Классный час "Любимые зимние праздники"

Классный час "Любимые зимние праздники"

Сценарий классного часа «Любимые зимние праздники» Учитель. Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго определённые дни года. Им сопутствовали разнообразные обряды, круг таких обрядов открывался святочными. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января по старому стилю, по новому стилю – с 7 января по 19 января. А дозвольте мне спросить вас, гости дорогие, сердцу моему любезные, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту святки? Оглядитесь вокруг да поспрошайте… Уверена, что так и не найдёте вы ответа… В книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия», изданной в Москве в 1880 году, читаем: «Святки, святые вечера – так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем Отечестве, а и за границей, дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова.» (Презентация «Рождество») Давно уже люди были на земле и в суете жизни часто стали забывать Бога. Душа у них делалась грешной и злой. До того, как пришел на землю Сын Божий Иисус Христос, Бог Отец сказал Ему, что Он может спасти людей, сойдя на землю и став человеком. "Учи их, чтобы они знали Мою волю и исполняли ее. Те, которые поверят Тебе, будут любить Меня и другим людям не станут делать зла, спасутся от смерти и получат в награду жизнь вечную". Но чтобы Христос стал чело¬веком, Ему надо было родиться ма¬леньким ребенком, потому что все люди сначала бывают детьми. Матерью Иисуса Христа Бог из¬брал деву Марию, которая очень любила Бога и часто Ему молилась, Когда Марии было шестнадцать лет, ее обручили с добрым, забот¬ливым старцем Иосифом. Незадолго до рождения Иисуса римский император, под властью которого была страна Иудея, велел переписать людей этой земли. Бу¬дущие родители Христа пришли в Вифлеем, так как родом они были из этого города. Там собралось множество народа, и все дома, пригодные для жилья, были уже заняты. Иосиф с Марией остались ночевать за городом в пещере, куда пастухи в ненастье загоняли свой скот. В ту ночь, особенно светлую и теплую, стада были в поле. И тогда у Марии родился обещанный Богом Сын. В час, когда появился на земле Младенец, пастухам явился Ангел и сказал, что принес радостную весть, которая будет радостью все¬му миру: "Бог прислал Сына Своего на землю, чтобы спасти людей от зла. Пойдите в Вифлеем, там вы увидите Его, Он лежит на соломе в пещере. Когда Ангел кончил говорить, с небес сошли другие Ангелы. Они пели и радовались, что Бог послал Сына - научить людей быть добрыми и взять потом в Свое Небесное Царство. Ангелы улетели, и пастухи поспе¬шили туда, где был Иисус Христос. В пещере они нашли Иосифа и Ма¬рию с Младенцем. Поклонившись Ему до земли, они рассказали то, что Ангелы им поведали о Сыне Божием. В то время многие видели, как на небе зажглась необычайно яркая звезда. Умные и богатые люди на востоке - волхвы, увидав эту звез¬ду, поняли, что произошло чудо рождения Бога Сына. Они захотели увидеть Его. И звезда указала им дорогу, остановившись над тем местом, где был Христос. Волхвы поднесли Ему подарки и назвали царем неба и земли. Всё это произошло спустя 5508 лет после сотворения мира. А рож¬дение Младенца Христа стало на¬чалом летоисчисления, которым мы пользуемся и поныне. Теперь вот наступил 2009 год от Рождества Христова. Ученик. Святки праздновались на второй день после Рождества. И ведь что за диво дивное были прежде Святки! Как начнутся они, так и навстречу другим празднествам. С песнями да плясками, со снежною порошею из-под конских копыт, с пирогами да лакомствами. И чего только не делали! Девки молодые привечали парней песнями звонкими. Ряженые бродили по дворам, развлекая хозяев запевками. Катались на санях. Ходили в гости вечерами. Славили Рождество и желали добра друг другу. Да-а-а! Славное времечко было!.. Давайте вернёмся в то далёкое время, когда на Руси отмечали Святки. Кто-то вспомнит, а услышит и увидит в первый раз… (Разыгрывается сцена «Каляда»). Повсюду на Руси славили Коляду – покровителя земледелия, бога Овсеня – покровителя пахаря, сеятеля. Молодёжь ходила по улицам, распевала под окнами или в избе. Песни-колядки поздравляли хозяев и всех домочадцев с праздником, желая им счастья, здоровья на долгие лета. Взывая к Коляде, они обнадёживали хозяина щедрым урожаем: «Дай Бог тому, кто в этом дому! Ему рожь густа, рожь ужиниста! Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна – пирог». Парни распевали «овсеневые песни», доставая из кармана горсть зерна и посыпая им в красный угол, приговаривая: «Сею, вею, повеваю, с Рождеством вас поздравляю! На новое лето, на новое счастье. Уродись, пшеница, овёс, чечевичка! На поле снопами, на столе – пирогами!». Хозяева в ответ одаривали пряниками, пирогами, сладостями, мелкими монетами. В народе считалось: что коли святочные дни весёлые и счастливые, то и весь год будет таков, а колядный обычай обеспечит хозяйственное благополучие на весь год особенно большой урожай. (Разыгрывается сцена «Славим Рождество»). На Рождество деревенские улицы с самого утра наполнялись суетой, гомоном ребятишек. Младшие ходили со снопом в руках и пели: Я маленький хлопчик, Принёс Богу снопчик, Христа величаю, А вас с праздником поздравляю! Ватагами ребятишки ходили по дворам славить Христа. Старший из них шёл с бумажной звездой на шесте, как символом Вифлеемской звезды, возвестившей людям о рождении Христа. При этом пели (слайд 11): Хозяева награждали гостей пирогами, деньгами. Славлением Христа занимались и взрослые, в нём непременно участвовали священнослужители. Ученик. Шумное раздольное празднество продолжается 12 дней до Крещения Господня (19 января нового стиля). По рассказам евангелистов этот день посвящён Крещению Христа. Это произошло на реке Иордан. Крестил Иисуса Иоанн Предтеча. В момент Крещения явился Бог во всех трёх лицах святоё троицы: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой, который слетел с небес в образе голубки. Ученик. С утра на Крещение в тех сёлах, где была церковь, шли на реку или на пруд, обливали его свекольным квасом, и священник после этого святил воду. Вода, взятая на Крещение, сохранялась весь год и не застаивалась. Ученик. Раздольно праздновали этот день. И до самой Масленицы продолжались гулянья – повсюду играли свадьбы. С гиком и песнями мчались по зимним дорогам свадебные поезда: на парах и тройках, с колокольчиками, под гармонь. Учитель. История Нового Года. История Нового Года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. По сей день все европейские народы по традиции встречают Новый Год 1 января. Например, В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на несколько минут гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми. Ученик. В России, со времени введения Христианства, исполняя обычаи своих предков, летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки. Последний раз сентябрьский Новый год был отпразднован в 1698 году. Взойдя на престол, Пётр Великий изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на европейские народы. Начиная с 1700 года и по настоящее время, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не от дня сотворения мира. Новый год стали отмечать 1 января. Петр I велел «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и стоять тому украшению от января по 7 число того же года». Ученик. Петр I ввел обычай наряжать елку. Правда, деревья тогда в домах не ставили. Жилище укра¬шали хвойными лапами, а вокруг ели веселились на улице. В 30-е годы XIX века новогодние дере¬вья ставились только в домах пе¬тербургских немцев. Православ¬ные посмотрели, попривыкли и - переняли. В начале XX века елки были уже неотделимы от зимних праздников. Тем не менее в до¬революционной России все вре¬мя помнили, что рождественская елка, ставшая по совместитель¬ству и новогодней, прибыла из Германии, т.е. имела «иностран¬ное происхождение». За это ей в 1914 году, когда началась первая мировая война, пришлось креп¬ко поплатиться, Ученик. В Саратовском военном госпи¬тале для пленных немецких сол¬дат был устроен на Рождество праздник с традиционной елкой. Узнав об этом, российская прес¬са разразилась гневными выска¬зываниями, а Святейший синод специальным постановлением запретил елку по всей стране как «вражескую, немецкую затею». Реабилитировали ее уже после Октябрьской революции. Ученик. Безыдейный праздник Нового года в первые годы революции на¬полнялся новым содержанием и символикой. Новый 1918 год был отмечен шествиями по городам и весям с красным флагом и рево¬люционными песнями. В 1920 году в Киеве была организована елка для 40 тысяч детей, а в 1921 году, в Бауманском районе Моск¬вы, состоялся показательный суд над «стариком 1920 годом», кото¬рого обвиняли в ведении граждан¬ской войны. Под горячую руку до¬сталось и елке. Ее посчитали ат-рибутом религиозного праздника -Рождества. Ученик. Газеты обли¬чали руководство городов, в кото¬рых продавались елки. Детские из-дания высмеивали ребят, мечтаю¬щих о ней... И даже журнал «Юный натуралист» предложил «на этот вредный буржуазный праздник не тратить ни копейки». Последнюю «законную» елку при советской власти поставила для Ленина На-дежда Константиновна под Новый 1924 год, Потом невинное хвойное дерево было запрещено, как и дру¬гие виды опиума для народа. Суще¬ствовал даже особый вид обще¬ственного поручения: ходить в Рож¬дество по домам и проверять, не по¬ставил ли кто елку, не предается ли под ней тоске по буржуазному про¬шлому? Ученик. В 1930 году вышел специальный указ правительства, закрывающий церкви и запрещающий торговлю елками и елочными украшениями. Учитель. Перелом произошел лишь пять лет спустя. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка за подписью 2-го секретаря ЦК КП{6) Украины Павла Постышева. «Ка¬кие-то, не иначе как «левые», за¬гибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею, -писал он, - между тем елка - пре¬красное развлечение». Заканчива¬лась заметка пожеланием: «Устро¬им хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!» Другие газеты подхватили идею Постышева, И в три дня, оставшие¬ся до наступления Нового года, в школах, детских домах, клубах и дворцах пионеров елки были организованы. В срочном порядке нала¬дили производство елочных укра¬шений, свечей и электрических лам¬почек. Для детей приготовили по-дарки, а в окрестностях Москвы вы¬рубили несколько тысяч деревьев. «Правда», сообщая о первых елоч¬ных базарах в Москве, отмечает, что их не везде удавалось организо¬вать: недоверчивые директора рын¬ков боялись продавать елки. Ученик. Советский Дед Мороз Вот как легендарную историю возвращения елки вспоминает сын Павла Петровича Постышева: «Од¬нажды летом 1935 года отец произ¬нес странную фразу: «Что-то мы все-таки недодумали,..». Недоду¬манным оказалось запрещение елки. Леонид приводит в своих ме¬муарах слова отца: «С какой завис¬тью мы заглядывали в окна богате¬ев (Постышев родился в бедной се¬мье), где вокруг наряженной и об¬вешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети... Вот бу¬дет пленум ЦК, поставлю вопрос о том, чтобы вернуть нашим детям этот чудесный праздник». Перед отъездом отца Леонид слег с двух¬сторонним воспалением легких. Вернувшись из Москвы. Постышев поставил возле постели сына ма¬ленькую елочку, включил вилку в ро¬зетку-и засветилась десятком ма¬леньких стеклянных свечек краси¬вая искусственная елочка «Это по¬дарок тебе и всем советским детям, - сказал отец, - С этого Нового года опять будет праздник елки!»Леонид моментально пошел на поправку. В семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а елка. Ученик. Кто такой Дед Мороз? Что касается истории главного персонажа Нового года – Деда Мороза – то в одних странах его предками считают гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров или бродячих продавцов детских игрушек. Иными словами, образ Деда Мороза складывался веками. Учитель. Мало кому известно, что Дед Мороз стал тем, кто он есть благодаря существованию вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в Малой Азии жил и творил благие дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Фигура этого вполне достоверного исторического персонажа постепенно обрастать легендами и сказочными подробностями, в результате чего появился новый образ – доброго дедушки, способного осчастливить малыша, коль скоро тот обратится к нему с просьбой. Папа-снег, Шэн Дань Лаожэнь, Санта-Клаус, Пер Ноэль, Микалаус , Дед Мороз, Father Cristmas, Weihnachtsmann, Йоулупукки (фин. Joukipuki) – это лишь малая часть его имен. Кстати, финский вариант – Joulupukki – забавен для нас не только с точки зрения фонетической. Достовный перевод этого слова с финского языка звучит как рождественский козел. Сразу оговоримся, ничего ругательного или оскорбительного в это имя финны на вкладывали и не вкладывают. Так уж сложилось. Дело в том, что в стародавние времена подарки в рождественскую ночь по домам разносили ряженные. Рядились они по большей части в костюмы животных, причем самым популярным персонажем мистерии был почему-то козел. В старину Йоулупукки приносил вместе с подарками еще и розги, входя в дом со словами: «Есть ли в этом доме послушные дети?». В наши дни этот своеобразный элемент воспитания почти исчез, и каждый ребенок, даже самый задиристый непоседа получает заветный подарок. Ученик. Дедушка Мороз, который со¬провождает сегодня все без исключения новогодние ел¬ки для детей, многие корпоративные вечеринки и банкеты для взрослых, кажется сегодня воплощением ста¬ринной русской традиции. Хотя посе¬щать праздники в том виде, в кото¬ром его привыкли видеть современ¬ные дети, он стал только с 1937 года, а до 1917-го совершал визиты на рож-дественские торжества нерегулярно. Дед Мороз вообще был рожден на свет, по сути, писателем Владимиром Одоевским в 1840 году, когда был опубликован рассказ «Мороз Ивано¬вич», Хотя, конечно, сюжет Владимир Федорович позаимствовал из народной сказки про Морозко. Вот только народный персонаж вовсе не обла¬дал гуманностью, а был довольно же-стоким стариком, который, в отличие от киношного Морозки Александра Роу, заморозил нерадивую сельскую девушку насмерть. Ученик. Да и вообще народный Морозко был типом злобным и неприветли¬вым. Он использовал свой посох для физических наказаний непослушных детей, а мешок - отнюдь не для по¬дарков, а для сбора приношений, ко¬торые должны были задабривать его суровый нрав. Иначе злобный Мороз¬ко мог и заморозить до смерти путни¬ка, домашнюю скотину, а то и поглу¬миться над первыми всходами. Ученик. Литературный Мороз Иванович был воспринят публикой на ура, а про его прототипа все с легкостью поза¬были. В 1873 году свет увидела пьеса Александра Островского «Снегуроч¬ка», благодаря которой милому на-родному сердцу Морозу Ивановичу тут же приписали дочку, которая со временем таинственным образом из¬менила степень родства с ним и стала почему-то внучкой. Скорее всего, по¬тому, что Мороз Иванович тоже об¬рел статус деда, а у деда должна быть внучка, а не дочка. Короче говоря, постарел ли раньше отец до деда или помолодела его дочь до внучки, дос-товерно не известно. Но эти двое пре¬вратились в неразлучную, сначала - рождественскую, а после 1917 года -новогоднюю, парочку. В