Мы - вместе! (опыт классного руководителя)

Мы - вместе! (опыт классного руководителя)

Классный руководитель - это звучит гордо! Важно им действительно быть, а не числиться формально. И именно дети присваивают нам это особое звание. Вашему вниманию я представляю творческую работу «Мы - вместе!», где попыталась описать и проанализировать свою работу в двух классах, которыми руководила. Работа состоит из нескольких глав: 1. «Погода» в классе или микроклимат и его значение; 2. Воспитательная работа и её особенности; 3. Взаимодействие классного руководителя с родителями; 4. Отсутствие правонарушений, как результат активности во внеурочное время;; 5. Классный час и его роль; 6. Здоровье сберегающий компонент; 7. Развитие самоуправления в классе; 8. Основные коллективные творческие дела; 9. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения; 10. Вместо заключения Буду рада положительной оценке результатов моего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_vmeste_opyt_klassnogo_rukovoditelya.docx1015.35 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

«Мы - вместе!»

(опыт классного руководителя)

учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

города Рязани

Денисовой Ираиды Анатольевны

1. Ребёнок есть субъект своего развития. Он воспитывает и строит себя сам.

2. Даже самый трудный ребёнок хочет быть хорошим.

3. Воспитывает в классе совместная и индивидуальная деятельность, а не морали.

4. Педагог есть организатор «детской жизни» (Выгодский).

5. Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, стараются подражать.

Такое бывает, вы это учтите,
Друзья нам становятся учителями,
Но редко случается в жизни так с нами,
Что другом становится просто учитель...
Не верите? Ладно! Появятся силы,
Закончится детство, нас кто-то прославит...
Вы только желайте! Судьба вам подарит
Такого вот друга, как мне подарила.
Спасибо за всё, не судьбе, ей сказала!
Не в виде подарка, и явно не лести...
Я ваши уроки, а вы - мои песни
Услышим ещё... я уже загадала!

Ивашнёва Мария, выпускница

Пустым словам не дам я ходу, 

А то, смотрите, взяли моду:

Желают счастья каждый раз,

Как будто нет его у Вас.

Желают каждый раз удачи

И всякой мелочи в придачу,

Глобально мыслить не хотят,

Всё время про любовь твердят.

Вам мира пожелать хочу,

И я, поверьте, не шучу.

Желаю мудрости и света, Гармонии и слов поэта.

Бабий Денис, выпускник

        

1. «Погода» в классе

Российская школа находится в трудном положении. Мы видим не коллективизм, а эгоизм, не соборность, а одиночество, не братство, а вражду. Школа сейчас словно зеркало отражает окружающий мир на детей, они ведут себя, подражая родителям, окружающим их людям, но первую очередь учителям. В данной ситуации отчётливо проступает необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками как носителями национального достоинства и национальной гордости, символом интеллигенции.

Перестройка системы народного образования в нашей стране в духе демократизации, гуманизации и децентрализации коснулась преподавания всех учебных предметов. Учителя должны помочь подрастающим поколениям освоить отечественную культуру. Без этого невозможно воспитание национального самосознания. В условиях распада семьи, уничтожения православной культуры, кризиса искусства, при воспевающих аморализм средствах массовой информации, школа и учителя призваны стать центром возрождения духовности русского человека, его национального характера. В этом и состоит её новая историческая роль.

Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям.

Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между учителем и учеником. Сейчас она наиболее актуальна в связи с вышеописанной ситуацией. Необходимо изменить ситуацию в стране в целом, но сначала необходимо воспитать людей, которые смогут это сделать. Сейчас много говорят об учёте человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому, мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: всё хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с классом.

Появляется необходимость исследования принципов выбора метода общения с учениками. В настоящее время нет необходимости убеждать учителей в том, что каждый ученик обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Каждый ученик нуждается в понимании и полноценном общении. Проблема выбора стиля педагогического общения всегда стояла перед педагогом. В современных условиях жизни важным для школы является проблема демократизации взаимоотношений как важного аспекта для оздоровления обшей атмосферы в школе, для улучшения психологической обстановки и достижения наилучших результатов во всём процессе обучения.

В настоящее время в современной школе всё больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Всё больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, мы стараемся её придерживаться, не смотря на последствия. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.

Для успешного выполнения общения учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию. Я считаю, что педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально - личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь человеческого общения, и помочь демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

Личностно ориентированная педагогика основывается на гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует творческому развитию личности педагога и учеников. Именно такого стиля общения я предпочитаю придерживаться.

За период, предложенный к анализу, я являлась классным руководителем в 2 классах. Поэтому, на мой взгляд, уместно провести небольшое сопоставление работы в них.


2. Воспитательная работа

Работа в классе направлена на формирование классного коллектива как единого целого. Новые ученики, пришедшие в класс, быстро подружились с одноклассниками, безболезненно влились в классный коллектив.

