Проект "Модно быть здоровым"

Проект "Модно быть здоровым"

Цель данного проекта: разработать эффективную программу пропаганды общественных ценностей - здоровья, семьи, прав человека. Задачи, решаемые в ходе реализации данного проекта: * распространение знаний в области медицины, уголовного, семейного, гражданского права; * развитие творческих способностей подростков, умения и готовности работать; * развитие коммуникативных способностей школьников; * воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других. Основное содержание проекта. Проект предполагает пропаганду медицинских, правовых, психологических знаний в подростковой среде путем активного вовлечения самих подростков в ра-боту, связанную с заботой как о своем собственном физическом, эмоциональном здоровье и благополучии, так и о здоровье и благополучии своей семьи, близких и друзей. Проект предполагает: 1. Информационно-методическую работу с подростками, выразившими же¬лание принять участие в данном проекте. 2. Проведение тренингов, конкурсов, встреч с представителями государст-венных и общественных организаций, игр. 3. Создание участниками мини-проектов с использованием компьютерных технологий. Ожидаемые результаты: * овладение подростками знаниями в области медицины, права, осознание того, что здоровье - главная составляющая качества жизни; * сокращение случаев аддитивного (саморазрушающего) и девиантного (отклоняющегося) поведения в школьной и семейной среде. Данная программа предусматривает работу по подготовке старшеклассников (совета «Мудрейших») для работы среди подростков. В этом направлении в ДОО проводится определенная работа: - 2 раза в год проводятся Дни здоровья; - в течение года проходят спортивные соревнования, включающие в себя участие в различных окружных, общешкольных соревнованиях и мероприятиях; - функционируют спортивные секции (баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, ОФП – для мальчиков и девочек 1-11 классов); - кружки: ансамбль танца «Радость», духовой оркестр, вокальная студия, театральный коллектив «Прикосновение» (арт-терапия – часть психотерапии – лечение искусством); - кружок прикладного творчества «Волшебная кисточка», так называемая трудотерапия, которая помогает снять нервное напряжение, развивает мелкую моторику и т. д.; - организация активного отдыха на переменах (группа «Игруня»); - традиционные совместные занятия спортом детей и роди¬телей: «Папа, мама и я – спортивная семья», походы, экскурсии, игры, спортивные соревнования, лыжные прогулки, праздники, «Зимние забавы» и т.д. Использование и реализация предложенных форм работы способствует созданию условий для успешной социализации детей, раскрытию и реализации их способностей и задатков, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества и к созидательной деятельности. ДОО стали органичной частью воспитательной системы школы, играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения, где ребенку предоставляется возможность выбора «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего Я в различных ролях, где создаются условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми. Всё это дает положительные результаты работы ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Модно быть здоровым"158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

Проект

«МОДНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»

Разработал

педагог-организатор

Данилова Татьяна Ивановна

Г. Муром

Цель данного проекта: разработать эффективную программу пропаганды общественных ценностей - здоровья, семьи, прав человека.

Задачи, решаемые в ходе реализации данного проекта:

  1. распространение  знаний  в  области  медицины,  уголовного,  семейного, гражданского права;
  2. развитие творческих способностей подростков, умения и готовности работать;
  3. развитие коммуникативных способностей школьников;
  4. воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других.

Основное содержание проекта.

Проект предполагает пропаганду медицинских, правовых, психологических знаний в подростковой среде путем активного вовлечения самих подростков в ра боту, связанную с заботой как о своем собственном физическом, эмоциональном здоровье и благополучии, так и о здоровье и благополучии своей семьи, близких и друзей.

Проект предполагает:

  1. Информационно-методическую работу с подростками, выразившими же лание принять участие в данном проекте.
  2. Проведение тренингов, конкурсов, встреч с представителями государст венных и общественных организаций, игр.
  3. Создание участниками мини-проектов с использованием компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты:

* овладение подростками знаниями в области медицины, права, осознание того, что здоровье - главная составляющая качества жизни;

* сокращение случаев аддитивного (саморазрушающего) и девиантного (отклоняющегося) поведения в школьной и семейной среде.

Данная программа предусматривает работу по подготовке старшеклассников (совета «Мудрейших») для работы среди подростков.


Программа организации мероприятий в проекте

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Место проведения

Участники

1

«Школа здоровья»:

1.        Актуальные вопросы физического и психическо го здоровья подростков.

