Школа для родителей.
Школа для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Юлия Вячеславовна
Учитель начальных классов «МАОУ СОШ№94»
Школа для родителей
Одно из важных и, на мой взгляд, трудных направлений работы классного руководителя – это сбор педагогически важной информации о семьях учеников, просвещение родителей и создание классного родительского коллектива.
Кроме анкетирования, внеклассных мероприятий с участием учеников и родителей, я решаю эту задачу с помощью тематических родительских собраний.
Учитель
Ученик
Ученик
Родитель
Родитель
Почему вопрос работы с родителями считаю важным? На схеме 1 я показала участников учебно-воспитательного процесса и влиятельные связи между ними.
Схема 1. Участники учебно-воспитательно процесса.
Связь между учеником и учителем, учеником и родителем наиболее тесная. Несомненно, родитель для ребенка является авторитетом (он привык много лет слушаться маму и папу). Но теперь появляется еще один значимый взрослый – учитель. В ситуации, когда учитель говорит одно, а родитель противоположное, что делать ребенку, кого слушать? В таком случае ребенок «вступает в конфликт с самим собой». Действия и суждения родителей и учителя не должны быть полярными.
Связь между учителем и родителем не такая тесная, как между учителем и учеником. Благодаря тематическим собраниям родители инициируют индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения. Это является положительным фактором, доказывающим, что мое влияние эффективно. Консультации провожу не только через личные встречи в стенах школы, но и использую возможности интернет общения, электронный журнал.
Важную роль в создании классного родительского коллектива играет еще одна связь: «родитель - родитель». Правильно организовав взаимодействие родителей, я получаю еще одну возможность положительного влияния. Как организовать деятельность родителей? В первую очередь использовать возможности групповой работы (подробнее «Собрание №2») и коллективной рефлексии. После собрания родители не расходятся сразу. Собираются в группы и продолжают дискутировать, но уже без меня. Конечно, есть скептики, которые выражают недовольство, но, как известно, «в споре рождается истина». Позже в беседе с родителями я получаю нужную информацию об эффективности собрания, насколько мне удалось добиться желаемого результата. Это дает возможность правильно спланировать следующее родительское собрание.
Благодаря такой организации работы за один год обучения (1 класс) я получила следующие результаты:
- У родителей нет претензий к школе, есть вопросы, на которые мы вместе ищем ответы. Родители инициируют консультации.
- 50% внеклассной работы организуют родители.
- Сложился родительский коллектив.
Собрание 1. «Организационное». (июнь)
Цель: - информирование родителей об особенностях организации учебно-воспитательного процесса.
План:
- Режим работы школы.
- Питание.
- Школьная форма.
- Школьные принадлежности.
- Письмо.
Подробнее остановлюсь только на последнем пункте плана. Для того чтобы повысить интерес ребенка к школе, я пишу детям письма. (Текст приведен ниже.) Прошу родителей исполнить роль почтальона: запечатать письмо в конверт; в графе «Получатель» написать домашний адрес и фамилию, имя ребенка; в графе «Отправитель» - адрес школы; в августе положить конверт в свой почтовый ящик. Родители охотно включаются в эту игру. Дети в сентябре делятся со мной впечатлениями о том, как получили и читали мое письмо. Таким образом, еще до первой личной встречи я формирую положительное отношение к школе и учителю.
Здравствуй, Полина!
Теперь ты уже не дошкольница,
а ученица школы № 94.
Первоклассница!!! Поздравляю!
Я твоя учительница. Меня зовут Юлия Вячеславовна.
Мы отправимся с тобой в страну Знаний.
Ты научишься не только читать и писать,
но узнаешь, почему дует ветер,
откуда берется дождь,
почему день сменяет ночь,
а за зимой приходит весна.
Когда и зачем? Почему и откуда?
На все ты захочешь ответы найти.
И я тебе верным помощником буду,
Готовым помочь в этом трудном пути.
Надеюсь, мы с тобой станем хорошими друзьями.
С нетерпением жду тебя в школе.
Учитель.
Собрание 2. «Безотметочное обучение». (сентябрь)
Цель: - расширение представлений родителей о бозотметочном обучении;
- организация работы родителей.
Для этого собрания необходимо правильно организовать пространство в кабинете. Я расставляю парты группами: 4 группы = 4 четверти в учебном году. Количество стульев = количеству родителей в классе. Все лишние стулья необходимо убрать, тогда ни у кого не будет возможности остаться в стороне от общей работы. Это очень важный нюанс, в чем я убедилась на собственном опыте неоднократно.
