"Где твое начало, луч добра?" - система работы классного руководителя
"Где твое начало, луч добра?" - система работы классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 947 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс для учителей
«Я — классный руководитель!»
Фёдорова Софья Анатольевна
(учитель истории, обществознания, русской духовной культуры МОУ СОШ №4 г .Дмитрова Московской области)
2003г. - Лауреат премии Губернатора Московской области,
2006г. - Победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО «Образование»,
2007г. - Финалист областного конкурса «Педагог года Подмосковья 2007»,
2007г. - Занесение на районную доску почета «Лучшие люди Дмитровского района»,
2009г. - Победитель Всероссийского конкурса «Учитель – Учителю» в номинации «Урок Просвещения»
Содержание:
- Моя педагогическая философия «Где твое начало, луч добра?» стр.3-5
- Разработка классного часа «О милосердии» стр.6-14
- Разработка классного часа «Добро и зло» стр.15-21
- Разработка классного часа «О счастье и смысле жизни» стр.22-29
- Отзывы учеников класса стр.30-35
Где твоё начало, луч добра?
Учитель несёт в душе незримый луч добра и света. Он воплощается в слове педагога, в его знаниях, дерзаниях и мечтах, он служит путеводной звездой для детей, вступивших на великую дорогу образования, то есть очеловечивания по божественному образцу.
Где ты берешь своё начало, незримый луч добра и света? Этот вопрос должен задать себе каждый классный руководитель. Ведь тепло этого луча и крупинки света впитывают детские души, чтобы продолжалась на нашей земле эстафета людской доброты.
Ты не можешь существовать без меня, луч добра и света, ведь я тебя постоянно думаю о тебе! Значит, Ты живешь в моей голове, в моем сердце. Но когда ты там появился?
Может быть, ты начал рождаться ещё в моем детстве? Тогда я и не подозревала, что буду учителем и стану нести детям тебя, луч добра.
Добро и свет моей бабушки остались в моей душе. Моя бабушка подарила мне старинные книги, хранившиеся в её доме как семейные реликвии. Теперь эти древности я показываю своим ученикам. В книгах я нахожу закладки на страницах, где говорится добре и милосердии, сострадании и прощении. Эти своеобразные письма оставила моя мудрая бабушка. Именно эти закладки натолкнули меня на мысль – писать с детьми друг другу добрые письма. Это стало традицией нашего класса – мы пишем друг другу сердечные пожелания, слова поддержки и одобрения, имя отправителя не раскрывается. Каждое послание - это маленький светлячок, вылетевший из детской души.
Помогали набрать тебе силу, луч добра и света, мои родители, которым я благодарна за это. Мой папа журналист часто писал свои статьи как обращение к любимой дочери.
Тебя помогает сохранять сейчас моя семья: мой муж тоже учитель, поэтому он понимает, как это трудно – сохранить источник добра в своем сердце. Моя дочка – это моя ученица, она тоже каждый день является свидетелем твоего рождения, лучезарный и путеводный свет.
Думаю, что питает тебя мой родной город, в котором я родилась и живу. Ты, луч добра и света, каждое утро отражаешься в золотых куполах дмитровских храмов, ты набираешь силу в тиши дмитровских библиотек и музеев. Наш древний город - это открытая, но еще не прочитанная книга, мы с детьми пытаемся разгадать его тайны, и это дает мне силы сохранять тебя, луч добра!
Может быть, ты живешь в нашем родном Подмосковье? Ведь именно величие нашей малой Родины, её богатую историю, традиции мы с детьми изучаем в путешествиях по нашим подмосковным городам! А когда мы станем старшеклассниками, нас ждут - древний Псков, Великий Новгород, Валаам, Кижи, бесконечные просторы нашей Родины! Волжские просторы и крутые берега Камы дают мне силы создавать тебя, луч добра!
А может, энергию для твоего рождения дает мне вся наша планета – Земля?
Я видела твое рождение в центре Европы и в сердце Северной Америки и могу сказать, что без тебя не обойдется ни один учитель, живущий на земле. Во всех уголках земного шара луч добра и света прилетает к нам из будущего, которое принадлежит нашим ученикам. На всей нашей планете дети с нетерпением ждут твоего рождения.