2.        Основы здорового образа жизни.

3.        Стресс. Его значение в жизнедеятельности человеческого организма.

4.        Наркомания и токсикомания - путь в никуда.

5.        Алкоголизм - глобальная проблема современного общества.

6.        Табакокурение, его вред

Ежемесячно

Кабинет

Учащиеся

2

«Школа юного гражданина»:

1.        Какие права имеют дети?

2.        Закон и подросток.

3.        Ты и твоя страна.

4.        Ты и правопорядок.

5.        Ты и твой досуг.

6.        Викторина «Я и мои права»

Ежемесячно

Кабинет

Учащиеся

3

Тренинг «Здоровое детство -здоровые дети»

Октябрь -ноябрь

Кабинет

Учащиеся, родители

4

Тренинг «Умей сказать «Нет!»

Апрель

Кабинет

Учащиеся

5

Праздник «День здоровья»

Апрель

Школа

Учащиеся, кл. руковод, родители

6

Конкурс социальной рекламы

Май - июнь; ноябрь -декабрь

Школа

Учащиеся

7

Правовой турнир

Апрель

Школа

Учащиеся

8

Игра «Наши семейные ценности»

Февраль

Школа

Учащиеся, родители

9

Веселые старты «Педагоги, родители и я – вместе дружная семья»

Апрель

Школа

Учащиеся, родители, педагоги


Участие педагога-организатора в проекте

Мероприятие

Сроки

Участники

1

Проведение методических семинаров по направлениям «здоровье», «семья», «право»:

а)        с классным коллективом;

б)        с родителями

один раз в четверть

Социальный педагог,  медработники, педагог-организатор

2

Оказание старшеклассникам помощи в подготовке и проведении занятий с учащимися

регулярно

Социальный педагог, педагог-организатор

3

Оказание старшеклассникам помощи в подборе материалов по пропагандируемым темам

регулярно

Школьный библиоте карь, педагог-организатор

4

Создание электронной информаци онно-консультативной сети

сентябрь

Педагог-организатор

Инженер вычислительной техники

5

Использование ИКТ при проведении мероприятий

по графику

Педагог-организатор

Кадровое обеспечение проекта:

  1. Руководитель проекта – педагог-организатор Данилова Т.И.
  2. Координатор подпрограммы массовых мероприятий – заместитель директора по воспитательной работе  Никитин А.А.
  3. Координатор информационно-методической работы – социальный  педагог Петошина О.С.
  4. Школьный психолог Успенская А.В.
  5. Координатор «Школы здоровья» - фельдшер школы Чернышова И.А. и медработники ЦРБ.
  1. Координатор  «Школа юного гражданина» - инспектор ОДН Воронин А.Н, учитель обществознания Музыкевич В.И.
  2. Специалист по обслуживанию технических средств – инженер вычислительной техники Киселёва Т.В.
  3. Совет «Мудрейших» детского объединения «Наш дом» оказывает помощь в организации массовых мероприятий.

В этом направлении в ДОО проводится определенная работа:

-        2 раза в год проводятся Дни здоровья;

  1. в течение года проходят спортивные соревнования, включающие в себя участие в различных окружных, общешкольных соревнованиях и мероприятиях;
  2. функционируют спортивные секции (баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, ОФП – для мальчиков и девочек 1-11 классов);
  3. кружки: ансамбль танца «Радость», духовой оркестр, вокальная студия, театральный коллектив «Прикосновение» (арт-терапия – часть психотерапии – лечение искусством);
  4. кружок прикладного творчества «Волшебная кисточка», так называемая трудотерапия, которая помогает снять нервное напряжение, развивает мелкую моторику и т. д.;
  5. организация активного отдыха на переменах (группа «Игруня»);
  6. традиционные совместные занятия спортом детей и роди телей: «Папа, мама и я – спортивная семья», походы, экскурсии, игры, спортивные соревнования, лыжные прогулки, праздники, «Зимние забавы» и т.д.

Использование и реализация предложенных форм работы способствует созданию условий для успешной социализации детей, раскрытию и реализации их способностей и задатков, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального  творчества и к созидательной деятельности.  