Для работы групп приготовлены листы ватмана и фломастеры.
Задание для групповой работы: «Дайте своим детям советы, как стать хорошим учеником».
Благодаря работе в малых группах снимается напряжение и устанавливается доброжелательная атмосфера.
Группы представляют плакаты и озвучивают результаты работы. Советы всегда одинаковые:
- Быть внимательным.
- Слушать учителя.
Теперь, когда родители актуализировали свое представление об учении, я даю ответы на следующие вопросы:
- Что такое учение в моем понимании? (Мое понимание складывалось в результате освоения и внедрения технологии деятельностного подхода.)
- Смысл безотметочного обучения?
- Для чего нужна самооценка?
После моего выступления один из родителей сказал: «Поразили!» Для начала это хороший результат, так как удивление – это один из способов формирования мотивации. Вопросов у родителей на этом этапе нет. Необходимо время для осмысления услышенного.
Реализуя следующую цель собрания, я предложила родителям форму организации их работы в течение учебного года. Родители имели возможность определиться, в какой четверти они могут наиболее активно проявить себя, в зависимости от этого занять место в той или иной группе. Один важный момент: необходимо дать время, чтобы члены группы познакомились и обменялись телефонами.
План работы инициативной группы №4
4 четверть (апрель - май)
Состав группы | телефоны |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
Работы по благоустройству | |
Вид работы | Сроки |
Организация внеклассной деятельности | |
Вид работы | Сроки |
Схема 2. План работы инициативной группы.
Каждая группа получила план-таблицу, которую необходимо заполнить. Далее шло представление и обсуждение планов, принятие коллективного решения по их утверждению. На каждом следующем собрании группы будут давать отчет о проделанной работе.
Я не первый год практикую такую форму организации работы родителей. От учителя требуется четко задать условия деятельности, тогда у родителей нет возможности отказаться. А далее организуют и контролируют работу сами родители. Всегда в группе находится лидер, который связывает всех членов мини-коллектива.
Я отдала часть своих функций классного руководителя родителям. Кто такой «хороший организатор»? Это не тот, кто делает всю работу сам. Это тот, кто может запустить процесс, а дальше только направлять.
Тема следующего собрания «созрела» после беседы со многими родителями.
Собрание 3. «Как мы воспринимаем информацию». (ноябрь)
Цель: - помочь родителям увидеть насколько их представление о детях совпадает с представлением детей о себе;
- выявление проблемных мест в психологическом развитии ребенка, взаимоотношениях детей и родителей.
В организационный момент собрания я включила игру «Часики». Благодаря этой игре родители познакомились друг с другом (не только с членами своей малой инициативной группы) и сложилась доброжелательная атмосфера.
Ход игры:
Необходимо нарисовать циферблат, подойти к любому присутствующему и назначить встречу, записать имя. Встречи должны быть назначены на каждый час. Далее я организую встречи, называя время и тему беседы. Родители образуют пары в соответствии с названым мною временем и именем, записанным на циферблате. Встреча длится 1-2 минуты, беседа ведется на заданную тему. Возможные темы для беседы: «Погода», «Любимые книги», «Работа», «Дети». Последняя встреча должна быть на наиболее значимую тему для собеседников. Таким образом, снимается напряжение в общении и можно строить конструктивный диалог.
Следующий этап работы требует от родителей глубоко осмысления, поэтому не следует ограничивать его временными рамками.
Задание: Прошу на листе изобразить удобным для каждого способом «свою роль в учении (в жизни) ребенка». Это может быть рисунок, слово, предложение…
Интересные получились ответы:
Мама нарисовала корзину с фруктами – она видит свою роль в обеспечении материального благополучия сына.
Папа ответил: «Я - всадник на боевом коне!» Тогда где ребенок? Он – конь? Или враг, за которым надо гнаться и уничтожить?
Другой ответ мамы поразил меня ничуть не меньше. Она сказала: «Я – ВСЁ!»
Диалог получился и эмоциональным, и продуктивным. К единому мнению мы, конечно, не пришли. Скорее всего, одного верного ответа здесь быть не может. Я размышляла над вопросом: «Какова моя роль как учителя?» Вот какие образы у меня получились:
Я – не локомотив, который тащит за собой.
Я – не дрессировщик. Повтори и получи сахарок!
Я – мальчик, ученик – кораблик. Я запускаю кораблик. Если он движется в нужном направлении, не надо предпринимать каких либо действий, наблюдай. Но если кораблик остановился, я подтолкну, если плывет не туда, подставлю камушек, чтобы изменить траекторию.
