Школа для родителей.

Школа для родителей.

Школа для родителей Одно из важных и, на мой взгляд, трудных направлений работы классного руководителя – это сбор педагогически важной информации о семьях учеников, просвещение родителей и создание классного родительского коллектива. Кроме анкетирования, внеклассных мероприятий с участием учеников и родителей, я решаю эту задачу с помощью тематических родительских собраний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_roditeley.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Иванова Юлия Вячеславовна

Учитель начальных классов «МАОУ СОШ№94»

Школа для родителей

Одно из важных и, на мой взгляд, трудных направлений работы классного руководителя – это сбор педагогически важной информации о семьях учеников, просвещение родителей и создание классного родительского коллектива.

Кроме анкетирования, внеклассных мероприятий с участием учеников и родителей, я решаю эту задачу с помощью тематических родительских собраний.

Учитель

Ученик

Ученик

Родитель

Родитель

Почему вопрос работы с родителями считаю важным? На схеме 1 я показала участников учебно-воспитательного процесса и влиятельные связи между ними.

Схема 1. Участники учебно-воспитательно процесса.

Связь между учеником и учителем, учеником и родителем наиболее тесная. Несомненно, родитель для ребенка является авторитетом (он привык много лет слушаться маму и папу). Но теперь появляется еще один значимый взрослый – учитель. В ситуации, когда учитель говорит одно, а родитель противоположное, что делать ребенку, кого слушать? В таком случае ребенок «вступает в конфликт с самим собой». Действия и суждения родителей и учителя не должны быть полярными.

Связь между учителем и родителем не такая тесная, как между учителем и учеником. Благодаря тематическим собраниям родители инициируют индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения. Это является положительным фактором, доказывающим, что мое влияние эффективно. Консультации провожу не только через личные встречи в стенах школы, но и использую возможности интернет общения, электронный журнал.

Важную роль в создании классного родительского коллектива играет еще одна связь: «родитель - родитель». Правильно организовав взаимодействие родителей, я получаю еще одну возможность положительного влияния. Как организовать деятельность родителей? В первую очередь использовать возможности групповой работы (подробнее «Собрание №2») и коллективной рефлексии. После собрания родители не расходятся сразу. Собираются в группы и продолжают дискутировать, но уже без меня.  Конечно, есть скептики, которые выражают недовольство, но, как известно, «в споре рождается истина». Позже в беседе с родителями я получаю нужную информацию об эффективности собрания, насколько мне удалось добиться желаемого результата. Это дает возможность правильно спланировать следующее родительское собрание.

Благодаря такой организации работы за один год обучения (1 класс) я получила следующие результаты:

  1. У родителей нет претензий к школе, есть вопросы, на которые мы вместе ищем ответы. Родители инициируют консультации.
  2. 50% внеклассной работы организуют родители.
  3. Сложился родительский коллектив.

Собрание 1. «Организационное». (июнь)

Цель: - информирование родителей об особенностях организации учебно-воспитательного процесса.

План:

  1. Режим работы школы.
  2. Питание.
  3. Школьная форма.
  4. Школьные принадлежности.
  5. Письмо.

Подробнее остановлюсь только на последнем пункте плана. Для того чтобы повысить интерес ребенка к школе, я пишу детям письма. (Текст приведен ниже.) Прошу родителей исполнить роль почтальона: запечатать письмо в конверт; в графе «Получатель» написать домашний адрес и фамилию, имя ребенка; в графе «Отправитель» - адрес школы;  в августе положить конверт в свой почтовый ящик. Родители охотно включаются в эту игру. Дети в сентябре делятся со мной впечатлениями о том, как получили и читали мое письмо.  Таким образом, еще до первой личной встречи я формирую положительное отношение к школе и учителю.

        Здравствуй, Полина!

Теперь ты уже не дошкольница,

 а ученица школы № 94.

Первоклассница!!! Поздравляю!

Я твоя учительница. Меня зовут Юлия Вячеславовна.

Мы отправимся с тобой в страну Знаний.

Ты научишься не только читать и писать,

но узнаешь, почему дует ветер,

откуда берется дождь,

почему день сменяет ночь,

а за зимой приходит весна.

Когда и зачем? Почему и откуда?

На все ты захочешь ответы найти.

И я тебе верным помощником буду,

Готовым помочь в этом трудном пути.

Надеюсь, мы с тобой станем хорошими друзьями.

С нетерпением жду тебя в школе.

                                                                                           Учитель.                                                        

Собрание 2. «Безотметочное обучение». (сентябрь)

Цель: - расширение представлений родителей о бозотметочном обучении;

      - организация работы родителей.

