Формирование активной жизненной позиции через воспитательную деятельность
Формирование активной жизненной позиции через воспитательную деятельность
МБОУ «Гимназия №152» Г.Казани
Учитель начальных классов высшей категории Ахметзянова Гульнур Закиевна
« Формирование активной жизненной позиции через воспитательную деятельность».
Государство особую роль в воспитании подрастающего поколения возлагает на учителя. А учитель как исполнитель должен следовать заказу общества.
Родители имеют собственное представление о воспитании ребёнка, и своё видение связывают с его будущим. По их мнению ребёнок должен быть умным, образованным, трудолюбивым, заботливым, быть хорошим семьянином, и многое другое.
Друзья хотят видеть рядом надёжного друга, верного, справедливого, честного, внимательного, честного.
Государство желает иметь граждан-патриотов – законопослушных, исполнительных, трудолюбивых, образованных, творческих, активных, уважающих историческое прошлое, приобщённых к культурным и духовным ценностям.
Поэтому я, как учитель начальных классов, ставлю перед собой задачу
с первых дней прихода ребёнка в школу развивать те положительные качества ребёнка, всё то доброе, что есть в нём, чтобы развивать активную жизненную позицию ребёнка. Моя тема по воспитанию называется « Формирование активной жизненной позиции через воспитательную деятельность». Считаю, что сегодня важно осознать, что деятельность классного руководителя сводится не воспитательной работе, не к мероприятийной деятельности, а к деятельности воспитывающей, создающей человека, к формированию отношений в детском коллективе, к формированию качеств личности.
В работе реализую следующие задачи:
- развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
- Формирование духовно нравственных качеств личности.
- Воспитание гражданской позиции, проявляющей национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений.
- Разностороннее развитие ребёнка, формирование творческих способностей.
- Формирование основ культуры здоровья.
- Формирование трудовой мотивации.
- Формирование социальной и коммуникативной компетентности ребёнка.
Основные направления воспитательной деятельности:
Ι. Работа с детьми и детским коллективом. Начинаю свою работу с изучения качеств ребёнка, его окружения.
На протяжении 4 лет обучения и воспитания работаю над созданием в классе коллектива детей, педагога и родителей, имеющих «своё лицо» в школе.
Данное становление невозможно без общей цели – развитие творческих способностей, их жизненное определение, воспитание культуры общения и единых педагогических требований (поведение на уроке, в столовой, на улице…).
Начинаю работу по становлению ученического самоуправления и воспитания лидеров, как важнейшего принципа создания коллектива. Делю класс на творческие группы – лучики, управление – командир. В жизни нашего коллектива всегда присутствует общее дело – дни творчества («Праздник чая», «Праздник хлеба»,… субботники…). При проведении каждого мероприятия учитываю следующие принципы:
1. создаю условия для самовоспитания и саморазвития;
2. каждый ребёнок может найти свою сферу реализации (в труде, творчестве, общении, самодеятельности, самообразовании).
Процесс саморазвития и самореализации помогает ребёнку гармонизировать и гуманизировать свои отношения;
3. воспитание личностно – ориентировано;
4. воспитание строю с двух позиций: социализации и индивидуализации;
5. воспитываю на принципах общечеловеческой культуры.
6. с учётом возрастных особенностей
7. Предполагаю перспективы развития личности:
- соотнесение жизненных целей с возможностями,
- анализ своего прошлого, настоящего и будущего.
- планирование собственной «карьеры»
8. Создание как можно больше положительных эмоций, творческого и эстетического подъёма.
Включаю детей в совместную социально – значимую деятельность на основе их интересов, способностей и потребностей. Каждый ребёнок может себя проявить:1) лидер - увидеть зависимость друг от друга, взаимопомощи товарищей, 2)неблагополучный ребёнок - зарекомендовать себя с положительной стороны, 3)агрессивный ребёнок – направить свою агрессию на достижение доброты в каком-либо деле, 4) застенчивый – учиться смелости, 5) замкнутому – помочь в преодолении своих страхов, 6) гиперактивному – учиться выдержанности. Дети объединяются общей целью, на её достижение уходить много времени, ведётся большая подготовительная работа, дети живут в ожидании какого-то чуда, проведение самого дела, в особенности если с родителями приносит большое удовлетворение. В подготовке и проведении участвует каждый ребёнок.
Приведу наиболее яркие мероприятия по экологии.
Осенняя ярмарка. Пришла весна. День леса.
