план параллели. При составлении учебного плана необходимо проанализировать его программно-методическое сопровождение.

Для составления предварительного варианта учебного плана для параллели десятых классов (определение перечня востребованных учебных и элективных предметов) психологом лицея была проведена входная диагностика с целью изучения образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Результаты этой диагностики помогли в разработке предварительного варианта учебного плана для параллели, формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению.

На подготовительном этапе определены приоритетные направления контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся:

-    состояние преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях;

-    состояние знаний, умений, навыков обучающихся в 10 классах;

-    ведение документации.

Практический этап.

Цель практического этапа - апробация новой модели профильного обучения на основе ИУП обучающихся. 

Основные направления деятельности:

-    заключение договоров о сотрудничестве образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся;

-    утверждение ИУП обучающихся;

-    составление расписания учебных занятий;

-    обеспечение контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП  обучающихся;

-    организация психолого-педагогического сопровождения эксперимента.

Для того чтобы все заинтересованные стороны соблюдали свои обязательства во время обучения на основе ИУП, с каждым из родителей (законных представителей обучающихся) и администрацией лицея был заключен договор, определяющий права и обязанности ученика, родителей (лиц, их заменяющих), администрации и педагогического коллектива школы . Договор заключается на весь период обучения, существует в двух экземплярах: у родителей (законных представителей) учащихся и в лицее.

Аналитико-обобщающий этап.

Цель аналитико-обобщающего этапа – анализ и обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями.

Основные направления деятельности в рамках данного этапа:

- оформление и описание хода и результатов освоения новой модели организации профильного обучения на основе ИУП, обобщение и распространение инновационного опыта.

1. Создание нормативно-правовой базы лицея по обучению на основе индивидуальных учебных планов.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

-    закон РФ «Об образовании» (п. 4 ст. 50);

-    Концепция профильного обучения;  

-    федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к Приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);  

-    приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования и науки РФ от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

2. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Одно из важных направлений в деятельности по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся – составление учащимися индивидуальных образовательных маршрутов или индивидуальных учебных планов.

Составление ИУП проводилось учащимися 9 класса в такой последовательности:

-    анкетирование обучающихся с целью выявления выбора дальнейшей траектории образования,

-    выявление образовательных запросов обучающихся,

-    обучение учащихся составлению индивидуальных учебных планов,

-    составление, корректировка индивидуальных учебных планов обучающихся.

С целью выявления образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей) было проведено анкетирование. Анализ ответов помог в выявлении образовательных запросов учащихся.

Далее нами была разработана форма индивидуального учебного плана. Каждый учащийся создает свой личный учебный план, заполняя предложенную ему форму и согласуя свой выбор с родителями. При составлении ИУП с каждым учеником и его родителями была проведена большая индивидуальная работа. Важно пояснить учащимся механизм составления индивидуального учебного плана. С учащимися были проведены специальные занятия, на которых их научили составлять индивидуальный учебный план, разъяснили правила изменения ИУП за время обучения в старшей школе. Важно, чтобы ученики хорошо поняли правила составления индивидуальных учебных планов и были готовы принять на себя ответственность за сделанный выбор. Ученики и их родители должны понимать, что изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, например, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации.

Помощь учащимся в составлении индивидуальных учебных планов оказывали учителя, классные руководители, родители, заместитель директора по УВР, курирующий данное направление работы. Индивидуальные учебные планы учащиеся составляют в конце учебного года на следующий год. В начале нового учебного года учащиеся могут откорректировать составленный ими ИУП. Индивидуальный учебный план подписывается учащимся, его родителями (законными представителями), директором лицея и находится у ученика и в учебной части школы.

В соответствии с Положением об организации обучения на основе индивидуальных учебных планов учащийся имеет право на изменение ИУП не более двух раз за период обучения.

Это возможно при следующих условиях:

-при переходе с профильного уровня обучения на базовый необходимо, чтобы учащийся успевал по всем предметам,

- при переходе с базового уровня на профильный учащийся должен сдать зачеты по неизученным темам профильного уровня и успевать по всем предметам своего учебного плана.

3. Создание системы контроля и оценки результатов обучения по индивидуальным учебным планам.

Важное направление в организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся – создание системы контроля и оценки результатов обучения на основе ИУП. Контроль организации профильного обучения на основе ИУП осуществляется в следующих направлениях:

  -  контроль ведения документации (классные журналы), выполнения учебных программ;

 -   контроль преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях;

 -   контроль знаний, умений, навыков учащихся,

 -   организация работы классных руководителей 10-х классов.

Содержание контроля по названным направлениям представлено в таблице.

Содержание контроля организации профильного обучения на основе ИУП

сроки

ответственные

Методы сбора информации

1. Ведение документации (классные журналы), выполнение учебных программ

-    оформление классных журналов в соответствии с Положением о классном журнале,

-    система контроля знаний учащихся,

-    ведение классных журналов учителями-предметниками, классными руководителями, выполнение учебных программ, практической части по итогам 1 полугодия,

-    система работы учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся,

-    ведение классных журналов по итогам 2 полугодия, учебного года, выполнение учебных программ, практической части,

-    правильность заполнения, ведения журналов

Сентябрь

Ноябрь

Январь

февраль

май-июнь

В течение года

Зам. директора по УВР

Изучение документации

2. Преподавание учебных предметов на базовом и профильном уровнях  

-    состояние преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях

В течение года

Зам. директора школы по УВР

Посещение уроков, собеседования с учителями

3. Знания, умения, навыки учащихся  

-    контрольные срезы по предметам профильного уровня,

-    контрольные срезы по предметам базового уровня,

-    годовые контрольные работы

Декабрь

Март

май

Зам. директора школы по УВР

Контрольные срезы, контрольные работы

4. Организация работы классных руководителей 10-х классов  

-    ведение документации классными руководителями (классные журналы, планы воспитательной работы),

-    учет посещаемости учащимися учебных занятий,

-    состояние информирования учащихся и родителей об организации профильного обучения на основе ИУП,

-    система работы по повышению качества знаний учащихся

В течение года

Ноябрь, февраль, апрель

Октябрь, апрель

В течение года

Зам. директора по УВР, ВР

Изучение документации


 

Комментарии

Давыдова Наталья Александровна

Спасибо Вам, Наталия Игоревна! Материал полезен всем, кто начинает любой эксперимент в учебном заведении.
Чавыкина Татьяна Анатольевна

Раскройте пожалуйста систему контроля знаний учащихся, пример учебного плана. как проходит оплата учителю?, когда ученик занимается" во внеурочное время учителя?