Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся. «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». (С. М. Громбах ) Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье младшего школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из направлений моей воспитательной работы в классе. Я считаю, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу начинаю работу по формированию здорового образа жизни. Эта задача включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа строится по следующим направлениям: - диагностика, коррекция и развитие учащихся; - формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей; - соблюдение санитарных норм и правил; - выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;

Скачать:

Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя

по формированию   здорового образа жизни  обучающихся.

«Учитель многое может, и, если все,

 что он может сделать для укрепления

здоровья школьников, он осуществляет,

дети вырастут такими,

 какими мы все хотим их видеть

 – хорошими, умными и здоровыми».

                                                                                                          (С. М. Громбах )

Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье младшего школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из  направлений моей воспитательной работы в классе.

Я считаю, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу  начинаю работу по формированию здорового образа жизни. Эта задача включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа  строится  по следующим направлениям:

- диагностика, коррекция и развитие учащихся;

- формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

- соблюдение санитарных норм и правил;

- выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;

Работа по формированию здорового образа жизни начинается с  анкетирования  обучающихся, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.

По результатам анкетирования только 34% учеников начинали свой день с зарядки. Жаловались на здоровье 70% учащихся.  На вопрос «Кто болеет чаще?» 43%  учеников не смогли ответить. Примерно 65% детей привыкли питаться «всухомятку». Мыли руки перед едой 70% учащихся. Вообще не чистили зубы 4% учащихся. Только 32% учащихся не посещали школу во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли. Остальные дети вовсе не обращали внимание на это и тем самым ухудшали состояние своего здоровья.

Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:

  1. Здоровье и здоровый образ жизни
  2. Режим дня
  3. Основы рационального питания
  4. Личная гигиена
  5. Значение физкультуры и закаливания  для сохранения  здоровья

В связи с этим был составлен тематический план проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед,  игр, введены часы «Уроки здоровья», ежедневно  проводилась общеукрепляющая зарядка.

Мною были проведены  плановые   тематические  классные  часы:

  1. Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться.
  2. Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
  3. Каждый знает, что режим в жизни всем необходим.
  4. Знай правила движения, как таблицу умножения!
  5. Шалости и травмы
  6. Чем можно отравиться
  7. Гигиена и здоровье
  8. Питание и здоровье

Кроме того, регулярно проводились беседы и практические занятия с учащимися по разделам:

Личная гигиена

  1. Чтобы зубы не болели (беседа - практикум)
  2. Беречь глаз, как алмаз (беседа, практическое занятие на офтальмотренажере)
  3. Да здравствует мыло душистое! (беседа – практикум)
  4. Слово о носовом платке (беседа)
  5. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! (игры на свежем воздухе).

Профилактика вредных привычек:

  1. О хороших привычках (деловая игра)
  2. Умей отдыхать (беседа)
  3. Растите стройными! (беседа – практикум)

Здоровый образ жизни:

  1. Ты и компьютер (беседа)
  2. Телевидение и  здоровье (беседа, просмотр фильма)
  3. Всей семьей на природу! (поход)

Беседе отводится важная роль. Дети участвуют в беседе в форме диалога, выступают с заранее приготовленным по теме сообщением или делятся опытом из собственной жизни.

Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни являются коллективные творческие дела, например, «Путешествие по станциям Здоровья» или занятие на тему «Вежливое слово должен знать каждый», где рассматриваются аспекты нравственного здоровья учащихся.

В период учебы в начальной школе у детей формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. На уроках я использую различные комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию нарушений осанки, укрепление глазной мышцы  и общее оздоровление организма. Также использую массаж пальцев рук. Большое внимание уделяю проведению оздоровительных физкультминуток  – это обязательный компонент школьного урока. Время урока после физкультминутки используется более эффективно. Ребята становятся активнее, усиливается их внимание, интерес к уроку. Регулярное проведение на уроках физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся. Оздоровительные минутки провожу сама или наиболее подготовленные учащиеся,  в традиционной форме или  с использованием офтальмотренажеров, часто провожу  физкультминутки под музыку.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций. В игре возможно воспитание детей. Поэтому  во время динамической паузы я использовала подвижные игры.