других хри-стианских странах прообразом глав¬ного рождественского персонажа стал св. Николай Мирликийский. В начале IV столетия в центре римской провинции Ликия в городе Миры он был архиепископом. История его пас¬тырского служения, милосердие, рев¬ностное отношение к вере стали ос¬нованием для причисления архиепи¬скопа к лику святых. Николай Чудо¬творец, Николай Угодник - один из самых почитаемых святых и в право¬славной церкви. Ученики (демонтрируют иллюстрации – изображения разных Дедов Морозов). КАК ЗОВУТ ДЕДА МОРОЗА В РАЗНЫХ СТРАНАХ? На новогодних праздниках Дед Мороз появился в|конце XIX века. Он приходит поздравить с наступаю¬щим Новым годом и Рождеством и, как правило,) приносит подарки. Но зовут этого старца по-разному: Санта-Клаус, Пэр-Ноэль, Юлниссаар, Йыулувана или даже Кербобо. В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом, и в красные шаровары. На голове — красный колпак. В Финляндии ново-годнего деда зовут Йоулупкки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островер¬хих шапочках и накидках, отороченных белым мехом. А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен, и карлик Юлнис¬саар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках. Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает «Отец Рождество». Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ, В его корзине спрятаны роз¬ги для непослушных и ленивых детей. Чтобы задобрить Шаланда, де¬ти поют ему песенку: К нам пришел Шаланд В остроконечной шапке, С соломенной бородой. Теперь у нас вдоволь орехов И вкусных булочек До самого Нового года! На Кипре Деда Мороза зовут Василий. В Италии к детям приходит ста-рушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола. На Руси знаменитый дедушка — Дед Мороз, Мороз Красный нос, Мороз-воевода. Его одеж¬дой уже издавна является длинная красная шуба с белым мехом, У Деда Мороза длинная белая борода, в руках — посох. Приходит он в гости не только с подарками, но и со своей внучкой Сне¬гурочкой. В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза. В Монголии Дед Мороз похож на пастуха, Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках — длинный кнут. В Узбекистане его зовут Кербобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Кербобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками. В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зелёным шарфом, и зелёный халат, на котором вышиты цветы. Гадания на Новый год (Разыгрываются сценки). В Новый год очень хочется узнать: что ждет нас в будущем? А может быть вы решили загадать желание?! Тогда вам предлагается несколько видов новогодних гаданий, какой-нибудь да придется вам по душе. Хорошо, что Иван Грозный не увлекался гаданиями при помощи свечей! Он перевешал бы всех, имеющих сходство с восковыми фигурками. Вы, конечно, не столь жестоки, да и стоит ли перед праздниками таить злобу на кого бы то ни было? А в хорошем настроении любая фигура из расплавленного воска покажется предсказанием счастливого будущего. Подогрейте свечу на водяной бане и сразу вылейте расплавленный воск в большую глубокую тарелку, наполненную холодной водой. Быстро застывающий воск образует четкие очертания предметов, по которым и судят о будущем. Подковка, например, сулит большое счастье, а звездочка - получение давно ожидаемого известия. Такую фигурку, кстати говоря, можно сохранить на память как талисман. Если же образовалось нечто бесформенное, призовите фантазию, которая наверняка вам что-нибудь подскажет. Если хотите гадание посерьезнее, возьмите зеркало, перед ним поставьте графин, наполненный водой, с трех сторон от него - горящие свечи. Чтобы узнать, что год грядущий нам готовит, смотрите сквозь воду в зеркало, что-нибудь оно да покажет! Самое главное - не забывайте: на гадание у вас не так много времени. Ведь еще нужно обязательно успеть сжечь еще одну заветную бумажку. За час до начала боя новогодних курантов напишите на небольшом кусочке бумаге желаннейшее из желаний. С первым ударом подожгите его, и если он успеет сгореть к последнему удару, считайте, что желание уже начало сбываться. В народе придумана масса способов, как оградить себя от нежелательных последствий во время гадания. Но самый действенный из них - не относится к происходящему всерьез. Иногда случается, что предсказание настолько сильно застревает в сознании, что человек невольно стремится реализовать его, иногда даже вопреки здравому смыслу. И оно сбывается, но вовсе потому, что было уж таким неизбежным. А когда гадание воспринимается всего лишь как игра, то не так уж обидно, что предсказание не сбылось. По крайней мере, вы развлеклись на славу. Учитель. Радовался жизни российский народ. Трудные времена переживает ныне наше Отечество. Но пусть хоть в эти дни у всех у нас благополучие и праздничное настроение. Пусть жизнь наша пройдёт в добре и счастье! ЖИТЬ НАМ ВМЕСТЕ ЛЕТ ДО ДВЕСТИ! ВСЁ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdestvo_scen..doc990 КБ
Файл rozhdestvo.pptm2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Любимые зимние праздники»