Ты моя гордость, луч добра и света, и поддерживать тебя, мое призвание! Ведь ты зарождаешь огоньки веры, надежды, добра в душах моих учеников. Благодаря тебе ученики становятся моей гордостью. Я поняла, что ты рождаешься в моей душе на уроках, когда дети садятся за парты, а я становлюсь у доски – вот ты и рождаешься и начинаешь жить. Мы рассуждаем о добре и зле, милосердии, о счастье, о смысле жизни. Надеюсь, что наши разговоры о вечном останутся в детских душах, благодаря тебе, луч добра.
Как они выросли, мои ученики, Вы можете судить по Добрым письмам, написанным на прошлой неделе. Тема для переписки была простая – о чем ученики хотят сказать учителю по секрету, но пока еще не решились.
Секреты и советы учителю от учеников.
- Не давайте обещаний, которые не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должна научиться делать ошибки.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынуждена защищаться, притворяясь глухой.
- Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я и сам иногда не знаю, почему я поступаю так, а не иначе.
- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения.
- Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике.
«Город Солнца» - так называется дружная команда нашего класса. За это название три года назад проголосовали дети. Почему? Солнце излучает тепло и свет, без них не было бы жизни на земле. Любовь есть человеческое солнце.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дмитрова Московской области
Классный час по теме:
«О милосердии»
Составила учитель истории
и обществознания
Фёдорова Софья Анатольевна
г. Дмитров
2011 год.
Цели и задачи классного часа:
В ходе урока учащиеся смогут:
- Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию
- Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
- Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах, вести дискуссию в группах
- Развивать умение анализировать литературные источники
- Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
- Отказаться от реализации своих планов за счет других людей
- Понять важность компромисса в общественной жизни
- Понять нравственное содержание доброты, гуманности, милосердия
- Мотивировать себя к совершению добрых и гуманных поступков;
- Давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей;
- Увидеть опасность зла и жестокости.
План классного часа:
- Что самое ценное в человеке?
- Поиски смысла жизни. Милосердие.
- Жизненная позиция человека. Будьте милосердны!
Основные вопросы:
- Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
- Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?
- Что самое ценное в человеке?
- Каковы различия в понимании счастья?
- Что такое милосердие, прощение?
- Умеете ли вы прощать?
Словарь:
- Жизненные цели
- Счастье
- Милосердие
- Доброта
- Гуманность
- Сострадание
Оборудование:
- Рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
- Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
- пергамент с записями
- медали каждому ученику « Будь милосерден!»
- карточки с проблемными заданиями для групп
- листы ватмана и фломастеры для выполнения эскизов символа милосердия
- мультимедийный проектор с презентацией к уроку
Эпиграфы:
« Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения, доброты заслуживает каждый из вас»
Иоанн Златоуст.
« Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется»
Иоанн Златоуст.
« Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему»
Иоанн Златоуст.
« Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие»
Л.Н.Толстой
«Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам»
Генри Уорд Бичер
«…Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…»
Франсуа Рене де Шатобриан
Порядок проведения классного часа:
Этапы | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы оценивания |
1.Мотивация | Анализ высказываний. «Мозговой штурм» | Учащиеся определяют понятие «счастье», обсуждают его сложность и многозначность. | Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа |
2 «Притча о блудном сыне» | Работа индивидуально и в малых группах.
| Учащиеся анализируют притчу, картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. | Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления. |
3.Работа с высказываниями о милосердии. | Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. | Учащиеся формулируют основные понятия темы. | Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. |
4.Изучение основной проблемы | Работа в группах | Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни, что такое милосердие, прощение на примере рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» | Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. |
5.Закрепление полученных знаний | Работа в группах. (изображение символа милосердия) | Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение сотрудничать при решении учебных задач. | Определение на основании документа жизненной позиции автора. |
6.Подведение итогов | Общая дискуссия. | Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции. | Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии. |
Ход классного часа.
1.Вступление.
Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
Что самое ценное в человеке? Многие пытались ответить на этот вопрос, но сделать это очень трудно. Что предпочесть? Ум, силу, талант, красоту, смелость? Все качества нужны человеку. Но что же самое главное, самое ценное? Может быть – это добро?
- Что такое добро? Это то, что помогает человеку, природе.