Проводилась работа по изучению классного коллектива, установлению дружеских связей между учениками.

Каждую неделю проводятся: беседы на этические, эстетические и моральные темы; беседы по правилам дорожного движения; внеклассные мероприятия по предметам.

Учащиеся класса принимали активное участие в общешкольных мероприятиях: День учителя, День самоуправления, школьные предметные олимпиады, уборка школьной территории и др.

Проводится работа в аэрокосмическом направлении: беседы о В.Ф. Уткине; экскурсии в школьный музей космонавтики;

Неоднократно посещали, кинотеатр, представления детского музыкального театра «Созвездие добра».

В классе появились традиции: поздравления именинников, создание кинохроники основных мероприятий и т.д.

Велась работа со слабоуспевающими детьми. Проходили беседы о коррекции слишком эмоционального поведения на уроках. К этой работе привлекались родители этих учеников, родительский комитет и учителя, работающие в классе.

Общая характеристика классов

Общая характеристика 11 «в» класса

В 2004-05 учебном году в школе №16 был сформирован класс неоднородный по морально-этическим нормам и социально-экономическому положению Главными или профильными предметами являются предметы естественно-математического цикла. Изучение этих предметов являлось одной из мотивационных причин поступления в класс, для дальнейшего поступления в учебные заведения.

В классе 28 человек: 14 мальчиков и 14 девочек.

Главной воспитательной задачей является формирование классного коллектива, работа над его сплочённостью и максимальным раскрытием каждого его члена. Проводится работа по сохранению и повышению учебной мотивации учащихся (использование аэрокосмического компонента) в рамках общей методической темы школы.

Основная масса учащихся хотела бы получить высшее образование. Все хотят получать хорошие и отличные отметки, но часто отсутствует система при подготовке уроков, оценки не получаются а исправляются.

Тем не менее, есть группа учеников, которые учатся на отлично, или очень близки к этому результату (Панкин Дмитрий, Соломатина Наталия, Любимова Евгения, Козлов Дмитрий, Поборуев Михаил). Они участвуют в олимпиадах, занимаются углублённо и дополнительно.

В классе нет неуспевающих, хотя определённую тревогу вызывает успеваемость по некоторым предметам Алаева Дмитрия, Соловьёва Всеволода и Суслова Виталия.

Многие ребята проявляют себя в творчестве. Выделяется особая инициативная группа, ставшая своеобразным «мотором» для воплощения всех классных идей. В неё входят Смыслёнова Маша, Ванькова Таня, Пронкин Паша, Леонова Наталья, Корчагин Вячеслав, Павловская Кристина и др. Другие ученики класса так же стараются участвовать во всех предлагаемых мероприятиях. Многие из них обладают музыкальными способностями, которые проявляются на творческих вечерах, концертах и праздниках. Ни одно общешкольное мероприятие не осталось без внимания 11 «в»: День учителя, День Самоуправления, Новогодний концерт, вот далеко не полный перечень того, где проявили себя ребята.

Нельзя не отметить спортивные успехи класса. Создана волейбольная команда (Панкин Дмитрий, Корчагин Вячеслав, Пронкин Павел, Воробьёв Борис), защищающая честь школы и активно участвующая в соревнованиях.

Класс разносторонний и эмоциональный, умеющий сплотится для достижения общих целей.

Совместные поездки и другие коллективные творческие дела позволяют дополнительно сплотить коллектив и создать благоприятную эмоциональную среду, выгодным образом влияющую на успеваемость учеников в классе.

Общая характеристика 7 «б» класса

В 2006-07 учебном году в школе №16 был сформирован класс неоднородный по морально-этическим нормам и социально-экономическому положению. Класс создан на основе деления 6 «а» класса, и стал функционировать с 1 октября 2006 года.

Изначально в классе 18 человек.

Главной воспитательной задачей является формирование классного коллектива, работа над его сплочённостью и максимальным раскрытием каждого его члена. Проводится работа по сохранению и повышению учебной мотивации учащихся в рамках общей методической темы школы.

Существует группа учеников, которые хорошо учатся, старательны и внимательные (Окулова Аня, Передерий Настя, Романов Андрей).

Определёнными способностями обладают Кузнецов Глеб и Бочкарёв Илья, но эмоциональная нестабильность не позволяет им реализовать себя в учёбе. Определённую тревогу вызывает успеваемость Якимова Стаса, Кириллина Саши, Гришина Толи и Фатюшина Андрея. Двое учеников класса занимаются индивидуально Кабанов Виталий и Парамонов Серёжа.

Многие ребята проявляют себя в творчестве. Выделяется особая инициативная группа, ставшая своеобразным «мотором» для воплощения всех классных идей. В неё входят Аринин Максим, Тюкина Лера, Анисимова Рита и др. Другие ученики класса так же стараются участвовать во всех предлагаемых мероприятиях. Многие из них обладают музыкальными способностями, которые проявляются на творческих вечерах, концертах и праздниках.