Каждый  год  ребята принимают активное участие в конкурсах рисунков  на  темы здоровья: «Любимый  вид  спорта моей семьи», «Витамины -  наши  друзья», «Дети против курения» и др.

Школа  проводит  Недели  здоровья, в которых всегда принимают участие мои воспитанники. В  2011 году  ученики и их родители  приняли активное участие в  спортивном празднике   «Папа, мама, я – спортивная семья» и стали победителями.

Необходимым условием формирования здорового образа жизни у ребенка является активное участие в этой работе родителей. Родители учащихся – помощники учителя в работе по формированию навыков здорового образа жизни у школьников. Родители принимают активное участие в выпуске тематических классных газет о здоровом образе жизни, рациональном и правильном питании, помогают оформлять «уголки здоровья», приходят на классные часы и проводят беседы с учащимися о сохранении здоровья, посещают спортивные соревнования в школе, участвуют в озеленении классной комнаты.

Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции, беседы на классных родительских собраниях, а также привлечение к активному отдыху вместе с детьми.

Мною проведены родительские собрания в рамках программы «Здоровье» по темам:

  1. Режим дня младшего школьника
  2. Полноценное питание ребёнка школьного возраста
  3. Организация летнего отдыха детей
  4. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка

Кроме того, я выступала на  школьном лектории для родителей.

Результаты.

Проследить динамику отношения детей к своему здоровью помогают данные опроса. Анкетирование проводилось в 2010 – 2011 и 2011-2012 учебных годах среди учащихся 1 – 2 классов. Результаты опроса приведены в таблице.

Динамика отношения учащихся к своему здоровью

Вопрос

Число учащихся, ответивших «да»

Число учащихся, ответивших «нет»

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2011-2012

1. Изменилось ли твое отношение к своему здоровью?

-

19

-

8

2. Пропускал ли ты за последний месяц школу по болезни?

10

6

20

21

3. Принимал ли ты участие в выпуске школьных газет и конкурсах рисунков, посвященных тематике здоровья?

6

19

24

8

4. Принимал ли ты участие в подготовке  «урока здоровья»?

6

12

24

15

5. Ты занимаешься спортом?

12

17

18

10

6. Твои родители занимаются спортом?

8

10

22

17

7. Участвуешь ли ты в спортивных конкурсах и соревнованиях?

12

17

18

10

8. Знаешь ли ты, как оказать помощь при простуде, кровотечении из носа, ожогах, ушибах, порезах?

13

27

17

-

9. Пользуешься ли ты медицинскими услугами в школе?

2

6

28

21

10. Смотришь ли ты по телевизору передачи, в которых рассказывается о здоровье?

8

16

22

11

Оценка состояния здоровья учащихся (анализ  медицинских карт детей).

1.  Зрение

Класс

1класс(30чел.)

2класс(27чел.)

Отсутствие дефектов зрения

25

22

Незначительные дефекты зрения

5

5

Дефекты зрения, не корригируемые ношением очков

0

0

Существенные дефекты зрения, ставящие ученика на грань перевода в спецшколу

0

0

Вывод: показатели стабильные, ухудшения зрения не наблюдается.