Мои рассуждения подтверждают мысли высказанные мною о безотметочном обучении на первом родительском собрании.
Самый удобный способ «подталкивать» - задавать правильные вопросы. Я спросила у родителей, что они говорят, если видят неправильное решение. Ответ был единодушный: «Ты не правильно решил задачу!» А как надо сказать? Задать вопрос: «Почему ты так решил задачу?» Объясняя ход решения ребенок, вероятнее всего, сам найдет ошибку. Часто на уроке дети подходят ко мне и задают вопросы. Но когда мысль ребенка приобретает словесную оболочку, ответ становиться очевидным моего объяснения уже не требуется. Идея с вопросами родителям очень понравилась. Я предложила задавать вопрос «почему?» как можно чаще.
- Почему ты плачешь?
- Почему ты смеешься?
- Почему не получилось?
Хотя ответ для взрослого очевиден, здесь важно чтобы ребенок сам мог объяснить свои эмоции и действия.
Далее я предложила родителям выполнить задание по методике Дембо-Рубенштейн. Каждый родитель получил бланк для работы.
любимый
нелюбимый
здоровый
больной
счастливый
несчастный
благополучный
неблагополучный
умный
глупый
радостный
печальный
Схема 3. Бланк оценки.
Задание: Представьте, что на отрезке располагаются все люди живущие на Земле. Слева самый любимый человек, справа самый нелюбимый. Поставьте крестик там, где, как вы думаете, нарисовал себя Ваш ребенок. И т.д.
После выполнения задания родители получили бланки ответов детей. Анализируя детские и свои ответы, родители смогли увидеть, насколько их представление о ребенке совпадает с представление детей о себе. На детских работах была еще одна отметка: «как о тебе думает мама или папа». Если ребенок считает, что родители думают о нем лучше, чем он сам о себе, значит ребенок психологически защищен. Родители с интересом изучали результаты диагностики. Появилось много вопросов, поводов для беседы и раздумья.
Собрание 4. «Идеальная школа для моего ребенка» (апрель)
Цель: - выявление степени притязаний родителей, их запросы.
- расширение представлений об условиях организации воспитывающей среды.
В моем опыте были ситуации, когда между малыми инициативными группами родителей возникали конфликтные ситуации по поводу качества проведенных внеклассных мероприятий, покупки новогодних подарков и т.д. Во избежание таких ситуаций я решила на время собрания менять состав рабочих групп. Встречая родителей у дверей кабинета, я предлагала выбрать жетон любимого цвета и занять место в группе соответственно выбранному цвету.
Для введения родителей в тему собрания я задала ряд вопросов:
- Как Вы считаете, идеалы существуют?
- у Вас есть свой идеал?
- Возможно ли достичь совершенства в чем либо, или процесс совершенствования бесконечен?
Задание для групповой работы:
- Составьте образ идеальной школы. Какой должна быть самая лучшая школа?
- Закончите мысль: «Если в школе будет ………, то мой ребенок станет …………, а именно таким я его и хочу видеть».
Результаты превзошли все ожидания! Вот образ идеальной школы от родителей:
- Игровая комната.
- Меню на выбор.
- Подарки за успешное выполнение задания.
- Активный отдых между уроками.
- «Живой уголок».
Вывод: детям в школе должно быть комфортно, и больше школа никаких функций не несет.
Вторую часть задания родители затруднились выполнить. Но один ответ был: «Если в школе будет «живой уголок», то мой ребенок станет добрым, а именно таким я его и хочу видеть». Я задала родителям следующий свой вопрос: «А этого достаточно, чтобы ребенок стал успешным в жизни человеком?»
Из этого собрания я поняла, что родители моих учеников не имеют представления, каким должен быть их ребенок. И что мы (взрослые) должны делать, чтобы воспитать его активным, самостоятельным, ответственным, способным делать правильный выбор.
Я спросила родителей, часто ли они дают ребенку право выбора. Ответ: «Нет. Родитель всегда лучше знает, что нужно и как нужно делать.» В таком случае, ребенок никогда не научиться быть ответственным. Далее наш разговор шел о том, что такое «дисциплина». Вывод получился следующим: нельзя допускать вседозволенности, но и нельзя контролировать каждое действие ребенка. Вот и тема следующего родительского собрания «Как воспитывать самостоятельность и ответственность». Но это собрание будет уже в следующем учебном году.