Нельзя не отметить спортивные успехи класса. Анисимова Рита и Рожко Василиса занимаются спортивной гимнастикой.

Класс сложный, многие ребята эмоционально неустойчивые. Но все стремятся к положительным результатам в учёбе, хотя способности плохо это позволяют. С точки зрения знаний класс слабый - средняя оценка «удовлетворительно». Но ребята хотят дружить и общаться, что является, безусловно, положительной мотивацией в совместном формировании коллектива и эмоциональной среды.


Методика социально-психологической

самоаттестации коллектива

Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в коллективе.

Инструкция: Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллектива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своём коллективе, пользуясь предложенной шкалой. Оценки следует давать следующим образом:

6 баллов        - все члены коллектива обладают соответствующим качеством;

5 баллов        - почти все члены коллектива...

4 балла        - простое большинство...

3 балла        - половина...

2 балла        - простое меньшинство...

1 балл                - почти никто...

0 баллов        - никто...

Ответственность                - сознательное, добросовестнее отношение к работе, учёбе.

Коллективизм                - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива.

Сплочённость                - единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.

Контактность                - благоприятные личные взаимоотношения членов коллектива.

Открытость                - отношение к новичкам, к другим коллективам.

Организованность                - умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределять обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной работе.

Информированность        - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.


Таким образом, при оценке коллективов рассматриваемых классов видно, что одинадцатый класс более развит по всем показателям, чем шестой. Все учашиеся отметили своё стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива, сознательное, добросовестнее отношение к работе, учёбе. Выделяется умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределять обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной работе. Самый низкий показатель отмечен по шкале открытости. Действительно, учашиеся одинадцатого класса были слишком заинтересованы делами именно своего коллектива, мало общаясь с представителями других классов. Тем не менее можно сказать, что коллектив развитый и сплочённый.

Для шестого класса характерно менее развитые качества коллектива. Но с учётом того, что данный коллектив сформирован относительно недавно, я думаю, что в скором времени он достигнет высоких результатов по всем показателям.


3. Взаимодействие классного руководителя

с родителями учащихся

В процессе воспитания в школе, родители учащихся принимают самое активное участие. Первоначально сделав выбор учебного учреждения и оформив социальный заказ, они занимают достойное место в общей воспитательной системе: одни заняты организационной деятельностью, другие помогают решать хозяйственные проблемы, третьи вместе с детьми участвуют в подготовке и проведении КТД четвёртые входят в состав Попечительского совета, пятые - постоянные участники спортивных соревнований, шестые участвуют в трудовых десантах, рейдах. Большинство родителей и детей считают школу «надёжной пристанью, обителью добра, красоты и взаимопонимания, уютным домом, самое главное в деятельности которого - это дело, вдохновляющее и объединяющее.

При заполнении анкет родители продемонстрировали убеждённость в том, что учителя обладают профессиональными умениями для поддержки личностного роста и развития индивидуальности ребёнка, что педагогический коллектив старается создать в классе благоприятную нравственно-психологическую атмосферу. Итоги анкетирования учащихся позволяют констатировать наличие у детей доверия к педагогам и прежде всего к классному руководителю, желание обращаться к учителю в трудной жизненной ситуации.

Сотрудничество педагогов и родителей

в учебно-воспитательном процессе 

- Организация секций, кружков, клубов (неофициальный клуб любителей природы)

- Совместные творческие дела (создание костюмов, украшение кабинета).

- Помощь в укреплении материально-технической базы (проведение ремонта, помощь в установке оборудования).

- Родительский патруль (обеспечение порядка при проведении мероприятий).

Педагогическое просвещение родителей

Университет педагогических знаний:

- Родительские собрания

(ниже перечисленные виды работы часто совмещены с родительским собранием)

- Семинары

- Беседы

- Практикумы

- Конференции

- Консультации

- Дискуссии, деловые игры

Повышение психолого-

педагогических знаний родителей

Работа педагога с родительской общественностью

Объектами внимания педагога-воспитателя являются родительский комитет класса и созданный на его основе совет класса.

Родительский комитет класса выполняет следующие функции: учебно-воспитательную, культурно-массовую, спортивно-туристическую, профориентационную, хозяйсгвенно-бытовую и функцию корректировки семейного воспитания (если есть необходимость работы с неблагополучными семьями). Возглавляет paбoту - председатель родительского комитета, избранный общим собранием.

Совет класса включает учителей, родителей, учащихся. Совет собирается один раз в четверть для решения кардинальных вопросов жизни и деятельности класса: распределение общественных поручений между учащимися и родителями, утверждение плана на полугодие, обсуждение перспектив подготовки к большим классным (или общешкольным) мероприятиям. Совет класса может решать и такие вопросы, как предварительный выбор экзаменов, вопрос о классной кассе, об оказании материальной помощи кому-то из учащихся На совет могут быть вынесены конфликтные и спорные вопросы жизни класса.