ДОО стали органичной частью воспитательной системы школы, играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения, где ребенку предоставляется возможность выбора «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего Я в различных ролях, где создаются условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми. Всё это дает положительные результаты работы ДОО. За последние годы детские объединения нашей школы достигли следующих результатов на городском уровне:

2009-2010 учебный год

- лауреаты городского конкурса «Урожай года»

- лауреаты конкурса стенгазет по профилактике детской шалости с огнем.

- 1 место в фестивале пионерской песни

- 1 место в номинации «Родительское счастье» в конкурсе «Семья года-2008»

- 2 место - Встречная эстафета, посвященная Дню защиты детей

  1. 2, 3 место в конкурсе рисунков по противопожарной безопасности

- 2 место в конкурсе рисунков «С любовью к отечеству»

  1. 2 место «Веселые старты» среди пришкольных лагерей
  2. 2 место в Брейн-ринге «Знай и люби родной город»

- 3 место в командном первенстве по шахматам 1 -4 класс

-        3 место в конкурсе строя и песни

  1. 3 место в фестивале искусств пришкольных лагерей «Солнышко смеется»
  2. 3 место в конкурсе агитбригад по безопасности дорожного движения
  3. 3 место в конкурсе стенгазет по безопасности дорожного движения

-        3 место в конкурсе рисунков в рамках единого Дня краеведения
- 3 место в конкурсе агитбригад по пожарной безопасности

2010-2011 учебный  год

- 1 место на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП на областном конкурсе «Учим правила всей семьей»

- 2 место в агидбригаде «Нарко-стоп»

- 2 место в конкурсе чтецов на противопожарную тематику

- 3 место в Фестивале искусств пришкольных лагерей «Лето, солнце, красота»

- Лауреат областного конкурса научно-методических материалов и проектов «Учись на здоровье»


Приложение № 1

Спортивный праздник в школе

ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ И Я –

ВМЕСТЕ СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ

Цель:

популяризации здорового образа жизни среди педагогов, родителей и детей

Задачи:

- способствовать сплочению педагогов, детей и родителей через совместную деятельность;

-  привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и укрепления здоровья

Оформление:

 плакаты с надписями «Стар», «Финиш», «Спорт»

Реквизиты:

ватман, фломастер, 2 лавочки, 2 туннеля, 20 шаров, 2 мешка, 2 палочки, гимнастические палки, 2 мяча.

Музыкальное оформление:

музыкальное сопровождение для конкурсов, музыка для музыкальных пауз, музыка на выход героев, фанфары на награждение.

Участники:

команда – 2 родителя, 1 учитель, 5 учащихся

Жюри:

Директор школы

Заместитель директора по ВР

Медицинский работник

Представители от Совета «Мудрейших»

Родители


Ход спортивной эстафеты

Выходит доктор Пилюлькина

Доктор Пилюлькина:  

Что за шум здесь на поляне?

То ли табором цыгане,

То ль туристы ходят тут?

Люди, как же вас зовут?

Ответ участников спортивной эстафеты.

Доктор Пилюлькина:

Значит, на лесной поляне проведем соревнованья!

Спорт, здоровье и закалка,

Сила, ловкость и смекалка

Будут очень нам нужны.

Меж собою вы дружны?

А у нас, друзья, для вас

Есть спортсмены - высший класс,

Наши спринтеры лесные,

Очень быстрые, лихие.

Волк:

Я спортсменов-бегунов

Оценить всегда готов.

По прыжкам я спец в длину,

В этом вам помочь могу.

Доктор Пилюлькина:

Всем в лесу силач известный,

К осени чуть-чуть облезлый –

Наш Мишутка-чемпион,

Поднимает пару тонн.

Выходит Медведь.

Медведь.

Вижу, сильные мужчины,

Состязанья нам по чину,

Кто сильнее: вы иль я?

Вас проверим мы, друзья!

Доктор Пипюлькина:

 Есть в лесной семье ребенок,

Наш чудеснейший  лисенок.

Очень ловкий он гимнаст,

Многим он пример подаст.

Выбегает Лисенок.

Лисенок:

Вашу ловкость оценю,

Очень-очень спорт люблю!

Всем желаю победить

И здоровье укрепить!

Доктор Пилюлькина:

Нашим гостям хвала и честь

За стол жюри их просим сесть

 А сейчас, достойные спортсмены,

Мы команды представляем и девизы называем.

(Команды представляют названия и девиз и по очереди их называют).