Учитель.

     Большинство народных праздников отмечалось славянами в строго определённые дни года. Им сопутствовали разнообразные обряды, круг таких обрядов открывался святочными. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января по старому стилю, по новому стилю – с 7 января по 19 января.

А дозвольте мне спросить вас, гости дорогие, сердцу моему любезные, знает ли кто из вас, что такое святые вечера, а попросту святки? Оглядитесь вокруг да поспрошайте… Уверена, что так и не найдёте вы ответа… В книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия», изданной в Москве в 1880 году, читаем:

«Святки, святые вечера – так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем Отечестве, а и за границей, дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова.»

(Презентация «Рождество»)

Давно уже люди были на земле и в суете жизни часто стали забывать Бога. Душа у них делалась грешной и злой.

До того, как пришел на землю Сын Божий Иисус Христос, Бог Отец сказал Ему, что Он может спасти людей, сойдя на землю и став человеком. "Учи их, чтобы они знали Мою волю и исполняли ее. Те, которые поверят Тебе, будут любить Меня и другим людям не станут делать зла, спасутся от смерти и получат в награду жизнь вечную".

Но чтобы Христос стал чело веком, Ему надо было родиться ма леньким ребенком, потому что все люди сначала бывают детьми.

Матерью Иисуса Христа Бог из брал деву Марию, которая очень любила Бога и часто Ему молилась, Когда Марии было шестнадцать лет, ее обручили с добрым, забот ливым старцем Иосифом.

Незадолго до рождения Иисуса римский император, под властью

которого была страна Иудея, велел переписать людей этой земли. Бу дущие родители Христа пришли в Вифлеем, так как родом они были из этого города. Там собралось множество народа, и все дома, пригодные для жилья, были уже заняты. Иосиф с Марией остались ночевать за городом в пещере, куда пастухи в ненастье загоняли свой скот. В ту ночь, особенно светлую и теплую, стада были в поле. И тогда у Марии родился обещанный Богом Сын.

В час, когда появился на земле Младенец, пастухам явился Ангел и сказал, что принес радостную весть, которая будет радостью все му миру: "Бог прислал Сына Своего на землю, чтобы спасти людей от зла. Пойдите в Вифлеем, там вы увидите Его, Он лежит на соломе в пещере.

Когда Ангел кончил говорить, с небес сошли другие Ангелы. Они пели и радовались, что Бог послал Сына - научить людей быть добрыми и взять потом в Свое Небесное Царство.

 Ангелы улетели, и пастухи поспе шили туда, где был Иисус Христос. В пещере они нашли Иосифа и Ма рию с Младенцем. Поклонившись Ему до земли, они рассказали то, что Ангелы им поведали о Сыне Божием.

В то время многие видели, как на небе зажглась необычайно яркая звезда. Умные и богатые люди на востоке - волхвы, увидав эту звез ду, поняли, что произошло чудо рождения Бога Сына. Они захотели увидеть Его. И звезда указала им дорогу, остановившись над тем местом, где был Христос. Волхвы поднесли Ему подарки и назвали царем неба и земли.

Всё это произошло спустя 5508 лет после сотворения мира. А рож дение Младенца Христа стало на чалом летоисчисления, которым мы пользуемся и поныне. Теперь вот наступил 2009 год от Рождества Христова.

Ученик.

Святки праздновались на второй день после Рождества. И ведь что за диво дивное были прежде Святки! Как начнутся они, так и навстречу другим празднествам. С песнями да плясками, со снежною порошею  из-под конских копыт, с пирогами да лакомствами. И чего только не делали! Девки молодые привечали парней песнями звонкими. Ряженые бродили по дворам, развлекая хозяев запевками. Катались  на санях. Ходили в гости вечерами. Славили Рождество и желали добра друг другу. Да-а-а! Славное времечко было!.. Давайте вернёмся в то далёкое время, когда на Руси отмечали Святки. Кто-то вспомнит, а услышит и увидит в первый раз…

(Разыгрывается сцена «Каляда»).

Повсюду на Руси славили Коляду – покровителя земледелия, бога Овсеня  – покровителя пахаря, сеятеля. Молодёжь ходила по улицам, распевала под окнами или в избе. Песни-колядки поздравляли хозяев и всех домочадцев с праздником, желая им счастья, здоровья на долгие лета. Взывая к Коляде, они обнадёживали хозяина щедрым урожаем: «Дай Бог тому, кто в этом дому! Ему рожь густа, рожь ужиниста! Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна – пирог». Парни распевали «овсеневые песни», доставая из кармана   горсть зерна и посыпая им в красный угол, приговаривая: «Сею, вею, повеваю, с Рождеством вас поздравляю! На новое лето, на новое счастье. Уродись, пшеница, овёс, чечевичка!   На поле снопами, на столе – пирогами!».

Хозяева в ответ одаривали  пряниками, пирогами, сладостями, мелкими монетами.

В народе считалось: что коли святочные дни весёлые и счастливые, то и весь год будет таков, а колядный обычай обеспечит хозяйственное благополучие на весь год особенно большой урожай.