Совет должен быть наделён определёнными полномочиями:

- решать спорные и насущные вопросы жизни класса;

- выходить для решения вопросов в Совет школы;

- выносить поощрения и взыскания учащимся;

- ставить вопросы перед администрацией школы и т.д.

Тематика родительских собраний

1 четверть - Вводное собрание. Обсуждение основных планов на предстоящий учебный год. Отчёт родительского комитета о проделанной работе в прошлом учебном году.

2 четверть - Подведение предварительных итогов по учебным дисциплинам. Обсуждение темы возможности выбора профессии у детей.

Итоговая аттестация. Единый государственный экзамен. Основные события в классном коллективе.

Подведение итогов первого полугодия.

3 четверть - Решение организационных вопросов связанных с началом второго полугодия. Анализ деятельности класса за истекший период.

4 четверть - Итоговая аттестация и подготовка к ней. Выпускной и необходимая подготовка к нему. Итоги года.

1 четверть - Вводное собрание. Воспитываем детей на личном примере. Перспективы на новый учебный год.

2 четверть - Предупреждение правонарушений подростков. Итоги первого полугодия

3 четверть - Товарищеские отношения с детьми. Значение совместного труда для воспитания

4 четверть - Возрастные особенности подростков. Итоги года

Индивидуальные встречи с родителями

По мере необходимости в течение года.


 

Анкета для родителей

Ф.И.О. ребёнка

1. Дата рождения

Хронические болезни

2. Ф.И.О. родителей или лиц, их заменяющих

3. Характер деятельности и место работы

Рабочий телефон

4. С кем в данный момент проживает ребёнок

5. Домашний адрес

Телефон (домашний, мобильный)

6. Занимается ли Ваш ребёнок дополнительно

7. На какие особенности ребёнка Вы считаете необходимо обратить внимание

8. На сколько Ваш ребёнок находится под присмотром в свободное от школы время?

А. Всё время, кто-то постоянно дома

Б. Только вечером

В. По мере возможности

9. Вникаете ли Вы в дела вашего ребёнка?

А. Считаю его самостоятельным - пусть разбирается сам

Б. Постоянно, в курсе всех дел и проблем

В. Время от времени

10. Кто в первую очередь занимается воспитанием ребёнка?

11. Есть ли у ребёнка домашние обязанности, если есть то какие?

12. Что в первую очередь должна давать на Ваш взгляд школа?

13. Что ещё необходимо знать о Вашем ребёнке?


4. Отсутствие правонарушений у учащихся

Нередко причиной правонарушений у детей является отсутствие занятости в неурочное время. Казалось бы, лишнее свободное время можно было посвятить урокам. Но обычно дети, которые нигде не занимаются кроме школы, не умеют организовывать свою деятельность, менее собранные и как следствие начинают хуже учиться при увеличении учебной нагрузки.

Я, как классный руководитель, приветствую занятия в кружках и секциях.

Сведения о занятости во внеурочное время

11 класс

надо отметить, что многие учащиеся 11 класса временно прекратили занятия из-за подготовки к вступительным экзаменам

п/п

Ф.И.О.

Название кружка или секции

1

2

3

1.

Панкин Дмитрий

Волейбол; Средняя школа №16

(волейбольная команда школы)

2.

Воробьёв Борис

3.

Пронкин Павел

Козлов Дмитрий

4.

Корчагин Вячеслав

5.

Ноздратенко Денис

Рукопашный бой

6.

Посохина Ксения

Большой теннис

7.

Панфилов Илья

Сноубординг

Селезнёв Никита

8.

Поборуев Михаил

9.

Смыслёнова Мария

Аквоаэробика

10.

Ванькова Татьяна

6 класс

п/п

Ф.И.О.

Название кружка или секции

1

2

3

1.

Чуприкова Наталья

Бассейн «Буревестник»

2.

Анисимова Рита

Гимнастика «Юность»

3.

Якимов Стас

Лёгкая атлетика

4.

Гришин Толя

Бокс ЦСК

5.

Рошко Ася

Гимнастика «Юность»

6.

Якимова Соня

Танцы «Дворец творчества»

7.

Емельянов Саша

Футбол

5. Классные часы в классе старшего звена

Классный час - необходимый элемент в жизни класса. Это возможность дополнительного общения.

Именно здесь реализуется демократический подход в общении. При планировании тематики таких собраний я провожу опрос: О чём поговорим?

Таким образом, ученики вносят свой вклад в планирование воспитательной работы.

п/п

Тема

1.

Беседа «Коллектив и личность»

2.

КТД – как сделать, что бы жизнь стала интересней

3.

Любовь и дружба

4.

«Вредные привычки. Как с ними бороться?»

5.

Спорт в жизни человека

6.

«Мир профессий»

7.