2. Общее состояние здоровья

Класс

1класс

2класс

1 группа здоровья

-

-

2 группа здоровья

26(87%)

24(89%)

3 группа здоровья

4(13%)

3(11%)

Мониторинг состояния здоровья учащихся за 2 года обучения

2010 – 2011    учебный год

2011 -2012 учебный год

Выводы:

  1. В результате спортивно-оздоровительной работы в классе отмечается уменьшение количества пропусков уроков  учащимися по болезни и, как следствие, позитивная динамика учебных достижений. В  классе 27 человек. При 100% успеваемости    качество обученности детей составляет 67%.
  2.  В классе 100 % успеваемость и качество  обученности по физической культуре.
  3. В результате  просветительской работы наблюдается формирование здорового образа жизни в семье. Родители стали больше уделять внимания гигиене детей дома, их внешнему виду.
  4. Учащиеся активно посещают спортивные секции, ДЮСШ, занимаются шахматами, ходят в бассейн, посещают танцевальные кружки, хореографические классы музыкальной школы. С удовольствием занимаются в кружках прикладного творчества, которые помогают снять нервное напряжение, развивают мелкую моторику рук.
  5. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах и  спортивных соревнованиях разного уровня и занимают призовые места.


Предварительный просмотр:

Приложение 1.   Вопросы анкеты.

1.Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны:

а) с учебой в школе

б) большим количеством уроков и заданий?

в) длинной зимой?

г) началом какой – либо болезни, простуды

2.       Посещаешь ли ты школу:

А) при насморке и головной боли

Б) невысокой температуре

В) кашле и плохом самочувствии

3.        При плохом самочувствии обращаешься к врачу?

А) да

Б) нет

4.        Стараешься ли сидеть за партой:

А) всегда правильно

Б) иногда

В) сидишь как удобно

5. Режим дня ты соблюдаешь:

А) всегда

Б) иногда, когда напоминают родители

В) встаешь и ложишься, когда захочешь

6. Твой день начинается:

А) с зарядки

Б) водных процедур

В) просмотра телевизора

7. Как ты считаешь, чаще болеют:

А) полные люди

Б) люди, которые едят много овощей и фруктов

В) люди, которые много двигаются и бывают на улице

8. Моешь ли ты руки перед едой?

А) да

Б) нет

9. Ты чистишь зубы:

А) утром

Б) утром и вечером

В) всегда после еды

Г) никогда

10. Ты предпочитаешь, есть каждый день:

А) бутерброды с чаем

Б) чипсы и колу

В) еду из «Макдоналдса»

Г) кашу и суп

Д) больше фруктов и овощей


Предварительный просмотр:

МОУ  СОШ  №  1  г. Малоярославца Калужской области

Зиндяева Т.Н.,

 учитель начальных классов

2009 – 2010 учебный  год    

Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей.

Мониторинг состояния здоровья

обучающихся в 1-4 классах на конец 1 четверти

2009 - 2010 учебного года.

Класс

Кол-во

Группа здоровья

Физкультурная группа

Практически здоровы

1

2

3

Осн.

Подг.

Спец.

ЛФК

Осв.

Кол-во

%

27

4

19

4

24

2

-

1

-

16

57

16

27

5

21

1

23

2

-

-

2

12

44

27

5

19

3

24

3

-

-

-

14

52

27

8

15

4

23

4

-

-

-

12

44

27

2

25

-

25

2

-

-

-

13

48

Всего

135

24

99

12

119

13

-

1

2

124

92

28

1

25

2

25

3

-

-

-

13

46

26

26

-

25

1

24

2

-

-

-

12

46

29

1

24

4

27

1

1

-

-

10

34

19

1

15

3

17

2

-

-

-

11

58

13

1

11

1

12

1

-

-

-

6

46

Всего

115

4

100

11

105

9

1

-

-

52

45

За

28

3

19

6

22

6

-

-

-

11

39

36

29

3

24

2

23

5

-

-

1

16

55

Зв

28

6

20

2

23

4

-

-

1

14

50

Зг

27

3

20

4

25

2

-

-

-

20

74

Всего

112

15

83

14

93

17

-

-

2

61

54

26

5

18

3

21

2

-

1

2

11

42

46

26

1

22

3

20

5

-

1

-

3

11

27

1

24

2

23

2

1

1

-

11

39

28

2

21

5

24

-

-

2

2

7

25

Всего

107

9

85

13

88

9

1

5

4

32

30

Итого

469

52

367

50

405

48

2

6

8

269

57

Мониторинг заболеваемости обучающихся в 1-4 классах

за 1 четверть. 2009- 2010 учебного года.