(Разыгрывается сцена «Славим Рождество»).

На Рождество деревенские улицы с самого утра наполнялись суетой, гомоном ребятишек. Младшие ходили со снопом в руках и пели:

Я маленький хлопчик,

Принёс Богу снопчик,

Христа величаю,

А вас с праздником поздравляю!

Ватагами ребятишки ходили по дворам славить Христа. Старший из них шёл с бумажной звездой на шесте, как символом Вифлеемской звезды, возвестившей людям о рождении Христа. При этом пели (слайд 11):

     Хозяева награждали гостей пирогами, деньгами. Славлением Христа занимались и взрослые, в нём непременно участвовали священнослужители.

Ученик.

Шумное раздольное празднество продолжается 12 дней до Крещения Господня (19 января нового стиля). По рассказам евангелистов этот день посвящён Крещению Христа. Это произошло на реке Иордан. Крестил Иисуса Иоанн Предтеча. В момент Крещения явился Бог во всех трёх лицах святоё троицы: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой, который слетел с небес в образе голубки.

Ученик.

      С утра на Крещение в тех сёлах, где была церковь, шли на реку или на пруд, обливали его свекольным квасом, и священник после этого святил воду. Вода, взятая на Крещение, сохранялась весь год и не застаивалась.

Ученик.

    Раздольно праздновали этот день. И до самой Масленицы продолжались гулянья – повсюду играли свадьбы. С гиком и песнями мчались по зимним дорогам свадебные поезда:  на парах и тройках, с колокольчиками, под гармонь.

Учитель.

История Нового Года.

История Нового Года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января.
По сей день все европейские народы по традиции встречают Новый Год 1 января. Например, В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на несколько минут гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми.

Ученик.

В России, со времени введения Христианства, исполняя обычаи своих предков, летоисчисление начинали или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки. Последний раз сентябрьский Новый год был отпразднован в 1698 году. Взойдя на престол, Пётр Великий изменил и летоисчисление, и способ празднования Нового года, ссылаясь на европейские народы.
Начиная с 1700 года и по настоящее время, летоисчисление начинается от Рождества Христова, а не от дня сотворения мира. Новый год стали отмечать 1 января. Петр I велел «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и стоять тому украшению от января по 7 число того же года».

Ученик.

 Петр I ввел обычай наряжать елку. Правда, деревья тогда в домах не ставили. Жилище укра шали хвойными лапами, а вокруг ели веселились на улице. В 30-е годы XIX века новогодние дере вья ставились только в домах пе тербургских немцев. Православ ные посмотрели, попривыкли и - переняли. В начале XX века елки были уже неотделимы от зимних праздников. Тем не менее в до революционной России все вре мя помнили, что рождественская елка, ставшая по совместитель ству и новогодней, прибыла из Германии, т.е. имела «иностран ное происхождение». За это ей в 1914 году, когда началась первая мировая война, пришлось креп ко поплатиться,

Ученик.

В Саратовском военном госпи тале для пленных немецких сол дат был устроен на Рождество праздник с традиционной елкой. Узнав об этом, российская прес са разразилась гневными выска зываниями, а Святейший синод специальным постановлением запретил елку по всей стране как «вражескую, немецкую затею». Реабилитировали ее уже после Октябрьской революции.

Ученик.

Безыдейный праздник Нового года в первые годы революции на полнялся новым содержанием и символикой. Новый 1918 год был отмечен шествиями по городам и весям с красным флагом и рево люционными песнями. В 1920 году в Киеве была организована елка для 40 тысяч детей, а в 1921 году, в Бауманском районе Моск вы, состоялся показательный суд над «стариком 1920 годом», кото рого обвиняли в ведении граждан ской войны. Под горячую руку до сталось и елке. Ее посчитали ат рибутом религиозного праздника -Рождества.

Ученик.

Газеты обли чали руководство городов, в кото рых продавались елки. Детские из дания высмеивали ребят, мечтаю щих о ней... И даже журнал «Юный натуралист» предложил «на этот вредный буржуазный праздник не тратить ни копейки». Последнюю «законную» елку при советской власти поставила для Ленина На дежда Константиновна под Новый 1924 год, Потом невинное хвойное дерево было запрещено, как и дру гие виды опиума для народа. Суще ствовал даже особый вид обще ственного поручения: ходить в Рож дество по домам и проверять, не по ставил ли кто елку, не предается ли под ней тоске по буржуазному про шлому?

Ученик.

В 1930 году вышел специальный указ правительства, закрывающий церкви и запрещающий торговлю елками и елочными украшениями.

Учитель.