Доктор Пилюлькина:

Итак, начало соревнований

Тут уж надо  всем постараться

Оцениваются время и результат,

Всех приглашаем спортсменов на старт

Двадцать первый любит век

Тех, кто любит быстрый бег.

Просим участников эстафеты

Не терять кроссовки свои и штиблеты.

Беговая эстафета- каждый участник добегает до финиша,

пишет свое имя на ватмане, и возвращается к команде, передавая фломастер

Доктор Пилюлькина:

Слово предоставляем жюри. За каждую победу жюри вывешивает сердечко на табло победителей.

Начинаем спортивный этап второй.

«Веселые старты» зовут нас в бой.

Второй  вид соревнованья,

К нему мы готовились заранее:

Мешки пошили, призы купили,

Смелее вперед, награда вас ждет.

Бег в мешках.

(Слово жюри)

Доктор Пилюлькина:

А сейчас, музыкальная пауза для Вас,

Ансамбль «Радость»

Встречайте сей же час.

(Танец в исполнении ансамбля танца «Радость»)

Доктор Пилюлькина:

А мы продолжаем соревнованье –

Вот вам трудное заданье.

Через туннель вам проползти предстоит

При этом сохранить здоровый вид.

Взрослые вам в этом будут помогать

И в конце по лавочке до финиша бежать!

(«туннель-лавочка» - дети проползают  через туннель,  взрослые помогают им, затем добежать по лавочке до финиша, взяв шарик вернуться к команде, взрослые заканчивают эстафету, просто добежав по лавочке, взяв по  шарику. в итоге все команда должна оказаться с шарами )

(слово жюри)

Доктор Пилюлькина:

Молодцы! А теперь конкурс вне конкурса. Чья команда быстрее лопнет шарик, сев на него. Дети могут лопнуть шарик за взрослых.

На старт, внимание, марш!

Доктор Пилюлькина:

А теперь придется вам

Лягушкой-путешественицей побыть.

Взрослым детей на палке до финиша донести.

(«Лягушка-путешественница» - двое взрослых держат палку, за которую цепляется ученик, до финиша донести  на палке, а обратно бегом)

Кто быстрей, кто смелей,

За дело берись скорей!

(слово жюри)

Доктор Пилюлькина:

Ну а этот гость

Всей программы нашей гвоздь,

В пенье песен всех он победил

Встречайте – Туманов Михаил!

(песня «Мне море по колено»)

Доктор Пилюлькина:

Мячик - всем снаряд известный,

И красивый, и полезный,

Много есть с мячом соревнований,

Мы их для вас подбираем заранее.

(Соревнования с мячом – добежать до кольца с мячом, забросить его в сетку, вернуться к команде, передать мяч следующему, кто быстрей и у кого больше попаданий тот и победил. Для каждого участника одна попытка.)

(слово жюри)

Доктор Пилюлькина:

На станцию за вами приехал паровоз,

Пассажиров на нем просто воз!

Прицепим к нему вагон очередной

И благополучно вернемся домой.

(«Паровозик» - взрослые начинают эстафету. Сначала до финиша добегает одни участник, затем к нему прицепляется другой, бегут до финиша и обратно вдвоем и т.д. пока не прицепится вся команда)

Доктор Пилюлькина:

Ставьте ушки на макушки

Болельщики поют частушки.

Частушки:

  1. Про здоровье и про спорт  

Про тенистый корт

Мы частушки пропоем

И в спортзал потом пойдем

  1. Утром рано в семь часов

Я встаю с кровати

Для пробежки я готов,

А также для зарядки

  1. На уроке я сижу

На учителя гляжу

Мне учитель говорит:

«Сядь ровней, не повредит»

  1. Нужно спину так держать

Чтобы ровненько стоять

Люди смотрят не дыша,

Ох, осанка хороша

  1. Если долго в даль глядеть,

На зеленый цвет смотреть,

Будешь ты здоров всегда,

Будут сильными глаза

  1. Буду по лесу гулять,

Буду тело закалять,  

Я здоровым быть мечтаю,

Свои мускулы качаю

  1. Если очень захочу

В спорте кубок получу

Это будет, а пока

Бегаю на ЛФКа

  1. Очень любим свой бассейн
  2. Плавать обожаем все

Приходите, всех зовем

Дружно вместе поплывем

  1. Быть здоровым очень модно

Быть здоровым хорошо

В нашей школе все здоровы

И спортсмены ого-го!

