О РОЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

Муравьева Наталия Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Muraveva_N.I._statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

О РОЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, способствующая формированию самостоятельной, ответственной, социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Роль психолого-педагогического сопровождения учащихся старшей школы возрастает в связи с тем, что профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов обусловлено личностно-ориентированным подходом, когда учащийся является субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются как приоритетная задача.

Второй год в лицее проходит эксперимент по организации обучения в старших классах по индивидуальным учебным планам.

Педагогом-психологом лицея разработана программа психолого-педагогического сопровождения эксперимента, в процессе реализации которой учащимся оказывается психолого-педагогическая поддержка в проектировании продолжения обучения по индивидуальным учебным планам на старшей ступени. Программа позволяет координировать действия всех участников образовательного процесса, оказывать психологическую поддержку в проектировании вариантов дальнейшего образования, рассматривать личность старшеклассника в динамике.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения обучения по индивидуальным учебным планам  являются: учителя, классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители и родственники ученика. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения по индивидуальным учебным планам осуществляет ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

Реализация диагностической функции предполагает изучение практического запроса ученика и его родителей. При этом для учащихся проводится комплексное изучение особенностей личности, образовательных запросов, мотивации достижения уровня сформированности общих учебных умений и навыков. Изучается степень удовлетворенности родителей образовательной средой лицея. Соответствующая работа проводится и с педагогическим коллективом на предмет изучения мотивации к инновационной деятельности, отношений в системе «ученик-учитель» и др.

Коммуникативная функция предполагает взаимозависимость успешности обучения и образовательной деятельности обучающегося от того, как складываются отношения между субъектами психолого-педагогического сопровождения, между педагогом и учеником, ребенком и его родителями, сверстниками, другими учащимися. В рамках реализации данной функции представляются важными психологические тренинги по саморегуляции поведения, по сплочению новых классных коллективов, по личностному развитию, устойчивой позитивной мотивации к образовательной деятельности.

Большое значение имеет прогностическая функция, реализация которой предполагает обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти в образовательной деятельности ученика, его достижениях, базирующееся на проверенных диагностических данных, а также определение на основе выявленных интересов, возможностей и склонностей обучающегося его образовательных и профессиональных перспектив.

Полученный прогноз позволяет реализовать следующую функцию – проектировочную, когда все участники образовательного процесса организуют проектирование образовательной деятельности ученика, результатом которого являются программы индивидуальной образовательной деятельности учащегося, индивидуальные образовательные планы и маршруты.

Осуществление организаторской функции предполагает использование педагогом ситуаций, предусматривающих постоянное поддержание интереса к учению и развитие самообразования учащегося. Реализация данной функции предполагает организацию действий не только самого ученика, но и его родителей, одноклассников, а также координацию деятельности педагогов, психолога, взаимодействующих с ребенком, обеспечивающей достижение намеченных целей и реализацию проектов.

В процессе психолого-педагогического сопровождения обучения по индивидуальным учебным планам происходит систематическое консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам выбора профессии, по проблемам детско-родительских отношений, по способам развития познавательной активности и др. В рамках психологического просвещения формируется психологическая культура, формируется психолого-педагогическая компетенция всех участников образовательного процесса.

Система психолого-педагогического сопровождения эксперимента в лицее опирается на принцип оптимистической стратегии (М.И. Рожков), который предполагает, что субъекты сопровождения образовательной деятельности ученика рассматривают развитие ребенка с учетом его достижений, позитивных изменений в его учебной деятельности. В рамках реализации данного принципа: выявляются и развиваются мотивы, ориентирующие ученика на успешность обучения относительно своих возможностей и доступных личных целей и жизненных планов; выявляются индивидуальные склонности и способности ученика, позволяющие проявить его сильные стороны в образовательной деятельности; оцениваются достижения ученика с учетом его реальных возможностей; создаются ситуации успеха; используются возможности учебных занятий, внеурочной деятельности, дополнительного образования для развития мотивов учения ученика, стимулирования познавательных интересов и их удовлетворения.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение обучения по индивидуальным учебным планам позволяет организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющее раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.