проект воспитательной системы класса "Кукольный театр"
проект воспитательной системы класса "Кукольный театр"
При создании проекта воспитательной системы класса «Кукольный театр» учитывались психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности каждого ребёнка. Современные реалии жизни в маленьком селе таковы, что в первый класс школы приходят дети, неимеющие элементарных коммуникативных навыков, неумеющие контролировать и адекватно выражать свои эмоции. В начальных классах надёжно «прописались» неврозы, состояние тревожности у детей, чувство неуверенности и неудовлетворённости. Решить эти назревшие нравственные, социальные проблемы воспитания младших школьников позволит реализация проекта «Кукольный театр». В проекте «Кукольный театр» адаптированы методы и приёмы корифеев российского театра (К.С.Станиславского, М.О.Кнебель) для детей младшего школьного возраста. В данном проекте используется педагогическая технология Н.Е.Щурковой, идеи педагогики сотрудничества В.А.Караковского, методика коллективных творческих дел (КТД) И.П.Иванова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «МИХАЙЛОВСКАЯ СОШ»
УСТЬ – КАЛМАНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Проект воспитательной системы класса
«Кукольный театр»
для детей 6 – 10 лет
Автор – составитель:
Маргарита Петровна
Могилевцева, классный
Руководитель 2 класса
с. Михайловка
2010 год
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………3
- Учебно-тематический план проекта воспитательной системы класса……………………………………………………….6
- Содержание программы……………………………………8
- Методическое обеспечение……………………………..
- Список использованной литературы…………………
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на более полное развитие личности.
При создании проекта воспитательной системы класса «Кукольный театр» учитывались психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Современные реалии жизни в маленьком селе таковы, что в первый класс школы приходят дети, неимеющие элементарных коммуникативных навыков, неумеющие контролировать и адекватно выражать свои эмоции. В начальных классах надёжно «прописались» неврозы, состояние тревожности у детей, чувство неуверенности и неудовлетворённости.
Решить эти назревшие нравственные, социальные проблемы воспитания младших школьников позволит реализация проекта «Кукольный театр».
В проекте «Кукольный театр» адаптированы методы и приёмы корифеев российского театра (К.С.Станиславского, М.О.Кнебель) для детей младшего школьного возраста. В данном проекте используется педагогическая технология Н.Е.Щурковой, идеи педагогики сотрудничества В.А.Караковского, методика коллективных творческих дел (КТД) И.П.Иванова.
Характер современности проекта отражён в содержании деятельности и в индивидуальном образовательном маршруте обучающихся.
Идея проекта – воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе, поможет добиться жизненного успеха.
Цель проекта: создать условия для развития духовно – нравственных и эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к искусству кукольного театра.
Задачи:
- способствовать раскрытию талантов каждого ребёнка и преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению, достижению успеха;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел;
- сформировать годовой круг традиционных дел, позволяющий оптимально распределить учеников по способностям.
Предполагаемый результат: гуманная личность, владеющая навыками культурного взаимодействия с окружающими, достигшая успешности в жизни.
Методологической основой воспитания является культурологический подход.
Компонентами культурологического подхода в воспитании выступают:
- отношение к ребёнку как субъекту жизни, способного к культурному самоизменению;
- отношение к педагогу как к посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в её индивидуальном самоопределении;
- отношение к воспитанию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении цели их культурного саморазвития.
Средством воспитания личности я выбрала кукольный театр. Выделяют:
перчаточные куклы
пальчиковые куклы
куклы – марионетки
тростевые куклы.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. В этом заключается ценность театральной постановки. Она даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества.
Тематика и содержание кукольных постановок, как правило, имеют нравственную направленность, которая, заключена в каждой сказке и должна найти место в постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций, кукол развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного.
Отслеживать результативность программы предлагается по системе психолога М.И.Шиловой (определение уровня воспитанности учащихся), по системе Р.Бэрона (определение «эмоционального интеллекта»: познание собственной личности, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение).
Выступления кукольного театра предполагается проводить на родительских собраниях, в группе подготовки к школе, на классных и школьных праздниках.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 Проведение ключевых дел
Класс | Срок реализации | Ключевые дела | Цели и задачи | Предполагаемый результат |
1 | 2010/2011 уч. год | Постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок» | Формировать культуру выражения чувств, эмоций | Умение понимать и выражать базовые эмоции |
2 | 2011/2012 уч. год | Постановка произведений С.Я.Маршака «Багаж», «Двенадцать месяцев» | Развивать художественные способности учащихся | Потребность в чувственных мироощущениях, в прекрасном |
3 | 2012/2013 уч. год | Постановка сказок стран мира «Итте – железный богатырь», «Девочка – звёздочка» | Изучать национальные обычаи и традиции | Знание национальных обычаев, толерантность по отношению к ним |
4 | 2013/2014 уч. год | Написание собственной сказки и её постановка | Включить каждого ребёнка в освоение и личностно значимое преобразование мира культуры | Освоение всего богатства человеческих отношений, осознание себя свободным в формах культурного поведения. |
7
Основное направление реализации проекта – художественно – эстетическое. Ключевым звеном воспитательного проекта является участие всех субъектов (учителей родителей, детей) в коллективном творческом деле, причём долговременном.
Основные этапы реализации проекта:
- Погружение.
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, художник. Выбор пьесы, распределение обязанностей. Коллективное чтение текста пьесы в присутствии всех участников спектакля. Распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п).
Расширение знаний, умений и навыков участников программы. Чтение по ролям, определение идеи пьесы. Оговариваются предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене.