Доктор Пилюлькина:

Вы не зря,  друзья, старались,

Хоть немного запыхались,

Но зато здоровый вид

И прекрасный аппетит.

Теперь пора итоги  огласить

К микрофону жюри пригласить

(представители жюри оглашают результаты)

Медведь.

Победителей поздравляем.

И награды вручаем.

Волк.

Пусть этот день запомнит каждый,

Задор его с собой возьмет.

Со спортом кто подружится однажды,

Сквозь годы эту дружбу пронесет.

Лисенок:

 Желаем вам мы крепкого здоровья,

Успехов в замечательном пути!

Но есть одно важнейшее условие:

Вы к нам не раз еще должны прийти!

(Рисунки 1 – 4)

Приложение 2.

Ролевая игра

Альтернативная реклама

Цель игры: Сформировать представление об опасности «безопасных» форм одурманивания (использование алкоголя, курение).

Среди многих подростков распространено мнение о том, что использование алкоголя, курение гораздо менее опасно (а то и безопасно), чем знакомство с наркотиками. Свою точку зрения они объясняют тем, что «все кругом курят, пьют и т. д., однако никто от этого не умирал». Важно, чтобы ребята поняли: нет безопасного кайфа, за каждую встречу с ним человек вынужден расплачиваться своим здоровьем, успехом, красотой.

Игра, рассчитана на учащихся 5-7 классов.

Ход игры: Ребятам предлагается прослушать стихотворения в стиле Григория Остера. Главное, чтобы соблюдался принцип «вредных советов»: рекомендуется заведомо вредное, причем рекомендуется так, что у слушателя возникает только одно желание избежать встречи с рекомендуемым.

I

Если спецразведка папы донесла ему внезапно,                                                                         Что ты пробовал курить,

И в родительском генштабе принимается решенье:

Меры строгие к ребенку, не колеблясь, применить,

Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся,

Ведь сейчас диктат не в моде — демократии почет.

Пусть родители считают, что курение опасно,

У тебя другое мненье может быть на этот счет.

Разве это так опасно, что у тех, кто курит,

Часто легкие похожи на закопченный мешок?

Ну, подумаешь, что вместе с кровью к клеткам для дыханья

Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.

Пусть при этом очень сложно сердцу — органу-мотору

Свои важные задачи, не сбиваясь, выполнять.

И совсем не важно то, что у курящих очень быстро

Разрушаются порою зубы белые во рту.

Человеку много ль надо?

Пусть же выпадет десяток,

Остальных надолго хватит — что печалиться, грустить?

Ты запомнил?

А теперь все это четко, смело, не сбиваясь,

Маме с папой растолкуй!

II

Если друг-приятель Толя

Предложил тебе немножко «очень вкусного» вина,

Без сомненья соглашайся.

Что тут думать, размышлять?

Ведь вино не просто вкусно —

Это очень-очень нужный и полезный для здоровья

Человека компонент.

Пусть вначале — только выпьешь,

В голове внезапно что-то сильно-сильно зашумит.

Пусть в глазах вдруг потемнеет

И покажется случайно, что уходит постепенно

Полквартиры из-под ног,

Пусть и стул, и стол, и кошка,

Кошка Мурка на комоде, в хороводе закружатся,

Словно бабочки весной —

Не пугайся, без сомненья, это все идет на пользу,

Лишь представь, что очень скоро ты совсем

Похожим станешь на любителей вина.

И тогда ты сможешь так же, как они,

Подобно свинкам,

В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.

Хочешь быть на них похожим?

Ну, тогда не сомневайся и, конечно, пей вино!

А теперь ребятам предлагается самостоятельно приду мать варианты «вредных советов». Для этого участники игры разделяются на группы по 3—5 человек. Каждая группа получает начальную строфу будущего произведе ния. Задача группы — написать продолжение. На выпол нение задания отводится не более 15 мин.

Варианты

Если твой сосед по парте заявил,                                                                                         Что тот, кто хочет поскорее взрослым стать,                                                                             В обязательном порядке должен тонкие сигары    

С удовольствием курить...                                                                                                                   Если ты, войдя в квартиру, увидал, что рядом с вазой

По случайности оставил папа пачку сигарет,

Не раздумывай — хватай их, шанса нового не будет...