Перелом произошел лишь пять лет спустя. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка за подписью 2-го секретаря ЦК КП{6) Украины Павла Постышева. «Ка кие-то, не иначе как «левые», за гибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею, -писал он, - между тем елка - пре красное развлечение». Заканчива лась заметка пожеланием: «Устро им хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

Другие газеты подхватили идею Постышева, и в три дня, оставшие ся до наступления Нового года, в школах, детских домах, клубах и дворцах пионеров елки были организованы. В срочном порядке нала дили производство елочных укра шений, свечей и электрических лам почек. Для детей приготовили по дарки, а в окрестностях Москвы вы рубили несколько тысяч деревьев. «Правда», сообщая о первых елоч ных базарах в Москве, отмечает, что их не везде удавалось организо вать: недоверчивые директора рын ков боялись продавать елки.

Ученик.

Советский Дед Мороз

Вот как легендарную историю возвращения елки вспоминает сын Павла Петровича Постышева: «Од нажды летом 1935 года отец произ нес странную фразу: «Что-то мы все-таки недодумали,..». Недоду манным оказалось запрещение елки. Леонид приводит в своих ме муарах слова отца: «С какой завис тью мы заглядывали в окна богате ев (Постышев родился в бедной се мье), где вокруг наряженной и об вешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети... Вот бу дет пленум ЦК, поставлю вопрос о том, чтобы вернуть нашим детям этот чудесный праздник». Перед отъездом отца Леонид слег с двух сторонним воспалением легких. Вернувшись из Москвы. Постышев поставил возле постели сына ма ленькую елочку, включил вилку в ро зетку-и засветилась десятком ма леньких стеклянных свечек краси вая искусственная елочка «Это по дарок тебе и всем советским детям, - сказал отец, - С этого Нового года опять будет праздник елки!»Леонид моментально пошел на поправку. В семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а елка.

Ученик.

Кто такой Дед Мороз?

Что касается истории главного персонажа Нового года – Деда Мороза – то в одних странах его предками считают гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров или бродячих продавцов детских игрушек. Иными словами, образ Деда Мороза складывался веками.

Учитель.

Мало кому известно, что Дед Мороз стал тем, кто он есть благодаря существованию вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в Малой Азии жил и творил благие дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Фигура этого вполне достоверного исторического персонажа постепенно обрастать легендами и сказочными подробностями, в результате чего появился новый образ – доброго дедушки, способного осчастливить малыша, коль скоро тот обратится к нему с просьбой. Папа-снег, Шэн Дань Лаожэнь, Санта-Клаус, Пер Ноэль, Микалаус , Дед Мороз, Father Cristmas, Weihnachtsmann, Йоулупукки (фин. Joukipuki) – это лишь малая часть его имен. Кстати, финский вариант – Joulupukki – забавен для нас не только с точки зрения фонетической. Достовный перевод этого слова с финского языка звучит как рождественский козел. Сразу оговоримся, ничего ругательного или оскорбительного в это имя финны на вкладывали и не вкладывают. Так уж сложилось. Дело в том, что в стародавние времена подарки в рождественскую ночь по домам разносили ряженные. Рядились они по большей части в костюмы животных, причем самым популярным персонажем мистерии был почему-то козел. В старину Йоулупукки приносил вместе с подарками еще и розги, входя в дом со словами: «Есть ли в этом доме послушные дети?». В наши дни этот своеобразный элемент воспитания почти исчез, и каждый ребенок, даже самый задиристый непоседа получает заветный подарок.

Ученик.

     Дедушка Мороз, который со провождает сегодня все без исключения новогодние ел ки для детей, многие корпоративные вечеринки и банкеты для взрослых, кажется сегодня воплощением ста ринной русской традиции. Хотя посе щать праздники в том виде, в кото ром его привыкли видеть современ ные дети, он стал только с 1937 года, а до 1917-го совершал визиты на рож дественские торжества нерегулярно. Дед Мороз вообще был рожден на свет, по сути, писателем Владимиром Одоевским в 1840 году, когда был опубликован рассказ «Мороз Ивано вич», Хотя, конечно, сюжет Владимир Федорович позаимствовал из народной сказки про Морозко. Вот только народный персонаж вовсе не обла дал гуманностью, а был довольно же стоким стариком, который, в отличие от киношного Морозки Александра Роу, заморозил нерадивую сельскую девушку насмерть.

     Ученик.

 Да и вообще народный Морозко был типом злобным и неприветли вым. Он использовал свой посох для физических наказаний непослушных детей, а мешок - отнюдь не для по дарков, а для сбора приношений, ко торые должны были задабривать его суровый нрав. Иначе злобный Мороз ко мог и заморозить до смерти путни ка, домашнюю скотину, а то и поглу миться над первыми всходами.

Ученик.

Литературный Мороз Иванович был воспринят публикой на ура, а про его прототипа все с легкостью поза были. В 1873 году свет увидела пьеса Александра Островского «Снегуроч ка», благодаря которой милому на родному сердцу Морозу Ивановичу тут же приписали дочку, которая со временем таинственным образом из менила степень родства с ним и стала почему-то внучкой. Скорее всего, по тому, что Мороз Иванович тоже об рел статус деда, а у деда должна быть внучка, а не дочка. Короче говоря, постарел ли раньше отец до деда или помолодела его дочь до внучки, дос товерно не известно. Но эти двое пре вратились в неразлучную, сначала - рождественскую, а после 1917 года -новогоднюю, парочку. В других хри стианских странах прообразом глав ного рождественского персонажа стал св. Николай Мирликийский. В начале IV столетия в центре римской провинции Ликия в городе Миры он был архиепископом. История его пас тырского служения, милосердие, рев ностное отношение к вере стали ос нованием для причисления архиепи скопа к лику святых. Николай Чудо творец, Николай Угодник - один из самых почитаемых святых и в право славной церкви.