Семья в жизни подростка

8.

Музыкальные предпочтения нашего класса

9.

Значение инициативы для жизни школы

10.

«Мир моих увлечений»

11.

Личная гигиена режим

12.

День Самоуправления

13.

«Мои любимые книги»

14.

Мировой терроризм

15.

Наши знаменитые земляки

16.

Христианские традиции русского народа

17.

Коллективное творчество

18.

«Физиологическое и психическое развитие подростка»

19.

Профессиональное самоопределение

20.

Влюблённость и любовь

21.

Мальчик, юноша, мужчина. С праздником!

22.

Российские имена на карте мира

23.

Наше здоровье в наших руках

24.

«С праздником, девчонки!»

25.

Счастье – состояние души…

26.

Спорт в жизни человека

27.

День космонавтики

28.

«Красота внешняя и красота внутренняя»

29.

Профессиональное самоопределение

30.

Значение Победы в Великой Отечественной войне

31.

«Мир моих увлечений»

32.

Родители дети

33.

Последний звонок. Прощание со школьной жизнью…

Классные часы в классе среднего звена

п/п

Тема

1.

«Значение вклада каждого в общее дело»

2.

КТД – как сделать, что бы жизнь стала интересней

3.

«Мир моих увлечений»

4.

Дружба и друзья

5.

Жизнь без вредных привычек

6.

Спорт в жизни человека

7.

Личная гигиена режим

8.

Музыкальные предпочтения нашего класса

9.

Чрезвычайные ситуации

10.

«Мир вокруг нас»

11.

Семья и семейные традиции

12.

День Самоуправления. «Трудно ли быть главным?»

13.

«Что значит не быть равнодушным»

14.

Терроризм

15.

Наши знаменитые земляки

16.

Христианские традиции русского народа

17.

Коллективное творчество

18.

«Физиологическое и психическое развитие детей»

19.

Наши увлечения

20.

Влюблённость и любовь

21.

День защитника отечества!

22.

Российские имена на карте мира

23.

Наше здоровье в наших руках

24.

«8 марта - женский день!»

25.

Копилка интересного

26.

Воспитание-это нужно человеку?

27.

День космонавтики

28.

«Красота внешняя и красота внутренняя»

29.

Как создать праздник

30.

Значение Победы в Великой Отечественной войне

31.

«Мир моих увлечений»

32.

Что значит хорошо отдохнуть?

33.

Итоги года. Наш класс. Анализ событий года


6. Здоровье

Условия современной жизни и существующая педагогическая система могут дать школьникам достаточный объём знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества – сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является катастрофическое понижение здоровья юных россиян, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов здорового образа жизни в массовую практику.

Педагогической общественностью осознана необходимость формирования новой стратегии современной общеобразовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования. Отсюда важной педагогической задачей является воспитание физически культурного и грамотного юного гражданина страны, способного нести ответственность за своё здоровье.

Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования ценностных ориентаций в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. Здоровье и физическая дееспособность являются условием и базисом для раскрытия потенциала личности. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить валеологические ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни человека.

Часто слышно, что именно школа разрушает здоровье ребёнка. Находясь в постоянном стрессе, ученик не способен к нормальному обучению и общению. Добрые и доверительные отношения - залог успешного обучения.

Здоровье сберегающий компонент

Учёт темперамента ученика

Учёт развития функциональной ассиметрии головного мозга

Создание максимально комфортной обстановки в классе.

Принципы уникальности личности

Творческий характер обучения (активные формы работы)

Эмоциональное состояние самого учителя

Карта здоровья учащихся 11 «в» класса

Состояние здоровья напрямую связано с образом жизни, который ведут подростки. Учащиеся класса серьёзно относятся к своему здоровью. Они понимают отрицательное влияние вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Многие из них занимаются в спортивных секциях, в свободное время играют в подвижные игры (футбол, катание на лыжах и коньках).

В холодное время года возрастает риск респираторных заболеваний (2 и 3 четверти). Им подвергаются многие ученики, но продолжительность их обычно небольшая.

Некоторые ученики класса имеют хронические заболевания и занимаются в подготовительной и специальной группе А по физкультуре (Алаев Дима, Астахова Оля, Купряшова Катя и некоторые другие). Эти учащиеся систематически посещают медицинские учреждения, где и проходят необходимый курс лечения.

Определённую угрозу здоровью вызывает увлечение многих ребят компьютерами, при работе с которым подвергается риску, прежде всего зрение учащихся.

Большие учебные нагрузки приводят к тому, что некоторые особо ранимые дети подвергаются депрессиям и нервному возбуждению. Внеклассные мероприятия, личные беседы с детьми и родителями служат одним из способов улучшения подобных ситуаций.