В это же время обсуждаем, какие декорации, костюмы, сценические эффекты, музыкальное сопровождение понадобятся для спектакля. Здесь привлекаем ребят, которые умеют хорошо рисовать, мастерить, шить. На этом этапе привлекаем в помощь родителей учеников.
После того, как артисты выучат свои роли, каждый учится играть в ансамбле с другими участниками спектакля.
Перед показом проводится генеральная репетиция в костюмах, с декорациями.
Кроме репетиций пьесы интересно и полезно организовывать работу с участниками и вокруг пьесы для изучения эпохи, знакомства с бытом того времени, творчеством драматурга. Для этого можно устроить походы в музей, к памятным местам, провести конкурс рисунков. Такая работа делает жизнь класса интереснее, разнообразнее и содержательнее, теснее сплачивает участников и обогащает их новыми позициями.
- Ключевое дело
Выступление со спектаклями перед учениками школы и родителями, в детском садике, в СДК.
- Анализ дела.
Анализ организаторами дела (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше).
4.Рефлексия.
Таблица 2 Примерный тематический план
№ темы | Наименование темы | Всего часов | Занятия в подгруппах | |
А актёрских | Б оформительских | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Вводное занятие Знакомство с куклой Распределение ролей Поделка головы куклы. Работа на ширме Слово, движение Мизансценирование. Работа по картинам. Подготовка к выступлению Репетиции Показ спектакля зрителю | 4 4 4 4 4 4 4 4 4 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Итого | 36 | 18 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОекта
Содержание тем занятий
Тема 1. Вводное занятие. Искусство театра кукол. Пути развития театра кукол (краткий обзор). Виды кукол (перчаточные, вертепные, тростевые, марионетки, пальчиковые) и их возможности. Знакомство с планом работы кружка. Требования к кружковцам. Распределение ответственных (ответственные за сохранность имущества: кукол, декораций, реквизита, ширмы). График дежурств в кружке и репетиций.
Тема 2. Знакомство с куклой. Элементы сценического мастерства. Движения куклы: появление на ширме, походка, наклоны, работа с предметами. Общение с партнёром.
Работа над этюдами – упражнениями. Оформительская работа. Основные технологические процессы. Лепка головы по эскизу.
Тема 3. Работа над спектаклем. Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы и их характерные черты.
Практические занятия. Упражнения – этюды с куклы (её движения). Игра с предметами. Короткие этюды на материале спектакля.
Тема 4. Поделка головы. Работа на ширме с куклой. Изготовление кукол. Общая работа руководителя над спектаклем (постановочная) и индивидуальная с каждым исполнителем (развитие навыков и умения водить кукол ).
Рисунок роли. Действие кукольного персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Отношение каждого персонажа к происходящему на ширме.
Тема 5. Слово, движение и создание кукол. Репетиция на ширме с куклой, работа над текстом, движения говорящей куклы
Тема 6. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды. Максимум внимания к кукле и ее сценической жизни. Музыкальные занятия.
Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Изготовление рисованных декораций.
Тема 7. Подготовка к выступлению. Воспитание дисциплины в период показа спектакля – чёткое понимания исполняемых ролей. Прогон всего спектакля. разбор и устранение ошибок в спектакле.
Тема 8. Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Отработка неудавшихся кусков. Свет. Музыкальное сопровождение.
Тема 9. Показ спектакля зрителю. Итоги работы объединения.
У Яноша Корчака в книге «Как любить детей» есть строки «Ребёнок – это 100 масок, 100 ролей способного актёра». Любить детей по Корчаку, значит непременно играть с ними. Не поучать, а вместе фантазировать, сочинять – давать стимулы к подражанию, превращению, к театрализации.
Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми.
Артисту необходима хорошая дикция. Помощь сводится к одному – надо посоветовать ученику – артисту несколько раз в день быстро и отчётливо произносить скороговорки.
Например:
Бык был тупогуб, у быка губа тупа.
Забыл Панкрат дома домкрат.
Занятия эти не сложные, зато результат почувствуется очень скоро.
Очень важно научиться подбирать нужную интонацию голоса, использовать нужные жесты, - этому научит детей педагог.
Юным артистам необходимо беречь свой голосовой аппарат.
Необходимо развивать пластику и координацию движений. Для этого неукоснительно нужно выполнять комплекс ежедневной гимнастики.
Работа с родителями
Необходимо познакомить родителей с их ролью не только в учебном процессе учащихся, но и во внеклассной деятельности, отметить, насколько необходимо и приятно детям их активное участие в театральной деятельностью.
Родителям предлагаются на выбор, на выбор следующие варианты участия в подготовке и проведении кукольных постановок:
- оформителями – дизайнерами (разработка и изготовление оформления спектакля, программок, афиш и т.д.)
- костюмерами (изготовление кукол и их костюмов)
- сценаристами (сочинение сказок, стихов)
- организаторами – координаторами
- спонсорами
Комментарии
Уважаемая Маргарита Петровна.
Уважаемая Маргарита Петровна. Ваш проект воспитательной системы класса "Кукольный театр" разработан в 2010 году. За два года, наверное, имеются какие-то наработки. Вы показывали спектакли, сказки. Вот об этой стороне работы и хотелось бы узнать подробнее.Да еще и с фотографиями.
Хорошо спланированный,
Хорошо спланированный, содержательный проект! Может быть к нему добавить фотографии????
Уважаемые коллеги, большое
Уважаемые коллеги, большое спасибо за интерес к моей работе, за ценные советы и рекомендации. Уже претворяю их в реальность - фотографии добавляю.