проект воспитательной системы класса "Кукольный театр"

Могилевцева Маргарита Петровна

проект воспитательной системы класса "Кукольный театр"

При создании проекта воспитательной системы класса «Кукольный театр» учитывались психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности каждого ребёнка. Современные реалии жизни в маленьком селе таковы, что в первый класс школы приходят дети, неимеющие элементарных коммуникативных навыков, неумеющие контролировать и адекватно выражать свои эмоции. В начальных классах надёжно «прописались» неврозы, состояние тревожности у детей, чувство неуверенности и неудовлетворённости. Решить эти назревшие нравственные, социальные проблемы воспитания младших школьников позволит реализация проекта «Кукольный театр». В проекте «Кукольный театр» адаптированы методы и приёмы корифеев российского театра (К.С.Станиславского, М.О.Кнебель) для детей младшего школьного возраста. В данном проекте используется педагогическая технология Н.Е.Щурковой, идеи педагогики сотрудничества В.А.Караковского, методика коллективных творческих дел (КТД) И.П.Иванова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ  «МИХАЙЛОВСКАЯ СОШ»

УСТЬ – КАЛМАНСКОГО  РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Проект воспитательной системы класса

«Кукольный театр»

                                          для детей 6 – 10 лет

                                                                    Автор – составитель:

                                                             Маргарита Петровна

                                                             Могилевцева, классный

                                                             Руководитель 2 класса

                                                             

                                                             

                           

                                 

с. Михайловка

2010 год

                                   

                                               

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………3
  2. Учебно-тематический план проекта  воспитательной системы класса……………………………………………………….6
  3. Содержание программы……………………………………8
  4. Методическое обеспечение……………………………..
  5. Список использованной литературы…………………

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на более полное развитие личности.

     При создании проекта воспитательной  системы класса «Кукольный театр» учитывались психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности каждого ребёнка.

     Современные реалии жизни в маленьком селе таковы, что в первый класс школы приходят дети, неимеющие элементарных  коммуникативных навыков, неумеющие контролировать и адекватно выражать свои эмоции. В начальных классах надёжно «прописались» неврозы, состояние тревожности у детей, чувство неуверенности и неудовлетворённости.

     Решить эти назревшие нравственные, социальные проблемы воспитания младших школьников позволит реализация проекта «Кукольный театр».

     В проекте «Кукольный театр» адаптированы методы и приёмы корифеев российского театра (К.С.Станиславского, М.О.Кнебель) для детей младшего школьного возраста. В данном проекте используется педагогическая технология Н.Е.Щурковой, идеи педагогики сотрудничества В.А.Караковского, методика коллективных творческих дел (КТД) И.П.Иванова.

     Характер современности проекта  отражён в содержании деятельности и в индивидуальном образовательном маршруте обучающихся.

Идея проекта – воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе, поможет добиться жизненного успеха.

                                       

     Цель проекта: создать условия для развития духовно – нравственных и эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к искусству кукольного театра.

     Задачи:

  1. способствовать раскрытию талантов каждого ребёнка и преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению, достижению успеха;
  2. развивать коммуникативные умения учащихся;
  3. обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел;
  4. сформировать годовой круг традиционных дел, позволяющий оптимально распределить учеников по способностям.

      Предполагаемый результат: гуманная личность, владеющая навыками культурного взаимодействия с окружающими, достигшая успешности в жизни.

   

      Методологической основой воспитания является культурологический подход.

     Компонентами культурологического подхода в воспитании выступают:

  1. отношение к ребёнку как субъекту жизни, способного к культурному самоизменению;
  2. отношение к педагогу как к посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в её индивидуальном самоопределении;

                                               

  1. отношение к воспитанию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении цели их культурного саморазвития.

     Средством воспитания личности я выбрала кукольный театр. Выделяют:

                                               

перчаточные куклы

пальчиковые куклы

куклы – марионетки

тростевые куклы.