Если в праздник новогодний твой знакомый дядя Петя

Предлагает с ним на пару выпить вкусного вина,

Ты сейчас же соглашайся, чтобы вежливым прослыть...

После выполнения задания каждая группа зачитыва ет свой вариант «вредных советов». При этом оценивает ся как литературное качество произведения, так и глав ным образом убедительность «вредных советов»: действительно ли они рассказывают об опасности одурма нивания. Наиболее удачные варианты могут быть опуб ликованы в школьной газете. Они могут также использо ваться вами и при работе с младшими школьниками — малышам наверняка понравятся веселые и забавные сти хи (они же помогут им надуматься о том, «что такое хо рошо и что такое плохо»).

Закончить же игру следует серьезным разговором. Ребятам рассказывается о том, чем реально грозит знакомство с «безопасными» алкоголем и никотином (только при этом не следует злоупотреблять «страшными» цифрами) и, как итог, ребятам необходимо высказать свое мнение об одурманивании.

(Рисунки 5 – 10)

 


Приложение 3

Классный час «Мое здоровье»

Единственная красота,

которую я знаю, - это здоровье

Генрих Гейне

Время занятия: два занятия по 45 минут.

Цели:

- помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;

- уточнить представление учащихся о состоянии их здоровья;

- рассмотреть определение «здоровье»;

- обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.

Вопросы урока:

  1. Что такое здоровье?
  2. Почему люди курят, употребляют алкоголь и наркотики?
  3. Легко ли отказаться от вредных привычек?
  4. Перед кем человек несет ответственность за свое здоровье?

Основные понятия

Здоровье

Здоровый образ жизни

Пути сохранения здоровья

Структура занятия

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

Введение

Объяснение учителя; постановка проблемы

3 мин.

Учащиеся должны понимать цели и задачи занятия.

II этап.

Работа с понятиями

Работа в группах со словарями

17 мин.

Осмысление учениками понятия «здоровье».

III этап.

1. Изучение основной проблемы

Работа в малых группах

40 мин.

Учащиеся получают подробную информацию о последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков. Осмысление учащимися значимости рассматриваемых проблем.

IV этап.

Итоговая

дискуссия

Обсуждение итогов работы в малых группах

20 мин.

Учащиеся увидят последствия всех вариантов выбора поведения в каждой рассматриваемой ситуации.

Заключение

Обобщение учителя

10 мин.

Учащиеся поймут необходимость здорового образа жизни для достижения поставленной цели.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I этап

Учебная мотивация

■ В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочет ся научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втяги вать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило... Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

Попросите школьников ответить на вопросы:

  1. Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?
  1. Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?

Постановка проблемы

Учитель обращает внимание на то, что большой вред здоровью человека наносят куре ние, употребление алкоголя и наркотиков, малоподвижный образ жизни. Именно этим проблемам -  курить или не курить, употреблять алкоголь или не употреблять его,  зани маться физкультурой или нет - будет посвящено занятие.

II этап

Работа с понятиями

Работа с понятиями проводится по группам. Класс делится на 4 группы. Предложите группам сформулировать собственное определение понятия «здоровье»

Здоровье – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этот этап лучше проводить в два приема: сначала работа в малых группах, каждая из которых должна дать свое собственное определение и письменно зафиксировать его (при мерно  4-5 минут одновременной работы всех групп), а затем обсуждение в рамках свобод ной дискуссии, в которой принимает участие сразу весь класс.

Учителю (или ученику, ведущему это обсуждение) следует фиксировать все предложе ния на доске или листе бумаги с тем, чтобы в последующем дать обобщенное определение, которое и будет основой для дальнейшей работы.

Принципиально важно вывести учеников на уровень предметного обсуждения и  конк ретные определения. Как рабочими можно воспользоваться следующими определениями:

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

«Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окру жающим миром, своей ответственности за него».   (Шаталова Г.С. Философия здоровья. - М., Елен и К., 1997).

III этап

Изучение основной проблемы

Учащиеся должны ответить на вопросы:

  1. Почему люди курят, употребляют алкоголь и наркотики?
  2. В чем причины низкой физической активности населения?