Карта здоровья учащихся 7 «б» класса

Ученики класса стараются относиться серьёзно к своему здоровью. Многие из них занимаются в спортивных секциях, в свободное время играют в подвижные игры (футбол, катание на лыжах и коньках). Они понимают отрицательное влияние вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

В холодное время года возрастает риск простудных заболеваний (2 и 3 четверти). Им подвергаются многие ученики (Фатюшин Андрей, Скоробогатова София и д.р.), но продолжительность их обычно небольшая.

Некоторые ученики класса имеют хронические заболевания (Кабанов Виталий, Кириллин Александр и некоторые другие). Эти учащиеся систематически посещают медицинские учреждения, где и проходят необходимый курс лечения. В классе им создаются необходимые условия для комфортного обучения.

Определённую угрозу здоровью вызывает увлечение многих ребят компьютерами, при работе с которым подвергается риску, прежде всего зрение учащихся.

Многие особо ранимые дети подвержены депрессиям и нервному возбуждению. Подобные ситуации улучшают внеклассные мероприятия, личные беседы с детьми и родителями.


7. Развитие самоуправления в классе

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:

  1. Предоставление учащимся реальной возможности участия в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно - воспитательного процесса.

  1. Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.

  1. Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости.

  1.  Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения.

  1. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

  1. Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.

  1. Развитие и упрочнение социальной адаптации, творческого развития.

Содержание деятельности органов самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе.

п/п

Вид деятельности в классе

Учащийся

11 класс

6 класс

1.

Староста (классный журнал)

Купряшова Екатерина

Окулова Анна

2.

Староста

(организация деятельности)

Панкин Дмитрий

Аринин Максим

3.

Дежурства

Астахова Ольга

Рошко Василиса

4.

Хозяйственный сектор

Королёв Дмитрий

Степаненко Олег

5.

Редколлегия

Ванькова Татьяна

Воробьёв Борис

Чуприкова Наташа

Якимова Соня

6.

Культмассовый сектор

Смыслёнова Мария

Леонова Наталья

Павловская Кристина

Тюкина Валерия,

Кузнецов Глеб

7.

Сектор обучающей поддержки

Соломатина Наталия

Козлов Дмитрий

Любимова Евгения

Передерий Настя

Бочкарёв Илья

8.

Спортивный сектор

Пронкин Павел

Корчагин Вячеслав

Емельянов Саша,

Анисимова Нина

9.

Подготовка к выпускному вечеру

Вахнина Яна

10.

Сектор музыки и видеосъёмки

Панфилов Илья

Поборуев Михаил

-

11.

Заведующий питанием

-

Якимов Стас

Организация ученического самоуправления:

  1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
  2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
  3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
  4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
  5. Создаёт условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
  6. Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классе.

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчинённым, и самостоятельным звеном управления.

Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Я вижу в ребёнке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Каждый ученик, путём голосования, имеет право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления и активно принимать в нём участие.

Педагогические задачи:

- формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива;

- воспитание ответственности за порученные дела;

- расширение форм досуга молодёжи;

- сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников.

Функции совета класса:

- подготовка и проведение классных собраний;

- анализ деятельности своих членов;

- подготовка информации- отчёта и предложений, отражающих потребности детей.

Структура уровня ученического самоуправления в классе

Работа органов ученического самоуправления зависит от отношения к цели деятельности каждого учащегося. От наличия у него мотивов участия в ней. Я стараюсь привлечь каждого ученика к жизни класса. Класс - единое целое. Никто не может быть в стороне.

Основными функциями социального управления являются:

анализ

планирование

организация

контроль

регулирование (коррекция)

Указанные функции реализуются в течение одной четверти и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

1. Сбор информации и её анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

2. Планирование. Его результат – это ответ на вопросы: «Что делать?» «Что делать в классе?» и «Что делать в школе?».

3. Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности. Классный руководитель учит ребят выполнять инструктивно-методическую работу. Суть деятельности по организации состоит ещё и в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.

4. Контроль осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов самоуправления.

5. Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей органов ученического самоуправления, классного руководителя.

Результаты:

- повышение гражданской позиции школьников;

- повышение заинтересованности в развитии класса;

- возможность участия всех детей в управлении классом и в последствии школой в соответствии с их способностями и возможностями;

- увеличение занятости детей во внеурочное время;

- улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

- активизация творческой деятельности учащихся;

- снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

- снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.


8. Основные коллективные творческие дела 10-11 «в» класса

Постоянно проходили выходы в кинотеатр, цирк, театры.

Традиционным стал День именинника.

День Рождения класса 23 апреля (день рождения классного руководителя).

Весенний выезд на природу.

Новогодние встречи.

Даже после окончания школы традиции не забываются.

п/п

Название мероприятия

Время

Особенности

1.

Проводы лета

сентябрь

Выход на природу, подвижные игры

2.

Субботник

сентябрь

Уборка территории

3.

КВН «Мы такие разные»

октябрь-ноябрь

Выступление в актовом зале школы

4.