   

     Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. В этом заключается ценность театральной постановки. Она даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества.

     Тематика и содержание кукольных постановок, как правило, имеют нравственную направленность, которая, заключена в каждой сказке и должна найти место в постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.

     Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций, кукол развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.

       

     Отслеживать результативность программы предлагается по системе психолога М.И.Шиловой (определение уровня воспитанности учащихся), по системе Р.Бэрона (определение «эмоционального интеллекта»: познание собственной личности, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение).

                                                             

  Выступления кукольного театра предполагается проводить на родительских собраниях, в группе подготовки к школе, на классных и школьных праздниках.

                       УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1 Проведение ключевых дел

Класс

Срок реализации

Ключевые дела

Цели и задачи

Предполагаемый результат

1

2010/2011 уч. год

Постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок»

Формировать культуру выражения чувств, эмоций

Умение понимать и выражать базовые эмоции

2

2011/2012

уч. год

Постановка произведений С.Я.Маршака «Багаж», «Двенадцать месяцев»

Развивать художественные способности учащихся

Потребность в чувственных мироощущениях, в прекрасном

3

2012/2013

уч. год

Постановка сказок стран мира «Итте – железный богатырь», «Девочка – звёздочка»

Изучать национальные обычаи и традиции

Знание национальных обычаев, толерантность по отношению к ним

4

2013/2014

уч. год

Написание собственной сказки и её постановка

Включить каждого ребёнка в освоение и личностно значимое преобразование мира культуры

Освоение всего богатства человеческих отношений, осознание себя свободным в формах культурного поведения.

                                                         7

    Основное направление реализации проекта – художественно – эстетическое. Ключевым звеном воспитательного  проекта является участие всех субъектов (учителей родителей, детей) в коллективном творческом деле, причём долговременном.

     Основные этапы реализации проекта:

  1. Погружение.

   Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, художник. Выбор пьесы, распределение обязанностей. Коллективное чтение текста пьесы в присутствии всех участников спектакля. Распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п).

     Расширение знаний, умений и навыков участников программы. Чтение по ролям, определение идеи пьесы. Оговариваются предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене.

    В это же время обсуждаем, какие декорации, костюмы, сценические эффекты, музыкальное сопровождение понадобятся для спектакля. Здесь привлекаем ребят, которые умеют хорошо рисовать, мастерить, шить. На этом этапе привлекаем в помощь родителей учеников.

    После того, как артисты выучат свои роли, каждый учится играть в ансамбле с другими участниками спектакля.

     Перед показом проводится генеральная репетиция в костюмах, с декорациями.

      Кроме репетиций пьесы интересно и полезно организовывать работу с участниками и вокруг пьесы для изучения эпохи, знакомства с бытом того времени, творчеством драматурга. Для этого можно устроить походы в музей, к памятным местам, провести конкурс рисунков. Такая работа делает жизнь класса интереснее, разнообразнее и содержательнее, теснее сплачивает участников и обогащает их новыми позициями.

  1. Ключевое дело

Выступление со спектаклями перед учениками школы и родителями, в детском садике, в СДК.

                                             

  1. Анализ дела.

    Анализ организаторами дела (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше).

    4.Рефлексия.

Таблица 2 Примерный тематический план        

№ темы

Наименование темы

Всего часов

Занятия в подгруппах

А актёрских

Б оформительских

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие

Знакомство с куклой

Распределение ролей

Поделка головы куклы. Работа на ширме

Слово, движение

Мизансценирование. Работа по картинам.

Подготовка к выступлению

Репетиции

Показ спектакля зрителю

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

          Итого  

36

18

18

 

                         СОДЕРЖАНИЕ ПРОекта

                            Содержание тем занятий

Тема 1. Вводное занятие. Искусство театра кукол. Пути развития театра кукол (краткий обзор). Виды кукол (перчаточные, вертепные, тростевые, марионетки, пальчиковые) и их возможности. Знакомство с планом работы кружка. Требования к кружковцам. Распределение ответственных (ответственные за сохранность  имущества: кукол, декораций, реквизита, ширмы). График дежурств в кружке и репетиций.

