Классный час: "Мама-милая мама"

Пескова Ольга Алексеевна

Классный час: "Мама-милая мама"

В данной работе полно раскрывается образ матери: в поэзии, в живописи, в музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_kl.chas_.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

«Мама – милая мама»

Цель:

Помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов «мама», «любовь», «доброта», воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой, относящегося к матери, к женщине.

Задачи:

Расширение кругозора учащихся, развитие мыслительных, творческих способностей, развитие речи, формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми.

Оборудование:

Презентация о маме и детях, плакаты с высказываниями великих людей о матери, рисунок в виде сердца, магнитофон.

Ход занятия:

На доске написаны цитаты:

Н.Островский

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать.

М.Горький

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви” без матери нет человека.

В.Сухомлинский

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

Добрый день! Тема нашего классного часа: «Мама – милая мама». Давайте сегодня попытаемся осмыслить истинное значение слова мама , что значит мама в жизни каждого человека кА образ матери запечатлен в поэзии, живописи, музыки.

Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала…
Так я могу сказать о ком?
С любовью искренней упрямо
Неси добро, тепло и свет!
Живи, прошу, подольше, мама,
Тебя родней на свете нет!

Ученик:

Никто не знает все, как мать,
Никто, как мать, не понимает,
Никто не может так ласкать,
Никто, как мать не сострадает.
Никто, как мать, прощать не может.
И так любить и ожидать
Никто, как мать, не может тоже.

Учитель:

Праздник День матери в России был установлен Указом президента РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. По некоторым источникам, традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери – богини, матери всех богов. Так же известно, что в Англии с ХУ века отмечалось Материнское воскресенье - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всех странах.

Учитель.

Мать… для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого, мать – самый родной человек на свете. Она даёт нам жизнь. Её забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Её нежный голос, её мягкие тёплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость.

Учитель.

Вот беспомощное существо, насытившись материнским молоком, спокойно засыпает сладким сном. Вот первая улыбка малыша в ответ на заботливый голос матери. Вот первый шаг, сделанный с помощью мамы. И первое слово – “мама”.

Мама единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям бескорыстна, благородна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Учитель:

Слово мама, мать - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на всех языках мира. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Словом мать называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по - матерински относится ко всем народам, её населяющим. Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково.

По-русски «мама»,

По-грузински «нана»,

А по-аварски ласково «баба»

Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают праздник. Поэтому сегодняшний наш праздник мы посвящаем вам!

Ученик:

Сколько звёзд на небе ясном! Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы. Сколько листьев на ветвях!
Только солнце одно на свете! Только мама на свете одна!

Песня "Мама, первое слово!" муз. Жерара Буржоа, Темистокле Попа, сл. Ю.Энтин

Учитель:

 Первые шаги: у  каждого они разные: кто-то набивал себе синяки да шишки, кто-то робко, с опаской делал один шаг - и на этом познание мира заканчивалось. Но всегда будет помниться чувство покоя и защищённости, потому что рядом была мама.

Чтобы вспомнить, какими вы были, посмотрим презентацию " Когда мы были маленькими».

Учитель:

Быть хорошей мамой – это призвание любить своих детей, воспитывать их. Есть такая профессия – быть мамой. Самый лучший друг любого человека – это его мама. Мама и приголубит, и приласкает, и пожалеет, если тебя обидели, и поможет, если вдруг придет беда. Недаром про материнскую любовь сложено столько стихов, песен. И даже если мама сильно занята, она все равно всегда найдет время для своих детей. Мама смотрит за тем, чтобы ребята всегда были опрятными и накормленными, чтобы хорошо делали уроки и не болели.

Сегодня на нашу встречу, мы пригласили любимых мам, которые  являются профессионалами своего дела. Это Евгения Евгеньевна, Валентина Викторовна, Олеся Игоревна

Вопросы мамам и детям.

Для Вас быть мамой  - это трудная работа? Какие у вас имеются совместные дела? У вас доверительные отношения? Какое качество вы больше всего цените в Вашем ребенке? Какое первое слово сказала…? Ваш ребенок часто советуется с Вами?

Готовясь к нашей встрече, я  выяснила, что одни ребята хотят быть похожими на своих мам  по внешнему виду, другие – по характеру, а третьи – по способностям и умениям. Я думаю, вам будет интересно узнать, чем хотят быть похожими на вас ваши дети.