Для этого собрания необходимо правильно организовать пространство в кабинете. Я расставляю парты группами: 4 группы = 4 четверти в учебном году. Количество стульев = количеству родителей в классе. Все лишние стулья необходимо убрать, тогда ни у кого не будет возможности остаться в стороне от общей работы. Это очень важный нюанс, в чем я убедилась на собственном опыте неоднократно.

Для работы групп приготовлены листы ватмана и фломастеры.

Задание для групповой работы: «Дайте своим детям советы, как стать хорошим учеником».

Благодаря работе в малых группах снимается напряжение и устанавливается доброжелательная атмосфера.

Группы представляют плакаты и озвучивают результаты работы. Советы всегда одинаковые:

  1. Быть внимательным.
  2. Слушать учителя.

Теперь, когда родители актуализировали свое представление об учении, я даю ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое учение в моем понимании? (Мое понимание складывалось в результате освоения и внедрения технологии деятельностного подхода.)
  2. Смысл безотметочного обучения?
  3. Для чего нужна самооценка?

После моего выступления один из родителей сказал: «Поразили!» Для начала это хороший результат, так как удивление – это один из способов формирования мотивации. Вопросов у родителей на этом этапе нет. Необходимо время для осмысления услышенного.

Реализуя следующую цель собрания, я предложила родителям форму организации их работы в течение учебного года. Родители имели возможность определиться, в какой четверти они могут наиболее активно проявить себя, в зависимости от этого занять место в той или иной группе.  Один важный момент: необходимо дать время, чтобы члены группы познакомились и обменялись телефонами.

План работы инициативной группы №4

4 четверть (апрель - май)

Состав группы

телефоны

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Работы по благоустройству

Вид работы

Сроки

Организация внеклассной деятельности

Вид работы

Сроки

Схема 2. План работы инициативной группы.

Каждая группа получила план-таблицу, которую необходимо заполнить. Далее шло представление и обсуждение планов, принятие коллективного решения по их утверждению. На каждом следующем собрании группы будут давать отчет о проделанной работе.

Я не первый год практикую такую форму организации работы родителей. От учителя требуется четко задать условия деятельности, тогда у родителей нет возможности отказаться. А далее организуют и контролируют работу сами родители. Всегда в группе находится лидер, который связывает всех членов мини-коллектива.

Я отдала часть своих функций классного руководителя родителям. Кто такой «хороший организатор»? Это не тот, кто делает всю работу сам. Это тот, кто может запустить процесс, а дальше только направлять.

Тема следующего собрания «созрела» после беседы со многими родителями.

Собрание 3. «Как мы воспринимаем информацию». (ноябрь)

Цель: - помочь родителям увидеть насколько их представление о детях совпадает с представлением детей о себе;

            - выявление проблемных мест в психологическом развитии ребенка, взаимоотношениях детей и родителей.

В организационный момент собрания я включила игру «Часики». Благодаря этой игре родители познакомились друг с другом (не только с членами своей малой инициативной группы) и сложилась доброжелательная атмосфера.

Ход игры:

Необходимо нарисовать циферблат, подойти к любому присутствующему и назначить встречу, записать имя. Встречи должны быть назначены на каждый час.  Далее я организую встречи, называя время и тему беседы. Родители образуют пары в соответствии с названым мною временем и именем, записанным на циферблате. Встреча длится 1-2 минуты, беседа ведется на заданную тему. Возможные темы для беседы: «Погода», «Любимые книги», «Работа», «Дети». Последняя встреча должна быть на наиболее значимую тему для собеседников. Таким образом, снимается напряжение в общении и можно строить конструктивный диалог.

Следующий этап работы требует от родителей глубоко осмысления, поэтому не следует ограничивать его временными рамками.

Задание: Прошу  на листе изобразить удобным для каждого способом «свою роль в учении (в жизни) ребенка». Это может быть рисунок, слово, предложение…

Интересные получились ответы:

Мама нарисовала корзину с фруктами – она видит свою роль в обеспечении материального благополучия сына.

Папа ответил: «Я - всадник на боевом коне!» Тогда где ребенок? Он – конь? Или враг, за которым надо гнаться и уничтожить?

Другой ответ мамы поразил меня ничуть не меньше. Она сказала: «Я – ВСЁ!»

Диалог получился и эмоциональным, и продуктивным. К единому мнению мы, конечно, не пришли. Скорее всего, одного верного ответа здесь быть не может. Я размышляла над вопросом: «Какова моя роль как учителя?» Вот какие образы у меня получились:

Я – не локомотив, который тащит за собой.

Я – не дрессировщик. Повтори и получи сахарок!