Новогодняя сказка

декабрь

Театральная постановка для начальных классов

5.

«Зимний лес»

январь

Выезд в лагерь, дискотека, подвижные игры

6.

«Ты+Я»

День Святого Валентина

февраль

Театральная постановка

7.

День защитника Отечества

февраль

Смотр песни, эстафеты

8.

8 марта «А ну-ка девочки»

март

Творческие конкурсы

9.

Субботник

апрель

Уборка территории

10.

«Дубки» заключительная поездка

июнь

Выход на природу, подвижные игры

11.

Последняя школьная осень

сентябрь

Выход на природу, подвижные игры

12.

Субботник

сентябрь

Уборка территории

13.

Давайте общаться!

октябрь

Игры

14.

День Самоуправления «Реклама школы»

ноябрь

Театральная постановка

15.

Новогодний огонёк

декабрь

Концерт для учителей

16.

День Здоровья

январь

Выход на природу, подвижные игры

17.

День защитника Отечества

февраль

Смотр песни, эстафеты

18.

8 марта

март

Лирический утренник

19.

День класса

апрель

Утренник

20.

Экскурсия в музей-усадьбу Л.Н.Толстого; посещение города Тулы, музея Победы в городе Москва

Последний звонок

май

Экскурсии

Выход на природу, подвижные игры


Основные коллективные творческие дела 6-7 «б» класса

Постоянно проходили выходы в кинотеатр, цирк, театры.

Традиционным стал День именинника.

Традиции класса находятся на стадии развития.

п/п

Название мероприятия

Время

Особенности

1.

Знакомство.

«Расскажи мне о себе»

сентябрь

Игра - общение

2.

Субботник

сентябрь

Уборка территории

3.

Осенний бал

октябрь-ноябрь

Утренник

4.

День самоуправления

«Перекрёсток»

декабрь

Эстафета;

Театральная постановка

Новогодние забавы

декабрь

Утренник

5.

День спорта

январь

Подвижные игры

6.

День Святого Валентина

февраль

Конкурс лучшей Валентинки

7.

День защитника Отечества

февраль

Смотр песни, эстафеты

8.

8 марта «Розы и шпаги»

март

Творческие конкурсы

9.

Субботник

апрель

Уборка территории

10.

Озеленение

май

Создание клумб у школы

11.

Здравствуй, школа

сентябрь

Подвижные игры

12.

Субботник

сентябрь

Уборка территории

13.

Кто во что горазд

октябрь

Утренник

14.

Клуб знатоков

ноябрь

Интеллектуальные игры

15.

Новогодняя сказка и карнавал

декабрь

Театральная постановка

16.

День Здоровья

январь

Выход на природу, подвижные игры

17.

День защитника Отечества

февраль

Смотр песни, эстафеты

Основные формы ученического самоуправления:

- заседания актива класса;

- заседания совета ученического самоуправления;

- заседания совета председателей;

- проведение благотворительных акций;

- участие в работе творческих групп;

- проведение круглых столов;

- организация и проведение досуговых мероприятий;

- организация и проведение спортивных соревнований;

- другие формы работы.

Организация обучения актива:

- система подготовки актива ученического самоуправления;

- анкетирование;

- тренинги;

- деловые и ролевые игры;

- дебаты.


 

Роль педагогов и родителей в самоуправлении

Конечно, самоуправление не возможно без участия взрослых.

Педагоги и родители учат непосредственно участников самоуправления самоонализу. Самокритике и самоустановке в организуемой ими деятельности в своём коллективе. Одновременно каждый педагог учит коллектив учитывать потребность каждого члена, потребность меньшинства, создаёт атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления мог действовать согласно, голосу собственной совести и стремился к общему согласию.

Я оказываю методическую помощь активу, привлекаю к работе актива родителей, общественность, выступаю носителем, хранителем, продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток и планов.

Я стараюсь учить детей анализировать свою работу, принимать конкретные свои решения и выполнять их, проводить индивидуальную работу, вместе с воспитанниками планирую, организую, анализирую воспитательную работу по своему предмету.


9. Активное участие учащихся

в жизни образовательного учреждения

Большинство выпускников активно участвует в школьной жизни. Многие работают в совете старшеклассников, участвуют в общешкольных мероприятиях, соревнованиях и сборах. Мой класс не был исключение. 

Но особой педагогической удачей я считаю создание первого школьного издания на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» города Рязани.

Газета школы №16 издаётся с апреля 2006 года. На классном часе в 11 «в» было принято решение об открытии собственного ученического издания.

Поиск методом проб и ошибок сформировал сегодняшнюю газету, которая – носит название - «Школьная газета». Газета выходит 1 – 2 раза в месяц, тиражом 50 экземпляров, форматом А3. Газета школы распространяется бесплатно среди учащихся школы. Объём газеты может быть от 4 – до 6 полос. Газета чёрно-белая, выпускается, силами учащихся 9 – 11 классов школы.