Класс

Кол-во

Пропущено

кщено

не болели

дней

уроков

кол-во

%

28

40

195

23

82

16

27

72

281

16

52

27

31

122

22

81

27

67

268

10

37

27

117

383

8

29

Всего

136

327

1249

79

58

28

52

259

20

70

26

26

52

254

17

65

29

81

405

14

48

19

44

246

10

53

13

16

80

7

53

Всего

115

245

1244

68

59

За

28

96

480

16

57

36

29

55

261

16

55

Зв

28

56

247

20

71

Зг

26

18

90

20

74

Всего

111

225

1078

72

65

26

58

290

11

42

46

26

65

268

15

53

27

68

310

8

30

28

39

264

16

57

Всего

107

220

1132

50

47

Итого

469

1017

4703

269

57

Все это заставляет задуматься. Мы считаем, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Эта задача включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры и осуществляется через внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Эта работа начинается с первого класса. В первом классе безоценочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок.  В первом классе адаптационный период идёт практически две четверти.  Первые две недели в первом классе проводится по три урока, а на протяжении первой и второй четверти уроки проводятся по 35 минут, далее идёт динамическая пауза, которая продолжается уроком на природе.  Первые две четверти в 1 классе не задаётся домашних заданий. Оценки не ставятся на протяжении всего обучения в 1 классе. Так же существуют недельные каникулы в середине 3 четверти, чтобы
дети смогли отдохнуть и не перенапрягаться. К тому же, в
оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации
применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной
нагрузки.

          Все учителя начальных классов стараются соблюдать гигиенические условия в классе: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, соответствие мебели и наглядных пособий санитарным требованиям и нормам. Отмечу, что утомляемость школьников в немалой степени зависят от соблюдения  этих простых условий.

          Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Учителя чередуют  виды учебной деятельности: это опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практическая  работа и т.д.  Нормой считается 4 – 7 видов за урок,  т.к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

         В начальной школе  уроки часто проводятся  в нетрадиционной форме: уроки – путешествия, урок-игра, урок-экскурсия, урок-праздник и другие.

         Положительный результат даёт включение  в содержательную часть урока вопросов, связанных  со здоровьем и здоровым образом жизни. При каждом удобном случае мы стараемся формировать потребность в здоровом образе жизни:  на минутках чистописания, при контрольном списывании, при изучении текстов, решении задач и т. д.

        Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока в начальной школе.  Необходимо обращать внимание на их содержание и продолжительность, а также  на эмоциональный климат во время  проведения и наличие желания их выполнять. Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается  детям для переключения внимания на другой вид деятельности. Можно выделить различные виды физкультминуток.

         Оздоровительно – гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться.

          Танцевальные. Они особенно любимы детьми, т. к. всегда выполняются под весёлую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны.

          Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаем  прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.

          Подражательные. Дети очень хорошо подражают движениям лягушат,  кузнечиков, имитируют шофёра за рулём, звуки машин, паравозика и др.

          Двигательно – речевые. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения.

          Пальчиковая гимнастика. На уроках, особенно письма, большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Ещё Иммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Что он хотел сказать этим?  То, что все глубинные психологические движения, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук, а это значит, что дети быстрее обучатся навыкам письма, научатся каллиграфически правильно писать. Упражнения для кистей рук способствуют оздоровлению всего организма. Их можно проводить с использованием разных предметов, таких как грецкие орехи, деревянные палочки, мячики. Эти упражнения снижают психическое напряжение, снимают утомляемость.