Я – мальчик, ученик – кораблик. Я запускаю кораблик. Если он движется в нужном направлении, не надо предпринимать каких либо действий, наблюдай. Но если кораблик остановился, я подтолкну,  если плывет не туда, подставлю камушек, чтобы изменить траекторию.

Мои рассуждения подтверждают мысли высказанные мною о безотметочном обучении на первом родительском собрании.

Самый удобный способ «подталкивать» - задавать правильные вопросы. Я спросила у родителей, что они говорят, если видят неправильное решение. Ответ был единодушный: «Ты не правильно решил задачу!» А как надо сказать?  Задать вопрос: «Почему ты так решил задачу?» Объясняя ход решения ребенок, вероятнее всего, сам найдет ошибку. Часто на уроке дети подходят ко мне и задают вопросы. Но когда мысль ребенка приобретает словесную оболочку, ответ становиться очевидным моего объяснения уже не требуется. Идея с вопросами родителям очень понравилась. Я предложила задавать   вопрос «почему?» как можно чаще.

 - Почему ты плачешь?

- Почему ты смеешься?

- Почему не получилось?

Хотя ответ для взрослого очевиден, здесь важно чтобы ребенок сам мог объяснить  свои эмоции и действия.

Далее я предложила родителям выполнить задание по методике Дембо-Рубенштейн. Каждый родитель получил бланк для работы.

любимый

нелюбимый

здоровый

больной

счастливый

несчастный

благополучный

неблагополучный

умный

глупый

радостный

печальный

        

Схема 3. Бланк оценки.

Задание: Представьте, что на отрезке располагаются все люди живущие на Земле. Слева самый любимый человек, справа самый нелюбимый. Поставьте крестик там, где, как вы думаете, нарисовал себя Ваш ребенок.  И т.д.

После выполнения задания родители получили бланки ответов детей. Анализируя детские и свои ответы, родители смогли увидеть, насколько их представление о ребенке совпадает с представление детей о себе. На детских работах была еще одна отметка: «как о тебе думает мама или папа». Если ребенок считает, что родители думают о нем лучше, чем он сам о себе, значит ребенок психологически защищен. Родители с интересом изучали результаты диагностики. Появилось много вопросов, поводов для беседы и раздумья.

Собрание 4. «Идеальная школа для моего ребенка» (апрель)

Цель: - выявление степени притязаний родителей, их запросы.

            - расширение представлений об условиях организации воспитывающей среды.

В моем опыте были ситуации, когда между малыми инициативными группами родителей возникали конфликтные ситуации по поводу качества проведенных внеклассных мероприятий, покупки новогодних подарков и т.д. Во избежание таких ситуаций я решила на время собрания менять состав рабочих групп. Встречая родителей у дверей кабинета, я предлагала выбрать жетон любимого цвета и занять место в группе соответственно выбранному цвету.

Для введения родителей в тему собрания я задала ряд вопросов:

- Как Вы считаете, идеалы существуют?

- у Вас есть свой идеал?

- Возможно ли достичь совершенства в чем либо, или процесс совершенствования бесконечен?

Задание для групповой работы:

  1. Составьте образ идеальной школы. Какой должна быть самая лучшая школа?
  2. Закончите мысль: «Если в школе будет ………, то мой ребенок станет …………, а именно таким я его и хочу видеть».

Результаты превзошли все ожидания! Вот образ идеальной школы от родителей:

  1. Игровая комната.
  2. Меню на выбор.
  3. Подарки за успешное выполнение задания.
  4. Активный отдых между уроками.
  5. «Живой уголок».

Вывод: детям в школе должно быть комфортно, и больше школа никаких функций не несет.

Вторую часть задания родители затруднились выполнить. Но один ответ был: «Если в школе будет «живой уголок», то мой ребенок станет добрым, а именно таким я его и хочу видеть». Я задала родителям следующий свой вопрос: «А этого достаточно, чтобы ребенок стал успешным в жизни человеком?»

Из этого собрания я поняла, что родители моих учеников не имеют представления, каким должен быть их ребенок. И что мы (взрослые) должны делать, чтобы воспитать его активным, самостоятельным, ответственным, способным делать правильный выбор.

Я спросила родителей, часто ли они дают ребенку право выбора. Ответ: «Нет. Родитель всегда лучше знает, что нужно и как нужно делать.» В таком случае, ребенок никогда не научиться быть ответственным. Далее наш разговор шел о том, что такое «дисциплина».  Вывод получился следующим: нельзя допускать вседозволенности, но и нельзя контролировать каждое действие ребенка. Вот и тема следующего родительского собрания «Как воспитывать самостоятельность и ответственность». Но это собрание будет уже в следующем учебном году.