Продолжая работу в группах, предложите школьникам проанализировать одну из дилемм:

■        Курить или не курить, употреблять алкоголь или не употреблять его, употреблять наркотики или отказаться от иx употребления, заниматься физкультурой или нет. Группам предлагается заполнить одну из таблиц.

1 группа

МОЙ ВЫБОР – НЕ КУРИТЬ

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

2 группа

МОЙ ВЫБОР – НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬ

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

3 группа

МОЙ ВЫБОР – НЕТ НАРКОТИКАМ

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

4 группа

МОЙ ВЫБОР – ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ  

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

После этого каждая группа представляет результаты своей работы. Перед обсуждением в группах дилемм учитель дает комментарий, используя материалы из раздела «Информа ция для учителя».

Затем предложите учащимся обсудить следующую ситуацию:

■ Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Ми шей. Михаил что-то очень долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас»,- гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!»- восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил: «        ».

  1. Какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного?
  2. Что вы бы ответили, если бы вам предложили попробовать алкоголь, наркотики или выкурить сигарету?

На заключительном этапе занятия в зависимости от уровня обученности класса можно предложить учащимся следующие виды деятельности:

  1. Суд над сигаретой: участники (защита, обвинение, суд присяжных, подсудимый, общественность, журналисты).
  2. Конкурс плакатов, карикатур и т.д.
  3. Ролевая игра, «круглый стол» или парламентские слушания. «Введение «сухого зако на» - запрет продавать алкоголь или табачные изделия».

IV этап

Итоговая дискуссия

Все вместе учащиеся обсуждают вопрос:

■        Кто несет ответственность за здоровье человека?

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Известно, что курение существовало не всегда. Оно стало распространяться в Европе,   лишь с XVI века, вскоре после открытия Америки. Любопытно, что первое время курение считалось... лекарственным средством. В «Наставлениях к сохранению здоровья», издан ных в Англии в 1613 году, было написано: «Трубка табаку, выкуренная натощак в сырое и дождливое утро, составляет быстрое и единственное лекарство от всех болезней».

Лечиться табаком перестали довольно скоро, но тем не менее вплоть до конца прошлого века курение не считалось фактором, наносящим ущерб здоровью. Тревогу забили лишь сравнительно недавно в связи с открытиями, подтвердившими роль куре ния   в распространении многих заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических.

В передовых, промышленно развитых странах, например, в США и Японии, предпри ниматели, осознав, что здоровье людей - это важнейшая производительная сила, бросили значительные средства на осуществление физкультурно-спортивной революции в своих державах. Так, благодаря мерам убеждения (и принуждения) в США более 20 миллионов человек в относительно короткие сроки бросили курить.

На своих заводах в Детройте  Генри Форд-младший категорически запретил курить всем в течение всего рабочего дня. Каждый рабочий должен был дать расписку в том, что в случае нарушения запрета согласен быть уволенным. 600 человек дать такую расписку отказались, и им пришлось уйти. Производительность труда на его заводах сразу выросла на 8%.

Если говорить о курении, поучителен в этом отношении пример знаменитого русского шахматиста А. А. Алехина. Он был заядлым курильщиком. Однако во время двух своих самых ответственных матчей - матча с Капабланкой в 1927 г. и матча-реванша с Эйве в 1937 г. - он бросал курить. Шахматист шел на этот дискомфорт, понимая, что работоспо собность его мозга будет гораздо выше. Оба матча закончились блестящими победами Алехина, и это лишний раз доказало, что отсутствие воздействия никотина гораздо важнее, чем вызываемый отказом от курения дискомфорт.

Алкоголизм сегодня может быть назван «проклятием мира», число жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает.

Если сравнительно недавно известный физиолог Макс Рубнер говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде, то сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне может поспорить с числом жертв от самых опасных заболева ний. Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10-20 лет (по разным стати стическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). Дело не только в том, что 65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением алкоголя.

Потребление спиртных напитков создает благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвертый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем; кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушения психики, язва желудка.

Слово «алкоголизм» ввел в обиход шведский врач Гусс в середине XIX века. Но само пьянство существует, к сожалению, не одно тысячелетие. Впрочем, в былые времена оно отнюдь не носило характера массового распространения. В Древней Греции употреблялось только сильно разбавленное вино (в пропорции три части воды и одна часть вина). Тот, кто пил чистое вино, считался пьяницей и подвергался остракизму (изгнанию). А остра кизм был событием чрезвычайным. В Древнем Риме вино не имели права пить мужчины моложе 30 лет.

