Внеклассное занятие «Мамина колыбельная».
Внеклассное занятие «Мамина колыбельная».
Опубликовано 19.04.2012 - 19:12 - Алешина Юлия Михайловна
Цель: через систему художественных образов подчеркнуть важность доброжелательного отношения к женщине матери; развитие интереса к семейным традициям; формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу;
Задачи: дать образное представление об истоках колыбельной песни, приобщать детей к традициям народной культуры;
Оборудование: уголок крестьянской избы ( висит колыбель, стоит деревянный стол, на нём – керосиновая лампа, чугунок, около стола – лавка, на лавке – прялка с веретеном)
Ход занятия
- Дети, положите головы на парту и закройте глаза ( учитель поёт колыбельную песню или звучит фонограмма)
Баю – баюшки – бай- бай,
Спи - ка, Ваня, засыпай,
Спи- ка, Ваня, засыпай.
Крепко глазки закрывай.
Баю – баюшки – бай – бай,
Спи – ка, Ваня, засыпай,
Поскорее вырастай,
Ко работе привыкай.
Баю – баюшки – бай – бай,
Ко работе привыкай.
Папе с мамой помогай,
Баю – баюшки бай – бай.
- Что вы услышали сейчас?
- А что помогло вам определить, что это колыбельная?
- Да, ребята, это действительно колыбельная песня, или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на занятие. Я надеюсь, что в каждом из вас звучание этой колыбельной песни вызовет теплые, приятные воспоминания. Надеюсь равнодушных на занятие не будет.
- А как вы думаете, сколько на свете колыбельных песен?
- Колыбельных песен не так и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поёт по – своему, что – то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново. А сколько же лет существуют колыбельные песни?
- Вот послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок.
« Однажды внучка спросила у дедушки:
- Дедушка, кто старше меня?
- Твоя мама и папа!
- А кто старше, чем они?
- Мы с бабушкой…
- А кто старше всех – всех на свете?
- Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный.
Да ещё колыбельная, которая поёт твоя мама.
- А – а, а – а…».
- Ребята, скажите, пожалуйста, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная?
- Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель- душу. Давно , очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка.
- От чего же, ребята, песню называют колыбельной?
- Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову « колыбель» ( люлька, зыбка, качалка)
- Как вас мамы убаюкивали в детстве?
- А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представим простую крестьянскую избу. Посередине избы на берёзовом шесте, который называли очеп, висит люлька. Мама поет младенцу песню, которая даёт ребёнку первые представления о жизни.
- Докажите, что колыбельная песня согревает и трогает душу.
- Верно, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребёнок ещё не слышит, но чувствует. А что он чувствует?
- Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными , добрыми.
- Теперь давайте послушаем колыбельные песни, которые пели вам мамы. Подумайте, какие картины жизни, и какое настроение в них отражены?
(дети исполняют колыбельные песни)
- Какое настроение слышится в этих песнях?
- Скажите, пожалуйста, о чём мечтают наши мамы, когда поют колыбельные песни?
- Ребята, замечательный поэт Дагестана Расул Гамзатов в своём стихотворении « Мамина колыбельная» подтверждает ваши мысли.
(стихотворение читает учитель)
Спи, турёнок, спи, сынок!
Там, за далью снежных гор,
Жизнь сплела в один клубок
Честь, и славу, и позор.
Но тебя я родила
Для добра, а не для зла.
И не зря тебе дала
Два орлиные крыла.
Спи! В горах уже темно.
Там, где тучи видят сны,
Там давным-давно в одно
Правда с ложью сплетены.
Но тебя я родила
На высокие дела
И не зря тебе дала
Сердце гордое орла.
Спи спокойно, мой родной!
Там, за далью синих вод,
Мир тягается с войной.
Кто осилит? Чья возьмет?
Жизнь тебе я, сын, дала
Лишь для мира, не для зла!
Не отдам тебя войне!
Спи, мой мальчик, в тишине!
- Что мы узнали о поэте из стихотворения?
- Как в стихотворении отражена двойственность мира?
- Мама мечтает, чтобы сын вырос каким?
- Ведь в каждом из нас сидят две половинки. Мама верит, что сын раскроет, светлую половину.
- О чём мечтают мамы мира?
(дети читают выразительно стихотворение)
- Ребята, мне бы хотелось, чтобы мы зажгли сегодня свечи за мам, которые хотят мира во всём мире, мечтают видеть своих детей добрыми и здоровыми. Глядя на свечу, постарайтесь передать маме тепло своих сердец. Хотелось бы, чтобы связь поколений не прерывалась, а колыбельные песни звучали вновь и вновь.
- Сегодня, когда вы придёте домой, загляните маме в глаза. Что можно в них увидеть?
- После того, что вы увидите в маминых глазах, что бы вы сделали для мамы, чтобы ей стало очень хорошо?
- Сегодня на ночь спойте маме колыбельную песню, которую она вам пела.
Комментарии
Юлия Михайловна,здравствуйте!