Высшее проявление добра – это мир, любовь, милосердие, умение прощать.
Учитель «очищает от вековой пыли» старинную книгу, найденную на чердаке старого дома. Открывает её и находит старинный пергамент. Что написано в пергаменте, мы узнаем в конце урока.
2.Иван Бунин написал это стихотворение, использовав одну из евангельских притч, которая рассказывает о милосердии:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет, Господь сына блудного спросит:
Был ли счастлив ты в жизни земной?
И забуду я все – помню только вот эти
Полевые цветы меж колосьев и трав,
И от сладостных слез не сумею ответить,
К милосердным коленям припав.
3.Притча о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном».
Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».
Незадолго до смерти художник Рембрандт написал одно из своих лучших произведений «Возвращение блудного сына».
-Какие чувства пробуждает у вас эта картина?
-Что такое милосердие, прощение?
Картина раскрывает лучшие чувства: любовь, веру в человека, его раскаяние. Слепой отец, обнимающий нищего оборванца, вернувшегося в родной дом – это пример милосердия, прощения.
5.Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить и выбрать те, которые относятся к милосердию. Объяснить свой выбор.
мужество честь сострадание
хвастливость жестокость милость
скромность добро прощение
совесть трусость смирение
зависть жадность раскаяние
честность тактичность любовь
болтливость правдивость
хитрость бестактность
лживость малодушие.
справедливость
выдержка
эгоизм
4.Анализ высказываний о милосердии, вынесенных как эпиграфы урока:
-Как вы поняли эти высказывания?
Наиболее близкое вам высказывание выпишите себе в тетрадь.
Пусть каждый подумает о собственном понимании милосердия и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.
Вывод учителя – милосердие означает милость сердца, умение жалеть, любить и прощать. Это высшее проявление человеческой доброты.
5. Ф.М.Достоевский с дочкой был на рождественской ёлке и детском балу. В этот день перед елкой его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просящего милостыню («мальчик с ручкой»). Под этим впечатлением и был написан рассказ «Мальчик у Христа на елке»
- Что вас больше всего поразило в этом рассказе?
- Какие чувства вызвала у вас судьба мальчика?
- Встречались ли вы с такими ситуациями в наше время?
6.Работа в группах. Необходимо обсудить и изобразить символ милосердия.
Группы представляют свою работу.
7.Выводы учителя. Надпись на старинном пергаменте, найденном в книге на чердаке:
Если вы по улице идете,
А рядом плачет мальчик у столба,
То вы, конечно, мимо не пройдете,
Ему отыщите вы мать или отца.
А если же родителей не будет,
То вспомните все детские права,
Не допустите, чтоб малыш остался
Один возле холодного столба.
6.Задание для работы с родителями дома:
Обсудить – какие милосердные поступки совершали вы в своей жизни.
7.Подведение итогов классного часа:
Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:
«Будьте милосердны!»
8.Надпись на пергаменте «Быть человеком».
Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья.
Быть человеком – значит быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным.
Быть человеком – значит быть выше,
В слове вернее, в помыслах чище.
Будь поскромнее в своих желаньях,
Помни хорошее в расставаньях.
Людям дари уважение, ласку,
А не истерики шок и встряску.
Не пресмыкайся перед сильнейшим,
Не раболепствуй перед умнейшим.
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам.
Слабых не обижай стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века.
Правы, не правы – Бог вас рассудит,
И по делам вам вашим и будет.
Быть человеком – что это значит?
Многим задуматься, не иначе…
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
г.Дмитрова Московской области
Классный час по теме:
«Добро и зло»
Составила учитель истории,
обществознания
Фёдорова Софья Анатольевна
г. Дмитров. 2011 год.
В ходе классного часа ученики могут научиться:
- работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ;
- навыкам работы в группе;
- навыкам ведения дискуссии;
- гражданской позиции личности, сотрудничеству,
-уважению к многообразию окружающего мира;
- аналитическим способностям, сравнивая альтернативы развития;
- устанавливать коммуникацию, общаться представителями других культур;
- толерантности;
- умению ставить себя в позицию представителя другой культуры и воспринять ценности уважительного отношения к иным взглядам и культурам;
- представлениям о многообразии моделей гражданственности в мире;
- раскрытию нравственного содержания доброты и гуманности;
- мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
- давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей;
- видеть опасность зла и жестокости.