Ученики (демонтрируют иллюстрации – изображения разных Дедов Морозов).

КАК ЗОВУТ ДЕДА МОРОЗА В РАЗНЫХ СТРАНАХ?

На новогодних праздниках Дед Мороз появился в|конце XIX века. Он приходит поздравить с наступаю щим Новым годом и Рождеством и, как правило,) приносит подарки. Но зовут этого старца по-разному: Санта-Клаус, Пэр-Ноэль, Юлниссаар, Йыулувана или даже Кербобо.

    В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом, и в красные шаровары. На голове — красный колпак. В Финляндии ново годнего деда зовут Йоулупкки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островер хих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.

     А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен, и карлик Юлнис саар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

      Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает «Отец Рождество». Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ, В его корзине спрятаны роз ги для непослушных и ленивых детей. Чтобы задобрить Шаланда, де ти поют ему песенку:

 К нам пришел Шаланд  

В остроконечной шапке,

С соломенной бородой.

Теперь у нас вдоволь орехов

 И вкусных булочек

До самого Нового года!

На Кипре Деда Мороза зовут Василий. В Италии к детям приходит ста рушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.

На Руси знаменитый дедушка — Дед Мороз, Мороз Красный нос, Мороз-воевода. Его одеж дой уже издавна является длинная красная шуба с белым мехом, У Деда Мороза длинная белая борода, в руках — посох. Приходит он в гости не только с подарками, но и со своей внучкой Сне гурочкой.

    В Румынии «снежного дедушку»  зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза. В Монголии Дед Мороз похож на пастуха, Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках — длинный кнут.

    В Узбекистане его зовут Кербобо. Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Кербобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.
 В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зелёным шарфом, и зелёный халат, на котором вышиты цветы.

Гадания на Новый год

(Разыгрываются сценки).

   В Новый год очень хочется узнать: что ждет нас в будущем? А может быть вы решили загадать желание?! Тогда вам предлагается несколько видов новогодних гаданий, какой-нибудь да придется вам по душе.
  Хорошо, что Иван Грозный не увлекался гаданиями при помощи свечей! Он перевешал бы всех, имеющих сходство с восковыми фигурками. Вы, конечно, не столь жестоки, да и стоит ли перед праздниками таить злобу на кого бы то ни было? А в хорошем настроении любая фигура из расплавленного воска покажется предсказанием счастливого будущего.
  Подогрейте свечу на водяной бане и сразу вылейте расплавленный воск в большую глубокую тарелку, наполненную холодной водой. Быстро застывающий воск образует четкие очертания предметов, по которым и судят о будущем. Подковка, например, сулит большое счастье, а звездочка - получение давно ожидаемого известия. Такую фигурку, кстати говоря, можно сохранить на память как талисман. Если же образовалось нечто бесформенное, призовите фантазию, которая наверняка вам что-нибудь подскажет.
  Если хотите гадание посерьезнее, возьмите зеркало, перед ним поставьте графин, наполненный водой, с трех сторон от него - горящие свечи. Чтобы узнать, что год грядущий нам готовит, смотрите сквозь воду в зеркало, что-нибудь оно да покажет!
  Самое главное - не забывайте: на гадание у вас не так много времени. Ведь еще нужно обязательно успеть сжечь еще одну заветную бумажку. За час до начала боя новогодних курантов напишите на небольшом кусочке бумаге желаннейшее из желаний. С первым ударом подожгите его, и если он успеет сгореть к последнему удару, считайте, что желание уже начало сбываться.
   В народе придумана масса способов, как оградить себя от нежелательных последствий во время гадания. Но самый действенный из них - не относится к происходящему всерьез. Иногда случается, что предсказание настолько сильно застревает в сознании, что человек невольно стремится реализовать его, иногда даже вопреки здравому смыслу. И оно сбывается, но вовсе потому, что было уж таким неизбежным. А когда гадание воспринимается всего лишь как игра, то не так уж обидно, что предсказание не сбылось. По крайней мере, вы развлеклись на славу.

Учитель.

     Радовался жизни российский народ. Трудные времена переживает ныне наше Отечество.  Но пусть хоть в эти дни у всех у нас благополучие и праздничное настроение. Пусть жизнь наша пройдёт в добре и счастье!

ЖИТЬ НАМ ВМЕСТЕ ЛЕТ ДО ДВЕСТИ!

ВСЁ!


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:


Комментарии

Спасибо, Ирина Викторовна, за интересную разработку. Пригодится к следующему Рождеству. Самое главное, она подходит для детей любого школьного возраста!