ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

Муравьева Наталия Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.MuravevaNI.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ

Муниципальная экспериментальная площадка «Организация образовательного процесса на старшей ступени обучения  по индивидуальным учебным планам» открыта на базе лицея с 2009 года. Опыт работы лицея в качестве экспериментальной площадки показал, что организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов позволяет создать условия для реализации творческого потенциала учащихся, более полного удовлетворения социального запроса на образовательные услуги, способствует решению задач повышения доступности, качества и эффективности образования.

Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый обучающийся вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (профильных, углубленных, элективных) из числа предлагаемых лицеем в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому учащемуся формировать индивидуальный учебный план, свою строго индивидуальную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.

Концепция обучения по индивидуальным учебным планам связана с системными изменениями в образовательном процессе, что предопределяет необходимость перевода внутришкольного управления на новую ступень, которая предполагает ориентацию на человека и его потребности,  создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника, учителя и мотивацию их на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность.

На подготовительном этапе эксперимента было проанализировано состояние учебно-воспитательного процесса лицея. Для этого, были рассмотрены важнейшие элементы системы функционирования лицея – ученики, окружение лицея и культура лицея; определены инновационные возможности лицея: наличие определенных качеств у администрации, процесс планирования и оценки, координация внутришкольной организации; выявлены механизмы преобразований: стратегия, планирование, обучение. В ходе анализа было выявлено, что образовательные изменения должны затрагивать лицей в целом, как на организационном, так и на индивидуальном уровне членов коллектива. Была определена собственная политика изменений в лицее: связь инновации с существующими потребностями, доступность ресурсов и оборудования; проанализированы относительные преимущества, совместимость с существующими взглядами, возможность проверки, видимые результаты.

При организации обучения по индивидуальным учебным планам администрации необходимо учитывать тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы учащихся и профессиональные возможности учителей.  При переходе на обучение по индивидуальным учебным планам происходит ориентация управления на ежегодно меняющиеся индивидуальные учебные планы учащихся, обучение ведется в малых группах, вводится  гибкая система управления, сочетающая централизм и децентрализацию в управлении, происходит быстрая адекватная реакция на изменение спроса образовательных услуг.

При организации учащихся в группы, различающиеся образовательными предпочтениями, важно знать индивидуальные особенности каждого учащегося. Для этого проводятся маркетинговые исследования и  создаются базы данных по индивидуальным образовательным программам учащихся  и индивидуальным траекториям обучения. При организации обучения по индивидуальным учебным планам организовываются в образовательном процессе только те расширенные или углубленные курсы (стандарт обязателен для всех учащихся), которые пользуются спросом у учащихся и их родителей; перечень этих курсов достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований субъектов образовательного процесса. Коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы учащихся. Научно-педагогические исследования и прогнозы ведутся как по профилю лицея, так и в сфере рынка образовательных услуг соответствующего профиля.

Следующее важное управленческое действие – это управление людьми и обмен знаниями между ними, а также использование информационных технологий, которые автоматизируют этот процесс и создают среду, способствующую обмену. Группы учителей, которые объединены общими интересами в специфической области знаний, и готовые поделиться своим опытом, образуют сетевые сообщества. Указанная система управления решает вопросы создания в школе  единого информационного пространства, организации групповой работы учителей и учеников для приобретения, предоставления и обмена знаниями, предоставления доступа к единой школьной базе знаний и создание условия эффективного использования их в общих интересах.

Третье управленческое действие связано с четким планированием согласованной последовательности действий перехода на обучение по индивидуальным учебным планам. И результатом таких действий будет реализация индивидуального учебного плана учащегося: выбранные предметы, с необходимым количеством часов,  с выбранным преподавателем, в нужное время и с минимальными затратами. Поскольку один из основных аспектов управления переходом на обучения по ИУП – организация  обучения по индивидуальным учебным планам учащихся, согласно запросам ученика и возможностям школы, то модель организации учащихся по ИУП можно рассматривать как модель оптимального распределения ресурсов, исходя из сравнительной эффективности учебных планов  и проблем, соответственно выполняемых или решаемых школой.

Обучение по ИУП приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации обучения, процессов планирования и анализа, содержания образования, связей ученик – учитель – родитель, оперативное управление, которое невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы.

Школьная  информационная система  обеспечивает доступ всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам, касающимся всех его аспектов. Система образования становится прозрачной: - для родителей (доступ к основным новостям образовательного учреждения, к информации о деятельности собственного ребенка); - для учащихся (доступ к учебным и контрольным материалам, к обсуждению школьной жизни, к информации о нововведениях в процесс обучения); - для работников школы (электронный документооборот, доступ к образовательным и методическим материалам); - для социума (обеспечивается публичность деятельности образовательного учреждения).

Кроме этого необходимо введение в школе института тьюторства. В отличие от учителя, занимающегося задачами учебно-воспитательного процесса, для тьютора первостепенной является задача оказания старшекласснику помощи в построении индивидуального образовательного пути. При этом часть тьюторских функций распределяется и на заместителя директора, который обеспечивает создание системы тьюторского сопровождения обучения по индивидуальным учебным планам. В этой системе должны быть созданы условия для того, чтобы помощь, которую получают дети, имела непрерывный характер и проводилась до достижения положительного результата. Таким образом, возвращается истинный смысл и назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося.

Построение  управляющей системы школы зависит от многих факторов, и, прежде всего, от размеров школы, характера образовательной системы, зрелости коллектива, интенсивности инновационной деятельности, стабильности окружающей среды. Значительное влияние на организационную структуру школы и механизмы управления оказывает то, в какой мере учебно-воспитательный процесс ориентирован на индивидуализацию, вариативность и интегрированность образования.