         Одно из направлений воспитательной работы с младшими школьниками – это воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование представлений об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека, развитие интереса к спорту, профилактика вредных привычек и детского травматизма. С целью координации этой работы был составлен план работы учителей начальной школы на 2009-2010 учебный год, в котором получили отражение все направления деятельности учителей начальной школы: с обучающимися, с родителями, с социально-педагогической службой школы, медико-профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа в школе. Из этого плана видно, что в первой четверти было проведено очень много мероприятий здоровьесберегающей направленности:

  1. «Если хочешь быть здоров»
  2. «Спорт любить – здоровым быть»
  3. «О здоровой пище»
  4. «Гигиена в школе и дома»
  5. «Как сохранить здоровье»
  6. «Движение – это жизнь»
  7. «Курильщик – сам себе могильщик»
  8. «Вредные привычки»
  9. «Мой любимый вид спорта»
  10.   «Планета здоровья».

Кроме того,  медицинским работником школы  проводятся  беседы с обучающимися  по гигиене, по профилактике детского травматизма в школе. Проводятся медосмотры и профилактические прививки.

            Регулярная работа ведется по изучению  правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма – это такие мероприятия, как «Осторожно, улица!», «Безопасность на дороге», встречи с инспектором ГИБДД. Разработаны безопасные маршруты движения детей от дома до школы и обратно.

Довольно часто в начальной школе  проводятся спортивные командные соревнования. Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице.  С большим удовольствием ребята посещают спортивные секции.

            Правильно организованное и сбалансированное питание имеет немаловажную роль в здоровом образе жизни ребёнка. В обязательный рацион входят: фрукты, овощи, соки, молоко. Дети получают горячие свежеприготовленные блюда.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья младших школьников.

Таблица «Оценка своего здоровья учениками 4-х классов»

Показатели

Всего

1. Пропускаешь  ли ты  занятия по болезни?

  1. часто
  2. Нет
  3. иногда

3

14

8

-

14

8

-

6

18

4

12

9

7

46

43

2. Делаешь ли ты утром зарядку?

  1. Да
  2. нет
  3. иногда

11

8

6

16

4

2

15

6

3

9

7

9

51

25

20

3. Регулярно ли ты посещаешь уроки физкультуры?

  1. Да
  2. Нет
  3. иногда

20

3

2

20

-

2

20

-

4

22

1

2

82

4 (осв.)

10 (осв.)

4. Занимаешься на уроках физкультуры

  1. С полной отдачей
  2. Без желания
  3. Лишь бы не ругали

21

2

2

22

-

-

21

2

1

21

1

3

85

5

6

5. Занимаешься ли ты спортом?

  1. систематически
  2. Нет
  3. Не систематически

14

11

-

12

7

3

8

13

3

16

6

3

50

37

9

6. Проводятся ли на уроках физические паузы?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

25

-

-

22

-

2

24

-

4

25

-

-

90

-

6

         Анализируя данные таблицы и диаграммы,  составленных на основе анкеты «Мое здоровье», можно отметить, что большинство детей 4-х классов практически не пропускают занятия по болезни (93%). Большая часть детей делают утром физическую зарядку (53%). Регулярно посещает уроки физкультуры большая часть детей (85%). В основном, дети занимаются на уроках физкультуры с полной отдачей (89%).  Дети, которые систематически занимаются спортом, составляют 52%.   Физические паузы проводятся во всех классах.

         Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Наша общая задача – всеми доступными средствами достигать взаимодействия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Одним из направлений совместной работы школы и семьи мы выделяем физическое и психическое здоровье ребенка.

         Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье младшего школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра.

         Каждый  человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию - 25.04.2005). Здоровье – это такое состояние духа человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей.


Предварительный просмотр:

МОУ  СОШ  №  1  г. Малоярославца Калужской области

Учитель: Зиндяева Т.Н.

 

2010 – 2011 учебный  год    

Тема: "Если хочешь быть здоров"

Цели: 

  1. вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья, воспитывать стремление соблюдать эти правила;
  2. закрепить навыки гигиены;
  3. учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня);
  4. развивать речь, внимание, мышление, умение сравнивать и обобщать, делать выводы.