Главная задача, из решаемых задач пресс-центра – это отражение действительности, проектирования будущего, формирование активной жизненной позиции подростка.

О чём пишут ребята в школьную газету? В основном о том, что больше всего их волнует: социальные проблемы пересекаются с проблемой взаимоотношений поколений или с конфликтом, который случился между учеником и учителем. Газета в таких случаях помогает сторонам найти общий язык, признать свои ошибки. Пишут ребята и о родном городе, который не перестаёт радовать их своей красотой и постоянным обновлением. Увлечения цифровой техникой и компьютерами также находит своё отражение в газете. «Школьная газета» - газета, через которую можно увидеть мир сегодняшних подростков.

Школьная газета издавалась 1 раз в месяц. При необходимости выходит 2 номер – специальный выпуск. Главной темой газеты становится самое яркое мероприятие или событие в жизни школы.

Таким образом, в системе воспитания пресс – центр является удачной формой реализации программы национального регионального компонента и формирования чёткой гражданской позиции подростка, а также пропаганды здорового образа жизни.

Пресс-центр развивает ученическое самоуправление, вносит большой вклад в содержание воспитания подростков и старших школьников. Традиционно газету возглавляют учащиеся 11 классов. Из них формируется самоорганизующаяся инициативная группа.

Наша газета удовлетворяет интересы детей, развивает творческий потенциал учащихся, проводит работу для профессиональной ориентации, способствует сформированию профессионального самоопределения.

10. Вместо заключения

Любимый ученик!

Ты закончил школу… И это здорово. Ведь подошёл к концу важный и необходимый этап твоей жизни. Смело иди вперёд и не печалься о прошлом. То, что не получилось, было видимо и не нужно, но подумай - сколько всего удалось! Сколько было радостных счастливых моментов, которые мы все помним.

Школа осталась позади… Она многому тебя научила: считать, писать, извиняться, терпеть, отстаивать свою точку зрения, прощать, любить, позволять себя любить и т.д. (ненужное вычеркнуть, нужное дописать).

И с тобой это останется навсегда. Это твой жизненный опыт. И, конечно, останутся друзья, которые бесценны.

Счастья, удачи, успехов во всём!

Твой классный руководитель

И вот он класс под буквой В

Стремился первым быть везде.

Класс шумный, яркий, звёздный весь Похожий на гремучью смесь

В нём страсти били через край –

То сущий ад, то просто рай…

И школа будет помнить их,

Таких весёлых, озорных –

Певцов, художников, артистов,

И музыкантов, программистов…

Два года вместе – долгий срок –

Слились в один большой урок.

С таким созвездием светлей,

Но в выпускной – оно распалось…

Но в каждой звёздочке осталось

Вся память общих школьных дней.

К концу подходят школьные года

Где всё так прочно вклеено в сознанье

Учителей ты не забудешь никогда

И то, что дали – с общим словом ЗНАНИЕ

Что каждый внёс? Частичку доброты?

Рассказы, предложенья или строки…

Они часть жизни и виток мечты,

Как их отметки, дружба и уроки.

И сотни совпадений проследив

Мы видим, очень чётко понимая -

Нам повезло, что этот коллектив

Открыл нам двери, в школу принимая.

И их запомнишь – навсегда, навек

И это будет навсегда с тобой

Ведь главное, конечно, – ЧЕЛОВЕК! Шестнадцатая школа и учитель твой 

Денисова Ираида Анатольевна

Выпускной позади. Но история классного руководства не закончена. Есть новый класс, который требует сил и вдохновения. Да будет так!

Используемая литература:

1. Гарднер Г. Великолепная пятёрка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху/ Говард Гарднер; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 155с.

2. Макаренко А. С. "Педагогическая поэма" Аудиокнига. Читает: Владимир Сушков. Время звучания: 28:25, размер: 1,14GB

2. Советы педагогу-воспитателю: Учебно-методическое пособие. Сост. Байкова Л.А., Гребёнкина  Л.К., Жокина Н.А., Ерёмкина О.В., Известнова Е.В. - Рязань: Изд-во РГПУ,1995.-168 с.

3. Харрис Б. Когда дети управляют нами / Бонни Харрис; пер. с англ. А.Щетининой. - М. АСТ: АСТ Москва: Хранитель,2007.-285 с

4. Черных В. Твой скаутский путь. Редакция журнала «Вокруг света» М. – «Оригинал», 1996 – 206 с.


Комментарии

Данилова Светлана Ивановна

Очень интересный материал, желаю победы!
Кольцова Наталья Николаевна

Замечательная работа, желаю успехов!

smileyСпасибо!И Вам творческих успехов!

heartСпасибо всем кто нашёл время посмотреть и оценить мою работу! Подходит к концу учебный год, времени не хватает даже на себя…Поэтому такое внимание вдвойне ценно. Спасибо.