Провожу большую работу по технике безопасности. «У нас в гостях Мишлен» Беседу о противопожарной безопасности провёл папа Кузьмин Евгений Владимирович.
Провожу работу по воспитанию гражданской позиции, проявляющей национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений.
День Рождения Габдуллы Тукая В музее Мусы Джалиля
Активно участвуем в различных проектах.
КВН по матем.4 кл.1 место. Районная игра .3 класс
Провожу работу по трудовому воспитанию, формированию трудовой мотивации.
Провожу большую работу по военно-патриотическому воспитанию.
Митинг, посвященный Смотр строя и песни. Поздравление с Днём
66 годовщине Победы Защитника Отечества
в Великой Отечественной
войне.
Знаменательные даты календаря
8Марта. Новый год. Космические полёты.
Праздник мам. День матери. В гостях у Кыш Бабая
Работа по формированию ЗОЖ. Открытие училища олимпийского резерва в Казани.
Работа по формированию гражданской позиции
Защита отряда «Звезда» День железнодорожника День Республики Татарстан
Вручение ранцев первоклассникам Конкурс «Маленькая Фея»
С окончанием 4 класса. С удовольствием поиграли в «Дикий запад»
ΙΙ Работа с учителями предметниками.
Очень важно изучать познавательные интересы учащихся, с этой целью я посещаю уроки учителей- предметников, оказываю помощь в выборе кружков, участвую в работе малых педсоветов и консилиумах, вырабатываю с педагогами общую позицию по решению имеющихся проблем. Организую внеурочную деятельность с учётом знаний, умений и навыков в различных видах деятельности: интеллектуальные кроссворды, КВН, цикл бесед «Знание, творчество, профессия».
Всё это положительно влияет на развитие мышления, кругозора и культуры умственного труда детей.
ΙΙΙ. Работа с родителями.
Начинаю свою деятельность в 1 классе с изучения семьи, возможностей воспитания и поддержки детей, оказываю родителям педагогическую профессиональную помощь, которая сводится не только к проведению родительских собраний, а к реализации педагогической истины:
а) всё хорошее о детях говорить вслух, трудности решаем индивидуально,
б) организую совместные дела с родителями и учреждениями микрорайона
(ДК железнодорожников, муз. школа, марафоны (эстет, спорт, интеллект), праздники, походы).
Моя работа направлена на то, чтоб к окончанию 4 класса и при переходе ребёнка в старшее звено ребёнок обладал следующими качествами личности:
- гражданской позицией,
- духовно – нравственными ценностями,
- имел чувство собственного достоинства,
- был дисциплинирован, самостоятелен, настойчив, выдержан, организован, решителен, инициативен,
- толерантности,
- коммуникативными способностями,
- социальной мобильности в быстро меняющихся жизненных условиях,
- экологической культурой,
- основами здорового образа жизни.
Я считаю, что воспитание социальной защиты ребёнка – стержень, вокруг которого строится вся воспитывающая деятельность, а акцент делается на помощь в самореализации детей. Стараюсь продумать свою воспитательную работу с классом так, чтобы каждый ребёнок впоследствии смог жить и работать, стать счастливым и благополучным в наше непростое время.
Занятость во внеурочное время
Позитивные результаты внеклассной работы учащихся выразились в том, что мои дети активно проявляют себя в разных формах внеурочной деятельности. 2010 – школьный конкурс чтецов посвященный 65 годовщине Победы в Великой
войне – Гизатуллин Тимерлан 1 место
2010- участие в конкурсе рисунков, посвящённых переписи населения _Давлетшина Ангелина, Евсеева Саша.
2010 – Участие в Научно-практической конференции «Исследовательская деятельность Как Педагогическая проблема» на базе школы №57 Гибадуллиной Айгуль с проектом «Перепись»
2010 –Участие в ІІІ городском форуме Школьных Научных Обществ
«Интеллект рождается сегодня» Гибадуллиной Айгуль . Награждена грамотой и сертификатом.
2010 – Участие в районной интеллектуальная игра «Я люблю Татарстан» 2 место. Награждены грамотой
2011- _Участие в фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио» Издательский дом « 1Сентября». Работа вошла в сборник и в диск за 2010-2011 уч.год http://festival.1september.ru/authors/230-066-860 Дипломы,
Во внеклассной работе по математике добиваюсь максимальной деятельности каждого ученика. Большое место отвожу дидактическим и ролевым играм, которые содействуют не только выработке математических навыков, но и остроты и логичности мысли, а так же воспитанию моральных качеств личности: честности, смелости, товарищества, находчивости, остроумия. Логические упражнения носят занимательный характер, потому они содействуют возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе. Благодаря такой работе создаётся атмосфера творческого вдохновения, самостоятельности, неподдельного интереса к предмету.