Ход урока:

Слайд№1

 Организационная часть.

Ребята, мы знаем, что главный труд для нас – это учеба. А самое дорогое у человека – это его здоровье. Сегодня мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его. Здоровье – самое большое богатство человека. Недаром говорят, «здоровый нищий счастливее больного короля», это значит здоровье дороже всяких денег. Каждому человеку необходимо знать о состоянии своего организма.

Слайд№2

О здоровье сложено много пословиц:

  1. Болен – лечись, а здоров – берегись.
  2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  3. Здоровье не купишь, его разум дарит.
  4. Чистая вода – для хвори беда.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Слайд №3

Есть определенные правила, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в учебе, труде и жизни. И об этих правилах мы сегодня с вами поговорим.

1 правило: Соблюдение правил личной гигиены

- Чтобы наше тело было здоровым и красивым, о нем нужно заботиться и содержать в чистоте. Что же особенно нуждается в тщательном и постоянном уходе, мы узнаем, разгадав кроссворд.

Итак, 1 слово – что помогает определить, теплый или холодный предмет, гладкая или шероховатая поверхность (Кожа )

2 слово – Два братца через дорогу живут, друг друга не видят (Глаза )

Глаза – главные помощники человека. Посмотрите друг другу в глаза – они у вас веселые, чистые. А какого цвета глаза у вашего соседа? А какие правила нужно соблюдать, чтобы не испортить зрение? (не читать лежа, смотреть телевизор и играть на компьютере не больше 15 минут подряд, делать перерывы в чтении книги, делать зарядку для глаз, не баловаться острыми предметами, быть осторожным в работе)

3 слово –

Тридцать два веселых друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки (
Зубы) 

 Когда малышу исполняется 2 года, у него полностью прорезаются зубы, это молочные зубы. Они постепенно выпадают и на их месте появляются постоянные. У каждого зуба есть корень. Зуб окружает десна. Зубы и десна нужно содержать в чистоте и раз в год обязательно бывать у стоматолога.

- Как правильно чистить зубы?

4 слово – Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос )

5 слово – Что защищает кончики пальцев от различных травм и повреждений? (Ногти )

6 слово – Они бывают прямые, кудрявые, волнистые, длинные, короткие, рыжие, черные, русые (Волосы )

7 слово – Пение птиц, музыку, речь нам помогают слышать органы слуха, а называются они – (Уши).

Слайд №4

- А какие предметы помогают поддерживать наше тело в чистоте, мы вспомним, отгадав загадки:

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит
(Зубная щетка) 

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.
(Мыло) 

Вафельное и полосатое,
Гладкое, лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое?
(Полотенце) 

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам, -
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа) 

Вот они, наши помощники – предметы личной гигиены.

Слайд №5

2 правило - Правильное питание

- Ребята, Карлсон написал нам письмо:  

«Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-колу. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон».

- Как вы считаете, скоро ли поправится Карлсон? Верно ли он составил свое меню? (Нет, чтобы выздороветь, нужно пить чай с вареньем, лимоном, морсы, кушать кашу и суп, а это вредные продукты)

- А какие продукты обязательно должны входить в наше меню вы узнаете, разгадав загадки:

Слайд №6

 Очень сочный фрукт.
На букву «Я» его зовут.
Яблоко

Слайд №7

Маленький, горький, луку брат.
Чеснок

Слайд №8

Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Морковь

Слайд №9

Не бьет, не ругает, а от него плачут.
Лук

Слайд №10

Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Малина

Слайд №11

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
Свекла

Слайд №12

Сидит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одежек: не шиты, не кроены, а весь в рубцах.
Капуста

Слайд №13

Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, да не мышь.
Репа

- Как назвать одним словом, все, что мы увидели на картинках? (Овощи, фрукты, ягоды)

Овощи, фрукты, ягоды – основной источник витаминов. Витамины необходимы для здоровья, роста организма, особенно детям.

