Внеклассное занятие «Мамина колыбельная».

Внеклассное занятие «Мамина колыбельная».

Цель: через систему художественных образов подчеркнуть важность доброжелательного отношения к женщине матери; развитие интереса к семейным традициям; формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу; Задачи: дать образное представление об истоках колыбельной песни, приобщать детей к традициям народной культуры; Оборудование: уголок крестьянской избы ( висит колыбель, стоит деревянный стол, на нём – керосиновая лампа, чугунок, около стола – лавка, на лавке – прялка с веретеном) Ход занятия - Дети, положите головы на парту и закройте глаза ( учитель поёт колыбельную песню или звучит фонограмма) Баю – баюшки – бай- бай, Спи - ка, Ваня, засыпай, Спи- ка, Ваня, засыпай. Крепко глазки закрывай. Баю – баюшки – бай – бай, Спи – ка, Ваня, засыпай, Поскорее вырастай, Ко работе привыкай. Баю – баюшки – бай – бай, Ко работе привыкай. Папе с мамой помогай, Баю – баюшки бай – бай. - Что вы услышали сейчас? - А что помогло вам определить, что это колыбельная? - Да, ребята, это действительно колыбельная песня, или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на занятие. Я надеюсь, что в каждом из вас звучание этой колыбельной песни вызовет теплые, приятные воспоминания. Надеюсь равнодушных на занятие не будет. - А как вы думаете, сколько на свете колыбельных песен? - Колыбельных песен не так и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поёт по – своему, что – то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново. А сколько же лет существуют колыбельные песни? - Вот послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок. « Однажды внучка спросила у дедушки: - Дедушка, кто старше меня? - Твоя мама и папа! - А кто старше, чем они? - Мы с бабушкой… - А кто старше всех – всех на свете? - Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которая поёт твоя мама. - А – а, а – а…». - Ребята, скажите, пожалуйста, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная? - Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель- душу. Давно , очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка. - От чего же, ребята, песню называют колыбельной? - Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову « колыбель» ( люлька, зыбка, качалка) - Как вас мамы убаюкивали в детстве? - А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представим простую крестьянскую избу. Посередине избы на берёзовом шесте, который называли очеп, висит люлька. Мама поет младенцу песню, которая даёт ребёнку первые представления о жизни. - Докажите, что колыбельная песня согревает и трогает душу. - Верно, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребёнок ещё не слышит, но чувствует. А что он чувствует? - Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными , добрыми. - Теперь давайте послушаем колыбельные песни, которые пели вам мамы. Подумайте, какие картины жизни, и какое настроение в них отражены? (дети исполняют колыбельные песни) - Какое настроение слышится в этих песнях? - Скажите, пожалуйста, о чём мечтают наши мамы, когда поют колыбельные песни? - Ребята, замечательный поэт Дагестана Расул Гамзатов в своём стихотворении « Мамина колыбельная» подтверждает ваши мысли. (стихотворение читает учитель) Спи, турёнок, спи, сынок! Там, за далью снежных гор, Жизнь сплела в один клубок Честь, и славу, и позор. Но тебя я родила Для добра, а не для зла. И не зря тебе дала Два орлиные крыла. Спи! В горах уже темно. Там, где тучи видят сны, Там давным-давно в одно Правда с ложью сплетены. Но тебя я родила На высокие дела И не зря тебе дала Сердце гордое орла. Спи спокойно, мой родной! Там, за далью синих вод, Мир тягается с войной. Кто осилит? Чья возьмет? Жизнь тебе я, сын, дала Лишь для мира, не для зла! Не отдам тебя войне! Спи, мой мальчик, в тишине! - Что мы узнали о поэте из стихотворения? - Как в стихотворении отражена двойственность мира? - Мама мечтает, чтобы сын вырос каким? - Ведь в каждом из нас сидят две половинки. Мама верит, что сын раскроет, светлую половину. - О чём мечтают мамы мира? (дети читают выразительно стихотворение) - Ребята, мне бы хотелось, чтобы мы зажгли сегодня свечи за мам, которые хотят мира во всём мире, мечтают видеть своих детей добрыми и здоровыми. Глядя на свечу, постарайтесь передать маме тепло своих сердец. Хотелось бы, чтобы связь поколений не прерывалась, а колыбельные песни звучали вновь и вновь. - Сегодня, когда вы придёте домой, загляните маме в глаза. Что можно в них увидеть? - После того, что вы увидите в маминых глазах, что бы вы сделали для мамы, чтобы ей стало очень хорошо? - Сегодня на ночь спойте маме колыбельную песню, которую она вам пела.

Комментарии

Рябова Галина Георгиевна

Юлия Михайловна,здравствуйте! Вы это мероприятие уже проводили или это пока только разработка??? Почему задан такой вопрос??? 1.Хочется прочитать какие колыбельные песни исполняли дети. 2.После слов:"Мама поет младенцу песню, которая даёт ребёнку первые представления о жизни" идёт вопрос:"Докажите, что колыбельная песня согревает и трогает душу."--- ----А какая это песня-то?? Дайте почитать текст. Если она идёт в записи, то почему в раздел оборудование Вы не включили магнитофон!:((( Если Вам не трудно, доработайте, пожалуйста занятие. С уважением Рябова Г.Г.