С большим интересом прошёл праздник «И прекрасна и сильна- математика страна» Опубликован сайте http://nsportal.ru/ahmetzianova Свидетельство о публикации
Внеурочная деятельность по русскому языку и развитию речи затрагивают темы выходящие за пределы программы: история письменности, книгопечатание, миф, эпос, авторская литература и другие. Литературные игры, викторины, занимательные задания – повышают познавательную активность детей.
Хочу поделиться с «Праздником пунктуационных знаков» Опубликован на сайте http://nsportal.ru/ahmetzianova
Одним из условий приобретения обучающими позитивного социального опыта - это овладение диалоговой речью, что в настоящее время является одним из острых вопросов современности, общаясь в интернет-сети, постоянно подчиняя всё и вся, дети практически перестают правильно общаться между собой, что ведёт к бесконечным стычкам в классе, унижениям и оскорблениям других. Поэтому, я считаю, что овладение диалоговой речью должно занимать важное место в системе работы по развитию коммуникативных навыков детей. Как развить в ребенке стремление к общению, на что педагогу необходимо обращать особое внимание при обучении детей ведению диалога? Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия (УУД), ключевые компетентности), среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. В процессе обучения этому уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными умениями.
Речевой деятельностью можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
Диалогу надо учить, не ожидая, когда ребенок будет сам готов к нему. Он изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей своего возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Ребенок инициативен – стремится вступить в разговор, но взрослые нередко пресекают эти попытки, не доверяя его субъектному речевому опыту. Нельзя делать замечания по поводу корявых детских фраз, советовать сначала научиться говорить, обогатить словарь, освоить построения фраз, уместно употреблять синонимы и только после этого дискутировать, отстаивать свою точку зрения в группе, классе. В результате нежелание выслушать то, чем хотел поделиться ребенок, приводит к потере интереса с его стороны к диалогу.
Почему дети не хотят участвовать в диалоге, они действительно разучились (парадокс!) при развитой речи высказываться в группе, классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности), с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это важнейшая задача педагога начальной школы.
Для развития речевой деятельности необходимы: поддержка мотивации общения; помощь в достижении цели речевой деятельности – воздействие говорящего (пишущего) на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание – непонимание, вербальная – невербальная реакции – результат); создание условий и средств для достижения цели; формирование умений оперировать способами (действиями, операциями) по достижению цели; формирование умений создавать "продукт" речевой деятельности – содержательное умозаключение (чтение, слушание), текст ( говорение, письмо).
Развитие речи – это лишь средство и способ реализации речевой деятельности.
Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Подчеркну, что речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого детьми вместе с педагогом решаются определенные задачи.
Общеизвестно, что младший школьный возраст – период "задавания" детских вопросов. И именно этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим моментом для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в учебном диалоге.
Стремление детей спрашивать мотивировано естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов, опираясь на детский речевой субъектный опыт.
Не надо осекать малыша, нужно поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать ребенка не "хорошо отвечающего", а "хорошо спрашивающего" (Г.А. Цукерман), причем спрашивающего не только учителя, но и сверстника, и самого себя (ожидаемые нами умения рефлексии, контроля, совершенно отсутствующие у наших детей). Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.
Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, т. е. предметности сотрудничества, учить этому детей, тогда диалог будет не просто лишь формой общения (диалог ради диалога, так называемая вопросно-ответная форма, часто псевдодиалогичная), но именно диалогом продуктивным, направленным на совместное с педагогом и сверстниками решение задач.
Ребенок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому обсуждаемому на занятии, уроке вопросу.
Говоря о диалоге, хотелось бы обратить внимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога ("эффект подсолнуха", по Г.А. Цукерман). Именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на уроке они не слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным. Вспомните, как строит свою речь педагог: "Скажите МНЕ…", "Все глазки на МЕНЯ…"; следствие этого – детские фразы: "А ОН сказал…". Стоит только исключить каждому учителю из своей речи глаголы в прошедшем времени: "ВстаЛИ…", "ДостаЛИ учебники…" и отражать в словах факт своего сопричастия к учению, совместного сотрудничества: "ОткроЕМ тетради… ЗапишЕМ число…", как мы обнаружим, что стали ближе детям, а значит, по-настоящему диалогичнее.
Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, отказавшись от отношения к ребенку, как к чистому листу бумаги, сможем организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим ученикам, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями.
Применение современных компьютерных технологий в обучении оказывает положительное влияние на литературное творчество моих детей. Основной целью использования компьютерных технологий во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения является обучение учащихся грамотной связной речи. Во внеурочной деятельности мы коллективно обсуждаем, что будем создавать на компьютере, как оформим работу. В такую работу включаются даже те ученики, которые обычно не любят писать сочинения. Увлекаясь поставленной проблемой они «тормошат» родителей, привлекают их к совместной деятельности. Учебная игра выходит за рамки школы, в семью.
Год Название проектов
2009-2010 - Что такое Перепись?
- Ветеран моей семьи (Посвящённый 65 лет Победы)
2010-2011 - Мы за здоровый образ жизни.
- «Модель выпускника начальной школы»,
- Природные зоны (защита в виде презентаций по природным зонам)
2011-2012 - Спортсмены нашего класса
- Наши поручения. - Птичья кормушка
Мои ученики, занимаясь в различных воскресных школах продолжают традиции семьи ,посещают кружки и секции РСДЮСШОР, занимают призовые места.
Эффективность представленных мной направлений во внеурочной деятельности очевидна. Оценкой эффективности работы с детьми в начальных классах служит тот факт, что мои ученики сохраняют свой изначальный потенциал и в средних, и в старших классах. Они активно участвуют в региональных и республиканских олимпиадах, занимают призовые места, растёт число учащихся, участвующих в научно-исследовательских работах по преподаваемым предметам. А это значит, что наша совместная работа дала свои результаты и можно быть уверенным в том, что, в дальнейшем каждый мой ученик будет личностью, способной найти свою нишу в новом мире и максимально реализовать себя.
Была разработана программа по ЗОЖ «Подвижные игры», защищена на курсах «Обновление предметного содержания вариативных УМК в начальной школе на этапе внедрения ФГОС НОО», опубликована на сайте
http://pedsovet.su/load/0-0-118136-0-17 свидетельство о публикации.
За свою работу награждена грамотой.
2008 год - грамота начальника отдела образования Кировского района г.Казани
«За успехи достигнутые в обучении и воспитании подрастающего поколения и добросовестное отношение к труду»
Мероприятия и фотографии опубликованы на сайтах.
http://nsportal.ru/ahmetzianova - мой сайт.
http://pedsovet.su/load/0-0-118136-0-17
http://festival.1september.ru/authors/230-066-860
Публикации на сайтах.
1.Издательский дом « 1 сентября»
http://festival.1september.ru/authors/230-066-860 -3 публикации, лауреат конкурса, дипломы (Приложение с.85-88; 120-126)
- Презентация « Решение задач в 1 классе» Лауреат конкурса
- Урок « Изменение имён существительных по падежам»
- Проект «Перепись»
2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://nsportal.ru/ahmetzianova - 15 публикаций, включая проектные работы учащихся, свидетельства о публикации,
- Праздник по математике «И прекрасна, и сильна – математика страна»
- Праздник пунктуационных знаков.
- Урок «Тундра»
- Презентация ученицы к уроку «Тундра»
- Путешествие по сказкам.
- Внеурочная деятельность «Оригами»
- Праздник цветов.
- Выпускной в начальной школе
- Праздник хлеба.
- Вредные привычки.
- Проект – презентация «Растения степи»
- Проект – презентация «Семейство куньи»
- Проект – презентация «Птицы тайги»
- Проект – презентация «Животные Арктики»
3. Сообщество взаимопомощи учителей.
http://pedsovet.su/load/0-0-118136-0-17 - 6 публикаций, свидетельства о публикации, (Приложение с. 134-139 )
- Мониторинг по письму для 1 класса. УМК «Планета знаний»
- Программа «Подвижные игры»
- Праздник чая.
- Урок «Центральный угол» для 4 класса
- Разработка «Космические полёты»
- Путешествие по сказкам.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации “Об образовании” - М.: Издательство “Ось – 89”, 2001.
2. Конвенция ООН о правах ребенка – М.: Издательство “Рудомино”, 2001.
3. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. – с. 10-42.
4. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие. – Кемерово: Издательство обл ИУУ, 1999.
5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. - №4.- с. 90-93.
6..Электронные версии газеты «Начальная школа»
http://nsc.1september.ru
7. Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт начального образования.
8. Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО.
9. ФГОС. Программа воспитания и социализации учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.8 МБ |