Начнём мы разговор с тех, кто хочет быть похожим на свою маму по внешнему виду. Это – Молочникова Катя, Богачева Яна. Также Кате близок стиль одежды мамы.

 В нашем классе есть учащиеся, которые хотят быть похожими на своих мам по характеру. 

К ним относятся – Карикова Вика, Шелухина Катя, Саша Кошин, Вахрамова Лида, Макляев Илья, Семенов Артем, Никитин Кирилл, Гуменников Вася.

Таня Сазикова хочет быть усердной, как мама, Галстян Яна хочет быть позитивной как мама, Таня Шеховских ,  Маша Агафонова и Таня Моткова  считают своих мам добрыми, Егору Жиляеву нравится мамина черта – настойчивость, а Марина Цветкова хочет во всем быть похожей на свою маму.

 Ребята, а с каким другим словом сочетается у вас слово «мама»? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «мама»? Продолжите фразу: «Моя мама - …»

А сейчас мы посмотрим, насколько ловко и быстро мамы и дети работают в паре. Вы должны составить пословицы из данных слов и затем зачитать их.

Множество пословиц создано о матерях.

- При солнце тепло, а при матери добро.

- Мать кормит детей, а земля людей.

- Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

- Молода жена плачет до росы утренней, сестра – до золота кольца, мать – до веку.

- Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец.

- Какова матка, таковы и детки.

- Куда матушка, туда и дитятко.

- Без матки пчёлки – пропащие детки.

- Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт.

- Отца и матери на всю жизнь не хватит.

- Птица рада весне, а веста матери.

- Ребёнок без матери – что стол без скатерти.

- Материнская ласка конца не знает.

- Родную мать никем не заменишь.

- Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.

- Для матери ребёнок – до ста лет детёнок.

- Не та мать, что родит, а та, что ходит.

- Материнский гнев – что весенний снег:
И много его выпадет, да скоро растает.

- Мачеха добра, да не мать родна.

Презентация (слайд о пословицах)

Проверка задания.

Учитель:

Во все века любовь к матерям вдохновляла поэтов, художников  на создание величайших произведений. 

Послушаем, как обращаются к своим матерям поэты:

 Ученик.

Я берегу себя, родная, не бойся, очень берегу,
Я город наш обороняю, как могу,
Я берегу себя от плена, позорнейшего на земле,
Не бойся, мамочка, не струшу, не побегу, не отступлю!

 Ученик.

Милая, добрая, старая, нежная!
С думами грустными ты не дружись
Слушай - под эту гармонику снежную,
Я расскажу про свою тебе жизнь!

Ученик.

Кто может быть дороже мамы?!

Кто свет и радость нам несет?!

Когда больны мы и упрямы,

Кто пожалеет и спасет?!

Ученик.

Следит за домом и бюджетом

Уютом, модой, чистотой

Лихой бедой и жарким летом,

Легко справляясь с суетой?

Ученик.

Нам мамы многое прощают,

Не обижаясь, не браня.

Лишь терпеливо объясняют

Не осуждая, не виня.

Ученик.

Ответственна ее работа

Быть мамой – это сложный труд

Ежесекундная забота

Ее все помнят, любят, ждут.

Игра. Ну а теперь проверим, насколько мамы хорошо знают своих детей.

  1. Любимый школьный предмет
  2. Любимое хобби
  3. Любимое блюдо

Учитель:

Ну а теперь, ребята, обратимся к образу матери в живописи.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

Учитель:    Ребята, перед вами картина «Сикстинская мадонна». Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына.

Учитель:  В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

Учитель:  Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Учитель:    И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

Учитель:   А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Учитель:   А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление, игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама»

 Слушание.

Учитель:   Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты)  А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).

Учитель:   Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Учитель:   А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые матери.

Учитель:

На доске нарисовать большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Учитель вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.

Учитель:

Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Человек не застрахован от ошибок. Но пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы слышат вовремя, а не тогда, когда эго, к сожалению, поздно.

Любите своих мам сегодня и всегда. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей. И если были в чем, то неправы, не забывайте говорить “прости меня, мама”!

Ученик:

Не обижайте матерей
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.