Подобно тому, как известна дата пришествия курительного табака в Европу, есть точные сведения и о том, когда стала известна водка в России. В 1428 году (не намного раньше, чем табак прибыл в Европу) водку привезли в Россию из Генуи. Правда, как только в России познакомились с ее действием, ввоз водки был тут же запрещен. Изредка ею пользовались в лечебных целях, причем дозы, назначаемые лекарями, никогда не превышали пол-ложки.

Лишь спустя почти полтора столетия водка стала распространяться на Руси. Это было при Иване Грозном, по распоряжению которого в Москве был открыт первый «Царев кабак». Впрочем, грозный царь быстро спохватился и строго запретил пить водку всем, за исключением своих опричников. Только при Петре I водка стала поступать в Россию в открытую продажу.

Лишь по данным официальной статистики, в России насчитывается 1,5 млн. нар команов и токсикоманов, в основном это молодые люди в возрасте до 22 лет. Но это лишь верхушка айсберга - реальные цифры, которые предполагают специалисты, на порядок выше.

Опросы, проведенные в крупных российских городах, показывают, что сегодня каждый третий школьник 13-16 лет знаком с одурманивающими препаратами не понаслышке. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Сегодня она находится на уровне 10-11 лет. Приблизительно пятую часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки.

Еще великие мыслители древности Платон и Аристотель обратили внимание на то, что при ходьбе лучше думается, что самые яркие мысли обычно посещают человека на прогулках. Платон и Аристотель стали создателями школ, учеников которых назы вали перипатетиками, то есть гуляющими. Лекции и философские собеседования проводились только в ходьбе. При каждой гимназии (месте для гимнастических упражнений) были перинаты (места для обучения на ходу). Видимо, эта система была не так уж плоха: среди древних эллинов нашлось немало отличных атлетов и мудрых ученых.

Замечено: как только человек приобретает автомобиль, у него в первые же месяцы заметно увеличивается вес и ухудшается состояние сердечно-сосудистой системы. Владель цы автомашин, беспокоящиеся о своем здоровье, изыскивают в течение дня возможность полчаса побегать или час быстро походить пешком. Это для них единственная возмож ность не укорачивать свою жизнь, потому что собственный автомобиль в городе хоть и помогает решать текущие бытовые проблемы, но усложняет ситуацию, связанную с самым главным - здоровьем. Сказанное вовсе не означает: хочешь быть здоров - откажись от автомобиля.

В Японии большой популярностью пользуется правило: каждый день - 10 000 шагов. Со свойственной им пунктуальностью и дисциплинированностью японцы аккуратно отме ряют эту свою ежедневную норму. Вполне возможно, что 10 000 шагов - одна из причин того факта, что по продолжительности жизни среди мужчин Япония занимает третье место в мире.

V этап Подведение итогов

Понятно, что учащиеся свой основной выбор сделают за пределами класса, в реаль ной жизненной ситуации. Задача учителя - показать возможные последствия каждо го варианта и подчеркнуть, что ответственность за состояние своего здоровья несет сам человек. Ему и решать, быть здоровым или быть больным.

Необходимо дать возможность учащимся высказать свое мнение о ходе урока, о тех трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в ходе работы малых групп или во время общей дискуссии.

Учитель предлагает собрать ключевые слова урока в специальную «корзинку». Как и на предыдущем занятии, группы выделяют по одному или нескольку слов (слова не должны повторяться) и записывают их большими буквами на вырезанных заранее прямоугольных листах плотной бумаги и помещают их в «корзинку».


Используемая литература

  1. Гаврилина А.В. – методические рекомендации по проведению занятий с подростками в возрасте от 10 до 15 лет и юношами от 15 до 17 лет «Программа первичной позитивной наркопрофилактики», Владимир, 2006 г.

  1. Макеева А.Г. «Не допустить беды» (педагогическая профилактика наркотизма школьников), Москва, Просвещение, 2003 г.

  1. Макеева А.Г. «Не допустить беды» (разумный выбор), Москва, Просвещение, 2003 г.

  1. Самошкина Л.И., Шалимова Н.А. – методические рекомендации для специалистов, работающих с детьми, в области профилактики курения «Что выбираешь ты?», Владимир, 2006 г.