Дидактические материалы:
- Комплект плакатов Всероссийского конкурса рисунков 2003 года
«Имею право!»
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция РФ.
Форма классного часа:
Урок – групповая работа с элементами дискуссии.
Термины и понятия:
Конвенция – это международное соглашение,
доброта, гуманность, справедливость, сдержанность,
человечность, человеколюбие, благотворительность,
злобность, жестокость, бездушие,
мстительность.
Оборудование:
старинная книга,
пергамент с записями,
медали каждому ученику «Ты – добрый человек!»,
карточки с проблемными заданиями для групп,
листы ватмана и фломастеры для выполнения эскизов обертки к конфете «Доброта».
Эпиграфы:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
«Доброму сухари в пользу, а злому мясо не в прок»
Русская пословица
«Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться. Если искры попадут ему в лицо».
Б.Франклин.
«Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх»
Сенека
«Тот, кто сеет зло – пожинает раскаяние»
Саади.
«Злой плачет от зависти, а добрый - от радости»
Пословица.
Ход классного часа:
1. Распределение учеников на группы.
2. Вводное слово учителя:
- что самое ценное в человеке?
- что хотел сказать великий русский историк В.О.Ключевский (эпиграф урока)?
-почему в сказках добро всегда побеждает зло?
- всегда ли в жизни добро торжествует над злом?
3 Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»:
Мужество честь
Хвастливость жестокость
Скромность милосердие
Совесть трусость
Зависть жадность
Честность тактичность
Болтливость правдивость
Хитрость бестактность
Лживость малодушие.
Справедливость
Выдержка
Эгоизм
4.Учитель «очищает от вековой пыли» старинную книгу, найденную на чердаке старого дома. Открывает её и находит старинный пергамент:
Добро со злом не разделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
Испытания на дороге к кладу – это задания для работы в группах.
5. Учитель раздает группам карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:
- «Ни один …. человек не бывает счастлив»
Ювенал
- «Жизнь …. людей полна тревог»
Д.Дидро
- «Добро помни, а … забывай»
Пословица
- « Не делай … , не то на зло нарвешься»
Восточная мудрость
- « Если не хочешь знать страха, не делай …»
Кабус
6.Вопрос учителя группам:
Представьте себе, что ваш недруг, ваш обидчик оказался в проруби и силы его покидают. Вокруг – ни души. Выберите вариант ответа:
- вы пройдете мимо;
- вы побежите за помощью;
- вы постараетесь помочь сами.
Предположим, что вы спасли его, а он скрылся, не поблагодарив. Но сами вы оказались в воде. Что бы вы ему сказали?
7. Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В.Суворова. После штурма Чертова моста, Суворов вынужден был оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взяли в плен французы. Каково же было удивление французского маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французы, итальянцы… Маршал воскликнул: «Вы подбирали всех раненых после боя?» Вернадский получил орден от врага - французский орден Почетного легиона.
Вопрос учителя:
- Чему так удивился французский маршал?
8. Задания группам:
На доске по очереди подобрать однокоренные слова к слову «Добро»:
та
ДОБРО
9.Задания группам:
Вы – члены художественного совета кондитерской фабрики. Вам поручили выпустить обертку для конфеты под названием ДОБРОТА.
Сделайте рисунок обертки.
Группы представляют свою работу.
10. Вопрос классного руководителя группам:
Можно ли заставить человека быть добрым?
11.Выводы:
Злого человека нельзя заставить быть добрым.
Добро – душа человека. Человек без души - недобрый человек.
Добро сильнее зла.
Учитель предлагает подумать над стихотворением:
Есть люди необычной доброты.
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Рядом с добрым человеком всегда тепло.
12. Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:
« Ты – добрый человек!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дмитрова Московской области
Классный час по теме:
«О счастье и смысле жизни»
Составила учитель истории,
обществознания
Фёдорова Софья Анатольевна
г. Дмитров
Цели и задачи классного часа:
В ходе урока учащиеся смогут:
- Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни
- Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
- Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах
- Развивать умение анализа документов
- Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
- Отказаться от реализации своих планов за счет других людей
- Понять важность компромисса в общественной жизни
План урока:
- Цели жизни
- Поиски смысла жизни
- Жизненная позиция человека
Основные вопросы:
- Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
- Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?
- Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?
- Каковы различия в понимании счастья?
Словарь:
- Фатализм
- Пессимизм
- Скептицизм
- Оптимизм
- Цинизм
- Конформизм
- Компромисс
- Счастье
Эпиграфы урока:
«Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым»
Стендаль
«Человек создан для счастья как птица для полета»
В.Г.Короленко
«Все без исключения стремятся к счастью. Это – мотив всех действий людей…»
Б.Паскаль.
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»
Л.Н.Толстой
«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»
Ж.Ламерти
Порядок проведения классного часа:
Этапы | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы оценивания |
1.Мотивация | Анализ высказываний. «Мозговой штурм» | Учащиеся определяют понятие «счастье», обсуждают его сложность и многозначность. | Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа |
2. «Дерево жизни» | Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление результатов. | Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. | Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления. |
3.Работа с понятиями | Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. | Учащиеся формулируют основные понятия темы. | Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. |
4.Изучение основной проблемы | Работа в группах | Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни и формируют собственный подход к смыслу жизни. | Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. |
5.Закрепление полученных знаний | Работа с документом. | Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. | Определение на основании документа жизненной позиции автора. |
6.Подведение итогов | Общая дискуссия. | Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции. | Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии. |
Ход классного часа.
1.Вступление.
Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.
Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Дети мечтают о новых игрушках, конфетках, мороженом… Они стараются подражать своим родителям, хотят как можно побыстрее вырасти. Придя в школу, дети стремятся получать как можно больше пятерок. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
2. Анализ высказываний о счастье, вынесенных как эпиграфы классного часа:
С какими высказваниями вы согласны?
Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь.
Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.
Группам раздаются карточки с вариантами продолжения фразы: «Счастье – это когда тебя …». Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное продолжение доске:
- Жалеют
- Уважают
- Понимают
- Боятся
- Любят
- Обеспечивают
- Защищают
- Развлекают
- Слушаются
Выявляется наиболее распространенное определение. То, которое ближе им, учащиеся выписывают себе в тетрадь.
Вывод учителя – человек становится счастливым, когда воплощаются в жизнь поставленные им цели и задачи.
3. «Дерево жизни».
Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.
Корень дерева – момент вашего рождения,
ствол – вся дальнейшая жизнь,
ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),
вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.
Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.
В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.
После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей.
4.Работа с понятиями.
Каждая группа получает карточки с набором понятий и определения. Необходимо из предложенного набора определить, о каком понятии идет речь и прикрепить на доску:
- Фатализм
- Пессимизм
- Скептицизм
- Оптимизм
- Цинизм
- Конформизм
- Компромисс
- Счастье
1.) Представление, согласно которому человек не властен изменить свою судьбу, все заранее предопределено и решено (фатализм)
2) Убеждение, согласно которому мир есть зло и в будущем человека не ждет ничего хорошего, безнадежность, уныние (пессимизм)
3) Воззрение, согласно которому существующий мир есть лучший из миров, а человеческая жизнь в дальнейшем будет улучшаться (оптимизм)
4) Система взглядов на мир, выражающая сомнение в рациональности поступков людей, их разумности и целесообразности; любой факт подвергается сомнению (скептицизм)
5) Отрицательное отношение к общепринятым правилам морали и нравственности, этическим нормам поведения (цинизм)
6) Позиция человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам.
(конформизм)
7) Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия (компромисс)
8) Чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми (счастье).
5.Выводы учителя:
Каждый человек, кто явно, кто скрыто, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного – получение большого богатства. Для другого – успешная карьера, обретение больших постов и власти. Для третьего – это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга.
6.Задание для работы с родителями дома:
Предлагаю дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив таблицу:
Виды интересов | Примеры |
Духовные | Музыка, чтение книг, посещение театра |
Материальные | Красиво одеться, купить машину |
Сиюминутные | Посмотреть фильм |
Кратковременные | Ремонт квартиры |
Долгосрочные | Дружба, счастье, любовь |
6.Подведение итогов классного часа:
Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:
« Ты – счастливый человек!»
Отзывы учеников