Слайд №14

Также мы должны кушать мясо, яйца, масло, рыбу, молочные продукты. Правильное питание – это, прежде всего, разнообразное питание. Люди получают разнообразную пищу благодаря животным и растениям. А вы знаете, какая еда самая полезная для завтрака? Каша, особенно полезна гречневая каша и овсяная, а каша манная очень калорийная, ее следует есть пред контрольной работой, соревнованиями. Когда вам понадобится много энергии.

А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем в игру «Вершки и корешки», заодно я проверю, хорошо ли вы знаете овощи. Я буду называть овощи. Если употребляют в пищу верхнюю часть растения, то есть вершки, вы поднимаете руки и встаете на носочки, а если едят корни растения, то, что растет в земле, то вы приседаете.

Картофель, помидор, морковь, фасоль, репа, горох, тыква, редис, огурец, редька, кабачок, перец

- Мы, ребята, должны помнить, что прежде чем съесть фрукт или овощи, необходимо их тщательно промыть теплой водой.

Слайд№15

3 правило - Соблюдение режима дня

Когда кушать и гулять,
Ходить в школу, рисовать,
Спать ложиться и вставать,
Каждый должен точно знать.
Помогает нам, друзья,
В этом деле… (режим дня)

Режим – это распорядок дел в течение дня. При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее 2-х часов в день вы проводили на свежем воздухе, не менее 3-х раз в день кушали (желательно в одно и то же время), спали 8-9 часов, просыпались и ложились спать в одно и то же время.

Ученики читают стихи:

1. Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать легкую зарядку
И убрать свою кроватку!

2. Душ принять.
И завтрак съесть.
А потом за парту сесть!

3. На занятиях сидим
И все тихо слушаем.
За учителем следим,
Навостривши уши.

4. После школы отдыхаем:
Но только не валяемся.
Дома маме помогаем,
Гуляем, закаляемся!

5. Пообедав можно сесть
Выполнять задания.
Все в порядке, если есть
Воля и старание.

6. Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня.
В час положенный ложимся, в час положенный встаем.
Все здоровыми растем!

Слайд №16

4 правило

 Итак, режим дня – это один из помощников в сохранении здоровья, но и этого недостаточно, чтобы расти здоровыми, крепкими. Как вы думаете, что еще нужно делать для укрепления здоровья? (закаляться, заниматься физкультурой)

- Ребята, кто из вас занимается спортом?

- Как нужно закаливать свой организм? (обтираться влажным полотенцем, принимать прохладный душ, мыть ноги каждый день прохладной водой, постепенно делать ее холоднее, одеваться по погоде, не кутаться, летом купаться, ходить босиком, загорать, обливаться холодной водой)

- А как вы думаете, на уроках мы должны соблюдать какие-то правила, чтобы сохранить свое здоровье? (соблюдать гигиену письма, правильно сидеть за партой, делать физминутки, зарядку для глаз, для пальчиков, делать паузы при чтении)

Слайд №17

 Подведение итогов урока

- Пришло время подвести итог нашего урока. Какие главные помощники и друзья в сохранении и укреплении здоровья есть у каждого человека?

Я буду называть слова, если это слово характеризует здорового человека, вы хлопаете.

Красивый, сутулый, сильный, стройный, толстый, подтянутый, ловкий, бледный, румяный, крепкий, неуклюжий, закаленный.

- Помните, ребята, каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

Слайд №18

Давайте хором скажем главные слова нашего урока:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

                         


Комментарии

Татьяна Николаевна, я также как и Вы занималась данной проблемой. К сожалению, только словесные методы являются малоэффективным способом воспитания здорового образа жизни. Очень часто дети знают как надо вести себя, чтобы сохранить свое здоровье, но пример родителей и сверстников учит совсем другому. Поэтому, это проблема не только родителей и классного руководителя, но и всего общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни на самом высоком уровне. Спасибо за Вашу работу.