Тема 2. Знакомство с куклой. Элементы сценического мастерства. Движения куклы: появление на ширме, походка, наклоны, работа с предметами. Общение с партнёром.

    Работа над этюдами – упражнениями. Оформительская работа. Основные технологические процессы. Лепка головы по эскизу.

Тема 3. Работа над спектаклем. Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы и их характерные черты.

Практические занятия. Упражнения – этюды с куклы (её движения). Игра с предметами. Короткие этюды на материале спектакля.

Тема 4. Поделка головы. Работа на ширме с куклой. Изготовление кукол. Общая работа  руководителя над спектаклем (постановочная) и индивидуальная с каждым исполнителем (развитие навыков и умения водить кукол ).

Рисунок роли. Действие кукольного персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Отношение каждого персонажа к происходящему на ширме.

                                                       

 Тема 5. Слово, движение и создание кукол. Репетиция на ширме с куклой, работа над текстом, движения говорящей куклы

Тема 6. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды. Максимум внимания к кукле и ее сценической жизни. Музыкальные занятия.

Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Изготовление рисованных декораций.

Тема 7.  Подготовка к выступлению. Воспитание дисциплины в период показа спектакля – чёткое понимания исполняемых ролей.  Прогон всего спектакля. разбор и устранение ошибок в спектакле.

 

 Тема 8. Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Отработка неудавшихся кусков. Свет. Музыкальное сопровождение.

 Тема 9. Показ спектакля зрителю. Итоги работы объединения.

 

           У Яноша Корчака в книге «Как любить детей» есть строки «Ребёнок – это 100 масок, 100 ролей способного актёра». Любить детей по Корчаку, значит непременно играть с ними. Не поучать, а вместе фантазировать, сочинять – давать стимулы к подражанию, превращению, к театрализации.

Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми.

    Артисту необходима хорошая дикция. Помощь сводится к одному – надо посоветовать ученику – артисту несколько раз в день быстро и отчётливо произносить скороговорки.

Например:

                   Бык был тупогуб, у быка губа тупа.

                   Забыл Панкрат дома домкрат.

Занятия эти не сложные, зато результат почувствуется очень скоро.

 Очень важно научиться подбирать нужную интонацию голоса, использовать нужные жесты, - этому научит детей педагог.

                                             

    Юным артистам необходимо беречь свой голосовой аппарат.

    Необходимо развивать пластику и координацию движений. Для этого неукоснительно нужно выполнять комплекс ежедневной гимнастики.

                        Работа с родителями

Необходимо познакомить родителей с их ролью не только в учебном процессе учащихся, но и во внеклассной деятельности, отметить, насколько необходимо и приятно детям их активное участие в театральной деятельностью.

    Родителям предлагаются на выбор, на выбор следующие варианты участия в подготовке и проведении кукольных постановок:

  1. оформителями – дизайнерами (разработка и изготовление оформления спектакля, программок, афиш и т.д.)
  2. костюмерами (изготовление кукол и их костюмов)
  3. сценаристами (сочинение сказок, стихов)
  4. организаторами – координаторами
  5. спонсорами

                           


Комментарии

Уважаемая Маргарита Петровна. Ваш проект воспитательной системы класса "Кукольный театр" разработан в 2010 году. За два года, наверное, имеются какие-то наработки. Вы показывали спектакли, сказки. Вот об этой стороне работы и хотелось бы узнать подробнее.Да еще и с фотографиями.

Рябова Галина Георгиевна

Хорошо спланированный, содержательный проект! Может быть к нему добавить фотографии????

Могилевцева Маргарита Петровна

Уважаемые коллеги, большое спасибо за интерес к моей работе,  за ценные советы и рекомендации. Уже претворяю их в реальность - фотографии добавляю.